Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Пермовская О.С. 1
1 Нижегородский педагогический университет им. К. Минина
В статье рассматриваются разные подходы к проблеме формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Делается акцент на системно-деятельностный, аксиологический, фамилистический подходы как различные уровни методологии формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Учитывались компоненты, входящие в теоретическую модель формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям: ценностно-целевой компонент, содержательный компонент, процессуально-коммуникативный компонент, диагностико-результативный компонент, организационно-управленческий компонент. Отмечена совокупность функций, обеспечивающих целостность ценностно-целевой направленности формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Анализ основных концепций психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Н.А. Менчинскаяи др.) не позволяет рассматривать подготовку подрастающего поколения к семейной жизни в отрыве от социальных связей учащегося, от конкретной семейной обстановки, от усложняющейся по мере взросления его включенности в семейную деятельность.
методологические подходы
семьянин
семья
семейные ценности
младший школьник
1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы / С.П. Акутина: дис… д-ра пед. наук: 13.00.01. – Н. Новгород, 2010.
2. Зайцева И.А. Семья – ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С.29-32.
3. Калинина Л.В. Решение нравственно-ориентированных проектных задач в современном образовательном процессе начальной школы // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 27-29.
4. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года.
5. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 55-59.
6. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. Текст // Воспитательная работа в школе. – 2003. – № 5. – С. 15-19.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании // Избранные педагогические сочинения. – М., 1980.
Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. В настоящее время по данным документа «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» современная российская семья  отличается ростом числа неполных семей, сокращением количества многопоколенных семей, увеличением доли однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях [4]. Социальный заказ раскрывается в Федеральном Государственном стандарте начального общего образования и Законе об образовании. В данных документах отмечено, что семья является национальной базовой ценностью, передаваемая от поколения к поколению и обеспечивающая успешное развитие страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы люди овладевали специфическими ролями мужчины и женщины, успешно их выполняли, усваивая социальные нормы и культурные ценности, оставаясь при этом уникальным представителем своего пола с исполнением нормативных ролей, становлением женской (мужской) «самости», культурой взаимоотношения людей. Для ребенка семья является первичной естественной школой группового поведения, школой духовного развития и воспитания. При этом необходимо обратить внимание, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование  гуманистического отношения с опорой на чувства и эмоциональную детскую отзывчивость. По мнению В.А. Сухомлинского, раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности следует именно в младшем школьном возрасте, когда душа ребенка очень «податлива» к эмоциональным воздействиям [7]. Важнейшими институтами, содействующими личности в сохранении морально-нравственного облика, развитии духовности, является школа и семья. Исследования современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и учителей начальных классов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей воспитания ценностей семьи, формирования качеств будущего семьянина.

В связи с этим особый акцент делается на системно-деятельностный подход к проблеме формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Семья как система характеризуется не только наличием связей и отношений (брачные, кровнородственные и пр.) между образующими ее элементами (члены семьи), но и неразрывным единством с окружающей средой (социокультурная реальность), во взаимодействии с которой семья проявляет свою целостность. Целостное функционирование семьи как системы оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. Методологическими ориентирами в построении концепции формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям явились также аксиологический, личностно-деятельностный, гендерный, фамилистический и нормовозрастной подходы.

Аксиологический подход является таким уровнем методологии, функции которого выполняет вся система философского познания. Аксиологический подход рассматривает семейные ценности, как человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение, как образцы культуры, запечатленные в культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии. Гендерный подход предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. Непосредственно в воспитании семейных ценностей гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания подрастающего поколения, в которых, согласно А. Мудрику, их «развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному  приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме [6]. Фамилистический подход выполняет роль интегрирующего подхода (социология семьи, семейное право, социальная психология, социология здоровья, демография семьи, гендерное образование, педагогика семейного воспитания), так как именно фамилистика изучает просемейную систему ценностей, где наивысшее значение придается семье и детям.

Выделенные методологические подходы позволяют вычленить не мнимые, а действительные проблемы в формировании отношения младших школьников к семейным ценностям и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения; дают возможность в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых воспитательных проблем и установить их иерархию.

