Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТЕЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Чигаева В.Ю. 1 Грабчук К.М. 2 Булдыгина Л.М. 1
1 ФБГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
2 АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»
Проведен анализ взаимосвязи гендерных особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей, с их склонностью к развитию девиантного поведения. Принимая во внимание влияние на взаимосвязь этих двух вещей таких факторов, как личностные особенности подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детских домах, особенности социализации и проблемы воспитания, в исследовании нами учитывались следующие характеристики: полотипизированность, установка на социальную желательность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к агрессии и конфликтности, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. В ходе исследования подтвердилось, что склонность к девиантному поведению у подростков испытуемой категории во многом определяется гендерными особенностями. От гендерных особенностей подростка зависят его конфликтность, агрессивность, способность к нарушению норм и правил, сила воли и самоконтроль. В связи с этим деятельность специалистов должна быть направлена на коррекцию вышеперечисленных качеств с учетом выявленных гендерных особенностей, что в свою очередь требует формирования принципиально новых подходов к работе с этими подростками.
гендерные особенности
склонность к девиантному поведению
подростки
оставшиеся без попечения родителей
1. Гендерные особенности девиаций поведения у подростков [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-213044.html (дата обращения 20.08.2015 г.)
2. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: сб. науч. тр. /Ленингр. педиатр. ин-т / Под ред. Д.Н. Исаева. — Л., 2006. — С. 26–29
3. Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: дис.... канд. псих. наук. — Иркутск, 2002. — 181 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gendernye-razlichiya-v-proyavlenii-agressivnosti-u-detei-podrostkovogo-vozrasta#ixzz3l1tB0YnY (дата обращения 20.08.2015 г.)
4. Кривцова Е.В. Исследование уровня толерантности личности у разных возрастных групп // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Часть 1. Тамбов, 2014. — 164 с. — С. 83–85.
5. Манапова Е.И. Психология девиантного поведения. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 143 с.
6. Сергеева М.Г. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Развитие личности. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. — 198 с.
7. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 237 с.
8. Чигаева В.Ю. Социальная безопасность культуры России и ее обеспечение // Профилактическая роль культуры и искусства: материалы региональной научно-практической конференции (г. Тюмень, 27 ноября 2009 г.) / Под ред. Е.Б. Заболотного. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. — С. 25–29.

Девиантное поведение подростков издавна являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем. Исследования последних лет показали, что подростковая девиация в подавляющем числе случаев связана с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловленными не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Одним из таких факторов возникновения отклонений у подростков являются сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.

В создавшихся условиях проблема коррекции девиантного поведения подростков приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением множества эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Однако наиболее продуктивные из них выполнены в рамках социологического подхода (А. Бандура, К. Шоу, В. Броннер, Г. Маккей,  К. Хили и др.). Эти исследования содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора девиантного поведения у личностей разного пола, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность, экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения [3].

В настоящее время 95% детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских домах, входят в «группу риска» и имеют различные отклонения в поведении. Численность несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях, превышает 13 тыс. человек, из которых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается порядка 2 тыс. человек. Данная статистика имеет тенденцию к росту. Рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливает необходимость более эффективной коррекционной работы социального работника и социального педагога детских домов. Выявление на ранней стадии подросткового возраста склонности к девиантному поведению у детей разного пола, на наш взгляд, будет способствовать более эффективному упреждению возможных девиаций, что в свою очередь обуславливает направление нашего исследования.

Цель исследования

Итак, учитывая особенности рассматриваемой категории подростков, особое внимание следует уделить исследованию личностных особенностей, проблем воспитания и особенностей социализации подростков, а также их влияния на формирование склонностей к девиантному поведению у подростков разного пола. Это позволит более четко определить причины девиаций и разработать более эффективные способы решения проблем.

Материал и методы исследования

Подростки в детском доме, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются общими чертами: это бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов; низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущи: эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников, окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаются высокая самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Многие свойства и качества познавательной сферы и особенности личности сохраняются на протяжении всего возрастного развития подростков, обнаруживая себя в той или иной форме: особенности внутренней позиции, эмоциональная упрощенность и обедненное содержание образа «Я», импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления, несформированность избирательности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру.

Отличительной чертой подростков, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса, следствием чего является качественно иное состояние личности подростков, которое носит характер тотальной дезадаптации. Речь идет о нарушении процесса развития личности по большинству параметров (психических, педагогических, социальных и т.д.), что, несомненно, отражается на их поведении.

