Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕДИАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ

Максименко Н.В. 1
1 Челябинский государственный педагогический университет
Статья посвящена актуальному вопросу формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров. Аргументированы актуальность заявленной проблемы, ее современное состояние и предпосылки для развития. Особое внимание в статье уделяется совокупности системного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов как теоретико-методологической основе формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров, раскрывается их сущность. Определены системные характеристики формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров. Представлены педагогические принципы формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров. К общим принципам отнесены: принцип научности, принцип связи теории с практикой, принцип самостоятельности. К специфическим педагогическим принципам отнесены принципы: субъектности профессиональной деятельности, паритетности в сотрудничестве, конгруэнтности, конвергентности. Приведено авторское понятие «культура медиавзаимодействия у менеджеров». Рассмотрены научные исследования, в которых представлены отдельные аспекты рассматриваемой нами проблемы.
теоретико-методологическая основа
педагогические принципы
медиа
менеджеры
культура медиавзаимодействия
1. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 271 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
3. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике / Н.Б. Крылова // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: Индрик, 2007.
4. Ломов Б.Ф. Некоторые принципы системного подхода в психологии / Б.Ф. Ломов. – Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 92–104.
5. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
6. Панченко В.М. Теория систем. Методологические основы / В.М Панченко. – М.: МИРЭА, 1999. — 96 с.
Изменения, происходящие в различных сферах современного общества, приводят к необходимости проведения коренных изменений в системе высшего профессионального образования. В условиях перехода к информационному обществу степень сформированности культуры медиавзаимодействия у менеджеров приобретает огромное значение.

Сегодня медиа активно развиваются. Количество медиаинформации ежедневно растет, ее потоки увеличиваются. Современные медиа дают новые возможности для развития образовательной системы в стране.

В современном мире медиа - источник знаний, способствующий позитивному формированию и развитию менеджера.

Для современного общества важной является задача, связанная с поиском способов формирования культуры медиавзаимодействия у менеджера.

Культура медиавзаимодействия у менеджеров рассматривается нами как интегративное качество личности, проявляющееся в умении эффективно и качественно применять ресурсы медиасреды в профессиональной деятельности, в стремлении к совершенствованию и актуализации медиазнаний, умений и навыков для решения профессиональных задач.

Научный интерес к отдельным аспектам рассматриваемой нами проблемы представлен в научных исследованиях, диссертационных работах, учебных пособиях, журналах (Ю.М. Арский, Т.В. Воробьева, Т.П. Воронина, Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, Л.С. Зазнобина, Л.А. Иванова, С.Н. Пензин, Ю.Н.Усов, А.Д. Урсул, О.В. Юдина).

Процесс формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров - сложное явление, требующее комплексного изучения с использованием различных теоретико-методологических подходов. Исходя из этого мы считаем целесообразной совокупность системного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов.

В.М. Панченко[6] подход трактует как направление научного познания и практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Системный подход составляет основу нашего исследования, позволяет совершить постановку проблемы, определить способы решения. Кроме того, системный подход дает возможность определить структуру модели формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров, а также выявить ее общие свойства и характеристики отдельных компонентов.

Опираясь на методологию системного подхода, мы определили системные характеристики формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров: в исследовании мы исходим из того, что процесс формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров представляет собой подсистему профессиональной подготовки в вузе; процесс формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров имеет системные характеристики и структуру, аналогичную образовательному процессу.

Культурологический подход представляет собой конкретно-научную методологическую стратегию исследования. В логике данного подхода присутствуют различные аспекты сущности человека как субъекта культуры: самосознание, творчество, духовность, обучаемость, рассматриваемые как многочисленные грани целостной культуры человека.

Культурологический подход рассматривает образовательный процесс как внутренний стержень культуры. Культура представляет собой  воспроизводящую при смене поколений систему образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

В исследования ряда ученых (В.С. Библера, Л.Н. Когана и др.) культурологический подход рассматривается во взаимосвязи с понятием «культурная деятельность». С этой точки зрения формирование культуры медиавзаимодействия у менеджеров нужно осуществлять с представлением медиавзаимодействия как конечной цели, идеального ориентира профессиональной деятельности менеджера.

