Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В РЕПРОДУКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ

Братухин А.Г. 1 Магазева Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности репродуктивного поведения молодежи и изучаются механизмы постановки цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в ее конкретизации в среднесрочной или долгосрочной временной перспективе, планировании способов и средств ее достижения. Половина респондентов обозначают и осознают будущую семейную жизнь и рождение детей в качестве значимой цели. В то же время, несмотря на осознание необходимости достижения этой цели, испытуемые обладают фрагментарными знаниями относительно тех способов и средств, которые необходимы. У них отсутствует способность детально структурировать будущее, не осознается необходимая последовательность действий для реализации цели и не сформирована готовность к преодолению возможных препятствий. Это дает основание предполагать, что испытуемые не способны в жизни к оптимальному изменению содержательных и временных характеристик плана в зависимости от внешних условий и внутренних возможностей.
временная перспектива
репродуктивное поведение
мотивационные объекты
1. Абросимова М.Ю. Состояние здоровья и самосохранительное поведение молодежи: комплексное медико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан : автореф. дис. ... доктора мед. наук: 14.00.33 / Казан. гос. мед. ун-т. - Казань, 2005. - 45 c.
2. Андрющенко Я.В. Социологические проблемы репродуктивного поведения : автореф. дис. канд. социол. наук. 22.00.03. - Уфа, 2004. – 26 с.
3. Безнощенко Г.Б. Репродуктивное здоровье женщины и коррекция на прегравидарном этапе. - Омск, 2007. – 339 с.
4. Гавеля В.Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека : дис. … доктора философ. наук. – М., 1998. – 256 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М. : Наука, 1984. – 445 с.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. - М. : Смысл, 2004. – 607 с.
8. Савельева И.С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации : автореф. дис. ... доктора мед. наук. 14.00.01. – М., 2004. – 45 с.

В современных условиях проблема репродуктивного поведения  молодежи имеет социально значимый характер, поскольку рождение физически и психически здоровых детей является важнейшим вектором государственной политики.

Анализ публикаций по данной проблематике указывает на ряд исследований в области социологии, медицины, демографии, психологии [1; 2; 3; 8]. Изучаются некоторые элементы репродуктивного поведения, например установки, мотивационные компоненты, личностные факторы риска и неблагоприятные факторы, связанные с социальным и экономическим состоянием.

К основным структурным элементам репродуктивного поведения относят установки, ценности, потребности и мотивы, способствующие или препятствующие рождению детей, но практически не изучаются механизмы целеполагания. Это тем более актуально, поскольку молодежь наиболее подвержена различным социальным влияниям, а неопределенные и нестабильные условия диктует необходимость уже в юношеском возрасте прогнозировать будущие ситуации в различных сферах жизни, уметь ставить цели и намечать задачи, способы и средства достижения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Это определяет необходимость использования междисциплинарного подхода при изучении особенностей репродуктивного поведения молодежи. Таким образом, в настоящее время актуальным в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление факторов, определяющих постановку и осознание цели «здоровое потомство, способное к репродукции» и выработку способов и средств достижения этой цели.

Понятие «цель» трактуется как идеальное представление будущего результата, влияющее на характер и способы действий, выступающее как образ возможного и прообраз действительного. По мнению А.Н. Леонтьева, субъективное выделение цели - это осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмечиваясь в мотиве [5]. То есть, цель как образ выступает в качестве предпосылки, определяющей начало деятельности. Б.Ф. Ломов утверждает, что исследование целеобразования ставит вопрос о том, в какой форме выступает цель в голове субъекта. По его мнению, цель может выступать в качестве перцептивного образа и как образ-представление, и как определенная логическая конструкция. Ответ на вопрос о том, в какой именно форме выступает цель, зависит от определения конкретных условий, в которых предстает деятельность субъекту, а также от его индивидуально-психологических особенностей [6].

Для более точной характеристики процесса целеполагания, на наш взгляд, необходимо провести сопоставительный анализ данного конструкта с конструктами «прогнозирование» и «планирование».

В работе В.Л. Гавеля «целеполагание» определяется как способ выявления личностью своих способов включения в социальную действительность. Прогнозирование выступает в качестве возможности, которая превращается в действительность, если связана с конкретными действиями и предшествует целеполаганию [4].

Целеполагание представляет собой ситуационное моделирование (планирование), результатом которого является формирование образа ситуации, позволяющей достичь цели. Процесс планирования главным образом включает построение развернутой системы подцелей. Таким образом, прогнозирование, целеполагание и планирование представляют собой последовательные фазы единого процесса общественного предвидения.

