Аддиктивное поведение определяется как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние, возникающее под воздействием аддиктивных факторов[3, 4, 9]. В качестве аддиктивных факторов могут выступить отдельно взятые влияния на физиологическую, психологическую, социальную и духовную сферы личности, мешающие ее стабильному и эффективному развитию или совокупность таких влияний; негативное влияние на личность круга значимых для нее лиц; несформированность основных личностных конструктов; продолжительная и ставшая привычной для личности практика зависимого поведения; экзистенциальный вакуум, понимаемый как потеря личностью осмысленности жизни [18].
На нейропсихологическом уровне это проявляется образованием генератора патологически усиленного возбуждения, что ведет к компульсивности влечения. Другими словами, аддикция представляет собой набор поступков, типов поведения, которые включают не только употребление химических веществ, но и совершение действий, вызывающих сходные нейрохимические изменения.
Многие отечественные и зарубежные специалисты [3, 4, 7, 9, 17, 23] и др. рассматривают аддикцию не как исключительную зависимость от тех или иных психоактивных веществ, а как компульсивное расстройство и сверхценную идею. Аддикции, как мы полагаем, напрямую связаны с духовно-нравственной составляющей личности, с ее ценностно-волевой сферой.
В.В. Шабалина, например, выделяет ценностно-мотивационный компонент, который заключается в придании ценности объекту зависимости, и эмоционально-волевой компонент, выражающий непреодолимость влечения к нему [20]. Р. Дюпон выдвинул похожее психоаналитическое толкование аддикции как сильнейшей влюбленности в состояние, сопряженное с употреблением наркотика. В поисках мозгового вознаграждения зависимые субъекты пренебрегают риском, поскольку мощность мозгового вознаграждения такова, что его утрата неприемлема для личности [23].
Актуальность и серьезность проблемы аддиктивного поведения, выдвигают в качестве важнейшей задачу научной разработки условий и механизмов формирования психологической устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов.
В основе психологической устойчивости личности, по мнению ряда исследователей, лежит единство постоянства личности и ее изменчивости, и это касается разных видов устойчивости (эмоциональной, социально-психологической, стрессоустойчивости, работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям жизни (Е.Н. Игнатова, Л.В. Куликов [5], В.А. Пономаренко [13]). Часто под устойчивостью понимается сохранение должного уровня психических и моторных компонентов деятельности в эмоциогенной ситуации [12]. Понятие эмоциональной устойчивости рассматривается как показатель психической устойчивости личности при воздействии на нее эмоциогенных факторов. При таком подходе речь идет не об устойчивости эмоций, или иных состояний и свойств личности, а о функциональной устойчивости, способности противостоять и противоборствовать тем факторам, которые могли бы отрицательно повлиять на выполняемую деятельность.
Рассматривая психологическую устойчивость личности в более широком контексте общей жизненной ситуации, отметим в ней единство постоянства и изменчивости:
- на основе постоянства выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция, без которых невозможно достижение целей жизни;
- фактор постоянства поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности, индивидуальности, ценности, как носителя возможностей, способностей, вообще потенциалов (Б.С. Братусь [1, 2], Л.В. Куликов [5, 8]);
- фактор изменчивости, приспособляемости личности теснейшим образом связан с самим развитием и существованием личности; развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и внешними, средовыми воздействиями;
- изменчивость - основа адаптивности, важнейшей способности на любом этапе жизненного пути и в любых ситуациях.
Имеющиеся исследования позволяют говорить о многоаспектных связях феномена устойчивости с другими сторонами сознания и личности. К ним необходимо отнести: способность к полноценной самореализации (Е.И. Игнатова, Л.В. Куликов [5], личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых), А.Г. Маслоу [10]), относительную стабильность эмоциональной сферы и благоприятного настроения (Л.В. Куликов [8]), способность к эмоционально-волевой регуляции, адекватную ситуации мотивационную напряженность (Е.И. Игнатова [5], Е.П. Ильин[6]). Для психологической устойчивости личности необходима также определенная соотнесенность независимости и конформности, способность противостоять внешним влияниям, следуя своим собственным намерениям и целям (Б.С. Братусь [2]).
