Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мартынова А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета»
В статье поднимается актуальная проблема выявления факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы. Рассмотрены определения основных понятий, значимых для исследования. На основе анализа научной литературы и проведенного исследования выявлены факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы. Представлена характеристика данных факторов. Социально-педагогические: престижность профессии в обществе; организация процесса учебной деятельности; педагогическая практика; ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения. Личностно-психологические: черты личности самого студента; мотивы выбора профессии; интерес к профессии; мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала; внутренняя активность личности в направлении самопознания; стремление к самореализации в будущей профессии. Приведены результаты диагностики, проведенной для подтверждения комплекса факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы, среди студентов старших курсов, учителей начальных классов и педагогов вуза.
личностно-психологические факторы
социально-педагогические факторы
профессиональное самосознание
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
2. Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии [Текст] / К.М. Левитан. – М.: Наука, 1994. – 192 с.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Академия, 2004. – 320 с.
4. Сарсенбаева В.И. Психологические условия подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1 – С. 16–27.
5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002, – 208 с.

Для того чтобы формировать профессиональное самосознание студентов, необходимо выявить факторы, которые более всего влияют на данный процесс. Знание о факторах, влияющих на формирование профессионального самосознания, позволит нам выявить наиболее эффективные пути и средства формирования профессионального самосознания будущих учителей начальной школы.

Для этого необходимо:

1) определить смысл понятия «фактор»;

2) выявить в психолого-педагогической литературе факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания;

3) определить в экспериментальном исследовании факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания, на основе опроса студентов, учителей школ и преподавателей педвуза.

Понятие «фактор» в энциклопедическом словаре трактуется как «причина, движущая сила, влияющая на развитие какого-либо процесса».

В толковом словаре русского языка (С.А. Кузнецов) «фактор» определяется как существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению.

В нашем исследовании мы ориентируемся на определение понятия «фактор», которое дается в Толковом словаре русского языка. Понятие «обстоятельство» определяется как событие, факт, сопутствующие чему-либо, связанные с чем-либо. Факт - действительное происшествие, событие, явление; действительность, реальность, то, что объективно существует.

Единой, обобщенной классификации факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания студентов в психолого-педагогической литературе, нами не обнаружено. Данная проблема рассматривается О.В. Хухлаевой в связи с возрастными особенностями периода юности. В работах Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, В.А. Сластенина, А.И. Шутенко рассматриваются внутриличностные противоречия как факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания учителя.

В психолого-педагогической литературе ученые выделяют внешние и внутренние факторы. К группе внутренних факторов ученые (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) относят психологические особенности: мотивы, увлечения, интересы, которые занимают ведущее место в структуре личности, пронизывая направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и др. К группе внешних факторов относятся условия, в которых протекает деятельность.

Профессиональное самосознание находится в тесной взаимосвязи с каждым из компонентов педагогической деятельности, обусловливая саморазвитие и реализацию учителя в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность в свою очередь оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, поскольку ценность и субъективная значимость профессионально-педагогической деятельности позволяют актуализировать потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Следовательно, организацию учебно-профессиональной деятельности студентов можно рассматривать в качестве одного из важных факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания. Подтверждение данному положению мы находим в работах К.М. Левитана, Л.М. Митиной, В.Г. Каташева, В.А. Якунина и др.

К.М. Левитан отмечал, что социальные условия могут ускорять или замедлять профессиональное развитие личности педагога и, как следствие, формирование его профессионального самосознания. К главным социальным факторам, оказывающим влияние на данный процесс, ученый относил следующие: состояние учебно-материальной базы школ, наличие возможностей для творческой работы и самообразования, материально-бытовые условия жизни учителей [2].

По мнению Л.М. Митиной, в качестве фактора, способного оказывать влияние на формирование профессионального самосознания, следует рассматривать профессиональное образование [3].

Б.И. Сарсенбаева полагает, что в процессе формирования профессионального самосознания будущего учителя особое значение имеет педагогическая практика, поскольку она позволяет студентам апробировать полученный в ходе теоретического обучения субъективный опыт саморегулирования в процессе педагогического взаимодействия в реальной практике; соотнести свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми учителю в данном аспекте, осознать свои проблемы [4]. Следовательно, педагогическую практику мы рассматриваем в качестве одного из факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы.

