Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕНСИТИВНЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аникина А.П. 1, 2
1 Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка – детский сад № 26 «Незабудка»
2 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
Для полноценного изображения человека детьми старшего дошкольного возраста необходим комплексный педагогический подход с учетом возрастных особенностей, знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, подбора квалифицированных педагогических кадров и сенситивных условий, способствующих формированию эмоционального выразительного образа. Создание выразительного образа человека может осуществиться при сочетании двух факторов: развитие эмоциональной сферы самого ребенка и обучение техническим навыкам и умениям изображения рисунка, формированию ручной умелости. В связи с чем ребенку легче дать словесную оценку окружающего, нежели выразить свое субъективное мнение при помощи изобразительной деятельности на листе бумаги. Осуществление данной задачи во многом зависит от профессиональных умений педагогов дошкольных учреждений и специально созданных условий.
развитие личности
эмоциональные переживания
отношение к окружающему
эстетическое мышление
творчество
эмоции
рисование
закономерность
художественный образ
чувственное восприятие
формирование ценностей
красота
окружающий мир
выразительные средства
эмоциональная оценка
индивидуальный образ
формирование выразительного образа
эстетическое развитие
эмоционально-выразительный образ человека в рисунке
дошкольники
1. Зацепина М.Б. Проблемы воспитания детей от рождения до школы. Наука и практика. Вып. II, часть 1 (статья). Сб. статей / отв. ред. Т.С. Комарова. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.
2. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 . – 160 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Для всестороннего изучения проблемы образа человека в рисунках детей недостаточно иметь данные о знаниях детей и особенностях их эмоциональных переживаний, выразительных умениях и навыках, как и в каких условиях будет происходить формирование эмоционального выразительного образа человека. Во многом это зависит не только от уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, но и от их технических навыков и умений.

Предметом исследования данной работы является изучение тех педагогических условий, которые будут способствовать формированию эмоционально-выразительного образа человека в рисунках детей. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Нами выдвинуто предположение о том, что эмоционально выразительный образ человека может быть сформирован при соблюдении этих условий.

Результаты выполненного нами изучения особенностей выражения эмоционального состояния человека старшими дошкольниками в рисунке, в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп Автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного показали, что большинство дошкольников затрудняется изображать человека или сказочного персонажа в полной гамме его мимики, пантомимы, дети не владеют в достаточной степени техниками изображения человека.

Например, при передаче эмоционального состояния изображаемых людей только 27 % детей использовали изображения мимики и движений, прорисовали в своих работах мимические морщинки вокруг глаз и губ, приподняты уголки рта, брови угловатой формы. На предварительных занятиях педагоги с детьми детально рассмотрели, как можно технически изобразить черты лица, передающие эмоциональное состояние или характер человеческого образа. Педагог акцентировал внимание на чертах лица: седые растрепанные волосы, крючковатый нос, сросшиеся брови, морщины, большая бородавка на лице, горб на спине у Бабы Яги.

Затруднились передать эмоциональное состояние персонажа в рисунке 58 % детей, у этих детей плохо сформированы навыки владения техникой изображения. Форма рта символично заменена палочкой, вместо глаз условные точки, нос заменен прямой линией. Рисовали портреты схематично, отдавали предпочтение изображению крупным планом лица, туловище они не рисовали совсем или обозначали контуром. Дети в процессе рисования чаще дополняли свой рисунок словесным пояснением, чем выражали свою мысль графически и затруднялись использовать цветовую гамму, не использовали символику и атрибутику.

На рисунках 15 % детей отсутствует изображение мимики и пантомимы персонажей; черты лица на портрете неправильно и плохо прорисованы, образ человека трудно узнаваем. Эти дети испытывали трудности в словесном описании эмоций, помимо технического изображения.

Учитывая, что в настоящее время ощущается недостаток методической литературы по проблеме обучения детей в создании человеческого образа в рисунках дошкольников, нас заинтересовало, при каких педагогических условиях будет происходить наиболее всестороннее и полное формирование эмоционально-выразительного образа человека в процессе рисования детьми старшего дошкольного возраста. Для их выявления мы использовали анкетирование воспитателей, наблюдение за деятельностью педагогов во время занятий с дошкольниками по изобразительной деятельности, анализ планирования работы по художественно-эстетическому воспитанию.

В исследовании приняли участие 100 воспитанников седьмого года жизни и 8 педагогов Автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка муниципального образования г. Долгопрудного - детского сада № 26 «Незабудка». Педагоги: стаж работы более 15 лет - 5 человек; имеющих среднее профессиональное образование, 2 педагога - имеющих стаж работы более двух лет, но имеющие высшее профессиональное образование. Один педагог имеет высшее профессиональное образование и стаж работы более 20 лет.