Большое значение для психологической устойчивости личности имеют волевые процессы и характеристики личности, которые проявляются в особенностях самоуправления, саморегуляции, самоконтроля (Е.П. Ильин [6], Г.С. Никифоров [11]). Таким образом, психологическая устойчивость личности объединяет целый комплекс личностных характеристик, свойств и способностей, широкий круг разноуровневых явлений.
Построение модели психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам связано, прежде всего, с поиском условий и механизмов формирования способности личности противостоять аддиктивным факторам и остаться свободной от зависимости. Каковы ведущие из этих условий? Говоря о трех основных аспектах этой способности, а именно: 1) стойкости, стабильности; 2) уравновешенности, соразмерности; 3) сопротивляемости, отметим следующее. Под стойкостью понимается способность противостоять трудностям, сохранять веру в себя в ситуациях фрустрации, постоянный, достаточно высокий уровень настроения. Она проявляется в преодолении трудностей. Это уверенность в себе, вера в свои возможности, способность к саморегуляции.
Под стабильностью понимается не жесткое постоянство, а достаточная гибкость. Снижение устойчивости в этом ее аспекте проявляется в том, что личность оказывается неспособна противостоять влиянию аддиктивных факторов и становится зависимой от них, что связано с негативными последствиями для психологического и соматического здоровья, развития личности и здорового образа жизни. При рассмотрении психологической устойчивости как баланса постоянства и изменчивости, рассматривается понятие уравновешенности. В основе психологической устойчивости лежит гармоничное единство постоянства и динамичности поведения и деятельности, которые дополняют друг друга [5, 8, 11].
Следует, однако, отметить, что указанные аспекты способности противостоять аддиктивным факторам касаются поведенческих и деятельностных, то есть преимущественно внешних, сторон личности. Если вести речь о внутренних личностных характеристиках, в которых проявляются названные аспекты рассматриваемой способности, то здесь необходимо изучать особенности я-концепции и самооценки, ценностно-смысловые и нравственно-духовные стороны личности. Так, например, в исследованиях Б.С. Братуся [1 ,2] подвергнуты анализу разных целевые и ценностно-смысловые характеристики самосознания личности и ее я-концепции. Выявлено, что в этой сфере, с одной стороны, имеет место оценка личностью себя как ценности, оценка собственной значимости - ценностная форма самооценки; с другой стороны - удовлетворенность своими возможностями, способностями и качествами, вообще личностными ресурсами - операционально-техническая форма самооценки. В исследовании выявлены возможные варианты несоразмерного их соотношения: гиперразведение этих двух уровней самооценки либо их слияние, недифференцированность [2]. В первом случае, который типичен для невротического развития личности, наблюдаются нарушения психологической устойчивости и внутренняя конфликтность личности, связанные с нравственно-смысловой сферой личности. Во втором случае, также типичном, но для психопатического развития, нарушения психологической устойчивости личности имеют место на мотивационно-целевом уровне. Эти данные представляют наибольший интерес, так как позволяют рассмотреть внутренний психологический механизм нарушения устойчивости личности к негативному воздействию аддиктивных факторов.
Что касается сопротивляемости личности к негативному влиянию аддиктивных факторов, то под ней понимается устойчивая способность противостоять всему тому, что может ограничить свободу личности как в принятии отдельных решений, так и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жизни в целом. В качестве наиболее важного аспекта сопротивляемости может быть рассмотрена личностная самодостаточность как свобода от любого рода зависимости. Для анализа внутренней структуры психологической устойчивости личности могут быть важными данные о разноуровневом характере целей, которые ставит перед собой личность - идеальные цели и реальные цели и их соотношение (Б.С. Братусь [1]); о доминирующей направленности (доминанте) деятельности личности, составляющей опору устойчивости (Л.В. Куликов [8], Е.Е. Сапогова [16]).
Исходными в поиске условий и психологического механизма формирования психологической устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов деструктивных изменений личности под влиянием аддиктивных факторов для нас являются продуктивные идеи об уровнях и факторах психологического и духовно-нравственного здоровья, психологического благополучия и здорового образа жизни, ценностно-смысловой и духовно-нравственной ориентации личности, направленности ее жизнедеятельности на модус служения.