Культурологический подход в нашем исследовании выступает как необходимый методологический инструментарий исследования формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров, воспитание его как культурного человека, содействие усвоению ценностей культуры медиавзаимодействия; категория, обеспечивающая понимание профессиональной подготовки менеджеров как культуросозидающей деятельности, в которой взаимодействуют все субъекты образовательного процесса.

Деятельностно-ситуативный подход развивает одно из ведущих положений системного подхода, в соответствии с которым любая организация представляет собой открытую систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с внешней средой, которую следует искать вне ее - в той ситуации, в которой она реально функционирует.

Ситуация определяется как конкретная система обстоятельств, условий, наиболее значительно влияющих на организацию в данное время. Ситуация находится в центре внимания преподавателя, именно это вынуждает его мыслить ситуационно. Это помогает ему выбрать оптимальный метод воздействия на менеджера, который в данной ситуации будет в наибольшей степени содействовать достижению поставленной цели.

Применительно к теме нашего исследования отметим, что успешность формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров зависит от наличия у них комплекса разнообразных знаний и умения применить их в конкретной ситуации. Данный подход основывается на том, что различные технологии формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров определяются конкретной ситуацией.

В соответствии с деятельностно-ситуативным подходом образовательный процесс в высшем учебном заведении представляет собой ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию [3].

Проанализированные методологические подходы позволяют выделить принципы функционирования модели формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров. К общим принципам мы относим: принцип научности, который обязывает вести научное исследование с учетом достижений теории и практики педагогики; принцип теории связи теории с практикой, который предполагает как теоретическую, так и практическую подготовку (их сочетание), закрепление теоретических знаний на практике; принцип самостоятельности - подразумевает самостоятельное осмысление знаний, умений и навыков.

К специфическим мы относим принципы: субъектности профессиональной деятельности, паритетности в сотрудничестве, конгруэнтности, конвергентности.

Принцип субъектности профессиональной деятельности означает, что в образовательной деятельности ведущая роль отводится не только преподавателю, но и менеджеру.

Субъектность - основное свойство личности, необходимое для способности сделать выбор и взять на себя ответственность за него, проявлять свою индивидуальность и независимость.

Субъектность менеджера в широком смысле представляется нам как синтез, трансформация субъектных свойств личности в профессионально значимые качества личности.

В ходе проведенного нами исследования были выявлены благоприятные факторы, способствующие развитию субъектности менеджера в процессе формирования культуры медиавзаимодействия:

1) наполненность содержания образовательного процесса личностными смыслами менеджеров;

2) принятие преподавателем менеджера таким, какой он есть;

3) свобода выбора медиаинформации;

4) свободное взаимодействие менеджера с преподавателем, созданное на паритетных началах;

5) повышение самостоятельности обучаемых в процессе формирования культуры медиавзаимодействия.

Принцип паритетности в сотрудничестве предполагает создание установки или готовности к определенному поведению в конкретной ситуации [176].

Сотрудничество рассматривается как тип взаимодействия, при котором партнеры содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей» [32].

Преимущество формирования культуры медиавзаимодействия у менеджеров на основе принципа паритетности в сотрудничестве связано с увеличением возможностей для каждого менеджера занять активную позицию в данном процессе.

Принцип конгруэнтности позволяет максимально приблизить учебные условия образовательного процесса вуза к условиям реальной профессиональной деятельности с использованием медиа.

Первостепенное значение имеет умение менеджера использовать медиазнания и навыки в естественной форме.

Для реализации данного принципа необходимо обеспечить «репетицию» использования медиа в реальной профессиональной деятельности менеджера.

Вводя использование медиа в учебный процесс, преподаватель может преследовать утилитарные учебные цели, для менеджеров же это выход из замкнутого пространства в иную среду.

Принцип конгруэнтности дает возможность минимизировать разрыв между теорией и ее практическим применением.

Принцип конвергентности предполагает использование в деятельности менеджеров конвергированных медиа. Конвергенция представляет собой процесс интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств. Умение их эффективного применения в условиях информационного общества приобретает огромное значение для менеджера. Конвергенция представляется исследователям процессом, который в ближайшем будущем может полностью изменить не только медиа, но и другие индустрии.

Таким образом, предложенные методологические подходы и выделенные педагогические принципы способствуют успешному формированию культуры медиавзаимодействия у менеджеров.

Рецензенты:

Саламатов А.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Потапова М.В., д.п.н.,  профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Максименко Н.В. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕДИАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21434 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674