Формирование отношения у младших школьников к семейным ценностям предполагает следующие педагогические принципы:

- эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка;

- психолого-педагогической поддержки семьи и школьника;

- толерантных отношений в семье;

- умелого использования требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношениям к детям;

- создания трудовой атмосферы и воспитания трудовых навыков в семье.

Важным этапом моделирования концептуальной модели по формированию у младших школьников отношения к семейным ценностям является выделение функций, позволяющих успешно формировать у младших школьников отношения к семейным ценностям. Выделяются следующие функции:

- аналитико-исследовательская, проявляющая в организации анализа возникающих  проблем семьи и ребенка в процессе их взаимодействия и поиска способов конструктивно-этического разрешения;

- ценностно-смысловая, включающая ценностные отношения субъектов образовательно-воспитательного  процесса, оказывающая помощь в овладении культурными ценностями, воспитания качеств семьянина;

- гуманно-ориентированная, способствующая приобщению всех субъектов, принимающих участие в формировании у младших школьников отношения к семейным ценностям;

- коммуникативно-управленческая, способствующая разработке эффективной системы контроля с опорой на нравственный анализ и самооценку субъектов педагогического взаимодействия.

Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям.

Воспитание личности человека-семьянина - это есть в определенном смысле ее всестороннее развитие, так как семейная деятельность связывает личность с внешним миром и другими людьми. Развитие личности будущего семьянина опосредовано системой общественных и семейных отношений и осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ культуры общества. В  личности семьянина  ядром выступает формирование качеств семьянина. Качества будущего семьянина формируются на основе семейных духовно-нравственных ценностях  (любовь, семья, дом, свое место в доме) через:

- отношение к родителям, родственникам,  к братьям, сестрам, дому;

- отношение к семейным обязанностям моет посуду, ухаживает за животными, ходит в магазин и т.д.);

- отношение к здоровью и здоровому образу жизни (чистит зубы, делает зарядку);

- отношение к противоположному полу (взаимопомощь, уважение).

В связи с этим рассмотрим компоненты, входящие в теоретическую модель формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям.

Ценностно-целевой компонент включает в себя цели формирования отношения к семейным ценностям; задачи по формированию отношения к семейным ценностям; субъектов данной деятельности (администрацию, педагогический коллектив - учителей начальных классов, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др., младших школьников, родителей).

Формирование отношения к семейным ценностям - процесс помощи ребенку, целенаправленное регулирование освоения личностью роли семьянина, влияние на подрастающего человека с целью подготовки его к выполнению социальной роли семьянина, становления личности семьянина обусловлено взаимодействием растущего человека со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с семьей, педагогами, социокультурной средой.

Содержательный компонент модели носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность образовательно-воспитательного процесса. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых качеств будущего семьянина. Содержательный компонент выполняет следующие функции: семейно-ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла существования семьи, как ценностной ячейки общества); субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; действенно-результативную - создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); духовно-нравственную, ориентированную на семейные ценности, нормы и правила в поведении и поступках.

Процессуально-коммуникативный компонент включает в себя: формы и методы взаимодействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на формирование качеств семьянина. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает ценностно-коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными формами и методами работы, педагоги используют новые формы и методы взаимодействия субъектов воспитательного процесса по семейному воспитанию (С.А. Акутина, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Л.И. Маленкова, В.В. Николина, А.С. Прутченков, Н.Е. Щуркова). В воспитательном арсенале педагогов по формированию отношения к семейным ценностям, по воспитанию семейных ценностей эффективны психологические тренинги, тренинги личностного роста, деловые, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, создание ситуаций успеха, практикумы, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление социально-значимых проектов, проведение семейных праздников, семейных вечеров отдыха и т.д. С.П. Акутина выделяет следующие инновационные формы и методы работы с семьей: «альбомная технология, семейный вернисаж, семейное чтение, презентация семейного совета, семейный КВН, родительское кафе, семейная гостиная, собрания проблемных групп, родительский кружок,  семейный клуб, библиотерапия (книжная терапия),  педагогические тренинги, Семейный музей, семейный архив, педагогическая мастерская, «разговор по душам» или задушевный разговор, консультация-размышление и др.» [1]. Фундаментом процессуально-коммуникативного компонента являются отношения. Система взаимодействия педагогов и семьи в условиях реализации ФГОС приобрела новые очертания.