Подросткам присущи различные типы нарушения поведения, особенно тем детям, кто остался без попечения родителей. Склонность к девиантному поведению у этих подростков обусловлена личностными особенностями. В частности, у подавляющего большинства воспитанников детского дома подросткового возраста отрицательные самооценки превалируют над положительными, причем с возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, поэтому они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:

1) они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия;

2) они считают, что значимые для них другие люди не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

3) они не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у воспитанников детского дома особенно сильна, но в случаях, когда она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, они обращаются к девиантным формам поведения [7, 47].

Второй особенностью является то, что, считая себя уникальной личностью, подросток в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп в детских домах является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность, которая в данном случае рассматривается психологами как желание слиться с группой, ничем не выделяться, продиктованное потребностью в безопасности. Она же, по их мнению, выступает как механизм психологической защиты (социальная мимикрия) [7, 52].

По мнению Е. И. Манаповой, основные причины отклоняющегося поведения детей в том, что у них не реализуется «потребность в любви и признании, что приводит к деформации детской личности». В силу неправильно формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию, а нереализованность потребностей в родительской любви и признании ведет к формированию у них отклоняющихся форм поведения, эмоциональному напряжению и фрустрации [5].

Следует также принять во внимание и проблемы воспитания таких детей, которые  обусловлены тем, что:

1) воспитанники детских домов - это преимущественно дети из неблагополучных семей, т.е. «алкогольных» и «криминальных», где родители лишены родительских прав;

2) воспитанники детских домов особенно остро переживают нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми, что приводит к росту их озлобленности, доходящей до отчаяния, или жестокости, пренебрежению к нормам поведения и обязанностям, равнодушию к общезначимым явлениям;

3) значительная часть нарушений поведения или дисциплины совершается воспитанниками детских домов в состоянии сниженного уровня психической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии;

4) среди факторов отклоняющегося поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства. Это факторы психолого-педагогического характера, которые порождают и обуславливают такое поведение [6, 96].

Следовательно, в подростковом возрасте для детей семья является референтной группой, оказывающей влияние на формирование нравственных ценностей, установок, мировоззрения, культуры поведения и общения. У ребят, проживающих в детском доме, такая референтная группа отсутствует, и на первое место выходят сверстники, в большинстве своем дети из неблагополучных семей, с искаженным восприятием моральных ценностей. Подростки в замкнутом пространстве детского дома передают друг другу свой отрицательный социальный опыт, а для приобретения положительного нет условий.

С целью упреждения развития девиантного поведения и решения проблем девиации у подростков обоего пола нами было проведено исследование на базе детского дома № 102 г. Кемерово по выявлению склонностей к девиантному поведению у мальчиков и девочек, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их гендерной специфики. В состав экспериментальной группы вошли 52 подростка, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 13-16 лет. Из них 26 мальчиков, 26 девочек. Нами были выбраны следующие методики исследования:  методика Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности; методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) [2; 1].

Результаты исследования и их обсуждение

Тип гендерной идентичности нами был выявлен посредством методики  Сандры Бэм.  Результаты свидетельствуют, что среди общего числа исследуемых 44% полотипизированны, т.е. их самоопределение и поведение совпадают с тем, которое считается в обще­стве гендерно соответствующим. В группе девочек высокий уровень ан­дрогинии выявлен у 42%, высокий показатель маскулинности и низкий фемининности - у 4%. Мальчики с маскулинным типом идентичности со­ставили 31%, высокие и средние показатели андрогинии выявлены у 42% респондентов. Для мальчиков не характерен феминный тип гендерной идентичности. Наличие высоких показателей мускулинности у отдельных девочек при отсутствии такого явления у мальчиков продиктовано условиями жесткой конкуренции в детских домах, где дети вынуждены бороться за «место под солнцем». При коррекции поведения необходимо особое внимание уделить этому аспекту. 

Методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) позволила определить готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Результаты исследования по шкале «Установка на социальную желательность» показали: 46% мальчиков и девочек при заполнении опросника давали социально-желательные ответы в умеренной тенденции. 4% девочек и 27% мальчиков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. 50% девочек и 27% мальчиков строго соблюдают даже малозначительные социальные нормы, умышленно стремятся показать себя в лучшем свете.

По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» 27% девочек и 54% мальчиков готовы преодолевать какие-либо нормы и правила, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, способны «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Большинство девочек (73%) и 38% мальчиков следуют стереотипам и общепринятым нормам поведения. Чрезвычайно выражены нонконформистские тенденции лишь у 8% мальчиков.

