Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Лебедева И.В. 1 Шоронова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Данная статья посвящена изучению сущности социального заказа к организации самостоятельной учебной деятельности будущих педагогов в рамках профессиональной подготовки. Основой исследования является проблема качественного и осознанного использования современных информационных компьютерных технологий в разных моделях самостоятельной работы студентов. Выделены достоинства информационных компьютерных технологий в дистанционном формате обучения. Представлены результаты авторского исследования требований социального заказа к дистанционной форме организации профессионального педагогического образования, проведенного на базе Нижегородского педагогического колледжа. В исследовании была определена позиция студентов по отношению к применению дистанционного обучения в образовательном процессе для успешного освоения их будущей профессиональной деятельности, обозначены проблемы мотивации будущих педагогов к приобретению медиакомпетентности и навыков использования компьютерных технологий.
социальный заказ
телекоммуникации
информационно-коммуникативные технологии
самостоятельная учебная деятельность студентов
профессиональное образование
дистанционное обучение
медиакомпетентность
1. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. — 2003. — № 3. — С. 5–10.
2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
3. Змановская Н.В. Формирование медиа-коммуникативной образованности будущих учителей. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 24 с.
4. Лебедева И.В., Горлова В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов // Особенности реализации проблемного обучения в кон-тексте дистанционного образования: вопросы теории и практики: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 6 ноября 2014 года) / Под ред. Е.В. Ковалевской — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — С. 261–265.
5. Лемешко Т.Б. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие / Лемешко Т. Б. – М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012 . – 132 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
6. Педагогам о дистанционном обучении / Под ред. Т.В. Лазыкиной. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
7. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева / Под ред. Е.С.Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 416 с.
8. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.
В настоящее время информационная подготовка граждан приобретает особую социальную значимость в связи с глобальным характером использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), без которых невозможны инновационные преобразования общества. Сегодня общепризнано, что применение медиасредств, включая  телекоммуникации, в подготовке специалиста любого профиля является не только возможностью, но и требованием времени. Расширяя спектр использования компьютерных форм обучения, современная образовательная парадигма осуществляет определенный социальный заказ, направленный на формирование профессионала с развитой информационной культурой, способного к самостоятельному поиску и творчеству. Установка на развитие дистанционного обучения и создание программ, реализующих информационные технологии в образовательной практике, представлена  в важнейших стратегических государственных документах (в частности, Законе об образовании в РФ, Национальной доктрине образования, Профессиональном стандарте педагога и др.).

Известно, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [5]. Исследователи отмечают, что важным достоинством компьютерных технологий является возможность организации индивидуализированного подхода в обучении, который позволяет каждому обучающемуся в собственном режиме осваивать учебный материал в разных форматах и содержательных аспектах. ИКТ в образовании способствуют изучению учебных дисциплин в удобное время и в удобном месте; созданию особой самостоятельно осваиваемой образовательной среды; объективному контролю знаний; обеспечению консультационной помощи обучаемым; созданию сети дистанционного обучения [6]. Дистанционное обучение (ДО), которое прочно вошло в образовательную практику разных моделей и ступеней обучения, может быть представлено следующими характеристиками:

1) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии;

2) вариант автоматизированного обучения, в котором компьютер выполняет роль как учителя, так и модератора учебного процесса;

3) система образования, которая позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого;

4) модель совмещения эффективности индивидуального обучения с экономичностью массового;

5) возможность повышения качества и интенсификации обучения каждого обучающегося.

Добавим, что дистанционная модель позволяет сохранить  еще одно важное достоинство компьютерных технологий - интерактивность. Она предполагает широкое и многоаспектное виртуальное взаимодействие участников учебного процесса в формате всех присущих учебному процессу компонентов (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), которые реализуются специфичными средствами интернет-технологий [6;7]. Интеракция такого уровня дает возможность развивать разнообразные виды самостоятельной работы студентов различной степени сложности. Опора на самостоятельность в обучении предполагает переход на более высокий уровень осмысления материала студентами и актуализацию ими собственных интеллектуальных возможностей. Необходимо отметить, что, осваивая определенный учебный материал дистанционно, студент должен использовать (а зачастую сформировать) навыки обращения с электронными ресурсами, ориентироваться в моделях построения электронных курсов, работать в различных программах. Самостоятельная учебная деятельность студентов в таких условиях  представляет собой сложную систему практической работы, которая является определяющим компонентом учебного процесса и профессиональной подготовки будущего специалиста. В современном образовательном опыте наиболее перспективной формой самостоятельного освоения знаний является дистанционное обучение в формате онлайн (оффлайн) с применением средств телекоммуникации. Доказано, что ИКТ позволяют обеспечить учебный процесс:

1) учебно-методическим сопровождением;

2) многоаспектностью содержания;

3) продуктивным взаимодействием между преподавателем и обучаемым;

4) обменом управленческой информацией внутри системы обучения;

5) доступом к отечественным и зарубежным информационным системам;

6) оперативной обратной связью;

7) своевременной коррекцией действий студентов и т.д. [7].