О.В. Хухлаева в качестве фактора, затрудняющего развитие профессионального самосознания молодых людей, выделяет страх начала профессиональной деятель­ности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний. Наличие у студентов слишком больших профессиональных ожиданий в плане собственных достижений или в плане заработной платы, считает автор, затрудняет развитие профессионального самосознания. Трудность в принятии идеи постепенности роста профессионализма и благосостояния у некоторых людей вызывает кризис, который иногда называют кризисом профессиональных экспектаций. Основная причина его - несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями [5].

На формирование определенных представлений и ожиданий по поводу будущей профессиональной деятельности оказывает влияние отношение к данной профессии в обществе. Поэтому в качестве одного из внешних факторов мы рассматриваем престижность профессии в обществе.

По мнению Л.М. Митиной, на процесс развития профессионального самосознания учителя и формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности оказывают влияние две группы факторов. К первой, внешней, относятся ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения педагога - его учеников, коллег, администрации, интериоризуемые индивидом в процессе социального взаимодействия и общения. Ко второй, внутренней - мотивационно-ценностные ориентации учителя и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из его практической педа­гогической деятельности [3]. Опираясь на данное положение Л.М. Митиной, ожидания и оценочные суждения со стороны непосредственного социального окружения мы рассматриваем в качестве внешнего фактора, влияющего на формирование профессионального самосознания, а мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала - в качестве внутреннего фактора.

В своем исследовании мотивации поведения и формирования личности В.Г. Асеев отмечал, что возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности рефлексивные «Я» учителя могут не совпадать между собой, вследствие чего возникают внутренние противоречия. На разрешение внутриличностных противоречий направлены механизмы самодвижения и саморазвития личности [1].

Л.М. Митина определяет внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций в самосознании лично­сти (оценок, притязаний, установок, интересов), которые взаимодей­ствуют и изменяют друг друга в процессе своего развития [3].

Несмотря на то что внутриличностные противоречия рассматриваются Л.М. Митиной, В.Г. Асеевым применительно к профессиональной деятельности учителя, в процессе профессиональной подготовки, по нашим наблюдениям, студенты также сталкиваются с внутриличностными противоречиями, прежде всего связанными с рассогласованием «Я-реальное» и «Я-идеальное» как будущего профессионала. Подобную точку зрения высказывали К.М. Левитан, Б.И. Сарсенбаева, выделяя противоречие между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, несформированными профессионально значимыми качествами [2; 4]. Формой проявления данного противоречия К.В. Левитан считал несоответствие представления личности о себе, образа Я профессиональному идеалу.

Основным средством преодоления внутриличностных противоречий Л.М. Митина считает внутреннюю активность личности в направлении самореализации [3]. Основываясь на данном положении Л.М. Митиной, в качестве внутреннего фактора, влияющего на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы, можно рассматривать внутреннюю активность личности, как в направлении самореализации в профессии, так и самопознания себя в будущей профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы сочли необходимым назвать внешние факторы социально-педагогическими, а внутренние - личностно-психологическими.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы мы выделяем следующие факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы.

1. Социально-педагогические:

1) престижность профессии в обществе;

2) организация процесса учебной деятельности;

3) педагогическая практика;

4) ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения.

2. Личностно-психологические:

1) черты личности самого студента;

2) мотивы выбора профессии;

3) интерес к профессии;

4) мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала;

5) внутренняя активность личности в направлении самопознания;

6) стремление к самореализации в будущей профессии.

Для подтверждения комплекса факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы, выделенных нами на основе теоретического анализа, мы сочли необходимым провести опрос (анкетирование, беседу) студентов старших курсов (4-5-й курсы), учителей начальных классов и педагогов вуза. В исследовании приняли участие 156 студентов 4-5-х курсов, 37 преподавателей Кузбасской государственной педагогической академии и 106 учителей начальных классов школ г. Новокузнецка. Было предложено проранжировать по степени значимости выявленные нами на основе анализа психолого-педагогической литературы факторы и указать те из них, которые, по мнению опрашиваемых, оказывают значительное влияние на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы. Также можно было добавить фактор, не указанный нами в анкете.

