Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Шергенг Н.А. 1 Нафикова А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиал
Проведен анализ понятия «идентичность», рассмотрена взаимосвязь данного явления с состоянием социальной структуры. Обозначена взаимообусловленность процессов глобализации и возникновения в современном обществе кризиса идентичности. В частности, изучена взаимозависимость явления идентичности с процессами религиозного, национального, цивилизационного характера, происходящими в современном обществе. Рассмотрены основные причины кризиса идентичности, представленные как следствие изменений, происходящих в современном мире. Выделены различные типы идентичности и их взаимосвязь с особенностями социального развития. Более детально исследована «правовая идентичность», как явление современного мира. Изучены наиболее значимые проблемы, которые возникают в связи с необходимостью правовой самоидентификации. В частности, проанализирована связь между миграционными потоками современности и правовыми проблемами государства и отдельно взятой личности.
миграционные потоки
социальное развитие
информационное общество
современное общество
глобализация
правовая идентичность
кризис идентичности
идентичность
1. Астапова Е.В. Политико-правовая идентичность России в контексте тенденций глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.
2. Гаджиев К.С. Размышления о конце евроцентристского мира и новой конфигурации геополитических сил // Социологические исследования. − 1993. − № 4. – С.85.
3. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. − Уфа: Изд-во Башкирского университета. 2001, - 54 с.
4. Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2014. - С. 14.
5. Резников, Е.В. Понятие правовая идентичность // Право и современное государство. № 1, 2014 г. С. 11-14.
6. Рыхтик М.И. Мультикультурализм и проблема взаимопонимания: что нужно делать? // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. Т. 4.
7. Хабибулин А.Г. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. - 2000. - № 5. - С. 5-11.
8. Шергенг Н.А., Гадельшина А.И. Проблемы и перспективы развития современного общества. – Стерлитамак: РИО СФ БашГУ, 2013. – 153 с.
9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. − М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
10. Bauman, Z. Identity: Conversations with Benedetto Vecchi. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 2004. – P. 18.
11. Beyer, Peter. Religion and Globalization. London - Thousand Oaks - New Delhi: Sage Publication, 1994. – P. 32.
Глобализация, представляющаяся нам как объективный, необратимый процесс всемирной интеграции и унификации всех сфер общественной жизни, в результате которого возникает сближение и взаимозависимость стран и народов всего земного шара, размывая границы между государствами [7; с.75], явилась причиной возникновения взаимосвязанных, но довольно противоречивых тенденций, которые во многих случаях привели к появлению новых для человечества проблем.

Так, к примеру, глобализация, как процесс, приводящий к неизбежной унификации всех сторон общественных отношений, не только не сняла проблему идентичности, но и привела к ее обострению, возникновению так называемого кризиса идентичности.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы правовой идентичности личности в условиях глобализирующегося мира.

Под идентичностью (лат. identificare) нами понимается свойство человека, связанное с ощущениями его принадлежности к народу, стране. В условиях глобализации проблема идентичности становится одной из наиболее актуальных. Понятие «кризис идентичности» было введено Э. Эриксоном [9; с.235], который во время второй мировой войны, находясь в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион, употребил это понятия для характеристики поведения людей, которые потеряли чувство персональной тождественности и непрерывности в истории.

Развитие глобальных экономических, политико-правовых и информационных систем привело к ослаблению национальных государств и стало следствием все более нарастающего кризи­са национальной и конфессиональной идентичности. Как отмечает Зигмунт Бауман «Проблема идентичности рождается тогда, когда происходит разрушение старой социальной структуры» [10; с.18].

Среди причин такого кризиса идентификации можно обозначить следующие:

  1. демократизация современного мира, стирающая грани между внешней и внутренней политикой государства;
  2. экономизация, приводящая к невозможности национального развития вне мирового экономического пространства;
  3. информатизация, при которой глобальные информационные потоки объективно ведут к размыванию идентичности; культурная стандартизация, связанная с усилением влияния массовой культуры глобализации;
  4. универсализация ценностных ориентиров, демонстрирующая преимущества в первую очередь западной модели развития и, соответственно, западных ценностей.

Кроме того, по мнению д.ф.н., профессора кафедры философии и политологии БашГУ Б.С. Галимова «для нашего столетия характерен процесс интеграции духовных типов... в котором выражается реакция коллективного сознания на изменения, происходящие в системе социум-универсум. В XXI веке реакция коллективного сознания становится заметной как внутри отдельных типов духовности, так и в связях между типами. Появляется немало учений, пытающихся объединить знания Востока и Запада, различных религий в единое учение» [3; с.9].

В условиях постоянно трансформирующегося мира, как современные государства, так и человек вынуждены постоянно терять идентичность с тем, чтобы вырабатывать ее вновь и вновь. Уже, казалось бы, найденный ответ, на вопрос «где я, и куда я иду» становится бессмысленным всякий раз, когда информационное пространство вновь видоизменяется. Проблемным аспектом в данном случае является то, что утрата единой идентичности общества как целостного феномена способствует расколу социального пространства на разнородные сегменты, появлению разнонаправленных культурных влияний, что в свою очередь, негативно отражается на самом обществе.

Говоря о проблеме идентичности, отметим, что в условиях глобализации увеличивают свое влияние различные религии и религиозные системы. Как отмечает К.С. Гаджиев «чем сильнее тенденции к универсализации и унификации внешних сторон жизни, тем люди склонны больше дорожить такими внутренними, характерологическими компонентами, как традиция, религия, культура своего народа» [2; с.85]. И, как показал в своей работе П. Бейер, глобализация приводит к обретению религией нового импульса и усилению ее влияния в публичном дискурсе [11; с.32].