Кроме того, социальные функции информационно-коммуникационных технологий  позволяют расширять профессиональный и интеллектуальный кругозор студентов, повышать их информационный и культурный уровень. В данном контексте уместно отразить еще одно важное требование социального заказа общества к будущему специалисту - медиакомпетентность. Эта составляющая подготовки специалиста является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [2; 8]. Основные задачи медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Как отмечают специалисты в области медиатехнологий, «медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов» [1, с.8]. Особенно значимой медиаграмотность является для будущих педагогов, которые должны не только сами владеть ею, но и развивать ее в своих учениках. Требования к медиаобразованности педагогов Н.В. Змановская трактует так: «Совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования в педагогическом процессе» [3, с. 21]. Автор утверждает, что в целях подготовки будущих педагогов к медиаобразованию нужны не только показатели медиакомпетентности (медиаграмотности) личности самих студентов и преподавателей, но и показатели профессиональных знаний и умений, необходимых им для медиаобразовательной деятельности. Необходимо отметить, что медиаобразованность позволяет формировать коммуникативные навыки, культуру общения, стимулирует развитие родной и иностранной речи участников сотрудничества. Особенно ярко достоинства медиаобразования проявляются в интеграции с ИКТ, так как они могут быть реализованы при органичном соотношении аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, а также при наличии гибких навыков использования компьютерной техники в целях добывания информации из различных источников и проведения исследовательской деятельности. Данный формат анализа позволяет сделать вывод о том, что социальный заказ связан с повышением информационной культуры педагогов профильных образовательных организаций, а также с внедрением инновационных технологий дистанционного образования в процесс подготовки специалистов в области педагогической деятельности.

В целях изучения эффективности самостоятельной учебной деятельности с применением ИКТ (в дистанционном режиме) было проведено исследование среди студентов педагогического колледжа 2-х и 3-х курсов. Исследование носило 2-уровневый характер и имело целью:

1) отбор и организацию обучающихся, заинтересованных в альтернативном способе обучения (ДО);

2) разработку электронного учебно-методического обеспечения и контрольно-измерительных материалов для дистанционного построения учебных курсов.

Студентам была предложена анкета, включающая вопросы, касающиеся дистанционного обучения в процессе их подготовки к будущей профессии. Исследование показало, что большинство студентов (95%) положительно относятся к применению дистанционных технологий и осведомлены об их возможностях; наиболее привлекательными атрибутами дистанционных технологий студенты назвали: выполнение домашних заданий в удобное для них время (85%) и более глубокое изучение материала самостоятельно в посильном режиме (40%)); к часто используемым формам дистанционного общения респонденты отнесли социальные сети (78%), электронную почту (60%), сайт колледжа (62%). По мнению студентов, использование дистанционного обучения позволяет активно сотрудничать с педагогом и другими обучающимися (40%), более качественно выполнять задания (25%), прочнее усваивать материал (20%), повышает интерес к предмету (15%). В силу того, что в педагогическом колледже педагогические дисциплины являются профилирующими, в анкете содержался вопрос о желании студентов осваивать их дистанционно. Так, 88%  респондентов ответили на этот вопрос положительно, из них 68% студентов предположили, что электронный курс, включающий презентации, лекционный материал, тесты, творческие задания, повысит их интерес к предмету и позволит восполнить пробелы; 20% учащихся отметили необходимость использования дистанционного обучения при подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям. В целом анкетирование позволило сделать важные выводы о наличии мотивации студентов к дистанционному построению учебного курса «Педагогика» и необходимости перестроить свою учебную деятельность, а также о требованиях к уровню подготовки преподавателя, владеющего ИКТ-технологиями.

Вместе с тем необходимо отметить, что, понимая необходимость профессионального владения технологиями дистанционного обучения, студенты слабо представляют себе организацию самостоятельной учебной деятельности с использованием ИКТ, а также возможности данных технологий в полном объеме. Было выяснено, что некоторые респонденты воспринимают дистанционное обучение не как интересную и современную форму учебного процесса, а как «безликий» вид общения без «живого» продуктивного диалога с преподавателем; многих пугает недостаточная техническая компетентность. Более того, студенты не представляют себе значимости этой формы деятельности в своей личной будущей педагогической работе. Таким образом, была выявлена дополнительная проблема освоения дистанционных форм обучения студентами колледжа, а именно  формирование позитивного восприятия этих форм как компонента социального заказа к профессиональной подготовке будущих педагогов.

