Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ

Бубунаури А.Т. 1 Петухов К.Г. 1 Соболева Н.В. 1 Власенко А.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
За последние годы сложилась четкая система последовательных, взаимосвязанных групп футбольной подготовки. В то же время очень остро стоят вопросы, касающиеся определения эффективных критериев отбора детей для формирования различных звеньев футбольной подготовки. Также является сложным вопрос адаптации детей при переходе в группы более специализированной подготовки. Это связано с развитием физических качеств и становлением технической подготовленности, недостаточный уровень которых не даст возможности в полной мере включиться в занятия на более высоком уровне, что нередко приводит к отчислению детей из этих групп.
футбол
скоростно-силовые качества
средства
методы
футболисты 10-12 лет
исследование
подготовка
1. Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С., Азбука спорта. Хоккей. ОАО «Физкультура и спорт», 2000 г.
2. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. Терра-Спорт, 2000 г.
3. Ермолов Ю.В. Исследование структуры тренировочных микроциклов, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов 10–12 лет / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С. 143–146.
4. Лалаков Г.С. Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок / Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов // Теория и практика физической культуры. – 2005. — № 10. C. 36–38.
5. Лукин Ю.К. Методика планирования тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дис. …канд. пед. наук. — М.: ВНИИФК, 1999. — 17 с.
6. Обухова Н.Б., Обухов С.М. Развитие скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон» (21–23 сентября 2000 г.) / Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. — С. 259–261 (авторских 2 стр.).
7. Ушаков А.Г. Динамика общей выносливости у юных футболистов в годичном цикле тренировки / А.Г. Ушаков, Ю.В. Ермолов. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 112–113.

Среди физических качеств, которые являются специфическими и ведущими для футболиста, следует отметить скоростно-силовые возможности. Кроме этого, в футболе очень важно своевременное становление технической подготовленности, особенно выполнение разных элементов футбола во время состязательной деятельности, которая осуществляется на высоких скоростях при силовом противоборстве соперника [2, 4].

Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей футболистов – основная база для успешного выступления в соревнованиях, приспособления к быстро меняющимся игровым ситуациям, овладения новыми видами двигательных действий. Наиболее благоприятным периодом для развития этих качеств является возраст 8–13 лет. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки [1].

Знание закономерностей распределения объема, структуры и динамики нагрузок в сопоставлении их как с соревновательной деятельностью, а также с показателями функциональной подготовленности могут быть именно теми элементами научно-информационного обеспечения, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи планирования и коррекции процесса подготовки футболистов различного возраста и квалификации [3].

Педагогический эксперимент проводился на специальном подготовительном этапе с октября 2012 г. по апрель 2013 г. Испытуемые были распределены на две группы, экспериментальную и контрольную, по 10 человек в каждой. По возрасту, специальной подготовленности и скоростно-силовым показателям между ними не было статистически значимых различий.

Тренировочный процесс как в экспериментальной, так и в контрольной группе осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание скоростно-силовой подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков. Тренировочные занятия групп отличались лишь средствами и методами. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы: упражнения с отягощениями, покрышками от колес автомобиля, проводимые с использованием стандартно-повторного метода. В экспериментальной группе занятия по скоростно-силовой подготовке проводились преимущественно с использованием различных сопротивлений и отягощений с использованием интервального метода для построения специального фундамента и поддержание его уровня с реализацией круговой тренировки. Испытуемые выполняли бег с чередованием повышенной и малой интенсивности (бег со старта 30 м с преодолением сопротивления и без него). При интервальном методе выполнялось 4–6 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями задавалась тренером (30–120 с). Всего проводилось 3–4 серии с интервалом отдыха между ними 3–4 мин. После пробега на 30-метровом отрезке футболисты использовали нормальные и затрудненные формы отработки технической стороны игровой деятельности отдельного футболиста («сла­ломное» ведение мяча; удары после вращения и поворота, в падении и т.д.), отработку комбинаций в быстром темпе, направляемую и свободную игру. Это различные упражнения без ведения мяча и с ведением. Кроме того, 2 раза в неделю опытные упражнения проводились в составе круговой тренировки, которая включала в себя следующие 6 станций:

1) экспериментальное упражнение с сопротивлением резинового жгута;

2) экспериментальное упражнение с ведением утяжеленного мяча;

3) броски утяжеленного мяча;

4) экспериментальное упражнение с сопротивлением, задаваемым партнером, с ведением мяча;

5) ведение с сопротивлением с завершающими ударами по воротам.

