Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ В УСИЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Синицына Г.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
В статье исследуются возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов в условиях модернизации педагогического образования, направленной на обновление основных профессионально-образовательных программ, предполагающее их приведение в соответствие с профессиональным стандартом педагога. Анализ научной литературы позволил выделить существенные характеристики и предназначение супервизорства, которое заключается в сопровождении профессионального развития специалиста, повышении его компетентности посредством интенсивности взаимодействия участников. Многофункциональный характер супервизии позволяет применять ее в процессе теоретического и практического обучения студентов в вузе и в период постдипломной стажировки. Делается вывод, что систематическое и последовательное развитие супервизорской практики в период подготовки педагога увеличивает его ответственность по отношению к профессиональному стандарту.
профессиональный стандарт
сопровождение
педагог-супервизор
супервизорская практика
супервизия
практическая подготовка
1. Марголис А.А.Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование PsychologicalScience&Education. 2014. Т. 19. № 3. C. 105–126
2. Салтыкова-Волкович М.В. Супервизия в социально-педагогической деятельности как важнейшая часть системы подготовки выпускников университета к профессиональной деятельности (Электронный ресурс) www.elib.grsu.by/katalog/439228pdf.pdf.
3. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль супервизии в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3.
4. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002
5. Чуркина Н.И., Синицына Г.П. Научно-исследовательская деятельность в магистратуре: новые задачи, подходы и содержание. // Современные проблемы науки и образования. 2015 № 4.
6. Щукина Ю.В. Функции супервизии в обучении методу понимающей психотерапии (Электронный ресурс) / Ю.В. Щукина. Режим доступа к странице: http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=269&Itemid=128
Актуальность развития супервизорской практики в педагогическом образовании обусловлена необходимостью повышения качества подготовки будущих учителей в вузах.

Программа модернизации педагогического образования в РФ предполагает прежде всего существенное обновление основных профессионально-образовательных программ (ОПОП), которое способствует их приведению в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Модернизация ОПОП в этой связи предполагает профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практикоориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами, профессиональным стандартом, что обеспечивает в свою очередь возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования (ФГОС ОО).

В связи с этим возникает необходимость развития технологий сопровождения процесса профессионализации будущего педагога.

Супервизорство - новое направление работы с будущими, начинающими, опытными педагогами-профессионалами, способствующее развитию их профессиональной компетентности.

 Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

 В настоящее время еще нет четкого определения понятия «супервизия». Этот метод заимствован педагогикой из психиатрии. В буквальном переводе это слово означает «надзор», но по содержанию наиболее близким является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В профессиональной практике наставничество активно развивалось в определенных видах профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Супервизия является общепризнанным методом образования, повышения квалификации и повышения качества работы специалистов в сфере помогающих профессий. Хесс дает самое общее определение супервизии: «Это насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, терапевтом, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям» [4].

Это определение сходно с определением Логанбилла: «Интенсивные отношения межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого» [4].

Эти определения отражают предназначение супервизорства, которое заключается в сопровождении профессионального развития специалиста, повышении его компетентности посредством интенсивности взаимодействия участников. Анализ научной литературы, посвященной изучению супервизии, позволяет выделить и охарактеризовать ее функции. Традиционно супервизии приписывают следующие функции: обучающая (образовательная, формирующая) - развитие умений, навыков, понимания и способностей супервизируемого. Обучение и преподавание осуществляются через анализ и исследование работы специалиста, что помогает ему лучше понимать процессы взаимодействия с другими, динамику отношений с ними, собственные реакции, исследовать другие пути работы. Поддерживающая (тонизирующая) функция - помощь в переживании негативного опыта общения с «трудными» клиентами. Консультирующая - исследование вопросов, возникающих у специалиста во время и по поводу своей работы. Супервизор не дает прямых ответов (знания), а скорее обеспечивает альтернативами, стимулируя развитие профессионального мышления. Оценочная функция (экспертиза) - контроль достижения целей, отслеживание прогресса специалиста, обратная связь, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка уровня профессионализма. Административная функция - степень соответствия работы супервизируемого стандартам учреждения (соответствие программе), в котором она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических норм. Менеджерская («менеджмент случая») - супервизия команды смежных специалистов, работающих с трудными ситуациями, нуждающихся в разносторонней помощи. В такой команде необходимо согласовывать профессиональные действия специалистов, осуществлять общее руководство, ведение ситуации. Реализация функций супервизии способствует профессиональному развитию специалиста, стимулирует развитие специальных навыков и компетенции для повышения качества работы, анализирует и оценивает деятельность специалиста, увеличивая его ответственность по отношению к профессиональному стандарту [5].

Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения при осуществлении при этом глубокой коррекции и формировании его профессиональных установок.

Основными методам индивидуальной супервизии являются: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин профессиональных проблем педагогов), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным профессиональным затруднением конкретного педагога) и фокус-анализ (всестороннее изучение личности сопровождаемого и его профессионального затруднения).

К методам групповой супервизии относятся:

1) супервизия, концентрированная на супервизоре: супервизор сохраняет определяющую роль в организации группового взаимодействия и в управлении его работой;

2) супервизия, концентрированная на участниках группы: повышение степени самостоятельности сопровождаемых в поиске и решении профессиональных задач;

3) интервизия - коллегиальная супервизия, основанная на попеременной игре роли супервизора участниками группы [6].

