Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неясова И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»
В статье представлена технология формирования готовности к социально-педагогической деятельности в условиях педагогического вуза, уточнены понятия «социально-педагогическая деятельность», «готовность к социально-педагогической деятельности магистра педагогического образования», представлены основные требования, определяющие успешность формирования готовности магистров к социально-педагогической деятельности в образовательной практике. Выделены основные компоненты (личностный, когнитивный, деятельностный) и определены этапы (адаптационно-ознакомительный, поисково-информационный, практико-моделирующий, аналитико-обобщающий) формирования изучаемой категории у магистров педагогического образования. В рамках представленной технологии рассматриваются эффективные формы и методы организации образовательного процесса, направленные на достижение положительного результата в процессе формирования готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности.
готовность к социально-педагогической деятельности
профессиональная подготовка
магистр
готовность
социально-педагогическая деятельность
1. Винокурова Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 46-48.
2. Запорожец В. Н. Формирование готовности студентов педвузов к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2001. – 21 с.
3. Неясова И. А. Формирование готовности к социально-педагогической деятельности у будущих социальных педагогов // Российский научный журнал. – 2013. – № 7 (38). – С. 160-166.
4. Полунова М. В. Магистратура: новые возможности для карьеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-personal.ru/article.php?id=4848 (дата обращения: 12.09.2013).
5. Рябова Н. В. Готовность дефектолога к педагогической деятельности по социально-бытовой ориентации учащегося // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3 (3). – С. 44-49.
6. Сизганова Е. Ю. Моделирование учебно-методических комплексов по социальной педагогике // Среднее профессиональное образование. – 2004. – № 6. – С. 52-58.
7. Сухарев Л. А., С. В. Маслова, Т. А. Наумова Использование инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке педагогических кадров // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2(10). – С. 18-23.
8. Торохтий, В. С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации социального педагога на практике // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции (Москва, 27–28 октября, 2011). – М.: Граница, 2011. – С. 45-48.
9. Ядвиршис, Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности // Образование и общество. – 2007. – № 1. – С. 11-15.
Современные социально-экономические условия обостряют необходимость в постановке и решении образовательными организациями ряда важных проблем, связанных с социальным становлением личности ребенка. Приоритетными являются: обеспечение эффективного взаимодействия с окружающим миром, формирование положительного социального опыта, социальная идентификация, воспитание ответственной социальной позиции и др. Согласно нормативным документам, педагог в своей практической деятельности должен уметь применять психолого-педагогические и социально-педагогические технологии работы с различными категориями учащихся (одаренные дети, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями и др.), оказывать им адресную помощь, разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать программы индивидуального развития ребенка, что определяет значимость социально-педагогической деятельности и обуславливает необходимость подготовки педагогических работников к осуществлению данного аспекта в образовательной практике.

Это ставит перед организациями высшего профессионального образования особые задачи по подготовке педагогических кадров, способных к профессионально-грамотному решению задач адаптации, социализации и интеграции подрастающего поколения, то есть успешной реализации социально-педагогической деятельности с субъектами образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды.

Особое значение в решении данной задачи отводится институту магистратуры. Магистерские программы, являясь особым важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, призваны предоставить человеку возможность пополнить, приумножить свои профессиональные знания, умения и навыки, а также развить свои способности и личностный потенциал [2]. В связи с этим на уровне магистратуры готовность магистра к социально-педагогической деятельности становится одной из важных и системообразующих профессиональной составляющей подготовки будущего педагогического работника в сфере образования. Поэтому актуальной является разработка технологии формирования готовности магистров к социально-педагогической деятельности.

Цель исследования

Контекст данного исследования предполагает разработку технологии формирования готовности у магистров к социально-педагогической деятельности и обобщение опыта ее реализации в условиях педагогического вуза.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на основе использования теоретических методов: анализ, синтез, обобщение, сравнение и систематизация материала о специфике формирования готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения особенностей формирования готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности обратимся к дефинициям изучаемой категории.

Социально-педагогическая деятельность рассматривается В. С. Торохтием как часть социальной политики общества, как сложное социальное явление реализации обществом своих разнообразных возможностей и ресурсов для решения проблем социализации населения в определенный период его жизнедеятельности, это «... многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальных групп» [8, с. 45].

Большинство исследователей выделяют два аспекта определения готовности к деятельности - состояние и качество личности. В рамках первого аспекта готовность представляет собой действенное (активное) состояние, отражающее содержание принятой к решению задачи и условия ее выполнения. В соответствии со вторым аспектом готовность понимается как качество личности, что связано с интеллектуальной сферой человека, его волевыми характеристиками, мотивами участия в предстоящей работе.

