Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Кочемасова Л.А. 1 Остапенко А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснованы вопросы исследовательской деятельности как средство развития профессиональной компетентности студента вуза. Главная цель исследования – сформировать активную жизненную позицию студентов в стремление заниматься волонтерской (добровольческой) деятельностью, овладение практическими навыками в социально-значимых видах деятельности. Результатом исследования является представление практических рекомендаций по формированию профессиональной компетентности студентов образовательного пространства педагогического вуза (многообразие сфер и принципов). Представлены характеристики и свойства образовательного и добровольческого пространства вуза, посредством которого студенты приобретают знания, умения и навыки профессиональной компетентности. Практическая значимость изучения исследовательской деятельности как средство развития профессиональной компетентности студента вуза заключается в том, что разработан и апробирован комплекс образовательных условий формирования профессиональной компетентности студентов вуза при изучении волонтерской деятельности, ориентированного на реализацию исследовательского потенциала студентов.
волонтерская (добровольческая) деятельность
студент
профессиональная компетентность
исследовательская деятельность
1. Баркунова О.В. Формирование педагогической культуры бакалавров в условиях социокультурной среды вуза / О.В. Баркунова // Научный поиск. – Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» издательство: Технологический центр, 2014. – № 2.2. – С. 61.
2. Зубок Ю.А. Социология молодежи: энциклопедический словарь / Ю.А.Зубок, В.И. Чупров. – М.: Академия, 2008. – 608 с.
3. Коваленко И.А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза /И.А. Коваленко. – Благовещенск, 2005. – 23 с.
4. Кочемасова Л.А. Формирование волонтерской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов /Л.А. Кочемасова, А.С. Остапенко // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы IVмеждунар. науч.-практ. конф.– Чебоксары Изд-во ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –С. 28-30.
5. Остапенко А.С. Волонтерская деятельность как фактор развития социальной активности будущего социального педагога / А.С. Остапенко //Студенты вузов - школе и производству : материал междунар. науч. – прак. конф. для студентов и аспирантов. –Ишим :Изд -во ИГПИ, 2014. –С. 184 -186.
На современном этапе развития общества, характеризующемся процессами, интеграции культур, усилением позиции России в мировом пространстве, происходит реформирование системы высшего образования, изменяющее структуру и содержание деятельности высших учебных заведений в соответствии с запросами постоянно обновляющегося рынка труда.

В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент может стать субъектом собственного профессионального развития.

Актуальной задачей высшего  образования, для успешной реализации  личностного потенциала с  последующем устройством на рынке труда  и карьерным ростом,  является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем исследовательской практики в рамках компетентностного подхода в вузе. В свою очередь, компетентностный подход  предполагает значительное усиление практической направленности образования в учебно-воспитательном плане  вуза.  В связи с этим  реализация компетентностного подхода зависит от образовательно-культурной среды, в которой развивается студент. Исследователи рассматривают компетентность как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела; включением в себя содержательного (знание) и процессуального (умение) компонентов; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

Структура компетентности разделяется  по определенным сферам:

  •  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне вузовской (когнитивная сфера);
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина своей страны, избирателя, потребителя) (общество);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать  свои личностно-собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.) (семья);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) (личность).

Все вышеуказанные сферы требуют комплексной целенаправленной исследовательской деятельности как одного из  средств развития профессиональной  компетентности студентов. Функции вуза в современной социокультурном пространстве не могут ограничиваться только одной  подготовкой студентов к профессиональной деятельности, в связи с тем, что  высшая школа российского образования является важной формой трансляции и воспроизводства культурной этики, норм,  ценностей, идей, а первостепенная роль в этом процессе принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла.

Практическая значимость изучения исследовательской деятельности как средство развития  профессиональной  компетентности студента вуза имеет глубокий смысл  в то, что:

  • o разработан и апробирован комплекс образовательных условий формирования профессиональной компетентности студентов вуза при изучении добровольческого движения для организации образовательного процесса, ориентированного на реализацию исследовательского потенциала студентов, который в свою очередь может быть использован в педагогической практике;
  • o описаны способы организации самостоятельной исследовательской работы студентов при изучении добровольческой деятельности, содействующие раскрытию исследовательского и личностного потенциала студентов, на основании которых разработано учебно-воспитательная программа во всех факультетах, институтах в вузе;
  • o проверена система взаимосвязанных критериев исследовательской деятельности посредством профессиональной компетентности студентов. Выделена совокупность диагностик определения уровней данного феномена, что нашло применение в практической воспитательно-педагогической деятельности.

