Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ДИАГНОСТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Янгирова В.М. 1 Шамигулова О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»
Определены подходы к организации профессиональной подготовки будущих учителей обществознания в области диагностики результата общего среднего образования и определению уровня индивидуального развития учащихся на определенном этапе. Проведен анализ понятия функциональная грамотность» как результат освоения учебной дисциплины «Обществознание». Дана характеристика подходов к осуществлению уровневой диагностики гражданско-правовой грамотности. Предложен инновационный подход к диагностике результата обществоведческого образования, основанный на методологии внедряемого в современную практику российских школ тестового инструментария SAM, разработанного на базе теоретических подходов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Функциональная грамотность учителя рассмотрена как составляющая профессиональной подготовки, позволяющая совершать компетентное действие в организации и проведении диагностики и оценки качества освоения обучающимися предметного содержания.
функциональная грамотность
профессиональная подготовка учителя
диагностика результатов
1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – С.22-33.
2. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Педагогика и психология. – № 2. – С.13-17.
3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы // Материалы по публикации: Measuring Student Knowledge And Skills. A new Framework for Assessment. OECD. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centeroko.ru/public.htm (дата обращения: 1.09.2015).
4. Мацкевич С.А. Ключевые компетенции и функциональная грамотность как проблема высшего образования в Беларуси. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?id=2584&option=com_content&task=view (дата обращения: 10.09.2015).
5. Нежнов П.Г., Воронцов А.Б. Трехуровневая модель освоения учебного содержания. Диагностика выпускников начальной школы с помощью инструмента SAM. Опыт применения тестов SAM.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/427 (дата обращения: 23.03.2015).
6. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. [под ред. А. А. Леонтьева]. – М.: Баласс, 2003. – С. 35.
7. Янгирова В.М. Теория воспитательных систем: монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 175 с.
Ориентир федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего образования на результат и обеспечение индивидуального прогресса обучающихся обусловливает необходимость обновления программ профессиональной подготовки будущего учителя и актуализации внимания на мировые тенденции в области развития оценки качества образования.

Для ведущих мировых образовательных систем на современном этапе развития приоритетной становится задача поворота образования к практико-ориентированности в подготовке подрастающего поколения и формирования функционально-грамотной личности. Данные тенденции образования отражены в аналитических отчетах международных исследований качества образования, таких как PISA, PIRLSS, TIMSS и другие, на основе которых активно обсуждаются итоги выявления читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, ИКТ-грамотности и другие. Возникают вопросы: почему понятие «функциональная грамотность» определяет качество образования и освоение содержания учебных предметов? Позволяет ли формирование функциональной грамотности у учащихся реализовать основные функции и образовательные возможности конкретной предметной области? Готов ли учитель к реализации образовательных возможностей учебного предмета и диагностики образовательных результатов?

Цель исследования заключается в определении методологических ориентиров профессиональной подготовки будущих учителей к диагностике образовательных результатов.

Материалы и методы исследования

Понятие «функциональная грамотность» в мировой образовательной практике впервые было введено ЮНЕСКО во второй половине ХХ века. В период введения этого понятия речь шла о системе образования взрослых, а именно об обеспечении определенного уровня способностей, умений и навыков, позволяющих им успешно адаптироваться к жизни в современных социокультурных условиях. К концу ХХ века понятие «функциональная грамотность» стало рассматриваться в более широком значении применительно ко всей системе непрерывного образования. В этой связи овладение функциональной грамотностью формулируется как обязательный результат массового образования. Данный факт объясняет рассмотрение понятия «функциональная грамотность» некоторыми исследователями как «утилитарные представления об адаптации к социальным условиям» [1] и служит основанием для критики определения  функциональной грамотности в качестве результата образования (А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова). Мы не разделяем данную точку зрения, поскольку в контексте современного образования массовость как одна из первоначальных характеристик функциональной грамотности рассматривается в проекции универсализма и необходимости обеспечения заданного результата. На наш взгляд, содержание функциональной грамотности не статично, а расширяется в соответствии с целями и перспективами развития общества в конкретный период, отражая условия для эффективного вхождения человека в социум и его личностного индивидуального прогресса. Данное понимание функциональной грамотности коррелирует с существующими в современной науке трактовками термина «функциональная грамотность». К примеру, в социологических исследованиях понятие «функциональная грамотность» квалифицируют как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (В.В. Мацкевич, С.А. Крупник) [3]. А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как «способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4]. В контексте международных исследований качества образования функциональная грамотность понимается как умение использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Считается, что в дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию личности в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни [2]. Существующие точки зрения объясняют актуальность и позитивное значение видения результата современного образования с опорой на категорию грамотности и позволяют развести понятия «элементарная грамотность» и «функциональная грамотность». Наличие первой дает минимальную возможность человеку адаптироваться к жизни в социуме, в отличие от функциональной грамотности, овладение которой обеспечивает способность человека эффективно решать жизненные задачи в конкретной области, находя и применяя способы решений, адекватные современному уровню развития культуры, является необходимым условием индивидуального личностного прогресса и общественного развития.

