Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ

Стрельников А.В. 1
1 ВГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Статья посвящена модели формирования информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения. Обосновывается актуальность проблемы формирования информационно-коммуникационной культуры личности. Рамки заявленной работы включают формирование информационно-коммуникационной культуры в образовательном процессе при подготовке бакалавров по направлению документоведение и архивоведение, что определяет выбор парадигмальной обучающей модели как основы применения метода моделирования в данном исследовании. Характеристика модели представлена в следующей последовательности: внутреннее строение и наполнение; педагогические принципы, которые учитывались при реализации модели; специфические свойства и функции модели. Формирование информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения – это педагогический процесс и, как элемент целостной педагогической системы, имеет аналогичную структуру и включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, теоретико-содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный компоненты. Раскрыто содержательно-смысловое наполнение компонентов модели. Особое внимание уделено практико-ориентированной программе формирования информационно-коммуникационной культуры личности, которая реализуется поэтапно. Разработанная модель формирования информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения будет способствовать достижению более высокого уровня познавательно-обучающего процесса.
модель
педагогическое моделирование
парадигмальная обучающая модель
модель формирования
информационно-коммуникационная культура
бакалавры документоведения и архивоведения
1. Гревцева Г.Я. Принципы подготовки студентов к воспитательной работе // Вестник ЧГАКИ. – 2014. – №4 (40). – С. 131-136.
2. Кирьякова, А.В. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса / А.В. Кирьякова, Л.В. Мосиенко, Т.А. Ольховая // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8–3. – С. 519-523. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981140
3. Коджаспирова, Г.М. : автореф. дис. … канд. пед. наук. Педагогический словарь: Сл. для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.И. Коджаспиров. – Москва: Изд.центр «Академия». – 2001. – 176 с.
4. Лушникова, А.В. Методика документоведческих исследований / А.В. Лушникова. – Челябинск: ЧГАКИ: Академический проект. – 2013. –70 с.
5. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – Москва: Пед. общ-во России, 2000. – 416 с.
6. Яковлева, Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта / Н.О. Яковлева // Образование и наука. – № 6(18). – 2002. – С. 3-13.

Педагогика как наука, в первую очередь, направленная на выполнение социального заказа, достаточно широко применяет моделирование в научных и практических исследованиях. Метод моделирования, как правило, рассматривается в рамках целостного подхода: проблемный метод, групповые методы исследования, презентация результатов. В основе моделирования лежит концепция достижения результатов посредством делания [4]. Анализ состояния проблемы информационно-коммуникационной культуры как профессиональной и социально ориентированной составляющей бакалавров по направлению документоведения и архивоведения, а также сущности и теоретико-методологических основ изучения и организации педагогического процесса позволил разработать модель формирования информационно-коммуникационной культуры (ИКК), которая будет способствовать достижению более высокого уровня познавательно-обучающего процесса. Характеристика модели будет представлена в следующей последовательности: внутреннее строение и наполнение; педагогические принципы, которые учитывались при реализации модели; специфические свойства и функции модели.

Исходя из логики педагогического процесса, модель формирования ИКК студентов отражает: во-первых, общественные потребности в специалистах-профессионалах, т.е. социальный заказ; во-вторых, направленность процесса профессионального образования на подготовку компетентного специалиста; в-третьих, структуру процесса, включая содержательно-процессуальную составляющую; в-четвертых, этапы и методику формирования ИКК бакалавров документоведения и архивоведения вуза, критерии и результаты. Формирование ИКК бакалавров документоведения и архивоведения - это педагогический процесс и, как элемент целостной педагогической системы, имеет аналогичную структуру и включает следующие компоненты: мотивационно - целевой, теоретико - содержательный, организационно - деятельностный, контрольно-оценочный компоненты. Модель, при всей не тождественности объекту, наиболее адекватна ему. Педагогическая модель является моделью педагогического объекта (оригинала) в том случае, если он обладает следующими характерными чертами: 1) является системой; 2) находится в некотором отношении сходства с оригиналом; 3) в некоторых параметрах отличается от оригинала; 4) замещает оригинал в определенных отношениях в процессе исследования; 5) обеспечивает возможность получения нового знания об оригинале [6, с. 4].

