Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» И ПРОФИЛЮ «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ»

Жильцов А.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Липецкий Государственный технический университет»
В статье рассмотрены условия для реализации компетентностно-модульного формата обучения в ВУЗе. Приведены профессиональные требования предприятия-работодателя применительно к профилю подготовки «Металлургические машины и оборудование». Требования сформулированы в виде 3-х блоков: практическая подготовленность выпускника к эксплуатации, обслуживанию, наладке, регулировке гидроприводов, проектированию их принципиальных схем; практическая подготовка к осуществлению технического обслуживания и ремонта металлургического оборудования; наличие практических умений и навыков по проведению диагностики оборудования. В соответствии с профессиональными требованиями работодателя предложены и рассмотрены модули дисциплин, которые обеспечивают получение практических умений и навыков за период обучения в ВУЗе. Проведен анализ реализации практико-ориентированной подготовки с применением учебно-лабораторного, исследовательского оборудования, разработанных методик в рамках модулей дисциплин. Показана необходимость обеспечения соответствия практической направленности обучения профессиональным требованиям работодателя.
профессиональная компетенция
модули дисциплин
профессиональные требования
практико-ориентированная подготовка
1. Бабичев Ю.Е. Модульный принцип построения дисциплин в ООП подготовки бакалавров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО// Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: IV Международная научно-методическая конференция (г. Астрахань 17 апреля 2012 года) / отв. ред. Г.П. Стефанова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – С. 13–18.
2. Жильцов А.П. Реализация модульного принципа формирования профессиональных компетенций студентов на основе интерактивных методов // Вестник ЛГТУ. – 2015. – № 2(24). – С. 85-91.
3. Крутиков В.Н. Основы центровки промышленного оборудования: учеб. пособие / В.Н. Крутиков. – Санкт-Петербург: Baltech, 2013. – 89 с.
4. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в ВУЗе: методология и опыт проектирования: уч. пособие/ Ю.Г. Татур; [авт. гл. 6 В.И. Солнцев] /. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 262 с.
5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151000 Технологические машины и оборудование (квалификация (степень) «бакалавр»). – Москва: Минобрнауки РФ, 2009. – 28 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование. Квалификации: академический бакалавр. Прикладной бакалавр (проект). – Москва: Минобрнауки РФ, 2013. – 29 с.

Содержание и сущностные характеристики современного образовательного процесса в ВУЗе реализуются применительно к направлению «ТМиО» в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов ВПО [5] и ВО [6] и принятой концепции компетентностно-модульного формата при организации и осуществлении обучения студентов.

Под компетенцией в соответствии с ФГОС понимается обобщенная характеристика личности, определяющая её «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

«Действительно, компетенция учитывает как интеллектуальный потенциал и личностные качества специалиста, так и его способность успешно реализовать их в практической деятельности» [3].

При этом степень подготовленности выпускника должна обеспечивать его плодотворную работу сразу по окончании вуза. Того же требует и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, формулирующий компетенции, оценивающие степень подготовленности специалиста, в терминах «умеет», «владеет», «способен», «готов» решать конкретные профессиональные задачи в конкретных видах его производственной деятельности.

Таким образом, выпускник должен не столько знать, понимать, представлять, сколько уметь применять эти знания на практике. Возникает задача, наряду с традиционным, в основном умозрительным процессом обучения, дающим знания, понятия, принципы, методологию и методики, обеспечить и получение достаточных практических профессиональных умений, способностей и навыков.

Решение этой задачи возможно путем существенного увеличения доли самостоятельной работы, развития активных методов и интенсификации процесса обучения. Также важнейшим аспектом следует считать реализацию практической составляющей обучения в ВУЗе в виде сформированных модулей, состоящих из нескольких дисциплин, которые вносят наибольший вклад в формирование различных профессиональных компетенций [1,2].

При этом необходимо учесть и требования профессиональных стандартов, разрабатываемых на предприятиях – потенциальных работодателях для выпускников ВУЗов. Профессиональные требования к выпускникам ЛГТУ по направлению «Технологические машины и оборудование» сформулированы основным партнером и заказчиком – ОАО «НЛМК».

Эти требования формулируются в виде трёх блоков:

блок 1 – практические навыки и умения обслуживания, наладки, настройки и регулирования, проектирования и анализа принципиальных схем металлургического гидропривода;

блок 2 – практическая подготовленность к осуществлению технического обслуживания и ремонтов оборудования;

блок 3 – знание теоретических основ диагностирования оборудования, наличие практических навыков вибро- , термо- и трибодиагностики.

В соответствии с профессиональными требованиями работодателя в процессе обучения бакалавров в области металлургических машин и оборудования разработаны и реализуются соответствующие модули, которые позволяют обеспечить подготовку выпускников в сфере профессиональных умений, способностей и практических навыков.

Первый блок профессиональных требований обеспечен введением модуля из 3-х профессиональных дисциплин: «Гидравлика», «Гидропривод машин», «Практикум по гидроприводу».

Структурно данный модуль приведен на рисунке.

Структура модуля «Гидравлика, гидроприводы, практикум»

Дисциплины «Гидравлика» и «Гидропривод машин» изучаются на 2 курсе, 2 семестре и 3-м курсе 1-м семестре и направлены на получение общих теоретических знаний, понятий, представлений, изучения принципов конструкций, устройств, функционального назначения, методов расчета.

При изучении дисциплин используются электронные лекции, интерактивное сопровождение с помощью мультимедийного компьютерного комплекса. Лекционные курсы сопровождаются демонстрациями, включающими компьютерные анимации и 3-D модели.