Заметим, что указанные аспекты находятся в тесном взаимодействии, позволяя определить готовность к социально-педагогической деятельности как:

- «действенное (активное) состояние личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения поставленной задачи, актуализацию необходимых знаний и сформированность умений» [5, с. 45];

- «устойчивую структурно-функциональную систему интегративных качеств личности педагога в единстве социокультурного, профессионально-личностного и профессионально-деятельностного компонентов, обеспечивающих продуктивную социально-педагогическую деятельность и стратегии собственной жизнедеятельности» [6, с. 52].

Понятие «формирование готовности к социально-педагогической деятельности» в психолого-педагогической литературе представлено как:

- «сенсорное, интеллектуальное, мотивационное и эмоциональное преобразование личности, которое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов» [2, с. 7];

- «целенаправленный и самоорганизующийся процесс профессионально-личностного становления специалиста в условиях благоприятного микроклимата и на основе тесного взаимодействия с профессиональным сообществом и окружающей социальной средой» [10, с. 12].

Для характеристики готовности к социально-педагогической деятельности актуально определение ее структуры. Анализ и обобщение результатов научных исследований позволяет выделить следующие компоненты готовности к социально-педагогической деятельности: 1) личностный; 2) когнитивный; 3) деятельностный.

Личностный компонент готовности к социально-педагогической деятельности определяется как наличие и проявление качеств личности, обеспечивающих участие в исследовании социума, выполнение различных видов социально-педагогической деятельности; возможность саморазвития и рефлексии. Когнитивный компонент готовности способствует становлению и развитию познавательных процессов, обеспечивающих формирование системы научных знаний о социально-педагогической деятельности. Данный компонент включает: профессионально-педагогические; специальные; предметные знания. Деятельностный компонент готовности определяется как сформированность социально-педагогических умений, позволяющих анализировать и проектировать социально-педагогическую работу с детьми различных категорий и их семьями, взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами служб в оказании помощи детям и подросткам, осуществлять правовую защиту ребенка. Данный компонент включает аналитические, проектировочные, конструктивные и исполнительские умения [3].

Необходимо отметить, что сам процесс формирования готовности к социально-педагогической деятельности носит поэтапный характер, устремленный к постепенному усложнению задач по обретению к концу цикла профессионального обучения достаточно высокого уровня компетенций в изучаемой области, исходя из возможностей и способностей личности магистра.

В ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» ведется подготовка магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование в рамках магистерской программы «Социальная педагогика». Данная магистерская программа позволяет формировать у студентов готовность к социально-педагогической деятельности. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности представлено следующими этапами: адаптационно-ознакомительный, поисково-информационный, практико-моделирующий, аналитико-обобщающий.

На адаптационно-ознакомительном этапе происходит формирование положительного отношения, интереса и устойчивой мотивации к социально-педагогической деятельности, развитие некоторых профессионально-значимых качеств личности студента. Магистрант убеждается в том, что для осуществления социально-педагогической деятельности необходимо выработать у себя умение помочь человеку справиться с собственными проблемами».

Поисково-информационный этап ориентирован на овладение магистрами системой общепрофессиональных, специальных и предметных знаний, с целью организации социально-педагогической деятельности.

Содержание профессиональной подготовки магистров к социально-педагогической деятельности разрабатывается на основе диагностики и выявления проблем организации учебного процесса в условиях педагогического вуза, а также реальной практики. При анкетировании студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная педагогика», было выявлено, что особое значение в формировании представлений о сущности социально-педагогической деятельности, ее специфике, содержании и значимости, имеют теоретические курсы «Социализация личности», «Основы социальной педагогики», «Управление системой социальной защиты детства», однако систематизация знаний, их трансформация от репродуктивных к продуктивным происходит при изучении практикоориентированных курсов «Методика и технологии социально-педагогической работы», «Социально-педагогический практикум», дисциплин по выбору «Социально-педагогическое проектирование», «Социально-педагогическая виктимология», «Социально-педагогическая валеология», «Социально-педагогическое консультирование», «Социально-педагогическое сопровождение детей группы-риска». Респонденты отметили, что в рамках изучения данных учебных дисциплин они не только получают теоретические знания об особенностях социально-педагогической диагностики, профилактики, консультировании и коррекционно-развивающей работе, методах и технологиях социально-педагогической работы, сущности проблем социального становления детей, способах их решения, но и приобретают навыки социально-педагогической деятельности с детьми разных категорий, овладевают технологиями поддержки и сопровождения детей в кризисных ситуациях, анализируют опыт социально-педагогической деятельности в образовательных организациях.