Как показало исследование, по мнению студентов, наибольшее влияние на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы оказывают следующие личностно-психологические факторы: внутренняя активность личности в направлении самопознания (39,7%), стремление к самореализации в будущей профессии (36,9%), отношение к будущей профессиональной деятельности (36,5%).

Следует отметить, что фактор «отношение к будущей профессиональной деятельности» студенты выделили сами, акцентируя в беседах внимание именно на понятии «отношение» (а не «мотивы» или «интерес», выделенные нами на основе анализа психолого-педагогической литературы). Поэтому данный фактор мы добавили в анкеты, предлагаемые преподавателям и учителям начальной школы.

В следующую по степени влияния группу личностно-психологических факторов входят мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала (32,9%), черты личности самого студента (31,3%), интерес к профессии (24,7%), мотивы выбора профессии (23,8%).

В группе социально-педагогических факторов в качестве наиболее значимых студентами был отмечены престижность профессии в обществе (26,6%) и ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения (26,2). Менее значимыми являются такие факторы, как организация процесса учебной деятельности (14,8%) и педагогическая практика (11,8%).

Таким образом, студенты наибольшее значение придают личностно-психологическим факторам, связанным с активным самопознанием, самореализацией в будущей профессии и отношением к будущей профессиональной деятельности.

По результатам исследования можно заключить, что приоритетные позиции среди факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы, по мнению преподавателей, занимают следующие личностно-психологические факторы: интерес к профессии (36,7%), черты личности самого студента (35,3%), мотивы выбора профессии (34,7%). Несколько меньшее, но все же большое значение, имеют такие факторы, как: внутренняя активность личности в направлении самопознания (33,2%), стремление к самоактуализации в будущей профессии (33,1%), мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала (29,5%), отношение к будущей профессиональной деятельности (27,9%). Меньшую степень влияния, по мнению преподавателей, имеют следующие социально-педагогические факторы: ожидания и оценочные суждения непосредственного социального окружения (20,2%), педагогическая практика (18,5%), престижность профессии в обществе (15,5), организация процесса учебной деятельности (14,3%). Следует отметить, что преподавателями в качестве факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания, назывались такие факторы, как творческий характер деятельности и оплата труда учителя.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет утверждать, что, по мнению преподавателей, наибольшее влияние на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы имеют личностно-психологические факторы, связанные с интересом к профессии, мотивами выбора профессии и чертами личности самого студента.

Чтобы получить внешние данные о факторах, влияющих на формирование профессионального самосознания, мы изучили мнение учителей начальных классов школ города.

Анализ результатов показал, что большинство учителей отмечают высокую степень влияния следующих личностно-психологических факторов: черты личности студента (38,1%), стремление к самореализации в профессии (36,7%), интерес к профессии (34,7%). Далее по степени влияния следуют факторы, связанные с отношением к профессии (34,1%), самопознанием (29,3%) и мотивами выбора профессии (27,7%), а также мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала (24,5%). Учителя начальной школы отмечают важность таких социально-педагогических факторов, как престижность профессии в обществе (27%), и организация процесса учебной деятельности студентов (20%). Меньшее влияние, по мнению учителей, имеют педагогическая практика (14,7%) и ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения (13,2%).

На основании проведенного нами исследования мы определили рейтинг каждого фактора по степени его влияния на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы

Ранг

Личностно-психологические факторы

Ранг

Социально-педагогические факторы

1.

Черты личности самого студента (2,7)

7.

Престижность профессии в обществе (7,7)

2.

Стремление к самореализации в будущей профессии (3)

8.

Ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения (8,7)

3.

Внутренняя активность личности в направлении самопознания (3,3)

9.

Организация процесса учебной деятельности (10)

Педагогическая практика (10)

4.

Интерес к профессии (4)

 

 

5.

Отношение к будущей профессиональной деятельности (4,7)

 

 

6.

Мотивы выбора профессии (6)

 

 

Сравнив мнения студентов, преподавателей и учителей начальной школы, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование профессионального самосознания студентов оказывают внутренние факторы.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования, нами определены факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы, и выяснена степень влияния данных факторов.

Рецензенты:

Елькина О.Ю., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка, г. Новокузнецк;

Кропочева Т.Б., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования, г. Новокузнецк.


Библиографическая ссылка

Мартынова А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21925 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674