В данной работе формирование информационно-коммуникационной культуры рассматривается с общенаучных (понятийный) и социальных (потребностей) позиций, поэтому, на наш взгляд, корректно использовать именно идеальную модель-представление (философский уровень), которая включает в себя систему понятий в единстве с прогнозирующим контентом о результате процесса формирования с элементами описания самого процесса и прогнозируемого результата.

Системообразующим фактором является цель, которая носит конкретно-исторический характер. Главным субъектом, ее основным действующим лицом является личность. Структурные компоненты модели формирования информационно - коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения взаимосвязаны. Рассмотрим наиболее подробно содержательно-смысловое наполнение выделенных компонентов.

Мотивационно - целевой компонент в форме социального заказа общества. Цель исходит из государственного и социального заказа в системе высшего образования на формирование личности, способной адаптироваться к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Социальный заказ на формирование информационно-коммуникационной культуры определен в нормативных документах. Под формированием в данном контексте понимается: «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание)» [5, с. 15]. Целенаправленность приводит к целенаправленному поведению, затем к целенаправленной информационно-коммуникационной деятельности, конечному результату.

Реформирование современного российского социокультурного пространства выдвигает инновационные требования к образовательному процессу. Определяются «аксиологические индикаторы повышения качества образования ... речь идет о тех ценностях, на которые в близком или отдаленном будущем должна ориентироваться сфера образования и которые придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, определяют его взаимодействие с миром и Другими, а также о формировании в самом процессе образования «предметных» и «субъектных» ценностей, ценностей его развития» [2, с.520]. Таким образом, учитывая требования к подготовке специалистов на уровне международного сообщества, социального заказа общества, особенностей развития системы дополнительного образования, требований на уровне нормативно-правовых документов, определяется цель - формирование ИКК бакалавров документоведения и архивоведения. Нами определены следующие задачи: 1) расширять и углублять разносторонние специальные знания, умения и навыки, необходимые для формирования ИКК бакалавров документоведения и архивоведения; 2) формировать ценностные ориентации, необходимые для информационно-коммуникационной деятельности бакалавров документоведения и архивоведения; 3) развивать положительную мотивацию к информационно-коммуникационной деятельности и способности, обеспечивающие успешное выполнение творческих задач в области документационного обеспечения управления и архивоведения.

Социальный заказ общества, который выступает как целевой компонент, напрямую связан с мотивационно-целевым компонентом. Мотивационно-целевой компонент модели определяется не только общими целями формирования ИКК, но и стимулированием и побуждением (мотивацией) студента к присвоению и передаче ценностей информационной культуры. Содержание данного компонента связано с такой категорией как мотив. Под мотивом в нашем исследовании понимается субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению [3].

Формированию положительной мотивации личности способствуют: общее положительное отношение информационно-коммуникационной деятельности, желание что-то сделать, проявляя ответственность; радость деятельности и т.д. Мы выделяем мотивы: общественные (осознание ценности деятельности, желание нести гражданскую ответственность за свой участок работы и т.д.); деловые (стремление добиться успехов в деятельности, цель - избежать неудачи и т.д.); личные (особые, индивидуальные интересы учащихся: быть лучше других, получить одобрение со стороны педагогов, родителей, друзей или не получить их осуждение и др.).

Мотивационно-целевой компонент модели выполняет следующие функции: целеполагающую (определение перспектив взаимодействия субъектов); практико-ориентированную (определение ценностей информационно-коммуникационной культуры, ценностных ориентаций).

Цели и задачи позволили определить содержание процесса формирования ИКК.

Теоретико-содержательный компонент модели формирования ИКК бакалавров документоведения и архивоведения базируется на информационно-предметной основе, определяет содержание, которое должен усвоить будущий специалист. Данный компонент обеспечивает развитие у студентов творческих способностей, задатков; формирование направленности личности студента, включая ориентацию на ценности информационной культуры, владение знаниями и умениями в сфере информационных технологий.