6) экспериментальное упражнение «бег со спутанными ногами».

В этом случае несколько изменялся режим выполнения экспериментального упражнения. На станции выполнялась 1 серия из 5 повторений. Интервал отдыха между повторениями, задаваемый тренером, сокращался. Всего за тренировку испытуемые проходили 3 круга.

При разработке специальных упражнений в основу был заложен принцип преодоления задаваемого сопротивления на коротких отрезках интервальным методом с формой реализации круговой тренировки. В данном конкретном случае футболист преодолевает сопротивление в стартовом беге через тягу партнера, прикрепленного двумя концами к поясу футболиста, другим — к партнеру. Это отвечает специфике соревновательной деятельности, когда футболисту в ходе выполнения скоростного маневра приходится преодолевать сопротивление, создаваемое противником, «задержек» руками, туловищем. Для определения величины задаваемой силовой нагрузки при выполнении упражнения принимались во внимание исследования ряда авторов [2, 5, 6], рекомендующих для развития скоростно-силовых качеств использовать отягощения.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании в качестве испытуемых принимали участие 20 юных футболистов 10–12 лет по 10 человек в группе. Участвующие в эксперименте наблюдались в течение 2012–2013 учебного года. Контрольные испытания проводились в ноябре, апреле. В процессе педагогического эксперимента, проводимого с целью исследования развития скоростно-силовых качеств у футболистов 10– 2 лет, были получены следующие результаты.

В тесте «бег на 60 метров» (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «бег на 60 м» до и после эксперимента (с)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел.

%

Экспериментальная

10,20±0,11

8,96±0,10

1,24

12,2

3,87

0,05

Контрольная

10,30±0,08

9,98±0,13

0,32

3,1

0,26

0,05

В контрольной группе средний показатель составил 10,3 с в ноябре, 9,98 с в апреле, к концу года этот прирост выразился в 3,1%. В экспериментальной группе результаты в абсолютных единицах составили 10,2 и 8,96 с соответственно, а к концу года прирост составил 12,2%. Таким образом, качественный прирост экспериментальной группы составил 9,1%, р<0,05, результаты достоверны.

2. Тест «тройной прыжок». Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «тройной прыжок» до и после эксперимента (см)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел.

%

Эксперимеентальная

57,20±0,20

61,20±0,30

4,0

6,9

4,03

0,05

Контрольная

57,00±0,19

59,30±0,23

2,3

4,1

1,41

0,05

В процентах улучшение в конце года по сравнению с началом произошло на 2,8%. В контрольной группе динамика в среднем выразилась так: 57,0; 59,3 в абсолютных единиц соответственно. В процентах улучшение составило на конец года 6,9%. По этим показателям видно, что прирост в экспериментальной группе был на 2,8% больше, чем в контрольной, разность межгрупповых средних показателей составила 1,7; где р<0,05, достоверность высокая.

3. Тест «бег 300 м» (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «бег 300 м» до и после эксперимента (с)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел.

%

Экспериментальная

56,40±0,13

54,70±0,29

1,7

3,1

2,95

0,05

Контрольная

56,60±0,25

55,90±0,16

0,7

1,2

0,17

0,05

В процентах улучшение к концу года составило 3,1% по сравнению с началом года. В контрольной группе динамика результатов выразилась так: 56,6 и 55,9, к концу года на 1,2%. По этим показателям видно, что в экспериментальной группе результаты улучшились значительно по сравнению с контрольной группой: качественный прирост составил 1,8%, при этом разность межгрупповых средних показателей равна 1,0; где р<0,05, достоверность высокая.

4. По тесту «подтягивание на перекладине» результаты представлены в таблице 4

Таблица 4

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «подтягивание на перекладине» до и после эксперимента (количество раз)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел

%

Экспериментальная

8,00±0,35

11,00±0,38

3

9

2,56

0,05

Контрольная

7,00±0,22

9,00±0,27

2

5,5

1,66

0,05

Из таблицы видно, что результаты экспериментальной группы увеличились больше, чем контрольной. Так, прирост в экспериментальной группе составил 9%. Разность между показателями в конце эксперимента составила 3 у.е.