На вопрос о значимости выбора индивидуальной траектории взаимодействия студента с преподавателем 92% респондентов ответили положительно. В отношении владения информационной культурой респонденты были самокритичны: большинство из них отметили уровень владения ИКТ как средний (98%), 1% - низкий, 1% - высокий. Вместе с тем студенты осознают требование социального заказа к индивидуально-личностным и профессиональным качествам педагога, способного организовать работу в режиме дистанционного обучения. Студенты выделили такие личностные и профессиональные качества педагога, как ИКТ-грамотность, общительность, креативность, знание своего предмета, умение понятно объяснять особенности работы в дистанционном режиме, заинтересованность в успешном взаимодействии со студентами, способность применять новые методы и технологии, внимательность, доброжелательность, терпение, профессиональная этика. Динамическая характеристика отношения студентов к возможностям дистанционного обучения выражена в увеличении интереса студентов к нему по мере взросления. Отмеченные тенденции социального заказа были учтены при организации самостоятельной работы обучающихся педагогического колледжа. Педагогам-практикам известно, что современные студенты испытывают определенные сложности в выполнении самостоятельных заданий, особенно повышенного уровня, требующих собственных рассуждений, межпредметной интеграции, анализа, высокой степени обобщений. Дистанционный режим освоения дисциплины содержит возможность неоднократного обращения к материалу, отработки определенных умений, получения своевременной помощи от преподавателя, установления связи с другими студентами, выполнения совместных заданий, а главное - умения проводить оперативную навигацию в обширных информационных базах и источниках. Для развития дистанционной формы освоения педагогических дисциплин была разработана система самостоятельных заданий, а именно:

1) выполнение разноуровневых домашних заданий по учебным дисциплинам с применением ИКТ;

2) подготовка письменных работ в режиме онлайн-редактирования (докладов, рефератов, эссе, сочинений, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и др.);

3) подбор, изучение и анализ педагогической литературы по заявленной теме (проблеме) в индивидуальном и групповом режиме с использованием системы Skype;

4) просмотр художественных и документальных фильмов по темам и подготовка к тестам, дискуссиям и творческим заданиям после просмотра;

5) разработка и составление схем, таблиц, кроссвордов и иных заданий в системе Google;

6) решение педагогических ситуаций, кейсов и задач, отчетов по результатам педагогической практики с применением фото- и видеорепортажей;

7) изготовление наглядных электронных пособий для использования в своей деятельности на педагогической практике;

8) выполнение индивидуальных (групповых) творческих заданий с применением средств телекоммуникаций и т.д.

В данном контексте стоит отметить незаменимость дистанционных методов в заочной форме обучения, когда встречи студентов с преподавателями, как правило, носят консультативно-обучающий характер, поэтому дистанционный режим изучения дисциплин позволяет обучающимся вовремя познакомиться с необходимым материалом, проверить свои возможности и уровень усвоения содержания [4, с. 264-265]. Так, в условиях системы e-learning, развивающейся в колледже, создание специальных электронных курсов, учебников, блоков тестовых и иных контрольных заданий является первоочередной задачей для преподавателей. Работа с блогами педагогов, где размещаются материалы презентации, вводные лекции, опережающие задания, ссылки на литературу и иное, создает базу для последующего активного освоения ИКТ-технологий в учебных курсах. Результаты опроса  участников исследования позволяют сделать выводы о том, что у студентов педагогического колледжа целенаправленно формируется профессиональная мотивация к работе в дистанционном  режиме через освоение различных форм и методов самостоятельной работы.  При разработке методического инструментария для ее организации преподавателями были выделены основные принципы управления самостоятельной работой студентов в рамках дистанционного обучения:

1) дифференцированный подход к составлению учебных заданий для студентов;
2) своевременная информированность участников образовательного процесса об особенностях работы в рамках ДО;
3) качественно организованное взаимодействие педагога и обучающихся;
4) поощрение самостоятельности и инициативности обучающихся;
5) развитие информационной культуры и медиакомпетентности студентов;
6) организация своевременной оперативной консультативной помощи студентам со стороны преподавателей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что требования социального заказа повышают роль преподавателя, организующего самостоятельную учебную деятельность студента при дистанционном образовании, а также способствуют приобретению студентами - будущими педагогами навыков профессионального использования ИКТ в своей практике.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Лебедева И.В., Шоронова О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21924 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674