Данный компонент ориентирован на интеллектуальную подготовку к информационно-коммуникационной деятельности, связан с формированием установки на креативную самостоятельную информационную деятельность, развитие умений использования средств информационных технологий, коммуникационных средств связи, отбор, передачу, обработку и хранение информации.

Содержательный компонент рассматриваемой модели напрямую связан с компетенциями, заявленными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (направление 032000 «Документоведение и архивоведение», степень: бакалавр) (Табл. 1).

Таблица 1

Содержательный компонент информационно-коммуникационных компетенций, приобретаемых бакалавром документоведения и архивоведения

Наименование компетенций

Направленность в образовательном процессе

личностно ориентированные

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ориентация в социокультурной обстановке

способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ориентация на профессиональный рост

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ориентация в социокультурной обстановке

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ориентация в социокультурной обстановке,

ориентация на профессиональный рост

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ориентация в социокультурной обстановке

способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности;

ориентация на профессиональный рост

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ориентация в социокультурной обстановке, ориентация на профессиональный рост

когнитивные

владеть базовыми знаниями в области информационных систем (языки и программные алгоритмы, компьютерный практикум)

требования учебного процесса

владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров

требование учебного процесса

владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела;

ориентация на профессиональный рост

владеть основными проблемами в области документоведения и архивоведения

ориентация на профессиональный рост

владеть тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела

ориентация на профессиональный рост

деятельностные

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ориентация на профессиональный рост

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ориентация в социокультурной обстановке

ориентация на профессиональный рост

владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере

ориентация на профессиональный рост

способностью самостоятельно работать с различными источниками информации

ориентация в социокультурной обстановке

способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива

ориентация на профессиональный рост

владеть принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам

ориентация на профессиональный рост

способностью создавать и вести единые (корпоративные) системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий

ориентация на профессиональный рост

способностью организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов;

ориентация на профессиональный рост

способностью разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела

ориентация на профессиональный рост

владеть законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела; ориентироваться в правовой базе смежных областей

ориентация на профессиональный рост, ориентация в социокультурной обстановке

владеть навыками работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа

ориентация на профессиональный рост

владеть логистическими основами организации хранения документов

ориентация на профессиональный рост

владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий

ориентация на профессиональный рост

способностью совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации;

ориентация на профессиональный рост

владеть правилами эксплуатации технических средств и способностью использовать технические средства в документационном обеспечении управления и архивном деле

ориентация на профессиональный рост

владеть методами защиты информации

ориентация на профессиональный рост

владеть современными системами информационного и технического обеспечения документационного обеспечения управления и управления архивами

ориентация на профессиональный рост

владеть принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей

ориентация на профессиональный рост

владеть методами оптимизации документопотоков

ориентация на профессиональный рост

Оценка компетенций, в которых в той или иной степени заявлен информационно-коммуникационный компонент, в позиции подготовки бакалавра, владеющего обязательным набором компетенций для выполнения нормативных профессиональных требований, направленных на саморазвитие личности в области выбранной профессии и перевода в культуру личности как рефлексию социального заказа, приоритетное направление получает профессиональная рефлексия. Поэтому в содержательном компоненте мы должны делать акцент не только на оценку овладения учебной информацией, но и на инновационно-проектные формы и методы работы со студентами. Разделяя точку зрения Г.Я. Гревцевой [1], считаем, что в проектной деятельности у студента появляется возможность не только овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, выбрать собственный темп выполнения самостоятельной работы, но и включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных или коллективных проектов. На наш взгляд, технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для развития самостоятельности, формирования профессиональных компетенций и личностных качеств будущего специалиста. Кроме того, не только будет способствовать их направленности на успешность в профессиональном росте, но и стимулировать рефлексию студента на формирование именно информационно-коммуникационной культуры как показателя личностного роста.

