Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Ребышева Л.В. 1 Савицкая Ю.П. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок молодых россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей. Молодежь находится «в поисках», начиная от простого и важного вопроса смысла жизни, до активной выработки своей системы ценностей. Несомненно, на выбор молодого человека влияют происходящие события, его окружение, восприятие мира. В статье приводится теоретический анализ работ, затрагивающих проблему религии в современном обществе. Дается сущностное толкование научных категорий «ценности», «религия». Приводятся эмпирические данные отношения современного студенчества к данному феномену. Делается вывод о роли влияния религиозный убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий.
ценности
система ценностей
религия
религиозные ценности
молодежь
студенчество
1. Амиров Я.Б. Конфессиональный портрет современной России [Текст] / Я.Б. Амиров // Вопросы гуманитарных наук. – 2009. – № 11. – С.23.
2. Булатова Т. А. Проблема религиозной толерантности в СМИ [Текст] / Т.А. Булатова // Вестник ТГПУ 2012. – 12 (127). – С. 208-214.
3. Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма [Текст] / Д.С. Вояковский // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 1. – С. 273-276.
4. Курганская М.Я. Религиозное сознание // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – С. 396–397.
5. Конституция Российской Федерации от 30 марта 2012г. [Текст] – pravzakon.ru›doc18.htm
6. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений [Текст]: / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. – 1998. – № 5. – С.98-104.
7. Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. Материалы научно-практической конференции [Текст] : Ханты-Мансийск, 1999. – 266 с.
8. Осипова Л.Б., Толмачева С.В. Исследование восприятия социальной рекламы молодежной аудиторией [Текст] /Л.Б. Осипова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – №2 (35) - С. 207-214.
9. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения:10.09.2012).
10. Шанская А.В. Возрождение традиций язычества [Текст] / А.В. Шанская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 1. – С. 180-184.
В сегодняшнем динамичном, быстроменяющемся мире социальные группы подвержены влиянию со стороны различных факторов. Особенно это касается такой группы, как молодежь. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются стержневыми в любую эпоху и в любом обществе. Например, трудолюбие, образованность, доброта, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Ведь именно «падение» значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. По этому поводу Р. Т. Насибуллин и Ф. Г. Хайруллин  справедливо утверждали, что «любое общество цементируется на базе общепринятых ценностных ориентиров, переходящих из поколения в поколение по всем сферам общественной жизни, в том числе по формам устройства государства и экономической системы, духовной культуры и социальной системы» [7]. Связь культуры и ценностей диалектична, ибо в той степени, в какой культура определяет ценности общества, обуславливаются ее уровень и содержание. Так, Лапин Н.И. писал: «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим мотивом социального действия и поведения индивидов» [6]. Ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда оформляются в некоторую целостную систему, которая является основой регулирования поведения личности, группы, общества. В социологии проблема ценностных ориентаций является одной из важнейших, так как ее решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп [8].

Россия на современном этапе развития проходит через сложнейшие социальные трансформации, происходят глубокие фундаментальные ценностные сдвиги, влекущие за собой обновление различных сторон общественной жизни, в частности религиозной сферы жизни россиян. После крушения советского строя в России сформировалось совершенно иное отношение к религии. Мы наблюдаем явление, которое в зависимости от отношения к нему называют по-разному: «возрождение духовности», «мода на религию».

Применительно к законодательной базе, следует отметить, что в Конституции РФ указывается свобода вероисповеданий, отражающая право каждого гражданина свободно выбирать и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой [5]. Одновременно, Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 01.07.2011 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Под религией понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Основная религиозная ценность - вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели. Вера в Бога - существовала во многих культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы [2, 3, 10], наиболее конфликтогенными на сегодняшний день являются именно этнические и конфессиональные процессы, которые решаются при помощи экстремистских и террористических методов. Как отмечает Я.Б. Амиров [1], «к началу 90-х годов ХХ века оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различному роду конфликтам, спорам, непонимания. Лидеры различных конфессий проявляют готовность к сотрудничеству с государством, участию в решении социальных проблем. Религиозные объединения проводят в этом направлении большую работу. При этом, можно отметить, что большинство среднестатистических жителей России не знает об этих конфессиях, и вряд ли назовут более 10, наиболее распространенных, те о которых говорят в СМИ. Таким образом, можем отметить, что современные социальные изменения оказывают в определенной мере деформирующее воздействие на религиозное сознание, об этом говорит, в первую очередь появление сект и «модных» религий в духовно-религиозном пространстве современной России и мира в целом.  Возникновение, функционирование, трансформация религиозных общностей в современных условиях не могут быть осмыслены без анализа сущности, функций, методов религиозного образования. Оно является важнейшим «каналом» распространения религиозных взглядов и способов действия, пополнения религиозных объединений молодежью, условием их существования и жизнеспособности, поэтому именно религиозному образованию уделяется такое большое внимание всеми религиозными конфессиями. Можно даже сказать, что от того, насколько будут развиты как собственно религиозное образование, так и его контакты с образованием светским, зависит будущее самой религии.

