Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРИЯТИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Николаев С.М. 1
1 Псковский филиал ФКОУ «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
В статье на основе проведенного исследования рассмотрены особенности формирования образовательного пространства неприятия коррупционных отношений. Истина представляется ключевой ценностью противодействия коррупции, которая в образовательном пространстве выражается в слове. Отклонение от истины приводит к нарушению ценностной основы курсанта, отсутствию видимости истинных жизненных и служебных целей. Стандартизация цели неприятия коррупции развивает образовательное пространство, совершенствуя его и ставя более высокие цели личной и совместной деятельности. Сформированная система ценностей позволяет курсанту сфокусировать работу на постоянном контроле и корректировании своей системы ценностей, приводит к пониманию сущности возникающих проблем. Изменяя себя и воспринимая субъектом противодействия коррупции, курсант принимает деятельное участие в изменении окружающей его действительности.
неприятие коррупции
образовательное пространство
ценности
1. Абрамов Р.А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 2 (30). – С. 178-187.
2. Ахметова Н.А., Давыдова М.Л. Проблемы методологии и методики антикоррупционного обучения в российском юридическом вузе // Право и современные государства. – 2013. – № 6. – С. 9-15.
3. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2010. – № 3. – С. 178-188.
4. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования (по опыту работы Тульского государственного университета) / Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014. – № 1-2. – С. 3-16.
5. Сендж Д. Пятая дисциплина / Д. Сенаде. – М., 2007. – 384 с. – С. 81.
Первостепенным положением - основной ценностью, которая позволяет эффективно формировать неприятие коррупции, является категория истины как в понимании сотрудником самого себя, так и окружающих. В образовательном пространстве важен постоянный диалог - то есть выражение истины в слове. Слово корректирует истину, делает ее более четкой для коллектива, понятной и значимой. В группе приверженность к истине человека значительно укрепляется, начинают работать законы воздействия коллективного сознания. Совместно с другими курсант становится более сильным и решительным в работе над собой.

Отклонение от истины в достижении поставленных целей приводит к нарушению работы системы ценностей, определяющих деятельность сотрудника. Вводя себя в заблуждение относительно анализа реальной действительности, сотрудник перестает видеть свои конечные цели и способы их достижения. В то же время, реализуя положительные и истинные цели, сотрудник обретает гармонию, начинает стремиться к самосовершенствованию.

Любое образовательное пространство, как и работа государства в целом, невозможно без решения рутинных проблем и вопросов. Это также должно быть предусмотрено в общей стратегии работы с учетом реализации цели неприятия коррупционного поведения. Если какая-либо деятельность сотрудника противоречит общей цели неприятия коррупции, это может повлечь за собой развитие крайнего цинизма и пренебрежительного отношения к ее реализации.

Важно, чтобы все лица, принимающие участие в работе образовательного пространства, понимали и воспринимали общую цель и постоянно отвечали себе на следующие вопросы: куда, зачем и как. При этом «куда» - это проецируемая образовательным пространством картина мира неприятия коррупции и реализации социальной справедливости; «зачем» - личная мотивация к занятию данной деятельностью, работа со своей ценностной основой и личной системой; «как» - деятельность по приближению действительности к проецируемой картине «идеального» мира.

Исследование личностного отношения курсантов к самим себе и своим жизненным целям показывает, что понимание и проецирование «идеального» будущего у всех различно. Для этого крайне важна именно групповая работа, позволяющая стандартизировать общую цель, сделать ее более ясной и возможной, а также объединить общие усилия. Работая со своей системой ценностей, обучаемый учится работать в коллективе, уважать взгляды и суждения других людей. Отсутствие взаимопонимания, как по вертикале, так и по горизонтали в образовательной организации и образовательном пространстве в целом, может разобщить принимающих участие в данной работе, создать образ «проблемы извне», что значительно снижает эффективность формирования неприятия коррупции.

В большинстве своем общая тенденция в правоохранительных органах - реагировать на изменения, а не порождать их. В конечном итоге ориентация на ежедневные события вытесняет у сотрудников стремление к реализации жизненных целей, подгоняя под себя систему ценностей участников. Настрой, мотивация и желание работать над самим собой постепенно снижаются; решение рутинных проблем и влияние негативных внешних факторов приводит к забыванию своих истинных целей и возможности самосовершенствоваться.

Цели организации образовательного пространства неприятия коррупции, реализуя требования государственной политики в сфере противодействия коррупции и образования, становятся продолжением целей как обучаемых курсантов, так и педагогических работников [1]. Работая в группе и постепенно изменяя систему ценностей, они развивают образовательное пространство, совершенствуя его и ставя более высокие цели личной и совместной деятельности.