5. Тест «прыжок в длину с места» (табл. 5)

Таблица 5

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «прыжок в длину с места» до и после эксперимента (см)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел

%

Экспериментальная

182,00±0,38

196,00±0,67

14

7,7

8,54

0,05

Контрольная

180,00±0,54

189,00±0,57

9

5

4,80

0,05

Как отражено в таблице, отмечается улучшение в процентах к концу года показателей обеих групп (КГ — 5,0% и ЭГ — 7,7%) по сравнению с началом года. В контрольной группе динамика результатов выразилась так: 180, 189, в экспериментальной — 182 и 196 соответственно. По этим показателям видно, что в экспериментальной группе результаты улучшились незначительно по сравнению с контрольной, и качественный прирост составил 7,7%, при этом разность межгрупповых средних показателей равна 14 см; р<0,05, значит, результаты достоверны.

6. Показатели теста «точность бросков в цель» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «точность бросков в цель» до и после эксперимента (раз)

Группы

Исходные

Конечные

Сдвиги

t

P

абсол.вел.

%

Экспериментальная

7,00±0,35

11,00±0,38

4

57,1

3,12

0,05

Контрольная

6,00±0,35

8,00±0,27

2

33,3

2,03

0,05

В контрольной группе средний показатель составил 6 раз в ноябре, 8 раз в апреле, к концу года этот сдвиг составил 33,3%. В экспериментальной группе результаты в абсолютных единицах составили 7 и 11 соответственно, а сдвиг к концу года был на 57,1%. Таким образом, качественный прирост экспериментальной группы составил 23,8%, р<0,05, результаты достоверны.

Исследование проводилось с небольшим количеством тренирующихся и в ограниченный период времени, но полученные результаты и разница между ними дают возможность предполагать, что использование интервального метода с формой реализации круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе юных футболистов будет способствовать более эффективному развитию скоростно-силовых качеств. По критерию Стьюдента в начале года разница между результатами оказалась статистически недостоверна, т.е. различий между контрольной и экспериментальной группами не было. В конце года разница в средних результатах между контрольной и экспериментальной группами изменилась и стала статистически достоверной. Общие показатели обеих групп до и после эксперимента представлены в таблице 7.

Таблица 7

Средние показатели уровня физической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

п/п

Тесты

Возраст 10–12 лет

Контрольная группа

Экспериментальная группа

до экспер.

после экспер.

до

после экспер.

1

Подтягивание на перекладине

(к-во раз)

7

9

8

11

2

Прыжки в длину с места (см)

180

189

182

196

3

Тройной прыжок с места (см)

57,0

59,3

57,2

61,2

4

Бег 60 м (с)

10,3

9,98

10,1

8,96

5

Бег 300 м (с)

56,6

55,9

56,4

54,7

6

Точность бросков мяча в цель

6

8

7

11

Несомненно, прирост специальных скоростно-силовых показателей обусловлен реализацией экспериментальной тренировочной методики.

Сдвиги по показателям тестов в процентах к концу экспериментального периода контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сдвиги показателей тестов контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (%)

Как видно из рисунка, в экспериментальной группе произошли более существенные сдвиги всех показателей по сравнению с контрольной группой.

Выводы

1. Анализ проблемы повышения скоростно-силовых качеств показал, что этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств футболистов. Однако средства и методы, применяемые в тренировочном процессе футболистов 10–12 лет, не позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс менее эффективным.

2. При соблюдении закономерностей и принципов тренировочного процесса нами была теоретически обоснована и выбрана методика развития скоростно-силовых качеств у футболистов 10–12 лет с использованием специально разработанного комплекса, предусматривающего бег на короткие дистанции с сопротивлением и без, с различными отягощениями передач и ударов мяча на месте и в движении на основе интервального метода и формы реализации круговой тренировки.

3. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной. Различия показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента достоверны. Кроме того, достоверны и различия между контрольной и экспериментальной группами. Это подтверждает, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока.

Рецензенты:

Марков К.К., д.п.н., профессор, кафедра теории и методики спортивных дисциплин, Сибирский федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и туризма, г. Красноярск;

Коваль И.В., д.соц.н., доцент, кафедра теории и методики медико-биологических основ и БЖ, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Бубунаури А.Т., Петухов К.Г., Соболева Н.В., Власенко А.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21499 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674