Религия отражается и конструируется в соответствии с личностными смыслами в психике принявшего ее человека в виде религиозности, возникает научный интерес к изучению характера религиозности молодежи, механизмов ее возникновения, психологических последствий и ее роли в развитии личности молодого человека. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание - это одна из областей, где религиозные организации и государство сотрудничают на основании того, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее - не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться. К основным направлениям деятельности государственных учреждений с молодежью относятся:

  • развитие православных молодежных организаций;
  • проведение обучающих семинаров по вопросам организации молодежного служения;
  • создание и развитие православных молодежных досуговых, тематических клубов и групп с целью создания здоровой молодежной среды общения, проведение миссионерских, образовательных и социальных программ;
  • проведение аналитической работы и создание информационного поля для пропаганды православного молодежного движения в обществе: издание газет, сотрудничество со светскими СМИ, развитие и продвижение интернет-сайта отдела, другие информационные проекты.

При этом следует заметить, что существует опасность в том, что «борьба за молодежь» между объединениями, основанными на разных мировоззренческих позициях, может привести к еще одному расколу российского общества и так пока далекого от интеграции. Особое значение в русле рассмотрения данной проблемы имеют такие фундаментальные научные категории, как личность, ценности и смысл жизни, отношение к жизни и смерти, которые служат основой для формирования и развития гармоничной личности с приоритетом духовно-нравственных идеалов. Важность изучения данных феноменов состоит в том, что они сообщают направленность деятельности человека, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации, что и обусловливает актуальность проводимых социологических исследований.

Жизнедеятельность современной молодежи как социальной группы разворачивается в условиях отсутствия атеистической пропаганды, мировоззренческого плюрализма, огромного количества информации религиозного плана. В данной социальной ситуации  представляется чрезвычайно актуальной необходимость обратить внимание на религиозные ценности студенческой молодежи, ведь именно молодые люди  выбирают траекторию духовно-нравственного развития общества. Дополнительную актуальность также придает то обстоятельство, что политическая элита пытается вмонтировать религию в систему образования. Современная студенческая молодежь представляет собой поколение, вовлеченное в духовный поиск, активно ищущее собственную религиозную идентичность. Важной составляющей отношений религиозных общностей с молодежью является взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Основные аспекты: обеспечение государством светского характера образования в образовательных учреждениях; государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин; предоставление возможности обучать студентов религии в учебных заведениях вне рамок образовательной программы; государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями [4]. Исходя из этих позиций, в мае 2014 года проведено авторское пилотажное социологическое исследование на тему «Религиозные ориентации студенческой молодежи Тюменского государственного нефтегазового университета». Задачей авторского социологического исследования являлось выявление верований студентов. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза. Вера является актом личностного самоутверждения.

Таблица 1

Представления студентов о вере в Бога, в %

Варианты ответов

%

1

Смыслообразующая ценность в жизни

33

2

Психологическая помощь и поддержка

20

3

Нечто сверхъестественное

7

4

Самосовершенствование

7

5

Один из морально-нравственных образцов

3

6

Ничто

3

7

Элемент культуры

3

Для того чтобы сравнить декларируемую религиозность студентов и их фактическое поведение, обратимся к анализу того, как они относятся к институционализированной религии, то есть что они думают об институте Бога на земле, как часто общаются с Богом посредством молитвы и читают ли они религиозную литературу. Для большинства молодежи вера в бога является смыслообразующей ценностью в жизни (33 %) либо психологической поддержкой, надеждой на лучшее (20 %). Остальное малозначимо. То есть вера в Бога у молодежи выступает важной составляющей осознания реальности. Молодежь воспринимает церковь, прежде всего, как источник духовной поддержки (41%) и сообщество единоверцев (26 %). Не очень значима для молодежи церковь в качестве помощи или самосовершенствования (10 %).  На таком же месте по значимости стоит и восприятие церкви просто как элемента общественной жизни. Но можно сказать, что основную свою функцию объединения верующих церковь выполняет. На вопрос «Что молодые люди ищут в церкви?» ответы следующие: чтобы помолиться (30 %), послушать проповедь (30 %), для получения эстетического удовольствия (20 %). В наименьшей степени молодежь идет в церковь для встречи с духовным наставником (2 %) и ради уединения (3 %). Можно предположить, что молодежь, проявляя свои религиозные чувства, идет в храм, ища там участия в общем религиозном действии (помолиться, послушать проповедь), но не ради индивидуальных наставлений или раздумий. Отмечено, что в последнее время наблюдается всплеск нетрадиционной религиозности (вера в общение с духами, магию, гадание, астрологию и т.п.). Разжиганию интереса к оккультизму и мистике содействует распространяемая в изрядном количестве соответствующая литература, пользующаяся повышенным спросом среди молодежи. В ходе проведения опроса удалось выяснить, что в существование сверхъестественных сил верят  63,3 % респондентов, 23,3 % в существование таких сил не верят, а 13,3 % опрошенных затруднились ответить. Тем временем в существование Бога верят 68,3 %, при этом 38,3 % верят, что Бог существует, но не вмешивается в ход событий; 30 % опрошенных считают, что Бог есть и Он контролирует всё на земле, 25 % респондентов не верят в Бога.