На фоне развивающегося у сотрудников, принимающих участие в коррупционных отношениях, паразитического отношения к исполнению служебных обязанностей и своей жизнедеятельности в целом, и постоянного поиска (либо определения самим государством) внешнего источника возникающих проблем, усилия государства по противодействию коррупции на уровне нормативно-правового регулирования и ужесточения санкций за коррупционные составы преступлений в итоге приводят к обратному эффекту [4].  Освещение коррупционных скандалов средствами массовой информации создает в обществе понимание нормальности преступного поведения и того, что мы живем в постоянном обмане, начиная от продуктов питания и заканчивая подготовкой специалистов по различным направлениям деятельности государства. Это видение сковывает человека, краткосрочные улучшения каких-либо процессов приводят к еще более масштабному распространению коррупции в других направлениях. Поиски государственными службами виноватых в конечном итоге упираются в высокопоставленных должностных лиц и работников правоохранительных органов, провоцируя развитие данного явления на низовом уровне.

Реализация цели неприятия коррупции и, как следствие, формирование в обществе социальной справедливости - положительная и понятная цель для большинства граждан.

Исторический опыт показывает, что интересные и значимые цели способны кардинальным образом изменить сознание людей, запустить механизм их работы над собой. Дальняя цель нетерпимости и неприятия коррупционного поведения напрямую связана с ежедневным личным совершенствованием курсанта, его самостоятельной работой над ценностями. Для конкретного участника образовательного пространства выстраивается его самостоятельная траектория, по которой он начинает движение, анализируя собственную работу и принимая себя субъектом развития и совершенствования [2].

Сформированная система ценностей позволяет обучаемому сотруднику минимизировать понимание проблемы своего преступного поведения вовне. Фокусирование работы на формировании, постоянном контроле и корректировании своей системы ценностей приводит к пониманию того, что многие проблемы кроются внутри самого сотрудника и к желанию их скорректировать.

Человек склонен к оправданию своих действий. Однако объективная оценка любой жизненной ситуации требует поддержания в себе соответствующего ясного видения истинных жизненных целей. Лень, корысть и различные страсти, подобно снежному кому, захватывают человека. Чем дальше этот ком катится, тем больше он становится.

Четкая установка на личное совершенствование, работа со своими ценностями, изменяет человека. В «идеальном» образовательном пространстве создается реальность, где обучаемый формируется и развивается, при этом реальность, выходящая за рамки образовательного пространства, также изменяется.

Образовательное пространство неприятия коррупционного поведения предполагает метанойю (переосмысление, перемена в восприятии) как обучающих педагогических работников, так и обучаемых курсантов. Осознание важности и значимости своего развития каждым обучаемым курсантом приведет к изменению ситуации в государстве. Однако проблема формирования неприятия коррупции решается непросто и носит комплексный характер. Крайне сложно отказаться от преступного мышления, прочитав книгу, статью или прослушав лекцию. Образовательное пространство позволяет системно реализовывать на различных образовательных уровнях те или иные элементы формирования неприятия коррупционных отношений, что в итоге выражается в формировании системы ценностей, которые находят отражение в общественно и личностно значимой деятельности. Иными словами, процесс образования представляется как возможность работы сотрудника над собой, своей уникальной системой ценностей.

Важной составляющей становится принятие каждым обучаемым сотрудником себя частью большой системы (образовательной группы, организации, общества, правоохранительного органа), которая реализует понятные и значимые для него цели и задачи.

В практической деятельности наблюдается тенденция, когда постепенно сотрудник начинает забывать о своих истинных целях борьбы с преступностью либо в течение службы не приходит к их пониманию. Оправдывая свое поведение и полагая, что причины проблем кроются извне, сотрудник, участвующий в коррупционных отношениях, утрачивает грань в понимании добра и зла, а также восприятие какого-либо процесса целиком. В итоге последствия коррупционных преступлений, которые отсрочены во времени и наступают по прошествии длительного промежутка времени, не воспринимаются как значимые. Сиюминутная выгода, хорошо понимаемая и воспринимаемая, оказывает более сильное воздействие, а на фоне огромной латентности данных преступлений в правоохранительных органах  переводит их в неписаные правила поведения взаимоотношений. 

Постепенно разложение системы ценностей гражданина государства (эффект «вареной лягушки») делает человека малоспособным к каким-либо положительным действиям. Надломленные критерии истины и социальной справедливости постепенно сформировали в обществе чувство нормальности данных отношений «всеобщего обмана», невозможности в той или иной сфере действовать по каким-либо другим правилам. Жизненная линия большинства людей претерпевает определенные отрицательные изменения.