Информационным ядром содержательного компонента нашей модели является разработанная нами в свете решения поставленной задачи практико-ориентированная программа, которая апробируется поэтапно. На первом этапе (тестинге - анг.Testing - испытание) осуществляется тестирование уровня сформированности ИКК, результаты которого дают представление об исходном состоянии ИКК, которое в дальнейшем может быть обеспечено через введение специального элективного курса «Формирование информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения», для которого должна быть разработана соответствующая учебная программа. На втором этапе организовывается апробация программы данного курса (активное внедрение и использование информационного пространства в образовательной среде). На третьем этапе (инклюдинге - анг. include- включать) студенты разрабатывают и защищают свои авторские работы, проекты и т.д. (активное применение в процессе обучения компьютерных мотивирующих обучающих программ). На четвертом этапе - осуществляется самообразование с активным использованием приемов автодидактики и рефлексия (анализ деятельности и процесса формирования ИКК).

В соответствии с указанным наполнением содержательного компонента, отметим, что он выполняет функции предлагаемой нами модели: информационную, которая заключается в овладении знаниями об информационно-коммуникационной культуре, осмыслением своих возможностей; практико-ориентированную, предполагающую социально значимую деятельность; воспитательную, предполагающую воспитание личностных качеств.

Организационно-деятельностный компонент характеризует дидактические процедуры, в ходе реализации которых у бакалавров документоведения и архивоведения формируется ИКК: знания, умения, профессионально значимые качества. Выбор методов, форм и средств определяется содержанием программы формирования ИКК; логикой процесса формирования ИКК. Особое значение при реализации программы имеет использование современных защитных программ (антивирусов), паролей для ограничения доступа к файлам, использование технических и программных средств обработки информации, создание программ, web - страниц, составление графиков, блок-схем, таблиц, диаграмм и т.д., которые способствуют формированию информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения.

Организационно - деятельностный компонент выполняет следующие функции: социализирующую (приспособление к будущей профессиональной деятельности через создание условий); практико-ориентированную (создает план действий, определяет направление и процедуры деятельности); воспитательную (формирует личностные качества).

Контрольно-оценочный компонент связан с формированием методики профессионального мастерства на основе установки на формирование ИКК, а также с анализом результатов, их оценкой, разработкой коррекционных действий по совершенствованию процесса для достижения целей формирования ИКК. Данный компонент ориентирует на результат, который предполагает переход на более высокий уровень формирования ИКК бакалавров документоведения и архивоведения. Выделение комплекса педагогических условий обеспечивает успешность достижения цели (активное внедрение и использование информационного пространства в образовательной среде; активизация самообразовательной деятельности студентов на основе приема автодидактики; применение в процессе обучения компьютерных мотивирующих обучающих программ). Основу данного компонента составляет педагогическая диагностика и коррекция. На данном этапе вносились изменения в методику формирования ИКК на основе результатов контрольных оценочных процедур и участия студентов в обсуждении и коррекции результатов. С помощью педагогической диагностики мы проанализировали учебно - познавательный процесс в вузе и обобщили полученные результаты.

Основные методы, используемые на первом этапе: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. На втором этапе применялись: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, анализ результатов и др. На третьем (интерпретация полученных результатов) использовались методы: анализ, наблюдение, обобщение, конкретизация и т.д.

Самоконтроль, самооценка, коррекция, самокоррекция имеют особое значение для успешной реализации данного компонента. Полученные результаты в ходе диагностики являются основой для разработки и реализации коррекционных мероприятий. Работа по устранению выявленных недостатков производится с привлечением следующих методов: консультации, инструктаж, пояснение и т.д. Контрольно-оценочный компонент, связан с методикой, оценкой и самооценкой, коррекцией и самокоррекцией профессионального мастерства. Данный компонент выполняет следующие функции: оценочная (сравнивает и оценивает результаты сформированной информационно-коммуникационной культуры); корректирующая (выявляет затруднения, выбирает способы устранения трудностей, определяет тенденции дальнейшего формирования информационно-коммуникационной культуры).

Таким образом, модель формирования информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения, построенная на основе системно-элементного, деятельностного, информационного и культурологического подходов, а также с учетом требований социального заказа, к подготовке будущего бакалавра, воспитательной деятельности, обеспечивающей формированние информационно-коммуникационной культуры, включает мотивационно-целевой, теоретико-содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-оценочный компоненты.

Рецензенты:

Грецева Г.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск;

Худяков В.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Стрельников А.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21622 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674