При разработке вопросов анкеты нас интересовали представления педагогов об эмоциональном развитии участвовавших в исследовании детей, о значении рисунка для формирования эмоциональной сферы дошкольников, о эмоциональности детей дошкольного возраста, с точки зрения воспитателей, о значении развития у детей дошкольного возраста эмоциональной сферы, о возможности передачи эмоционального состояния героев рисунков, о значении понятия «язык эмоций», о трудностях овладения детьми выразительными средствами, о благоприятном возрастном периоде детей, с точки зрения воспитателей, для обучения рисования, о важности обучения детей техническим навыкам и умениям.

При ответе на вопрос «Какое место Вы отводите рисунку в эстетическом воспитании старших дошкольников?» 70 % воспитателей ответили, что рисунок занимает наиболее значимое место в эстетическом воспитании ребенка, т. к. с изобразительной деятельности начинается воспитание детей с раннего возраста и тесно переплетается с другими направлениями всестороннего развития дошкольника. Остальные 30 % дали неоднозначные ответы, не уделяя большого внимания изобразительной деятельности в образовании детей.

Для выявления представлений педагогов об эмоциональном развитии детей, с которыми они работают, мы задали вопросы «Как Вы считаете, дети Вашей группы достаточно развиты эмоционально?», «Нужно ли развивать эмоциональную сферу детей Вашей группы?». 82 % педагогов ответили однозначно о необходимости развивать эмоциональную сферу дошкольников, учить их дифференцировать эмоции, т. к. дети используют скудное, полярное описание эмоций («добрый-злой», «веселый-грустный») и не владеют широкой гаммой предлогов для выражения своих эмоций и эмоций изображаемых героев. Остальные 18 % педагогов ответили, что по мере роста и социализации дети сами научатся дифференцировать и выражать эмоции, отметив, что не стоит на это тратить время, отведенное для учебного процесса.

Наблюдения за деятельностью педагогов во время занятий по изодеятельности позволили нам выявить представления воспитателей о детской эмоциональности; об уровне сформированности ручной умелости, формообразующих движений, эмоциональной оценки детьми выразительных образов человека.

При изучении планирования воспитателями работы с детьми по изобразительной деятельности нас интересовала способность детей словесно выражать и дифференцировать эмоции, техническое изображение эмоций в рисунке, техническая передача характера эмоций, используя статическое или динамическое изображение, использование цветовой гаммы, символики и атрибутики при передаче характера человека.

Выяснилось, что педагоги ставят перед собой задачи ознакомления детей с изобразительным искусством, но недостаточно уделяют внимание обучению технике рисования, а также поверхностно знакомят дошкольников с рисованием образа человека, однако достаточно ясно и развернуто знакомят воспитанников с возможностью передать эмоциональное состояние персонажей в рисунке при помощи цвета, прорисовки деталей, штриховки, а также при использовании разнообразных изобразительных материалов: гуашь, пастель и т. д. Для получения необходимой информации для исследования данной темы было проанализировано годовое перспективное планирование работы 8 педагогов 4 подготовительных групп за 2013-2015 учебных годов. Основным итогом данного анализа явилось то, что воспитатели не уделяют внимания формированию эмоционального выразительного образа человека у старших дошкольников в рисовании и не ставят перед собой подобные педагогические задачи.

Исследованием было охвачено 4 подготовительных группы, 8 воспитателей, 96 детей.

Педагоги

Показатели

19 %

Педагог во время занятий с детьми точно ставит перед собой цели и задачи (Познакомить детей с образом бабы Яги и выражение ее характера, эмоций, возможностью передачи ее эмоционального состояния в рисунке при помощи цвета, атрибутов, мимики, одежды и т. д.) и успешно выполняет их в процессе своей работы. Большинство детей правильно изображают заданные педагогом образы, передают пропорции, правильно располагают изображаемый предмет на листе бумаги. Дети верно используют цветовую гамму для передачи в рисунках образа. Для детских работ характерна высокая степень законченности и культура графических средств. Педагоги этого добиваются, оказывают детям помощь. Педагогическая деятельность является максимально эффективной, высокий уровень педагогического мастерства.

68 %

Не полностью решены все из поставленных задач. Рисунки детей грамотны, выразительны, однако имеются небольшие упущения при рассматривании некоторых компонентов формы: отдельные части недостаточно связаны конструктивно, наблюдаются ошибки в перспективе и характере формы деталей, отсутствуют завершённость, законченность изображения. Педагогическая деятельность является эффективной, высокий уровень педагогического мастерства.