Выделяются три модуса осмысленности бытия, которым руководствуется личность в своей жизни. Первый модус - обладания, второй модус - социальных достижений и третий модус - служения [14, 19]. В модусе обладания главная установка потребительская. Модус социальных достижений, характеризует два возможных варианта отношений к жизни: первый - стремление к власти, второй - стремление к собственным социальным достижениям. Общим следствием таких мотивов, как карьеризм, честолюбие, властолюбие, стяжательство является деградация и духовное обнищание личности (В.В. Рыжов [14], А.Р. Фонарев [19]). Выражением духовности человека в материальном мире является модус служения, который описывается параметрами свободы, ответственности, нравственности, любви, творчества. Первый и второй модусы ведут к дефициту в жизни человека пяти необходимых аспектов формирования устойчивости к аддиктивным факторам: открытость и самопринятие, верность идеалам и мечте, гармоничные отношения с людьми, подотчетность и служение.
Рассмотренные характеристики ценностно-смысловой и мотивационной сфер находят свое отражение в следующих аспектах личности: умение быть открытым (принятие и понимание своего Я), умение быть верным себе (осознавание духовной сущности своей личности и предназначения), умение быть верным людям (налаживание прочных социальных связей, осуществление позитивных коммуникаций), умение быть подотчетным (готовность слышать и анализировать критические замечания в свой адрес, а так же готовность корректировать свое поведение), делать ставку на модус служения (направленность на созидание на просоциальном, гуманистической и эсхатологическом уровнях (М. Дай [22], В.В. Рыжов [14], А.Р. Фонарев [19]).
На основе результатов нашего теоретического анализа и данных экспериментального исследования [15, 18] разработана и описана авторская модель психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам как основной элемент предложенной нами психолого-педагогической концепции устойчивости личности. В названной модели психологическая устойчивость личности к аддиктивным факторам описывается, во-первых, совокупностью взаимосвязанных единиц анализа (когнитивные, мотивационные, эмоционально-оценочные, операциональные, ценностно-смысловые, духовно-нравственные, рефлексивные).
Во-вторых, структура (модель) психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам определена системой личностных конструктов (открытость личности, верность себе, верность другим, способность и умение быть подотчетным и ответственным, быть ориентированным на модус служения). Система личностных конструктов, обеспечивающих формирование психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам, представляет собою совокупность следующих характеристик: способность быть открытым (принятие и понимание своего Я); умение быть верным себе (осознание духовной сущности своей личности и предназначения); быть верным людям (налаживание прочных социальных связей, осуществление позитивных коммуникаций); быть подотчетным (готовность слышать и анализировать критические замечания в свой адрес и корректировать свое поведение); ориентировать свою жизнь и деятельность на модус служения (созидательная направленность личности на просоциальном, гуманистическом и эсхатологическом уровнях).
Психологическая устойчивость личности к аддиктивным факторам, в третьих, интегрально выражается в трех основных частях устойчивости, соответствующих основным сферам личности (устойчивость Я-концепции, устойчивость социальной направленности личности, устойчивость ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы).
Особая и исключительно важная роль в формировании психологической устойчивости личности, ее целостности и стабильности, приверженности здоровым и позитивным привязанностям, здорового образа жизни, ориентаций на сохранение и укрепление нравственно-психологического здоровья в процессе социализации принадлежит семье. Эта роль состоит в оказании членам семьи поддержки, проявлении любви и заботы, которые дают чувство защищенности и уверенности, что необходимо для гармоничного развития личности и благотворно сказывается на всем процессе социализации личности [18, с. 20].
Рецензенты:
Рыжов В.В., д.псх.н., профессор, кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова", г. Нижний Новгород;
Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Нижегородского филиала университета Российской академии образования, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Рыжов В.В., Телепова Н.Н. УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ К АДДИКТИВНЫМ ФАКТОРАМ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22028 (дата обращения: 23.04.2024).