Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДУЛЬНЫЙ ФОРМАТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Камерилова Г.С. 1 Веряскина М.А. 1 Варламов А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
В статье демонстрируется необходимость формирования в вузе информационно-образовательной среды и ее центрального компонента – электронного учебно-методического комплекса, который реализует основные стратегические идеи современного высшего педагогического образования: компетентностная направленность в культуре современной эпохи, модульность в отборе и структурировании содержания, личностно-деятельностный характер процесса его освоения, использование эффективных информационных технологий. Даётся анализ подходов к формату электронного учебно-методического комплекса. Обосновывается модульный подход к формату учебного модуля и программы курса безопасности жизнедеятельности. Определяется структура учебного модуля, который включает в себя учебное содержание, процесс и диагностику его усвоения. Электронный учебно-методический комплекс дисциплин по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в информационно-образовательной среде вуза как инновационная форма обучения и эффективное средство повышения качества высшего образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности обеспечивает выполнение требований государственного стандарта, способствуя личностно-профессиональному самоопределению выпускников, активизируя деловые качества на основе осознания важности новых механизмов педагогической компетентности и роли информационной среды в их становлении.
структура модуля
модульная программа
модульный подход
компетентностный подход
электронный учебно-методический комплекс
информационно-образовательная среда
информационное общество
1. Абросимов А. Г. Информационно-образовательная среда вуза // Информатизация образования: электронный научный журнал. – 2004. – № 1 [Электронный ресурс] – URL: http://imp.rudn.ru/vest nik/2004/3.pdf (дата обращения 20.09.2015).
2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
3. Камерилова Г. С. Интерактивный потенциал культурно-экологической образовательной среды // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 19-23.
4. Камерилова Г. С. Культурно-экологическая образовательная среда вуза в системе личностно-профессионального становления выпускника // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www/science-education/ru/1046776 (дата обращения 07.10.2012).
5. Камерилова Г. С., Картавых М. А. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза // Геологические проблемы современности. Доклады V конф. – Владимир, 2012. – С. 345-347.
6. Паневина Г. Н. Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен: Монография. – Хабаровск: ХК ИРО, 2011. – 106 с.
7. Субботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // ВИНИТИ. – Сер. Информатика. – Т. 18. – М., 1994.
8. Тумалев А. В. Подготовка преподавателя к созданию и использованию мультимедиа учебно-методического комплекса в образовательном процессе: дис … канд. пед. наук. – СПб., 2003.
9. Юцявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения // Сов. Педагогика. – 1990. – № 1. – С. 55-60.
Культурно-цивилизационные ориентиры современной эпохи, связанные с масштабной информатизацией, определяют необходимость включения всего образовательного процесса в информационный контекст, отличающийся вниманием к новым ценностным смыслам и инновационным способам познания [2]. Становится очевидным, что традиционная знаниевая образовательная парадигма перестала удовлетворять общественным запросам и личностно-профессиональным притязаниям будущих учителей. Необходимы новые продуктивные идеи и принципы, соответствующие духу времени, стремительным переменам в обществе, научным инновациям в безопасности жизнедеятельности и профессиональном образовании.

В соответствие с этим, задача высшего педагогического образования, функционирующего на принципах опережения, состоит не просто в передаче известной суммы научно-педагогических знаний и умений. В современных ФГОС ВО речь идет о формировании системы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, гарантирующих готовность и способность обучающихся выполнять на высоком творческом уровне свои профессиональные обязанности, обладая при этом привлекательными личностными качествами. Реализация компетентностного подхода связана с созданием благоприятных условий для личностно-профессионального становления будущего учителя, готового и способного к социализации в профессиональном педагогическом сообществе, обладающего необходимым уровнем информационной подготовки для самостоятельного решения задач в области обучения безопасности жизнедеятельности, важными личностно-профессиональными качествами [5]. Главным фактором формирования информационных компетенций является информационно-образовательная среда вуза, исследованию сущности которой посвящены работы А. Г. Абросимова [1], Г. С. Камериловой [4], В. А. Козырева, И. А. Колесниковой.

В Мининском университете создана информационно-образовательная среда в рамках проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда», направленная на развитие электронного обучения и широкое использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза, главным направлением которой является модернизация системы управления обучением на основе LMS Moodle.

Цель исследования - обосновать необходимость и разработать модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.

Материал и методы исследования. Работа осуществлялась на основе образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» с использованием методов теоретического анализа и синтеза, морфоструктурной и проблемной интеграции, информатизации.

Результаты исследования и их обсуждение. Форматирование образовательных продуктов, к которым относится электронный учебно-методический комплекс дисциплин в вузе, подчинено определенной педагогической идее и выстраивается в соответствии с их целевой направленностью. Философская трактовка формы звучит как внутренняя организация содержания, «форма обнимает систему устойчивых связей предмета». Форма, выражая внутреннюю связь и способ организации явлений и процессов, отражает также их взаимодействие между собой и внешними условиями. Форма любого предмета обусловлена его содержанием, но, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние.

Применительно к обучению форма рассматривается как специальная конструкция процесса обучения (П. И. Пидкасистый), характер которой обусловлен содержанием, методами, средствами, видами учебной деятельности. Данная конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической деятельности выступает процесс взаимодействия учащихся и учителя при работе над учебным материалом (И. М. Чередов).

Потенциал информационно-образовательной среды раскрывается через ее интерактивность, при которой обучение основано на прямом продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса [3].

ЭУМК реализует основные стратегические идеи современного высшего педагогического образования: компетентностная направленность в культуре современной эпохи, модульность в отборе и структурировании содержания, личностно-деятельностный характер процесса его освоения, использование эффективных информационных технологий [6].