Синтез исследовательской деятельности как средство развития  профессиональной  компетентности студентов в образовательном пространстве вуза  представляет собой форму самореализации творческих возможностей  преподавателя и студента, направленную на раскрытие исследовательского потенциала и индивидуально-личностных качеств характера  как будущего  квалифицированного специалиста, в соответствии с потребностью в познании и исследовании, что способствует приобретению студентами собственного мировидения.

Исследовательская компетентность студентов - это интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Оно формируется в процессе как  учебно-  так и  научно-исследовательской деятельности обучающихся и выражается в наличии у них знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными знаниями, умениями и навыками,  также опытом творческой деятельности, что является необходимым условием для личностно-профессионального развития.

Структура  феномена включает три взаимосвязанных компонента: когнитивно-операциональный, мотивационный, коммуникативный. Использование заявленной проблематики, по нашему мнению, помогает  обеспечить  способность личности самостоятельно приобретать знания, иметь свою точку зрения и обосновывать грамотные суждения, взгляды и  оценки.

Важно отметить, что воспитательно-педагогическими условиями, обеспечивающими развитие исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза, являются: педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками; насыщение занятий - тренингов по добровольческому движению с  исследовательскими, а также  творческими формами работы; реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами определенных, уникальных,  личностно- развивающих технологий обучения.

Анализируя принципы организации исследовательской деятельности развития профессиональной компетентности,  позволяет  нам обратиться к положениям  отечественного педагога И.А. Коваленко, предложившего принципы организации развития исследовательской деятельности профессиональной компетентности студентов:

  • Принцип диалогизма (базовый), включающий в себя утверждение необходимости сотворчества в совместном поиске решения проблемы.
  • Принцип самостоятельности и упорства в учении (духовное совершенствование - как основа развития исследовательской компетентности).
  • Принцип сугубо индивидуального, субъектного характера процесса познания (личностное восприятие действительности).
  • Принцип опоры на творческое мышление и активность [3].

И.А. Коваленко  выделяет механизмы развития профессиональной компетентности:

  • стимулирование интереса к исследованию, познанию и самопознанию;
  • стремление к самоактуализации в процессе исследовательской деятельности, достижению эвристического и креативного уровней интеллектуальной активности;
  • творческий подход в познавательно-исследовательской деятельности, актуализирующий развитие креативности, нестандартного мышления, индивидуального стиля действия;
  • саморазвитие как деятельность личности, направленная на самоизменение, соответствие внутреннему «образу Я» [3].

Так, определению теоретических основ развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза содействовала совокупность идей, разработанных в философско-педагогических трудах о действенности факторов и эффективности развития исследовательской компетентности определяются наличием соответствующих условий (М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.П. Зинченко, М.С. Каган и др.). Проблема творчества в развитии исследовательского потенциала личности анализировалась на основе работ Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, М.К. Мамардашвили и др.

Содержательную основу процесса  развития  исследовательской  профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза составляет развивающая коллективно-творческая деятельность, включающая определенный  цикл  как микро групповых, так и массовых   занятий, дидактических игр и мастер - классов, тематических тренингов. Социально-психологические методики позволяют путем погружения в особую развивающую среду смены в короткий срок получить усиление развития способностей студентов к профилактической деятельности [3].

На основании выявленных условий можно вывести следующие закономерные связи и правила развития исследовательской  профессиональной компетентности в  вузе: стимулирование познавательной деятельности студентов, насыщение процесса обучения исследовательскими формами работы, непосредственное вовлечение в работу научно-исследовательского клуба студентов.

Целью  исследовательской деятельности, как одного из средств  формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза, является активизации  жизненной позиции студентов и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) деятельностью, овладение практическими навыками в социально  значимых видах деятельности: творческой, художественно-изобразительной, декоративно- прикладной. Студенты обучаются технологиям социального проектирования и проведения социальных значимых дел, социально - общественных  акций, мини-фестивалей и др. изучают   современные социальные, социально-педагогические, досуговые  технологии. Студенты  получают представление о добровольчестве, добровольческих объединениях, технологиях и направлениях деятельности добровольцев.

Современное общество предъявляет высокие требования к молодежной среде вуза, и более актуальным является вопрос о разностороннем развитии каждого  индивида-это  социально активных, высококвалифицированных специалистов, патриотов своей страны, креативных, организованных  и ответственных личностей.

С введением новых технологий, модернизацией социума (общества) появилось больше потребностей в оказании бескорыстной помощи, безвозмездной помощи, добровольцами, осуществляющими благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе,  в интересах благотворительной организации. Однако эта задача все еще не находит эффективного решения в современном образовательном процессе вуза, сохраняющем знаниевую ориентацию. Тем не менее в науке накоплен значительный фонд знаний, которые могли стать методологическим и теоретическим основанием специального исследования названной проблемы[3].