В образовательном пространстве понимание сотрудником незнания вопросов неприятия коррупции является стимулом к развитию. Однако в большинстве своем к моменту поступления в высшее учебное заведение у курсанта формируется мнение, что незнание - это плохо, и на подсознательном уровне он учится ограждаться от неизвестного или сложно понимаемого. Этот процесс, заложенный на подсознательном уровне, в процессе получения образования превращается в «осознанную некомпетентность».

Ясные цели, работа в команде единомышленников и личная ответственность за общий результат - принципы образовательного пространства неприятия коррупции. Однако перебороть в себе понимание осознанной некомпетентности крайне сложно: чем старше человек и чем более искажена ценностная основа, тем это сложнее сделать. 

Работа по формированию и координации ценностей приводит к пониманию выгодности неприятия коррупционных отношений и осознанному выбору данной деятельности. Сотрудник, как и любой человек, склонен к улучшению своей жизни (как материальной, так и внутренней) - это основной мотив при реализации антикоррупционного образования.

Один из основных принципов системного построения антикоррупционного образования - четкая направленность реализуемых действий. Следует отметить, что даже незначительные, но хорошо направленные действия могут стать причиной значительного и устойчивого улучшения работы системы, если усилия прилагаются в правильном месте, в нужной форме и времени [5]. Построение образовательного пространства предполагает видение участниками (обучающими, обучаемыми) целей реализации данного процесса, его возможных результатов. Необходимо построение и координация всех задействованных сил и средств, а также работа по оценке и учету факторов, влияющих на формирование неприятия коррупции.

Озабоченность вызывает ежедневное увеличение объемов поступающей информации из различных источников. Возможность их координации крайне затруднительна, однако направленность на становление системы ценностей у обучаемого служит для фильтрации и соответствующего восприятия информации. Иными словами, для того чтобы правильно воспринимать и анализировать информацию и происходящие в обществе процессы, необходима соответствующая ценностная основа, ограждающая сотрудника от негативного влияния [3].

Формируемая в образовательной среде категория истины позволяет сотруднику изменить отношение не только к поступающей информации, но и в первую очередь к себе. В идеальном варианте участники реализации модели  формирования неприятия коррупции представляют собой активных субъектов формирования собственной жизненной линии и постоянного осознанного поведения. Реализация элементов формирования неприятия коррупционных отношений ставит в центр образовательного пространства личность конкретного обучаемого сотрудника.

Очевидно, что крайне сложно и практически невозможно сотруднику с пренебрежением относиться к себе, своим родственникам и окружающим, идеализировать преступный образ жизни и при этом так или иначе не вступать в коррупционные отношения. Сотрудник, надевая различные маски в зависимости от ситуации, принимает правила коррупционных отношений, извлекая материальную или иную выгоду из своего сиюминутного поведения, которое противоречит его ценностной основе. К сожалению, мода борьбы с коррупцией заставила многих сотрудников изменяться лишь внешне, разрушая при этом себя, свое будущее.

Таким образом, формирование образовательного пространства неприятия коррупционных  отношений предполагает следующее:

1) создание у обучаемого системы ценностей, при которой самосовершенствование превращается в постоянную цель жизнедеятельности;

2) осуществление работы с поступающей информацией, ее критический анализ; осознанное поведение участников по реализации модели формирования неприятия коррупционных отношений;

3) формирование и изменение ценностей обучаемого сотрудника, мотивирующих к деятельности и получению желаемых истинных результатов. Законченность данного процесса оказывается недостижимой и превращается в образование на протяжении жизни;

4) понимание реальной действительности как способа и места личного совершенствования. Изменяя себя и воспринимая субъектом собственного развития, обучаемый сотрудник принимает деятельное участие в изменении окружающей его действительности;

5) принятие незавершенности и искаженности системы ценностей мотивирует курсанта к движению вперед, повышению своей компетентности и обретению личностной гармонии. Эта деятельность должна лечь в основу формирования морали, ценностей и гуманизма человека. Обретение гармонии обучаемым и неприятие коррупционных отношений складываются из комплекса позитивных целей, а не комплекса болезней, недостатков, отклонений в развитии и поиска виноватых в своих проблемах;

6) понимание предназначения обучаемого сотрудника, его уникального набора ценностей и формирование на их основе различных служебных и жизненных целей, что не должно противоречить общественным интересам и нормам права. 

Рецензенты:

Светенко Т.В., д.п.н., профессор, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Псковская лингвистическая гимназия», г. Псков;

Казак Б.Б., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой организации правоохранительной и правозащитной деятельности Псковского государственного университета, г. Псков.


Библиографическая ссылка

Николаев С.М. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НЕПРИЯТИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22230 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674