Необходимость реализации цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обусловлена неопределенностью, противоречивостью социальных влияний, а целеполагание включается в эту процедуру как  выявление личностью своих способов разрешения данной ситуации. Прогнозирование как форма экстраполяции настоящего на локальные участки времени в будущем может быть связана с особенностями временной перспективы личности и характеризовать то, каким образом в краткосрочной или долгосрочной перспективе осознается необходимость рождения физически и психически здоровых детей. В планировании в большей степени зафиксированы границы достижения личностью цели как замысла и конкретизированы предстоящие действия.

Мы предполагаем, что у молодежи представления о достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», достаточно фрагментарные и неопределенные, что может провоцироваться такими фактором, как влияние СМИ, представляющих большое количество разнообразной информации, и это способствует тому, что субъекту очень сложно структурировать получаемую информацию и выделять в ней существенное. Также в зависимости от психологического микроклимата в семье вопросы репродуктивного поведения могут не обсуждаться, что способствует недостаточности информации у субъекта. Эти факторы могут способствовать недостаточному осознанию молодежью плана действий достижения цели «семейная жизнь, рождение детей».

Цель исследования: выявить механизмы постановки молодежью цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в ее конкретизации в среднесрочной или долгосрочной временной перспективе, планировании способов и средств ее достижения.

Материалы и методы. Выборку составили студенты 5-го курса Омского государственного медицинского университета в количестве 67 человек. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена - русскоязычный перевод и адаптация Д.А. Леонтьева [7].

Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы  в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта. Этот ме­тод относится к типу методик на завершение предло­жений, которые называются мотивационными индук­торами, сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению
(обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремит­ся.

Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась с помощью контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (табл. 1).

Таблица 1

Показатели мотивационных объектов, выявляемые на основании контент-анализа ответов испытуемых (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)

Фиксируемые показатели

Выявляемые диагностические показатели с помощью методики мотивационной индукции (МИМ)

Объекты, связанные со сферами жизни

семейная жизнь, рождение детей; профессиональная деятельность; учебная деятельность

Описание последовательности действий

выражение текущей активности или длящихся усилий; самопознание; познание и интерес

Указание на наличие способностей

направленность на развитие черт и характера;

направленность на развитие способностей

Описание способов достижения цели

наличие структур «средство-цель»; продуктивность

Описание способов преодоления препятствий

намек на возможные препятствия и способы их преодоления

Ожидание поддержки других людей

личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других

Оценка доступности цели

стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы

Направленность на повышение степени удовлетворенности жизнью

направленность на достижение совершенства и успеха;

ожидание общественного признания деятельности;

направленность на удовлетворение и награду

Для выявления способов и средств, которые формулировали испытуемые при достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», использовались ментальные карты. Содержание ментальных карт включало следующее: один блок в центре отражал цель «здоровое потомство, способное к репродукции», и испытуемым предлагалось сформулировать способы и средства достижения этой цели исходя из собственных убеждений в виде граф-логической структуры. Процедура заполнения ментальных карт была организована следующим образом:

- испытуемый обозначал желаемую модель репродуктивного поведения без внешних указаний относительно способа ее построения;

- испытуемому предлагалась возможность представить репродуктивное поведение в комплексе воздействующих факторов и с точки зрения его различных аспектов в целостности, проведя объективный анализ особенностей ситуации (явления);

- испытуемый строил модель репродуктивного поведения на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе и был вынужден самостоятельно обдумывать и отбирать необходимую информацию.

Для анализа полученных в ментальных картах результатов также использовался метод контент-анализа. В качестве категорий выступили задачи, определенные испытуемыми как необходимые для достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Статистическая обработка результатов исследования проводилась в стандартном приложении Microsoft Office Excel с помощью альтернативного и вариационного анализа.

Результаты исследования. Анализируя полученные результаты, мы рассматривали характеристики обозначенных испытуемыми мотивационных объектов, отражающих особенности постановки разноплановых жизненных задач, в том числе связанных с будущей семейной жизнью, репродуктивным поведением, воспитанием детей.

Как показывает анализ результатов по методике Ж. Нюттена, только 50% опрошенных испытуемых обозначили в краткосрочной и долгосрочной перспективе цель «создание семьи», «рождение детей». Остальные 50% испытуемых либо совсем не ставят данные цели, отдавая предпочтение учебной или профессиональной деятельности, либо обозначают ее в качестве второстепенной. Как видно из таблицы 2, структура мотивационных объектов и в первой и во второй группе одна и та же, различается только степень значимости этих объектов.

Таблица 2

Структура мотивационных объектов, обозначенных испытуемыми

Мотивационные объекты

Ранговое место в группе с основной целью «семейная жизнь, рождение детей»

Ранговое место в группе, не обозначившей цель «семейная жизнь, рождение детей»

Направленность на удовлетворение или награду

1

1

Профессиональная деятельность

2

4

Выражение текущей активности или длящихся усилий

3

2

Учебная деятельность

4

3

Продуктивность

5

5

Группа, которая обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей» в качестве приоритетных мотивационных объектов указывает на планирование действий и достижение таких результатов, которые приводили бы к повышению удовлетворенности жизнью. Также испытуемые ориентированы на профессиональную деятельность и совершенствование в рамках этой деятельности, которую рассматривают как необходимое средство достижения материального благополучия и реализации поставленной цели «семейная жизнь, рождение детей». А проявляемая ими в настоящее время активность рассматривается испытуемыми как решение ближайших краткосрочных задач, приближающих их к основной цели.

