Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Казакова И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
В статье освещена проблема поиска и реализации эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности в контексте радикальных преобразований системы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми и молодежью. Выявлена проблема восприятия классического музыкального наследия. Освещаются пути решения данной проблемы через предлагаемую полихудожественную творческую проектную деятельность. Музыкально ориентированная полихудожественная учебная деятельность предполагает глубокое художественно-образное осознание межпредметной связи музыки и других искусств в рамках художественной учебно-творческой работы как средства восприятия музыкальных произведений любой направленности. В рамках предметной области истории музыки отношения аудиального и визуального компонентов интегрируют музыкальный смысл произведения с реальными предметами, событиями, явлениями, информацией и выступают как их опредмеченный (визуальный) коммуникативный аналог.
«синемафония»
творческое мышление
восприятие музыки
творческое задание
полифункциональные жанры
современный социум
мультимедийные аудиовизуальные композиции (МАВК)
мультимедиа
музыкальное воспитание; музыкальное восприятие
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева; под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
2. Баранова Н. Мультимедиа как предмет дидактического исследования / Н.Баранова// Народное образование. Педагогика. – 2013.- №S3[ Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm ( дата обращения: 22.11.2014).
3. Казакова И.С. Педагогические основы развития интереса к классической музыке у современной молодежи (на материале работы в педагогическом колледже) [Текст] / И.С.Казакова: дис. … канд.пед.наук. – М.: МПГУ, 2008. – 225 с.
4. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» (двигательные аналоги музыкального восприятия) / В.Коэн // Искусство в школе. – 1999. - №4.– С. 14-16.
5. Красильникова М.С. Симфония в первом классе – необходимость и реальность/ М.С.Красильникова // Искусство в школе. – 1998. - №3. – С. 7-16.
6. Перламутрова Е. Развитие метода имаготерапии средствами инсценированной песни / Е.Перламутрова // Искусство в школе. – 1999. - №3. – С. 69-70.
7. Савина Н. Преодоление подростковой делинквентности посредством креативной педагогики: автореф.дис. … канд.пед.наук / Н.Савина. – Тюмень, 2010. – 41 с.
8. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа/ О.В.Шлыкова// Вестник МГУКИ. – 2005.- №2. – С.156-159.
9. Щербакова А.И. Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры. [Текст] / А.И. Щербакова: дисс…. докт. культур. — М.: РГСУ, 2011. — 453 с.
10. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей/ Б.П.Бсов. – М.: Спутник, 2004. – 252 с.
В настоящее время «Музыкальное искусство - это многомерный мир, сочетающий в себе множество оригинальных авторских миров, вступающих в ценностное взаимодействие с коллективным субъектом познания и создающих в этом процессе целостную музыкально-коммуникационную систему - художественные каналы духовной коммуникации» [9]. Музыкально-педагогическое образование на современном этапе располагает обширным арсеналом новых и традиционных подходов, способных реализовать многочисленные запросы общества, одним из которых является формирование базовой культуры современной личности, развитие ее интеллектуальных способностей, творческого мышления и индивидуальности. К XXI веку в музыкально-педагогической практике накоплен огромный объем идей, концепций и направлений, позволяющий интерпретировать динамику музыкальной культуры с разных познавательно-гносеологических позиций. Современные модусы выражения динамического поля инновационно-творческой деятельности в системе музыкального образования, несомненно, обусловлены культурно-технологическими изменениями социума.

В практике музыкального образования имеется обширный опыт по разработке новых активных форм обучения на основе проблемно-поисковых и модельных методов, например, метод «имаготерапии» Е.Перламутровой [6], методы «музыкальных зеркал» и «пластического интонирования» В.Коен [4], метод «действенного анализа» М. Красильниковой [1, 5], «идея воплощения взаимосвязи музыки и искусства движения» М.Пискуновой [1], метод озвучивания картин Н.Гришанович [1], метод образной визуализации, метод рецензий по Н.Савиной [7].

В этой плоскости явление мультимедиа и практика его использования в музыкально-педагогическом процессе во многом определяет перспективы развития образовательного пространства. Традиционно ракурс рассмотрения феномена мультимедиа был представлен технологическими направлениями, опирающимися на составные мультимедийные компоненты компьютера. В последнее время представлены исследования, характеризующие социокультурную природу мультимедиа в гносеологическом, онтологическом и функциональном направлениях. В научных трудах широко применяются термины «мультимедийное художественное творчество», «электронная культура», «мультимедийная технология социокультурных коммуникаций» и др. [2, 8].