Рассмотрим с позиции функциональной грамотности результат обществоведческого образования. Концептуальные основания современного обществоведческого курса определяют в совокупности целей обществоведческого образования становление существенных элементов социальной, нравственной, правовой, экономической, политической культуры; овладение учащимися социальными нормами и гуманистическими ценностями; формирование умений применять полученные знания для решения задач в социально-политической и экономической жизни; решение познавательных задач, жизненных ситуаций и реализацию социальных проектов; освоения  содержания курса, необходимого для выполнения основных видов социальной деятельности [5]. Подходы к проектированию содержания современного обществоведческого курса указывают на его прямое функциональное значение для выпускников школы, определяющее необходимость подготовки школьника к успешному вхождению в социум и эффективному решению жизненных задач.

Исходя из замысла курса и особенностей его содержания на каждой ступени общего среднего образования, целесообразно рассматривать результат через призму функциональной грамотности выпускника, следуя при этом принципам системности и преемственности. Круг жизненных задач, соответствующий областям обществоведческого знания, достаточно широк и связан с грамотным выполнением социальных ролей человека и гражданина в сфере духовной жизни, в социально-бытовой сфере, в экономике и политике. При формировании функциональной грамотности  целостной личности выпускника школы важно педагогическое понимание процесса освоения учащимися представления о социальной роли, которое осуществляется через идентификацию с содержательно-смысловым наполнением социальной роли; через идентификацию с деятельностными параметрами социальной роли; через поиск возможностей развития личностной дееспособности в сфере «школа - социум - культурно-образовательное пространство» и идентификациию; через проектировочную деятельность по формированию образа «Я» как субъекта социальной роли - персонификацию. Процесс освоения учащимися представления о социальной роли на уровне функциональной грамотности включает мотивационный - целеполагание будущего; информационный - ориентиры и критерии социального поведения и деятельности; операциональный - расширение базы деятельностных умений; креативный - формирование образа «Я» как субъекта социальной роли [7].

Конкретизация предметных результатов с помощью введения понятия «функциональная грамотность» предполагает готовность учителя не только к обеспечению заданного результата, но и к применению инновационных подходов к диагностике и оценке достижения результата. Измерение функциональной грамотности как результата освоения предметного содержания предполагает уровневую диагностику и создание специальных заданий-измерителей, позволяющих объективно зафиксировать полученные результаты и определить уровень индивидуального развития обучающихся на определенном этапе. Процедура диагностики сформирована на методологии внедряемого в современную практику российских школ тестового инструментария SAM [6], разработанного на базе теоретических подходов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Динамику достижения результата определяют уровни освоения предметного содержания общего среднего образования: репродуктивный, рефлексивный и функциональный. Первый уровень - репродуктивный - связан с ориентацией на внешние признаки, направлен на действие по образцу. Второй уровень - рефлексивный (предметный) предполагает понимание внутренних сущностных связей и взаимосвязей. Третий уровень - функциональный, достижение которого предполагает осуществление компетентного действия в смысловом поле. Позитивность предложенного подхода заключается в том, что она дает возможность выстроить и структурировать содержательную и уровневую компетенцию по освоению фундаментального ядра предметного содержания общего среднего образования. Данный подход создает новую профессионально-образовательную ситуацию для освоения трудовых действий и подготовки педагога нового поколения к обеспечению инновационного подхода в структурировании предметного содержания и диагностике образовательных результатов. Одним из ключевых приемов формирования трудовых действий является конструирование инструментария для уровневого измерения образовательных результатов. Алгоритм конструирования включает три этапа.

1 этап - разработка матрицы предметного содержания для каждой ступени общего образования в соответствии со структурой обществоведческого образования. Матрица позволяет компактно представить совокупность когнитивных средств действия (понятий, теоретических положений, закономерностей), составляющих содержание основных разделов  учебной дисциплины «Обществознание». Исходя из структуры обществоведческого образования, студентам предлагается разработать матрицу предметного содержания для ступени начального общего образования (учебный предмет «Окружающий мир», содержательная линия «Человек и общество»), основной школы и средней школы (учебный предмет «Обществознание»).