Растущая значимость ЭУМК, обеспечивающего современное качество образования, позволяет рассматривать его как масштабный педагогический проект, выстроенный в информационно-образовательной среде вуза, на основе ведущих теоретико- методологических идей и подходов, включающий обобщенный сценарий образовательного процесса в единстве его целевых, содержательных, процессуальных, технологических, результативных компонентов. ЭУМК обеспечивает высокую степень генерализации учебного содержания дисциплин образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и его крупноблочное форматирование, способствующее продуктивному усвоению главных и принципиальных положений. Введенный алгоритм деятельности как управляющий фактор предусматривает рационализацию учебного процесса и его результативность. Таким образом, ЭУМК в LMS Moodle Мининского университета, обеспечивает выполнение требований федерального государственного стандарта, обеспечивая личностно-профессиональное самоопределение выпускников. Его форматирование осуществлялось на основе модульного подхода, теоретические основы которого, разработаны в исследованиях П. А. Юцявичене. Технология модульного подхода активизирует гуманистические тенденции в системе образования, усиливает его личностно-деятельностный характер. Модульное обучение, предлагая различные варианты, стимулирует творческую самостоятельность и персональную ответственность обучающихся. Оно позволяет вводить балльно-рейтинговую систему диагностики учебных достижений. В наших исследованиях мы руководствуемся выдвинутыми автором принципами: построение обучения по модулям, структурирование содержания образования, опора на методы деятельности обучающихся, динамичность, гибкость, осознанная перспектива, паритетность (субъект-субъектные взаимоотношения), разносторонность методического консультирования [9].

Модульное структурирование предпринималось в исследованиях М. А. Чошанова, который под модулем понимает организационно-методическую междисциплинарную структуру учебного материала, предусматривающую выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности будущего специалиста.

В технологии модульного обучения большая роль отводится педагогу, но не как транслятору готовых знаний, а как умелому организатору самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Именно преподаватель осуществляет структуризацию учебного содержания на относительно самостоятельные, логически завершенные дидактические элементы - модули, отражающие специфику содержания учебной программы. Преподаватель, понимая, что модуль-это не только информационный продукт, разрабатывает методику его усвоения.

В основе разработанной нами модульной структуры учебных дисциплин по безопасности жизнедеятельности лежит предварительно осмысленная модульная рабочая программа курса, представляющая собой систему логически завершенных элементов содержания и способов их освоения - модулей. Она включает цель и задачи, планируемые результаты обучения, содержание, технологическое оснащение и методическое сопровождение, организационные формы и виды деятельности, виды и формы контроля, критерии оценки результатов освоения программного материала. Подготовка модулей включает четыре этапа [8]: 1) анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в модульной программе; 2) постановка целей и определения планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение целей;

3) разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности субъектов образования; 4) экспериментальная проверка созданной модульной программы, с целью сопоставления полученных результатов с планируемыми, корректировка. С целью мониторинга результативности модульной программы были выполнены ряд тестов: предварительный - «на старте» обучения, который позволил определить степень первоначальной сформированности компетенций; промежуточные - осле освоения каждого модуля, раскрывающие успешность и проблемы процесса изучения дисциплины; итоговый - «на финише», для проверки степени сформированности компетенций.

Продемонстрируем процедуру модульного форматирования на примере дисциплины «Экологическая безопасность», включённой в вариативный блок основной профессиональной образовательной программы. На первом этапе осуществлялся анализ учебного содержания курса с целью выделения модулей. На втором этапе формулировались цели и планируемые результаты обучения на основе компетенций, определённых образовательным стандартом. Третий этап включал деятельность по выделению трёх самостоятельных модулей: «Экологическая безопасность в повседневной жизни», «Экологическая безопасность на дороге и в транспорте», «Экологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях». Для каждого модуля создана дидактическая система форм, методов, информационных технологий освоения содержания. На четвёртом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению в процесс обучения модульной программы дисциплины.

Каждый модуль обладает целостностью и завершенностью, полнотой и логичностью построения единиц учебного материала и состоит из следующих структурных элементов:

1) информационный блок; 2) исполнительский блок; 3) методический блок; 4) контролирующий блок.

Теоретическое содержание, представленное в виде текстовых страниц лекций и семинарских занятий, составляет основу информационного блока. Обратим внимание на особый вид текста - гипертекст, который за счёт гиперссылок позволяет получить целостное представление об изучаемом предмете [7]. Включённый в модуль глоссарий основных понятий служит опорным каркасом всего содержания каждого модуля. Лекционный материал сопровождается электронными презентациями мультимедийного характера, повышающего уровень наглядности, доступности содержания. Предполагаемое на семинарах обсуждение требует включение обучающихся в деятельность на веб-форумах, классах веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта; чатах, как средствах обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени; вики-технологий - веб-сайтах, структуру и содержимым которых пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

Исполнительский блок предполагает включение обучающихся в различные виды деятельности при выполнении практических работ, самостоятельных исследований с использованием творчески-ориентированных методов и технологий (кейс-ситуация, ролевая игра, дискуссия, групповые и творческие проекты). Правильность и эффективность выполнения заданий определяется наличием методического блока, в котором представлены рекомендации и алгоритмы деятельности.

Контролирующий блок модуля содержит три вида тестов, позволяющих осуществить мониторинг всего образовательного процесса и его результатов.

Выводы. Электронный учебно-методический комплекс дисциплин по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в информационно-образовательной среде вуза как инновационная форма обучения и эффективное средство повышения качества высшего образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности обеспечивает выполнение требований государственного стандарта, способствуя личностно-профессиональному самоопределению выпускников, активизируя деловые качества на основе осознания важности новых механизмов педагогической компетентности и роли информационной среды в их становлении.

Рецензенты:

Демидова Н. Н., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М. А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Варламов А.С. МОДУЛЬНЫЙ ФОРМАТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22153 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674