Согласно концепции Э.Абдуллина, для музыкально-образовательного процесса большое значение имеет музыкально ориентированная полихудожественная учебная деятельность, основанная на концепции полихудожественного развития Б.Юсова [1, 10]. Она предполагает глубокое художественно-образное осознание межпредметной связи музыки и других искусств в рамках художественной учебно-творческой работы как средства восприятия музыкальных произведений любой направленности. Непосредственная индивидуальная или групповая полихудожественная деятельность может выражаться в моделировании, синтезировании и отображении на мультимедийном оборудовании средствами различных видов искусства содержания музыкального произведения, его музыкально-композиционных особенностей, жанровых и стилевых примет для повышения эффективности восприятия и осознания музыкального произведения в музыкально- образовательном процессе.

Важная особенность мультимедиа как канала передачи информации в том, что он существенным образом трансформирует характер ее психологического восприятия. Взаимодополняющий синтез музыки и визуального ряда можно определить как особенность и специфику нового мультимедийного периода развития музыкальной культуры, по многим своим параметрам серьезно отличающиеся от тех устоев и канонов, к которым привык слушатель в «классической культуре». В рамках предметной области истории музыки отношения аудиального и визуального компонентов интегрируют музыкальный смысл произведения с реальными предметами, событиями, явлениями, информацией и выступают как их опредмеченный (визуальный) коммуникативный аналог.

Мы предлагаем к рассмотрению для определения вышеуказанной деятельности термин мультимедийная аудиовизуальная композиция (аббревиатура - МАВК И.Казакова) [3, С.141]. МАВК - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой визуальных изображений с подобранным к ним аудиоматериалом, предназначенное для облегченного слухового и зрительного восприятия музыки с помощью мультимедийных устройств. Характерно, что в МАВК реализуется визуальная интерпретация музыкального произведения, выстроенная согласно уже не игровой или актерской драматургии, а музыкальной.

МАВК, являясь в своей основе полихудожественной, развивает у обучающихся разные виды художественного восприятия, мышления и взаимодействия, а значит, непосредственно может служить целям всестороннего эстетического, нравственного и художественного развития. С помощью МАВК возможно глубокое раскрытие эстетической ценности музыки и выявление многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью человека и общества с позиции общекультурных ценностей.

При работе по созданию МАВК визуальный компонент помогает воспринимать необходимые теоретические сведения не только в творческой, но и достоверной и очевидной форме. МАВК способствуют освоению разнохарактерного художественного материала с опорой на интонационный, жанровый и стилевой подходы в изучении музыки. В частности, МАВК делает более легкими для восприятия сложные музыкальные произведения посредством визуального отображения выразительных элементов музыки по сравнению с традиционной формой восприятия. Построение содержания образования опирается на уже приобретенные ранее знания из предметов гуманитарного и культурологического цикла, на понимание взаимосвязей между видами искусства, например, музыкой и живописью. МАВК максимально визуализирует форму и содержание музыкального произведения; тематическое, тональное и ладовое развитие, что способствует ее лучшему восприятию и пониманию, так как наглядность заложена в основании изучаемого явления.

При создании музыкально-изобразительных композиций мультимедийными средствами у обучающихся в субъективно-импровизационной форме происходит ценностное осмысление мира музыки, в творческом поиске они учатся передавать свою трактовку эмоционально-образного содержания музыки, свои чувства и эмоциональные переживания, возникшие в процессе общения с изучаемым музыкальным произведением. В системе данной работы развиваются креативные способности обучающихся, эмоциональная компетентность, ассоциативно-образное мышление, творческая фантазия, которые способствуют формированию навыков самооценки, самоконтроля и личностному опыту, создающие в свою очередь мотивацию для их самореализации в музыкально-педагогическом процессе.

Таким образом, полихудожественная деятельность может быть представлена как многоаспектный синтетический вид учебно-творческой деятельности, в основе которого лежит работа над музыкальным произведением и художественным изображением с помощью мультимедийного оборудования и электронных носителей. Целью данной деятельности является глубокое развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к классической музыке, развитие их интеллектуально-эмоциональной сферы, реализация творческого потенциала и как следствие - повышение качества музыкально-педагогического образования в целом.