Диагностико-результативный компонент формирования отношения к семейным ценностям у младших школьников основан на технологии изучения качеств семьянина; критерии и показатели эффективности результатов. Необходимость включения диагностико-результативного компонента в перечень основных элементов модели нужна для достоверной  информации о траектории сформированности качеств будущего семьянина.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированная единая устойчивая политика школы по формированию отношения к семейным ценностям у младших школьников;

2. Наличие в школе программ по семьеведческой тематике, включающие действующие и перспективные программы, в том числе повышение квалификации педагогических работников, а также программы опережающего просвещения родителей;

3. Наличие полноценной учебно-воспитательной и методической базы, функционирование единого методического информационного пространства, обеспечивающего приоритетное формирование будущего семьянина;

4. Отработаны механизм и структуры сопровождения деятельности педагогов- тьютеров по формированию качеств семьянина;

5. Обновлены (на основе научной, экспериментальной и инновационной деятельности) направления, содержание, технологии, формы, способы формирования качеств семьянина у младших школьников;

6. Внедрены современные научные и методические разработки в области формирования качеств семьянина у младших школьников на уровне Концепции школы, методических объединений педагогов, каждого педагога через участие в научно-практических конференциях и проблемных семинарах, школах педагогического мастерства, методических советов, круглых столов и др. мероприятиях;

8. Отработаны современные механизмы взаимодействия школьной образовательной среды с внешними средами: семьей, детскими и молодежными организациями, госучреждениями и общественными организациями, другими партнерами в области воспитания детей и молодежи;

9. Повышена педагогическая культура и педагогическая компетентность родителей, посредством вовлечения в школьную образовательную среду (проведение совместных мероприятий, праздников, собраний, круглых столов, досуговых программ; проведение всеобуча, консультирования и диагностик формирования качеств семьянина).

Организационно-управленческий компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления процессом формирования отношения к семейным ценностям в образовательно-воспитательном процессе школы и класса.

В структуре организационно-управленческого компонента заметную роль играют научно-методический совет образовательной организации, консультанты по научно-методической работе. Средствами являются: педагогический совет, совет младших классов, предметные методические объединения, собрания с элементами рефлексии для учащихся, их родителей, временные творческие группы педагогов (педагогические клубы и мастерские, мероприятия по обмену опытом, консультации с учеными, конференции и др.).

Научно-методический ракурс решения проблемы требует воспитательно-дидактических средств формирования качеств будущего семьянина. В систему факторов, обусловливающих формирование будущего семьянина и его сознательного отношения к созданию и сохранению будущей семьи, развитие опыта учащихся в построении межличностных отношений в семье должна быть, прежде всего, включена система задач, выдвигаемых перед учащимися в процессе изучения отдельных предметов, решение которых формирует ценностное отношение к семье и роли семьянина, демонстрирует наиболее адекватное поведение в различных семейных ситуациях. Чтобы оказывать разностороннее и целостное влияние на развитие личности будущего семьянина, система средств воспитания и обучения должна быть адекватна структуре готовности личности к семейной жизни.

Процесс воспитания (семейного и общественного) и обучения - главное средство формирования личности семьянина путем передачи ей социального опыта и развития творческого потенциала. При этом  эффективность учебно-воспитательного процесса в плане подготовки учащихся к семейной жизни обусловлена практическим участием в нем родителей (как субъектов воспитания и объектов «подражания»), самой семейной жизнедеятельности обучающегося и внеклассной воспитательной работой по формированию культуры семейных отношений [4].

Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр.

Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т.д.

В связи с этим в структуре готовности к семейной жизни необходимо выделить два уровня: уровень системных качеств, характеризующих готовность к семейной жизни в целом, в ее существенных чертах; и уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты выполнения роли семьянина. Разумеется, различие их не абсолютно. Некоторые функциональные свойства, приобретая регулирующую роль по отношению к семейной деятельности, тем самым поднимаются на системный уровень. Исходные концепции психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Н.А. Менчинская и др.) не позволяют рассматривать подготовку подрастающего поколения к семейной жизни в отрыве от социальных связей учащегося, от конкретной семейной обстановки, от усложняющейся по мере взросления его включенности в семейную деятельность.

Рецензенты:

Николина В.В.,  д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Пермовская О.С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22117 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674