Группа, которая не обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей», также ориентирована на достижение состояния удовлетворенности, но их стремления сформулированы в анкетах недостаточно четко, и испытуемые испытывали значительные затруднения при конкретизации того, что им необходимо достигнуть для повышения степени удовлетворенности жизнью. В связи с этим их текущая активность направлена не на достижение конкретной цели, а затрагивает различные аспекты жизни, связанные с межличностными отношениями, учебной деятельностью, хобби, занятиями спортом.

При изучении репродуктивного поведения и механизмов постановки цели «семейная жизнь, рождение детей» достаточно важным является вопрос о степени информированности молодежи и наличии представлений о том, что является необходимым для реализации данной цели. Поскольку цель на действенном уровне может реализовываться только тогда, когда осознаются: последовательность действий по достижению цели, способы достижения цели, способы преодоления препятствий, последствия достижения цели.

В результате контент-анализа ментальных карт испытуемых были выделены категории, которые обозначали испытуемые в качестве средств достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Среди таких категорий были выделены: образование, материальный достаток, здоровье, генетика, семейный микроклимат и особенности воспитания, социальные условия, планирование семьи, психологическая готовность к материнству, личностные ресурсы и условия жизни.

В таблице 3 показаны средства достижения цели, которые наиболее часто упоминались испытуемыми и являются, согласно их представлениям, приоритетными.

Таблица 3

Способы достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обозначенные испытуемыми в ментальных картах

Способы достижения цели

Ранговое место в группе

Категория «Здоровье»

Сбалансированное питание

1

Здоровый образ жизни

2

Отказ от вредных привычек

2

Качественная медицинская помощь

4

Отсутствие заболеваний

6

Категория «Генетика»

Наследственность

3

Категория «Условия жизни»

Экология

5

 Как показывает анализ ментальных карт испытуемых, в качестве основных средств достижения цели указываются те из них, которые связаны со здоровьем и здоровым образом жизни, наследственностью и условиями жизни, в частности с экологией. Тогда как способы достижения цели, связанные с личностными и социальными факторами, упоминались достаточно редко. Это свидетельствует о том, что испытуемые, обозначившие цель «семейная жизнь, рождение детей», имеют достаточно фрагментарные представления о способах и средствах достижения данной цели, поскольку все указанные средства ограничены всего лишь тремя категориями. Таким образом, у испытуемых отсутствует целостный образ ситуации, позволяющей достичь цели, что затрудняет в целом процесс целеполагания, поскольку в сознании не моделируется комплекс условий и обстоятельств, способствующих реализации задуманного, не строится развернутая система подцелей.

Обсуждение результатов и выводы. Согласно полученным результатам исследования, только 50% испытуемых обозначают и осознают будущую семейную жизнь и рождение детей в качестве значимой цели. В то же время, несмотря на осознание необходимости достижения этой цели, испытуемые обладают фрагментарными знаниями относительно тех способов и средств, которые необходимы. Испытуемые не способны детально структурировать будущее, не осознают необходимую последовательность действий для реализации цели и не готовы к преодолению возможных препятствий. Это дает нам основание предполагать, что испытуемые не способны к оптимальному изменению содержательных и временных характеристик плана в зависимости от внешних условий и внутренних возможностей. Также мы предполагаем, что на уровне сознания цель испытуемых «семейная жизнь, рождение детей» представляется им достаточно четкой, но отсутствие либо фрагментарность представлений, связанных с реализацией данной цели, затрудняет ее достижение в будущем.

Обобщая полученные в исследовании результаты,  необходимо отметить, что одним из главных механизмов целеполагания является способность человека не только определить желаемую цель и  запланировать способы ее достижения, но и реализовать эти устремления в будущих действиях и поступках. Поэтому, на наш взгляд, поставленная испытуемыми цель может практически не реализоваться именно из-за отсутствия необходимых знаний, касающихся того, как эту цель достигнуть.

Поэтому в решении задачи улучшения здоровья населения и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные и психолого-педагогические меры, осуществляемые еще на этапе профессионального образования.

Должны использоваться технологии и методы, позволяющие обратить внимание молодежи на основные задачи и условия достижения цели «семья, рождение детей», акцентирующие на необходимости иметь здоровое потомство.

Рецензенты:

Демченко В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;

Родькин В.П., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Братухин А.Г., Магазева Е.А. МОТИВАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В РЕПРОДУКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21815 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674