Составной частью полихудожественной деятельности является творческое задание. Комплекс творческих заданий и упражнений призван способствовать развитию интереса к классической музыке и сформировать широкий круг ассоциаций, необходимых для коллективной и самостоятельной деятельности при создании МАВК. В этом случае само понятие синтеза музыки и художественного изображения формируется на ассоциативном уровне, используя осознанное восприятие студентов и расширяя общий культурный контекст курса «История музыки». Благодаря компьютеру, берущему на себя многие рутинные функции полихудожественной музыкальной деятельности и организации занятий в творческих проектах, создание МАВК становится доступным любому студенту. У него появляется возможность выступать в роли «ученика-соавтора» при творческой интерпретации музыкального произведения, легко оперировать широким спектром средств выразительности, малодоступным в традиционной художественной деятельности. Такая организация занятий предрасполагает к повышенной учебной ответственности студента, ведущей к более глубокому изучению и осмыслению музыкального произведения, которые в свою очередь способствуют проявлению учебной инициативы.

Творческое задание, связанное с созданием МАВК, вызывает интерес к себе, но одновременно предполагает высокие требования соответствию его целям, задачам и качеству конечного творческого продукта. В данном случае необходимо добиваться, чтобы задание, оставаясь творческим, не переставало быть художественным. Деятельность студента, выполняющего художественно-творческое задание при создании МАВК, всегда основывается на оптимальном соотношении и интеграции рационально-логического (интеллектуального) и эмоционально-образного (ассоциативного) мышления, однако преобладающую роль в творческом задании играют не столько интеллектуальные способности, сколько мобильность эмоционально-образного осмысления. При создании МАВК творческое эмоционально-образное (ассоциативное) мышление развивается сразу в нескольких направлениях, причем не всегда последовательно и равномерно. Оно синтетично и ориентировано на интуитивное ассоциирование целого музыкального произведения и его структурных элементов.

В течение нескольких лет работы с обучающимися осуществляется долгосрочный проект по созданию и реализации мультимедийных аудиовизуальных композиций «Творим вместе».

К ожидаемым результатам после реализации проекта можно отнести следующие:

  • способность студентов эффективно реализовать себя в различных сферах творческого процесса, связанного с классической музыкой;
  • сформированность способности студентов к индивидуальному и групповому творческому процессу;
  • обладание развитой системой ценностных отношений студентов к высокохудожественным произведениям искусства, их приверженность к общечеловеческим гуманистическим идеалам.

Педагогический творческий проект «Творим вместе» содержал в себе подготовительно-теоретический блок и основной блок реализации. Для работы по созданию МАВК был предложен принципиально новый синтетический жанр экранного концерта, основанный на органическом синтезе музыки и кинематографа и открывающем новый жанр музыкального искусства «Синемафония - действительный реализм». Синемафония - это, по сути, новое современное воплощение на новом научно-техническом витке развития давно известного направления как светомузыкальные фильмы. В музыкальной научно-методической литературе «светомузыка» характеризуется как «дословная» визуализация, материализация на экране всех синтетических зрительных образов, синхронно сопоставляемых со слышимой музыкой, как перевод существующей музыки в однозначно соответствующую последовательность световых, в данном случае - художественных образов. Делая принципиально важное отступление, мы считаем необходимым указать на взаимосвязь данного направления с музыкальным восприятием как сложным многогранным явлением.

Современные теоретические представления и определения музыкального восприятия, используемые в науке и психолого-педагогической практике, характеризуют его, как:

  • процесс чувственного отражения музыки в сознании человека как результат комплексной деятельности систем анализаторов, образующих синтез и слияние в обработке элементов ощущений, участвующих во всех видах музыкальной деятельности и отличающихся относительной субъективной степенью устойчивости;
  • сложный многофазный комплекс познавательно-эмоционально-волевых процессов в активной познавательно-интеллектуально-творческой деятельности с многоуровневой структурой логическо-категорийных этапов и системой свойств, аффективно-эмоциональной окраской и активным включением памяти, внимания, мышления, эмоциональных переживаний, апперцепции и синестезии для целостного восприятия образа, выявления в нем личностного смысла и создания на этой основе интерпретации воспринимаемого объекта.

