Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Куприна Н.Г. 1 Мельникова Э.П. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образо-вания «Уральский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются педагогические аспекты освоения художественного стиля старшеклассниками на уроках мировой художественной культуры. Выделяются функции художественного стиля, связанные с обращением к стилю в педагогическом процессе как средству формирования универсальных учебных действий. Раскрываются методы и приемы развития УУД на основе стилевого подхода, который является содержательной основой формирования универсальных учебных действий на специфическом художественном материале в курсе мировой художественной культуры. В статье приводятся примеры освоения художественного стиля через продуктивную деятельность учащихся, различные формы организации урока, творческих заданий, исследовательской деятельности, открытия новых знаний, направленных на овладение УУД, которые открывают обучающимся возможность реализовать личностный потенциал через приобщение к духовным ценностям культуры прошлого и современности.
стилевой подход в формировании УУД
художественный стиль
1. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Бореев – М.: Высш. шк.,2002.–511 с.
2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. М.: Просвещение, 1968. – 303 с.
3. Куприна Н.Г. Стилевой подход как путь ценностного освоения содержания произведений искусства студентами педагогического вуза // Педагогическое образование в России. — № 4. – 2011.
4. Литвинов А.Н. Художественный стиль как феномен культуры : дисс… канд. фил. наук / А.Н. Литвинов. — Луганск, 1991. – 346 с.
5. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. – К.: Collegium, «Киевская академия Евробизнеса», 1994. – 288 с.
6. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей [Текст] / В.В. Медушевский // Музыкальный современник : Сб. ст. — М.: Сов. композитор, 1984. – С. 3–18.
Актуальным направлением современного российского образования является обеспечение возможностей личностной самореализации учащихся на основе самостоятельного осуществления деятельности учения. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения акцентируется внимание на формировании у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), что подразумевает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного формирования компетенций в любой предметной области познания.

В соответствии с ФГОС определяются требования к освоению образовательной области «Искусство», логика выстраивания курса «МХК», связанные с реализацией развивающего, социализирующего, адаптационного потенциала искусства в личностном развитии школьника. Художественный материал рассматривается как средство формирования УУД (когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и ценностно-смысловых), что ведет к развитию умений у школьника самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественных феноменов и успешно адаптироваться в современном мире при выборе индивидуального направления культурного развития.

В качестве продуктивной основы формирования УУД у учащихся на уроках «МХК выступает стилевой подход. Стиль является основополагающей и системообразующей категорией искусства, обобщающей и концентрирующей принципы функционирования искусства в качестве генератора и транслятора смыслов и ценностей культуры для учащихся старших классов.

Художественный стиль анализируется исследователями с позиции «отвердевшего мировоззрения» (по выражению Г.Д. Гачева в отношении литературы), «звучащего мироощущения» (по словам В.В. Медушевского в отношении музыкального искусства). По словам

Ю.Б. Борева: «стиль - набор "генов" культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц), обусловливающий тип культурной целостности» [1, с. 136]. В определении А.Ф. Лосева художественный стиль предстает как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» [5, с. 226].

Емкость понятия «художественный стиль» определяет большое количество функций, которые он выполняет в культуре. Сошлемся на исследование А.Н. Литвинова, который определяет стиль как постоянно обновляющийся процесс в системе «культура - творчество - личность». Он выделяет различные функции стиля, среди которых познавательная, коммуникативная, креативная, адаптационная и пр. Стиль выполняет функции аккумуляции и сохранения культурных ценностей эпохи, выраженных определенными стилевыми структурами, переактуализации этих ценностей в личностной интерпретации творцами эпохи, а также в процессе восприятия, в момент общения с художественным образом [4, с. 96].

Стилевой подход видится социально востребованным направлением в педагогике, позволяющим формировать у учащихся «понимание художественного стиля как выработанного в системе искусства и воплощенного в его материале способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром» [Куприна 3, с. 96].