В учебном процессе высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. С целью формирования готовности к социально-педагогической деятельности внедряются такие интерактивные технологии, как «генерирование различных вариантов ответа на вопрос, групповое обсуждение проблемы с алгоритмом выработки общего мнения, дебаты, демонстрация и коллективное обсуждение типичных ошибок, интерактивная лекция, интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, ролевые игры, имитации, деловые игры, приглашение специалиста для комментария по обсуждаемой проблеме, проведение видеоконференций, разработка социальных проектов, решение ситуационных задач, формирование и защита портфолио будущего педагога и др.» [7 , с. 19].

Практико-моделирующий этап направлен на формирование у магистров совокупности умений и навыков, позволяющих им моделировать социально-педагогическую деятельность. На данном этапе особое внимание отводится совершенствованию профессиональных навыков в рамках прохождения научно-исследовательских и педагогических практик.

Различные виды практик: «Педагогическая практика», «Научно-исследовательская работа», «Научно-исследовательская практика», «Научно-педагогическая практика» вовлекают в самостоятельную деятельность, содействуют приобретению необходимых для реализации социально-педагогической деятельности компетенций. Магистры вводятся в круг реальных проблем, знакомятся с содержанием социально-педагогической деятельности. Во время практик студенты выполняют задания по разработке и созданию моделей социально-педагогической помощи обучающимся, проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей и подростков, а также использованию и усовершенствованию технологий взаимодействия с родителями с целью оказания помощи и социально-педагогической поддержки.

Программы практик ориентированы на повышение уровня самостоятельности в реализации основных направлений социально-педагогической деятельности. Важной задачей практики магистров является интеграция научно-исследовательской деятельности в структуру будущей профессиональной деятельности. Этому способствует включение в программы практики магистров заданий, связанных с получением практически значимых и востребованных результатов исследования, и внедрением их в практику своей профессиональной области. В ходе практики формируется также готовность представить результаты своих социально-педагогических исследований в научных публикациях, стремление к своевременному и самостоятельному выполнению магистерской диссертации и других форм научной работы.

При формировании готовности к социально-педагогической деятельности на практико-моделирующем этапе немаловажное значение приобретает организация процесса активной профессионально направленной деятельности студентов, которая способствует практическому овладению необходимыми компетенциями.

Особое значение в данной области отводится добровольческой деятельности, осуществляемой в нескольких направлениях, среди них: профилактика злоупотребления ПАВ в молодежной среде и заболеваний, передаваемых половым путем (СПИД, ВИЧ и т.д.); оказание социально-педагогической помощи, поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети из неблагополучных семей, дети с отклоняющимся поведением и т. д.); ведение просветительской деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни и т. д. Активная социально-педагогическая деятельность нередко проводится будущими педагогами в студенческой среде с целью привлечения к активной социально-значимой деятельности.

Завершающий этап - аналитико-обобщающий - определяет готовность к самостоятельной оценке и регуляции своего поведения, анализу своих действий, коррекции и прогнозированию результатов социально-педагогической деятельности.

Критериями эффективности формирования готовности магистров к социально-педагогической деятельности на завершающем этапе являются: 1) сформированность мотивации к социально-педагогической деятельности, ценностных и социальных ориентаций будущего педагога, направленность магистров на осуществление социально-педагогической деятельности, возможность саморазвития и рефлексии (личностный компонент); 2) освоенность совокупности профессионально-педагогических, специальных, предметных знаний, обеспечивающих успешность реализации будущим педагогом исследуемой деятельности (когнитивный компонент); 3) владение совокупностью профессионально-педагогических умений, необходимых для выполнения данной деятельности, способность осуществлять социально-педагогическую деятельность адекватно обстоятельствам, сформированность профессиональной рефлексии при осуществлении данного вида деятельности (деятельностный компонент).

Вывод

Таким образом, процесс формирования готовности к социально-педагогической деятельности является сложным многогранным процессом. Организация данного процесса в условиях педагогического вуза позволяет приобрести знания о способах построения конструктивного общения (взаимодействия) с представителями различных социальных групп; овладеть методами и способами оказания практической помощи различным категориям детей по разрешению социально-педагогических проблем; приобрести способность демонстрировать коммуникационные умения в контексте социального партнерства; овладеть практическими навыками в ходе социально-педагогической деятельности и навыками самоконтроля собственной практической деятельности, что и определяет компетентность и успешность практической социально-педагогической деятельности будущего педагога при решении задач адаптации, социального развития, социализации детей.

Работа проводится при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Рябова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной специальной педагогики и медицинских основ дефектологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Неясова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21885 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674