Религиозное сознание студентов характеризуют сложная структура, размытость и неоднородность. Это обусловлено, в первую очередь, эмоциональной восприимчивостью молодежи, стремлением ко всему новому и современному. Однако, несмотря на склонность к поиску истины в сектах и нетрадиционных религиях, стоит отметить, что у традиционных религий число адептов в лице молодых людей значительно выше [9]. Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что 47% респондентов идентифицируют  себя с православием; 15% указали атеизм; 12% - агностицизм; 10% еще не определились; 6,7% - ислам. К тому же 6,7 % опрошенных назвали свои варианты ответов, такие как: кришнаизм, иудаизм, я человек верующий, но не религиозный. Большинство респондентов (60 %) утверждают, что выбор вероисповедания стал их самостоятельным выбором после религиозных исканий, 35 % опрошенных отметили, что придерживаются выбранного вероисповедания, поскольку это традиционная религия их семьи, 78,3 % респондентов являются крещенными, при этом 60 % респондентов крестили, пока они были детьми, а 18,3 % приняли обряд крещения осознанно. Авторы сочли необходимым рассмотреть признаки не только религиозного сознания молодежи, но и религиозного поведения. Как правило, степень включенности студенческой молодежи в религиозную деятельность значительно ниже, чем в других возрастных группах. Общим свойством религиозности современной студенческой молодежи является ее пассивный, не церковный характер. В связи с этим, респондентам был задан ряд вопросов, в которых речь шла о  посещении церкви, чтении религиозной литературы и проведения ритуалов, в частности, соблюдении постов. Опрос показал, что большинство опрошенных (57 %) редко ходят в церковь, 35 % респондентов не посещают церковь вообще и лишь 8,3 % называют себя истинно православными. Выяснилось, что чаще ходят в церковь девушки, 60 % респондентов не читают религиозную литературу и 74 %  не соблюдают религиозные посты. Сохраняя веру в Бога, студенты утрачивают другие существенные элементы религиозной веры. Вероятно, что молодежь верит в возможность личного общения с Богом, но без посредников и свидетелей. На вопрос «Имеются ли в Ваших семьях какие-либо религиозные традиции?» результаты оказались следующими: 47 % опрошенных отметили, что в их семьях сохраняются религиозные традиции, но треть (36 %) добавили, что им не придается значение. Итак, число семей, в которых отсутствуют религиозные традиции и обряды, меньше, семей, в которых придают значение религиозным традициям.  В Таблице 2 в обобщенном виде приведены итоги вопроса о значимости для респондентов библейских заповедей. По результатам таблицы видно, что самые важные для молодежи заповеди касаются межличностных отношений: «Не убивай», «Не кради», «Почитай отца и мать» и, вопреки распространенному суждению, «Не прелюбодействуй».

Таблица 2

Значимость библейских заповедей для московской молодежи

Заповеди

Рейтинг

(значимость в порядке убывания от 1-10)

1

Почитай единого Бога

6 место

2

Не делай себе кумира

8 место

3

Не произноси имени Бога напрасно

9 место

4

Посвящай один день недели Богу (единственная неважная)

10 место

5

Почитай отца твоего и мать твою

3 место

6

Не убивай (самая важная)

1 место

7

Не прелюбодействуй

4 место

8

Не кради

2 место

9

Не лжесвидетельствуй

5 место

10

Не желай дома ближнего твоего

7 место

Выявлено, что менее важными заповедями признаются те, что касаются почитания Бога (10 место). В подтверждение можно сказать, что студенты признают важными все заповеди без исключения. Однако неважной для исполнения заповедью признается лишь одна  - «Посвящай один день Богу». Очевидно, она просто непонятна студентам. Достойно внимания осуждение молодежью прелюбодеяния и супружеской измены. На вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?», ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4 % респондентов; значительно больше (24,0 %) считают, что их деятельность должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих; почти половина (49,2 %) респондентов полагают, что их деятельность должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. На вопрос «С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями?» лишь 3,4 % опрошенных назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди респондентов, верующих в сверхъестественные силы, показатель составил 6,9 %. Видимо, это показатель того, что в их жизни играют роль новоявленные идолы, гуру, современные «колдуны» и т.д. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно говорить о формировании религиозных представлений у студенческой молодежи. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой моральной системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ МОЛОДЕЖИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21310 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674