Данные исследования подводят к идее опоры на стиль в образовательном процессе, что открывает обучающимся возможность формирования УУД через специфические механизмы художественного восприятия. Развитие у учащихся умений раскрывать культурные смыслы на основе диалогического соотнесения собственного «я» с ценностями мира, отраженными в художественных стилях, и составляет содержательную основу формирования УУД на специфическом художественном материале в курсе «МХК».

Вместе с тем освоение художественного стиля учащимися общеобразовательной школы как способа формирования УУД вызывает ряд затруднений, связанных с недостаточным методическим обеспечением данного процесса. В искусствоведческой литературе приняты формально-технические характеристики художественного стиля, включающие в себя сложную систему культурных отношений, их глубинных причин и смыслонаправляющих факторов, они требуют использования специальной терминологии и аналитической системы, доступной лишь профессионально подготовленному читателю, слушателю, зрителю. Как правило, серьезные искусствоведческие исследования не предусматривают обращения к огромному большинству учителей массовых школ, школьников.

В связи с этим в образовательном процессе школы при изучении курса «МХК» возникает необходимость смены критериев в освещении эстетических, искусствоведческих понятий и категорий, раскрытия механизмов функционирования искусства в человеческом социуме. Это путь включения эмоционального, жизненного опыта личности воспринимающего, пробуждения ее активности в анализе своего внутреннего мира через проникновение в опыт бытия творцов искусства. Педагогический анализ и раскрытие таких возможностей создают прецеденты общения современных школьников с серьезным искусством как жизненно актуального и необходимого явления, связанного с самореализацией в процессе формирования личностной картины мира в диалоге культурных смыслов. Именно такая педагогическая установка, на наш взгляд, открывает возможности реализации сформулированных в ФГОС задач формирования у школьников УУД в процессе освоения стиля на уроках «МХК».

Таким образом, речь идет не о том, чтобы учащиеся смогли охватить с некими познавательными целями весь исторический опыт искусства. Педагогической задачей освоения художественного стиля выступает задача стимулирования учащихся к «самопознанию, саморазвитию» в общении с искусством. Рассмотрение художественного стиля как некоей модели мироотношения, существовавшей наряду с другими в истории культуры, способствует включению учащихся в диалог культур и формированию УУД в процессе личностного осмысления культурных смыслов и ценностей.

Реализация стилевого подхода в формировании УУД возможна при создании на уроке проблемных ситуаций, позволяющих «задействовать» имеющийся в жизненном багаже учащихся опыт художественно-эстетического общения, эмоционального контакта с художественными явлениями и их духовно-ценностного обобщения. Наиболее эффективными способы создания таких ситуаций на уроке «МХК» являются: эмоционально-катарсическое переживание художественных образов, включение своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры, активная художественно-эстетическая деятельность, самостоятельное исследование и открытие нового знания учащимися. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.

Создание на уроке ситуаций эмоционально-катарсического переживания художественных образов (через методы эмоционального погружения, эмоционального проживания проблемных ситуаций, эмоциональной драматургии урока как урока-образа и др.) способствует активному привлечению личностного эмоционального опыта учащихся. В этом случае освоение стиля становится процессом поиска «себя», нахождения нужного для себя в опыте культуры. Эмоционально-практическая включенность школьников в восприятие художественных образов-ценностей способствует формированию у них представлений о стилях искусства как моделях разнообразных эмоциональных реакций, аффектов, существующих в человеческой жизни, как моделях отношения к миру, которые могут стать опорой в поисках личностью «себя», нахождении нужного для себя в опыте культуры.