Закрепляются теоретические знания практическими и лабораторными работами на исследовательском комплексе НТЦ-38 и учебном лабораторном стенде «Festo-didactic». Исследовательский комплекс НТЦ-38 оснащен совокупностью датчиков, позволяющих регистрировать все необходимые гидравлические и механические параметры исследуемых процессов и машин. При выполнении работ на стенде «Festo-didactic» студенты самостоятельно монтируют, налаживают и настраивают изучаемый гидропривод. Практические умения по отладке и исследованию гидроприводов осуществляются на исследовательском комплексе по гидроприводу и гидроавтоматике с использованием лицензионного ПО «Zetlab».

«Практикум по гидроприводу» изучается на 3 курсе во 2 семестре и направлен на получение практических навыков, способностей и умений в области проектирования, монтажа, наладки и настройки систем гидропривода машин.

В процессе изучения студенты выполняют курсовую работу по проектированию гидроприводов металлургических машин с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР) «Automation Studio». Применение САПР позволяет существенно сократить продолжительность процедуры проектирования, рассмотреть несколько возможных вариантов.

Спроектированный гидропривод монтируется, опробуется и отлаживается на гидравлическом стенде «Festo-didactic» и исследовательском комплексе «Гидропривод и гидроавтоматика» с программным обеспечением «Zetlab». Выполняют практикум студенты практически самостоятельно в соответствии с индивидуальными заданиями. Преподаватель при этом является скорее консультантом-куратором, нежели контролером.

В результате изучения модуля дисциплин студент знает основные законы гидравлики, принципы, устройство и характеристики гидромашин и гидроаппаратов, умеет рассчитывать технические параметры; владеет навыками проектирования, наладки и настройки гидроприводов, анализа и экспертизы схем и применяемого оборудования промышленных гидроприводов металлургических машин.

Блок 2 – практическая подготовленность к осуществлению технического обслуживания и ремонтов оборудования и блок 3 – знание теоретических основ диагностирования оборудования, наличие практических навыков вибро-, термо-, и трибодиагностики по своей сущности рассматриваются в комплексе, т.к. направлены на подготовку выпускников в области обеспечения надежности машин и их составных частей. Модули дисциплин для реализации блоков 2 и 3 приведены в таблице.

Методическое и учебно-лабораторное обеспечение модулей дисциплин блоков 2 и 3

п.п

Дисциплина

Курс/

семестр

Методическое обеспечение

Учебно-лабораторное оборудование

1

2

3

4

5

1.

Аглодоменное оборудование

3/1

Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций

Учебно-исследовательские установки и приборы

2.

Сталеплавильное оборудование

3/2

Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций

Учебно-исследовательские установки и приборы

3.

Прокатное оборудование

4/1

Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций

Учебно-исследовательские установки и приборы

4.

Эксплуатация (ремонт) металлургического оборудования

3/2 – 4/1

Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций

Учебно-исследовательский комплекс «Bearing» по монтажу-демонтажу подшипников качения

Стенд по системам смазки оборудования

Стенд по исследованию усилий и моментов при посадке деталей с натягом

Учебный комплекс по сборке-разборке и регулировке редукторов

5.

Эксплуатация (ремонт) металлургического оборудования. Раздел «Методы и средства технической диагностики»

4/1

Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций

Стенд по механической центровке валов роторных машин

Стенд по лазерной центровке сложных валопроводов «Квант Л2»

Стенд по балансировке и вибродиагностике «Протон-баланс» с использованием виброанализатора «ВАСТ»

Тепловизор «Baltech»

Анализатор масел

Особенностью учебного процесса при изучении модулей дисциплин блоков 2 и 3 является реализация их межпредметных связей с последовательным углублением в проблематику. Так, при изучении дисциплин по оборудованию (поз. 1, 2, 3 табл.) основополагающей является задача по обеспечению знаний обучающихся по составу, назначению, принципу работы машин, узлов, механизмов, сборочных единиц, методам их расчета, при этом проблематика при их эксплуатации рассматривается в общем контексте. Изучение дисциплины 4 (табл.) обеспечивает не только знания обучающихся особенностей эксплуатации, последствий нарушений работоспособности оборудования, но и умения и практические навыки монтажа-демонтажа, сборки-разборки, контроля на учебных и учебно-исследовательских стендах и комплексах. Завершающим этапом при изучении модуля дисциплин блоков 2 и 3 является обучение студентов методам прогнозирования состояния оборудования. Применение современных диагностических методов (поз 5 табл.) дает возможность получения основ практических умений и навыков по методам лазерной центровки валов (прогнозирование, оценка и устранение несоосности) [3], вибро-, термо- и трибодиагностики.

Анализ содержательной части дисциплин рассмотренных модулей, особенно практических и лабораторных занятий, являющихся непременным условием формирования профессиональных компетенций в части требований «уметь», «владеть навыками», что свидетельствует о достаточно удовлетворительном соответствии профессиональных требований работодателя и практической направленности обучения при реализации модулей дисциплин.

Разумеется, перечень профессиональных требований к выпускникам существенно шире и охватывает спектр практических «умений», «навыков» по различным видам деятельности в соответствии с ФГОС, что требует дальнейшего совершенствования практической, профессиональной составляющей содержательной части учебного процесса в ВУЗе.

Рецензенты:

Мухин Ю.А., д.т.н., профессор, зав. кафедрой обработки металлов давлением ЛГТУ, ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет» Минобрнауки РФ, г. Липецк;

Козлов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой технологии машиностроения ЛГТУ, ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет» Минобрнауки РФ, г. Липецк.


Библиографическая ссылка

Жильцов А.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» И ПРОФИЛЮ «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22291 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674