Результаты у 50% девочек и 62% мальчиков по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» свидетельствуют о том, что  испытуемые предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, решают личные проблемы иллюзорно-компенсаторным способом. Кроме того, респонденты ориентированы на чувственную сторону жизни, главные ценности и нормы носят гедонистический характер. У остальных испытуемых не выражены перечисленные качества, что является показателем хорошего социального контроля поведенческих реакций.

В процессе анализа ответов опрошенных подростков мы также пришли к выводу, что мальчики более склонны к агрессии и насилию, нежели девочки (77% и 35% соответственно). У 15% мальчиков наблюдается агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми. Они намерены решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. В свою очередь не выражены агрессивные тенденции, неприемственность насилия как средства решения проблем у 65% девочек и 4% мальчиков.

По результатам шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» у 19% девочек и 38% мальчиков выражена слабость волевого контроля эмоциональной сферы: мальчики более слабовольны. Подростки не способны контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении. У 38% девочек результаты свидетельствуют о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций. По шкале «Склонность к делинквентному поведению» у 38% девочек и 73% мальчиков наблюдаются деликвентные тенденции, а также низкий уровень социального контроля.

Дополнительно нами был использован опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). По полученным данным после подсчета результатов исследования было выявлено, что по шкале «Наступательность» низкий уровень свойственен 65% мальчиков, средний уровень - 61% девочек. У большинства девочек (54%) низкий уровень неуступчивости, у большинства мальчиков (54%) средний уровень. 46% девочек обладают средней положительной агрессией, и 81% мальчиков - высоким уровнем. Средний уровень таких качеств, как мстительность, нетерпимость к мнению других, вспыльчивость и подозрительность, свойственен большинству респондентов. Средний уровень негативной агрессии наблюдается у 50% девочек и высокий уровень - у 77% мальчиков. Высокий уровень обидчивости наблюдается у обеих испытуемых групп. По шкалам «Бескомпромиссность» и «Общий показатель конфликтности» у 42% девочек наблюдается низкий уровень. У большинства мальчиков уровень бескомпромиссности высокий, а показатель конфликтности средний.

Проведенный анализ и полученные результаты свидетельствуют о следующем: девочки более предрасположены к установке на социальную желательность, дружелюбие, они более склонны к послушанию, неконфликтности, им присущ высокий самоконтроль. Мальчикам же более свойственны преодоление норм и правил, нежелание и неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, слабоволие, склонность к агрессии и насилию. Они более подвержены аддиктивному, деликвентному, а также самоповреждающему и саморазрушающему поведению, нежели группа девочек. У девочек менее выражены деликвентные тенденции. Различия проявляются и в формах агрессии. Мальчики склонны к физической агрессии (позитивной и негативной), а девочки -  к вербальной, косвенной агрессии.

Выводы

Таким образом, исследование показало, что склонность к девиантному поведению подростков во многом определяется их гендерными особенностями. От гендерных особенностей подростка зависят его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил, сила воли и самоконтроль. В связи с полученными результатами исследования возникает необходимость принципиально новых подходов в воспитании этой категории подростков. Деятельность специалистов должна быть направлена на своевременное определение склонностей к девиантному поведению и коррекцию вышеперечисленных качеств с учетом выявленных гендерных особенностей. В связи с наличием агрессии в той или иной форме у обеих испытуемых групп очень важно у подростков, находящихся в детских домах, формировать чувство толерантности [4], призывая к идеалам справедливости и гуманизма, привить которые подвластно посредством механизмов воспитания, социализации и социальной безопасности культуры [8]. Коррекционная программа может состоять из бесед, проблемно-ориентированных тренингов и упражнений по саморегуляции с акцентом на ситуативный и гендерный аспекты. Особое внимание стоит уделить внеурочной воспитательной работе, в ходе которой подросткам предоставляется возможность свободы выбора действия, создаются условия для тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений, правил культуры поведения, обретения положительного опыта общения.

Рецензенты:

Харитонова Е.В., д.псх.н., доцент, декан факультета психологии и социальной работы АНОО ВПО «Института экономики и управления в медицине и социальной сфере», г. Краснодар;

Золотухин В.М., д.фил.н., профессор кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Чигаева В.Ю., Грабчук К.М., Булдыгина Л.М. ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТЕЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРОЖИВАЮЩИХ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21665 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674