Продуктивной является ситуация включения своего «я» в диа­логическое звучание голосов культуры при освоении ценностно-смыслового содержания эпохальных и индивидуальных стилей, стилевых направлений, национальных культур. Например, на уроке «МХК» школьники могут быть включены в дискуссии, в которых необходимо сопоставить ценности определенной эпохи с ценностями современного мира: «"Человек - мера всех вещей": смогли бы подтвердить это изречение древние греки, увидев современное искусство?», «"Лучший человек - художник" - справедливо ли это высказывание сегодня?», «"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан": актуален ли этот лозунг сегодня?», «"SOS": экспрессионизм в искусстве наших дней», «"Что такое счастье?": "подсказки" массовой культуры», «Художественный образ России в современном искусстве» и др. Подход к освоению стиля с позиции «диалога культур» напрямую отвечает задачам формирования УУД: включение в диалог и дискуссию на уроке вырабатывает у школьников коммуникативные умения (лояльность, толерантность, инициативность, самостоятельность суждения), стимулирует творческую активность, креативные умения в процессе высказывания оригинальной и самобытной точки зрения, подбора ассоциативных примеров на материале различных видов искусства и собственного жизненного опыта.

В современном уроке «МХК» значимое место занимает активная художественно-эстетическая деятельность. Освоение художественного стиля через продуктивную деятельность учащихся (методы нравственно-эстетического суждения, образного моделирования ценностного поведения, самовыражения в творческих заданиях) активно развивает креативные и ценностно-смысловые умения, поскольку «задействует» имеющийся в жизненном багаже учащихся опыт художественного восприятия, ценностного обобщения, сопереживания и самоанализа. Формы творческих заданий, погружающих школьников в смыслы культуры различных эпох, могут быть разнообразными: конкурс авторских стихов о любви (в стиле поэтов-романтиков), конкурс рисунков «Впечатление» (при изучении творчества художников-импрессионистов), рисование музыки (например, на темы «Готический собор» с музыкой И.С. Баха «Токката и фуга си минор», «Времена года» под фрагменты концерта А. Вивальди и др.), создание слайд-фильмов (по иллюстрациям Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» с самостоятельным подбором музыки эпохи Возрождения, по работам художников-импрессионистов с самостоятельным подбором музыки из произведений К. Дебюсси, М. Равеля и т.д.), выполнение иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям (например, к опере К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», к стихотворению П. Верлена «За музыкою только дело» и т.п.).

Процесс освоения художественного стиля на уроке может быть выстроен как процесс самостоятельного исследования и открытия нового знания школьниками. Для этого могут быть использованы различные формы организации урока:

1) диспуты, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания обучающихся на заявленную тему;

2) уроки-диалоги, проводимые совместно двумя или тремя преподавателями, раскрывающие различные грани стилевой концепции с позиции разных дисциплин;

3) уроки-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом фильмов, презентаций, раскрывающих проблемные или контрастные проявления художественной практики в рамках стиля;

4) ролевые игры, включающие школьников во взаимодействие друг с другом при воссоздании стилевого контекста эпохи;

5) творческие задания в форме групповых проектов по исследованию стилевых закономерностей и т.д.

Предлагаемый нами стилевой подход в формировании УУД на уроках «МХК» может быть реализован в образовательном процессе при условии изменения позиции педагога: из «транслятора», передающего своим ученикам собственные знания и опыт, ему необходимо стать «режиссером», создающим на занятиях ситуации, помогающие учащимся сформировать личную картину определенной художественной культуры эпохи, или, как говорят учителя, надо преобразовать свой урок из «дательного» в «творительный» (скорее в «со-творительный»). Создание проблемных ситуаций на уроке предполагает опору на личностную активность в восприятии художественного образа: способствует эмоциональному погружению школьников в восприятие художественных артефактов, сопоставлению их с собственным художественно-эстетическим и жизненным опытом, развитию умений анализа ценностно-смыслового содержания произведений искусства. При этом опора на стиль позволяет концентрировать внимание на смысловых доминантах и основных «принципах конструирования» ценностного содержания произведений, на которые впоследствии, при самообразовании и саморазвитии школьники смогут накладывать дополнительные факты, детали, обогащая первоначальные опорные представления. Таким образом, стилевой подход представляется оптимальной основой формирования УУД на уроках искусства в школе, открывая обучающимся возможность реализации личностного потенциала через приобщение к духовным ценностям культуры прошлого и современности.

Рецензенты:

Новоселов С.А., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Коротаева Е.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Куприна Н.Г., Мельникова Э.П. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21723 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674