Определение ученого в области социологии молодежи Ю.А.Зубок, трактует, что добровольческая (волонтерская) деятельность - это широкий круг деятельности, включая  традиционные формы взаимопомощи и  самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия,  которая осуществляется  добровольно на благо широкой общественности, без расчета на денежное вознаграждение [1].

Исследовательская деятельность на базе ФБГУ «Оренбургский государственный педагогический университет»один из способов формирования  профессиональной компетентности  студентов является добровольческая деятельность, ведущими интерактивными формами обучения и непосредственного участия,  которого, являются социально-психологические тренинги, акции, дискуссии, ролевые игры, обеспечивающие формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции студентов [4,5].

На базе  ФГБОУ ВПО  «Оренбургский государственный педагогический университет» функционирует созданный первый молодежный в высшем учебном заведении  города Оренбурга «Центр волонтерства», который направлен на популяризацию идей добровольчества в молодежной студенческой среде, для оказания безвозмездной  помощи  социально нуждающимся, инвалидам, детям из детских домов, больницам, домам престарелых (и прочее), так же сотрудничают с коммерческими  и некоммерческими организациями  для совместной  социальной значимости деятельности во блага обществу [4].

Воспитательная внеучебная деятельность студентов ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» включает общественную, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, научно-исследовательскую виды деятельности. Воспитательная внеучебная работа осуществляется в соответствии с ежегодным планом воспитательной работы, которая разрабатывается на основе анализа работы прошедшего года и согласуется со студенческим советом, комитетом профсоюзной организации студентов, обсуждается с заместителями деканов факультетов. План воспитательной работы рассматривается Советом по воспитательной работе и утверждается ректором университета. В план включены мероприятия по всем направлениям воспитательной деятельности: формирование условий для развития гражданственности, патриотического, духовно-нравственного, трудового воспитания молодежи; эстетическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи;  профориентационные мероприятия; волонтерская деятельность; профилактика асоциального поведения в студенческой среде.

Следует указать перечень мероприятий и акции, организуемых и проводимых   студентами - волонтерами  вуза: Городские акции: «Парк - территория заботы»;  «Добровольцы - детям»; акция, посвященная Дню памяти умерших от СПИДа (фотокросс «За нами будущее», конкурс плакатов на тему «Мы выбираем жизнь», профилактическая акция «Ушедшим память!Живущим жизнь!»); «Уралу - чистые берега»; акция, посвященная  Дню Донора; акция «Касается живых...», направленная на привлечение внимания молодежи к проблеме распространения ВИЧ-инфекции во Всемирный День памяти умерших от СПИДа акция, посвященная Международному дню отказа от курения; акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом;   Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»;

Проведение недели волонтеров - как погружение  для первокурсников - работа опытных, обученных в «Центре волонтерства» тьютеров с новичками и др.

Авторы заявленной проблематики  предполагают, что эффективность исследовательской  деятельности  как средство развития профессиональной компетентности в образовательном пространстве ФГБОУ ВПО  «Оренбургский государственный педагогический университет» обусловливается рядом следующих предпосылок: актуализация исследовательской профессиональной  культуры педагога как показателя способности к культурно-творческой деятельности;  создание благоприятного психологического климата на занятиях, обеспечивающее привлекательность изучения дисциплины, построение деятельности на основе принятия личности студента.

Ведущими интерактивными формами обучения являются клубы, организационно-деятельностные игры, педагогическая поддержка в овладении исследовательскими знаниями, умениями, навыками (сотрудничество и взаимодействие преподавателя со студентами, помощь им и одновременно повышение педагогом собственной исследовательской культуры), насыщение занятий исследовательскими и творческими формами работы, посещение студентами специальных курсов, что способствует формированию теоретических и практических знаний, умений и навыков для осуществления исследовательской деятельности профессиональной компетентности. Результатом является овладение студентами  навыками организации и осуществления социально-полезной практической деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность как средство развития  профессиональной компетентности студентов вуза является важной составляющей современного не  только российского, но и зарубежного образования.

Занимаясь  процессом  формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза, студенты высшей школы  повышают  коммуникативную компетентность, овладевают навыками взаимодействия и социально позитивного общения со сверстниками, разрешают  личностные психологические проблемы. Можно с уверенностью сказать, что участие в исследовательской деятельности  реализации волонтерских  проектов по праву рассматривается как одно из развития профессиональной компетентности важнейших условий профессионального становления студентов-волонтеров в процессе обучения в вузе.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Пак Л.Г., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Кочемасова Л.А., Остапенко А.С. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22169 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674