13 %

Не полностью решены все задачи. Рисунки детей завершены не полностью, не достаточно художественной грамотности, выразительности и законченности. Педагогическая деятельность является малоэффективной. Средний уровень педагогического мастерства.

Для решения нашей задачи был использован метод письменного опроса (анкетирование) воспитателей и просмотра их занятий. На основе которых было выявлено следующее:

Воспитатели выразительно-образным языком описывали содержание репродукций картин, эмоциональное состояние их героев, рассматриваемых детьми на занятиях. Пытались донести до понимания детей красоту сочетания красок, композиций, светотени; объясняли дошкольникам, что с помощью средств выразительности можно передать содержание произведений, настроение человека.

Но практически все воспитатели не в очень логической и четкой последовательности объясняли старшим дошкольникам технику изображения человека, как при использовании схем-шаблонов изображения человека. Также они слабо раскрывали способы поэтапного рисования человеческого образа: мимику его лица и пропорций тела. Недостаточно умело использовалась ими цветовая гамма при показе изображения эмоционально-выразительного образа человека. У воспитателей наблюдался средний уровень изображения мимики человеческого лица, которая показывает эмоциональное состояние детей.

Проведя анализ анкетирования воспитателей, 70 % опрошенных воспитателей считают, что старшие дошкольники на достаточном уровне эмоционально развиты, но плохо владеют техникой рисования, правильное изображение пропорций тела, линий и штрихов, цвета и форм. Эти воспитатели отмечали также и то, что развивать эмоциональную сферу детей, активизировать внимание детей для эмоционально-эстетического восприятия картины, дошкольник научится техническим навыкам изображения человека, и помогут ему в этом: игровые ситуации, игры-драматизации, введение сказочного персонажа и игровых атрибутов. Также этому способствуют наглядный и словесный методы - рассматривание репродукций картин художников-портретистов разных жанров: бытового, батального, чтобы ребенок мог видеть не только лицо или бюст человека, но и созерцать его фигуру целиком, когда человек находится в движении. При показе изображения человека надо каждый этап работы сопровождать словесными указаниями.

30 % опрошенных воспитателей считают, что техника рисования каждого ребенка зависит исключительно от его индивидуальных способностей;

100 % воспитателей считают, что нужно продолжать развивать эмоциональную сферу детей, не забывать делать акцент на технике изображения человека.

Способы активизации детских эмоций и общие техники рисования

70 % отметили, что наиболее эффективными являются способы, основанные на игре; также показ репродукций художников-портретистов разных жанров, чтобы ребенок мог видеть не только лицо, но и созерцать его целиком. 100 % воспитателей считают, что старшим дошкольникам доступно понятие язык эмоций в рисовании.

Называя изобразительные материалы, при помощи которых детям легче отразить свое эмоциональное отношение к изображению человека, 75 % назвали гуашь, акварель, карандаши, а 25 % также отмечали, что это возможно и при использовании цветных мелков и цветных карандашей - пастели.

Результаты анкетирования показали, что старшие дошкольники достаточно развиты эмоционально, но они не могут выразить свое эмоциональное состояние на рисунке из-за того, что не умеют правильно изображать на рисунке выразительный образ человека. Следовательно, при ознакомлении детей с изображением лица, статическим положением и динамикой человека в рисовании рисунки детей будут более выразительными.

Выводы. У детей старшего дошкольного возраста присутствуют трудности изображения пропорций тела и лица человека, мы объясняем данный факт недостаточностью метрических представлений, в связи с этим выявлена потребность воспитателей детских учреждений в методике ознакомления дошкольников с изображением лица, статическом положении и динамики человека в рисовании.

Для всестороннего развития ребенка, в том числе и в художественно-эстетическом направлении, необходимо создать педагогические условия, позволили максимально выявить у ребенка знания и умения в создании рисунков, а также сформировать навыки создания выразительных образов в рисунке - изображении окружающей жизни, природы и человека. Потому что ребенку легче дать словесную оценку окружающего, нежели выразить свое субъективное мнение при помощи изобразительной деятельности на листе бумаги. Осуществление данной задачи во многом зависит от профессиональных умений педагогов дошкольных учреждений и специально созданных условий.

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., профессор, научный руководитель, зав. кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва;

Зацепина М.Б., д.п.н., профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Аникина А.П. СЕНСИТИВНЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21418 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674