Напомним, что музыкальное восприятие обусловлено, прежде всего, удовлетворением интересов и эстетических потребностей, эмоциональным переживанием и возникновением различных видов музыкальных и внемузыкальных ассоциаций, а также субъективными психодинамическими состояниями человека в сочетании с творчеством. Очень важны личный субъективный опыт восприятия, общекультурный тезаурус, социально-психологические внешние и внутренние условия и факторы.

В предлагаемом нами методе желание рассказать о музыке воплощается в создании творческого музыкального продукта, основанного на синтезе музыки и художественного изображения, выполненного в мультимедийном варианте.

При реализации подготовительно-теоретического блока нами были получены результаты, констатирующие недостаточный опыт группового творческого взаимодействия при создании совместных творческих продуктов, слабое развитие аналитических умений и навыков.

Однако анкетирование показало, что у студентов имеется богатый творческий потенциал, мотивация к изменению ценностного отношения к вышеназванным проблемам, опыт деятельности в других внеурочных формах работы, обширный опыт работы с новыми видами электронных носителей.

Главная предпосылка активизации творческого мышления - элемент неопределенности в ситуации деятельности при подборе визуального ряда к музыкальному произведению. Поэтому для творчества, с одной стороны, важны общекультурный тезаурус, запас имеющихся теоретических знаний и практических умений, с другой стороны - желание и способность увидеть и осознать музыкальный образ в новых, необычных сочетаниях. В творческом процессе при создании МАВК стадии генерации идей, их критическая оценка и визуальное воплощение разделены во времени. На первой стадии основная задача - путем генерирования художественных идей максимально осознать музыкальный образ. На второй - найти максимум возможных путей его художественной визуализации и отобрать наиболее подходящий достоверный вариант. При творческой деятельности при создании МАВК, особенно на начальных этапах, встречается очевидная опасность нетождественности содержания визуального выражения содержанию музыкального произведения. Специфичность художественно-творческого задания заключается в том, что индивидуальность студента безгранично расширяет сферу целеполагания его полихудожественной деятельности. Продукт полихудожественной деятельности студента (МАВК) ценен, прежде всего, глубоким осознанием музыкально-художественного образа произведения и возникновения интереса к нему, то есть достижением целей, на которые направлен изучаемый процесс. Характерно, что творческому мышлению в МАВК присуще большое число идей, не все из которых корректны в отношении композиторского замысла и реально технически осуществимы. Поэтому при работе с МАВК иногда наблюдается творческий процесс рекомбинации, то есть представления в новых, необычных визуальных сочетаниях, в необычном контексте общепризнанных стандартов музыкальных образов. Все это расширяет внешний визуальный план и обогащает творческую составляющую занятий. Несоответствие визуального образа в отдельных эпизодах не ведет к ошибочности и искаженности общего художественного результата. Визуальный компонент МАВК выступает лишь базой для творческой рекомбинации, которая позволяет давать музыкальному произведению личностно-субъективную оценку и интерпретацию. Все это способствует развитию интереса субъекта в деятельности к изучаемому произведению классической музыки. Таким образом, фиксируя в сценарии визуального ряда становление музыкального образа, опираясь на рационально-логическое осмысление развития содержания музыкального произведения и его музыкально-образное осознание, студенты отражают субъективный осознанный процесс восприятия данного музыкального произведения и свое эмоционально-ценностное отношение.

Использование МАВК как полихудожественной учебно-творческой деятельности в освоении курса «История музыки» и коррелирующих с ним предметов гуманитарно-эстетического цикла является мощным средством развития интереса к восприятию классической музыки. МАВК помогает подойти к процессу обучения творчески и произвести на обучающихся яркое эмоциональное и эстетическое впечатление. МАВК расценивается нами как необходимое промежуточное связующее звено в области музыкального образования, которое создает базу для традиционной методики, необходимый багаж знаний в области понимания музыкального языка сложных музыкальных произведений и эффективно поддерживает потребность к восприятию классической музыки.

Рецензенты:

Щербакова А.И., д.п.н., д.культурологии, заведующая кафедрой социологии и философии культуры, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Смирнов А.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры искусств и художественного творчества факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Казакова И.С. ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21964 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674