 Анализ многочисленных научных статей и изучение опыта вузов в развитии супервизорской практики показывают, что в ряде вузов в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» осуществляется обучение студентов основам деятельности супервизора. Оно осуществляется в процессе освоения учебных дисциплин, в содержание которых включена информация о супервизии, ее возможностях, методах, формах.  Эти дисциплины позволяют сформировать целостное представление о супервизии в социально-педагогической деятельности, ее структуре и принципах, помочь в освоении знаний теоретических основ современных технологий супервизии социально-педагогической деятельности, овладеть умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменяющейся социокультурной ситуации. Задачи применения супервизии направлены на формирование педагогического мышления студентов, развитие умений рефлексировать явления социально-педагогической действительности, обосновывать социально-педагогические проблемы, технологически грамотно подходить к их решению [2].

Формируется точка зрения, что к супервизорской деятельности можно отнести и деятельность преподавателя вуза, помогающего студентам решать проблемы и трудности профессионального становления.

Функции преподавателя-супервизора в работе с бакалаврами психолого-педагогического образования обусловлены необходимостью быстрой адаптации бакалавров к учебному процессу педагогического вуза, оказания помощи в практической деятельности. Функции преподавателя-супервизора реализуются при работе как с группой бакалавров, так и с отдельными студентами. Особенности выполнения тех или иных функций зависят от содержания деятельностей преподавателей в вузе и бакалавров в общеобразовательном учреждении, а также от индивидуальных особенностей и предпочтений каждого обучающегося.

Рефлексия сопровождает все направления работы преподавателя-супервизора и этапы профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Рефлексия включает самодиагностику, самонаблюдение, самопознание, самоанализ достигнутых результатов.

 Работа преподавателя-супервизора способствует формированию у бакалавров психолого-педагогического образования общих и профессиональных компетенций, личностных качеств, стремления к самодеятельности, самоактуализации и творческой самореализации в психолого-педагогической деятельности [3].

Изучение опыта вузов по организации педагогических практик позволяет обнаружить в вузовских положениях о практиках разделы, касающиеся профессионального супервизорства в период практик, которое может осуществлять как преподаватель вуза, так и опытный специалист. В первую очередь это касается практической подготовки психологов по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В рамках требований к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога осуществлялась апробация программ педагогической практики в бакалавриате и магистратуре. Педагогическая практика осуществляется под руководством опытного педагога-супервизора. Целью практической подготовки педагога является формирование его способности к самостоятельному профессиональному действию, к развитию своей деятельности в новых и каждый раз уникальных условиях [1].

Учебная деятельность стажера в период практик предполагает включенное наблюдение образцов профессиональных действий супервизора и других педагогов, участие в анализе урока, планирование уроков, совместное их проведение вместе с педагогом-супервизором, проверку самостоятельных и контрольных заданий учащихся и другие виды профессиональных действий. По мере прохождения практик в рамках модульной программы стажер должен осуществить переход от профессиональных действий, совершаемых под полным контролем педагога-супервизора, к действию, совершаемому с некоторой помощью супервизора, а в дальнейшем и самостоятельно. Как показывают исследования, направленные на изучение практической подготовки педагога в условиях супервизии, супервизор должен пройти специальную программу подготовки [1].

Задачами супервизии в период педагогических практик являются: создание условий для формирования профессионального сознания и мышления; развитие умения вступать в разные типы профессиональной коммуникации с коллегами, профессиональным сообществом; формирование и совершенствование необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональные действия, а также развитие важных профессиональных личностных качеств (способности к самоанализу, рефлексии, инициативности, толерантности, морально-этических качеств и др.).

Совершенно очевидным является то, что сопровождение профессионализации будущих педагогов необходимо не только в процессе становления их профессиональной деятельности в вузе, но и в первые годы самостоятельной профессиональной деятельности. Выпускник педагогического университета подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса для него являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство разочарования. К этим объективным факторам могут добавиться и субъективные: обостренное чувство ответственности за себя и за других, очень глубокое сопереживание и др. Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении молодого специалиста и негативно влиять на его здоровье. Как показывает опыт зарубежных стран, для решения проблем такого рода необходима супервизия.

Молодому специалисту важно быть уверенным, что он имеет официальное право на время накопления практического опыта.

За время стажерской практики начинающие учителя получают супервизию опытных специалистов по достаточно широкому спектру профессиональных проблем. Супервизор может присутствовать на занятии (он либо располагается за специальным экраном, либо использует для анализа и последующего обсуждения подробную запись занятия), также могут использоваться аудио- и видеозаписи. Супервизия в период постдипломной стажировки решает несколько задач:
1)  проблемы самопонимания и самовосприятия молодого специалиста (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности);
2)  теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию педагога в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов;
3) взаимоотношения с другими людьми;
4) практическое освоение содержания деятельности педагога в образовательном учреждении и развитие профессиональных умений и навыков, необходимых для работы в образовательном учреждении;

Супервизорская практика способствует переводу профессиональных знаний, полученных в вузе, в компетентностную практическую деятельность.

Профессиональному развитию специалистов способствует осознание молодыми специалистами своих возможностей. Это приводит к необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоусовершенствования. Основная помощь со стороны супервизоров заключается не только в том, чтобы обучить молодого специалиста применению методов и приемов, выстроить адекватный запрос к деятельности, научить алгоритму педагогической деятельности в образовательном учреждении, но и максимально поддержать уверенность в собственных силах, дать своевременный совет по решению сложной ситуации. В целом супервизор способствует развитию мотивации специалиста и удержанию в профессии.

Таким образом, усиление практической подготовки будущих педагогов предполагает сопровождение их профессионализации посредством развития супервизии как систематической, структурированной практики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России. Проект № 3162

Рецензенты:

Чуркина Н.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический институт», г. Омск;

Чекалёва Н.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический институт», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Синицына Г.П. ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ В УСИЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674