Таблица1

Задания первого этапа конструирования диагностического инструментария по выявлению уровня освоения предметного содержания

Ступени общего образования

Формулировка заданий

Нормативные документы для выполнения заданий

Требования к профессиональной подготовке будущего учителя

(нормативная база)

Начальное общее образование

Составить матрицу предметного содержания, включающую:

- Фундаментальное ядро предметного содержания,

-перечень магистральных понятий курса для начальной, основной и старшей  ступени общего образования

- соответствующие способы действий

- ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009№ 373)

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (http://fgosreestr.ru/)

- ФГОС ВО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 46)

- Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014))

 

Основное общее образование

- ФГОС ООО (приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (http://fgosreestr.ru/)

Среднее общее образование

- ФГОС СОО (приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от17 мая 2012 г. № 413)

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (http://fgosreestr.ru/)

2 этап - освоение конструктора по изготовлению трехуровневых заданий с помощью изготовления и апробации заданий на основе фундаментального ядра  и основных магистральных понятий предметного содержания на разных ступенях общего среднего образования.

Таблица 2

Задания второго этапа конструирования диагностического инструментария по выявлению уровня освоения  предметного содержания

Формулировка заданий

Основные  курса в соответствии с матрицей предметного содержания

Уровни освоения предметного содержания

Задание-задача

Составьте задания-индикаторы к конкретному понятию для выявления уровня развития учащегося на основе предметного содержания

Например,

понятие

«социальные отношения»,

«общество»

Функциональный уровень (третий). Компетентное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия

 

Рефлексивный уровень (второй). Действие с пониманием -  ориентация на существенные отношения как основу способа действия

 

Репродуктивный уровень (первый). Действие по образцу -  ориентация на внешние характеристики

 

3 этап - проведение тестирования, его анализ и интерпретация, дающий возможность будущему учителю увидеть действие инструмента (разработанных уровневых заданий) на практике. Оценка результатов тестирования осуществляется в соответствии с инструментарием SAM. Данный этап освоения будущим учителем способов диагностики функциональной грамотности обучающихся требует перенесения учебных занятий в реальную образовательную среду школы, поэтому при построении учебных планов основной образовательной программы подготовки будущих педагогов, при разработке графика учебного процесса в вузе, составлении программы практик  учитывается необходимость погружения студентов в практическую педагогическую деятельность. Такое перенесение является одним из эффективных условий формирования трудовых действий и возможностью использования элементов дуального образования.

Организация  работы по освоению будущим учителем инновационного подхода к достижению и диагностике образовательных результатов предполагает уровневое движение студентов в овладении профессиональными компетенциями через трудовые действия: ориентировочный, проектировочный, функциональный уровни. Обязательной составляющей профессиональной подготовки является достижение будущим учителем функционального уровня подготовки, позволяющего совершать компетентное действие по осуществлению диагностики образовательных результатов.

Заключение

Модернизация профессиональной подготовки будущего учителя - одно из условий обеспечения качества предметной подготовки в системе общего образования. Качество обществоведческого образования может быть реализовано через представления о результате в контексте функциональной грамотности. Данная позиция требует для каждой ступени общего образования (начальной, основной, средней) не только корректировки целеполагания, содержания и выбора технологий достижения результата, но и обеспечения инновационных подходов к объективной диагностике и оцениванию результата. Учитывая мировые и российские тенденции в развитии оценки качества образования, необходимо отметить  ключевое значение формирования профессиональных компетенций через трудовые действия будущих педагогов в области диагностики образовательных результатов, необходимости постоянной корректировки содержания и методики профессиональной подготовки на основе разработки и внедрения в практику работы школ инновационных подходов. Сформированность трудовых действий у будущего учителя в области диагностики образовательных результатов предполагает функциональный уровень овладения специальными методиками фиксации индивидуального развития обучающихся. Достижение данного уровня подготовки будущего учителя возможно в условиях внедрения новых модулей основной образовательной программы  подготовки будущего учителя  на основе сетевого партнерства: «вуз - школа».

Рецензенты:

Ахияров К.Ш., д.п.н., профессор, БГПУ им. М.Акмуллы, г. Уфа;

Гайсина Г.И., д.п.н., профессор, БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Янгирова В.М., Шамигулова О.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ДИАГНОСТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22221 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674