Многоаспектность социального развития породила необходимость выделения разнонаправленных типов идентичности. Наиболее часто встречаемыми можно назвать такие как: религиозный, профессиональный, национальный, региональный, этнический, цивилизационный типы идентичности, рассматриваемые по большей мере в рамках гуманитарных наук.

В данном случае акцент делается на тот тип социальной общности, к которой принадлежит личность. Однако в настоящее время все большее значение приобретает необходимость исследования и так называемой правовой идентичности, включающей в себя не только социальное, но и правовое (в еще более полном объеме - философско-правовое) осмысление обозначенной нами проблемы.

Понятие «правовая идентичность» является относительно новым для исследователей. Необходимость выделения понятия «правовая идентичность», обусловлена, прежде всего, изменениями социального развития, произошедшими на рубеже XX-XXI веков.

Изменения в сфере экономики, политики, национальных интересов, социальной жизни, в свою очередь привели к изменению картины мира, необходимости создания новых научных парадигм, систем ценностей. И вопрос не столько самоидентичности в обществе, сколько осмысления себя в рамках права, явился наиболее актуальным.

В этой связи проблема осмысления правовой идентичности личности в условиях глобализации явилась проблемой, исследование которой предполагает использование категориального аппарата, методологии смежных наук.

В частности, помимо юридических наук, акцентирующих свое внимание на специфике соотношения понятий «правовая идентичность личности», «права человека» и других, данный вопрос лежит в сфере исследования гуманитарных и философских дисциплин, таких как - философия права и социология права, ориентированных на исследование смысловой составляющей права, его оснований, и места в системе отношений «человек - общество - природа».

Следует также отметить, что в большинстве случаев понятие «правовая идентичность» смыкается с терминами «государственная идентичность», «политико-правовая идентичность» [7; с.6], [1; с.14].

Однако, по нашему мнению, все же необходимо различать данные понятия, так как понятие «государственная идентичность» предполагает рассмотрение проблемы идентичности личности больше в рамках отдельно взятого политического института, конкретного государства, а понятие «политико-правовая идентичность» при рассмотрении моментов, связанных с религиозными, национальными, межэтническими аспектами правовых отношений, акцентирует свое внимание в большей части на политической составляющей.

Мы считаем, что наиболее полно понятие «правовой идентичности» раскрывается Н.В. Исаевой, предложившей теоретико-правовое исследование понятия, и обозначившей следующее его толкование: «Правовая идентичность - это качество субъекта права, характеризующее его актуальное состояние посредством юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, воспринимаемых как правовые ценности, обеспечивающие положительные правовое сознание и правовую активность» [4; с.14]. В дальнейшем данное определение понятия «правовая идентичность» будет взято нами за основу.

Кроме того, следует выделить и другое определение понятия «правовая идентичность», представляющего несколько иное толкование рассматриваемой нами проблемы. Так, Резников Е.В. в работе «Понятие правовой идентичности» отмечает, что «правовая идентичность - это такое состояние человека, когда он не только является членом какой-либо социальной группы, но придает этому факту достаточно высокую значимость, осознает его как принципиально важное качество собственной личности. При этом данная социальная группа должна быть официально признана, а ее участники - обладать специфическим правовым статусом. Соответственно, индивид, входящий в состав такой группы и испытывающий к ней определенное личное отношение, так или иначе распространяет его и на нормативно-правовой аспект коллективного бытии» [5; 12].
Ключевым элементом правой идентичности выступает сам человек, и, в первую очередь, официальное, документально и юридически закрепленное признание его со стороны государства, наличия у него определенных прав и обязанностей.

В этой связи одной из проблем правовой идентичности является все более усиливающиеся в современном глобализирующемся обществе миграционные потоки. Миграционные процессы, которые, конечно, не представляют собой новое явление в истории человечества. Но в условиях современного общества они обрели иные формы, чем в предшествующих эпохах.

Например, в настоящее время сотни тысяч иммигрировавших в Европу и Северную Америку становятся миллионами избирателей. При этом, как отмечает Рыхтик М.И. «этнические мигранты вступают в длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей группы, но уже в новых условиях постиндустриального общества, а глобальная экономика требует не просто «присутствия «другого», но и активного его участия в производственной цепочке» [6].

Все эти аспекты требуют тщательного и детального осмысления проблем, возникающих в связи с необходимостью правовой самоидентификации личности во все более усложняющихся социальных отношениях.

Данный процесс, представляющий собой интенсивную миграцию населения, обусловленную социально-демографической, природно-географической, исторической спецификой, приводит, к необходимости осмысления как минимум трех сторон этого явления:

С одной стороны, к обязанности определения государствами направлений миграционной политики, поиска основ, закрепляющих правовое положение, как граждан государства, так и вновь прибывающих мигрантов; поисках борьбы с негативными социальными последствиями, порождаемыми все более расширяющимися и ускоряющимися миграционными потоками.

С другой стороны, вопрос правовой идентичности затрагивает и интересы самой личности, оказавшейся в положении лица, оторванного, по причинам как объективного, так и субъективного характера, от места постоянной дислокации. В этом случае личность испытывает острую потребность к самоидентификации внутри новой социальной группы. Особую проблему в этой связи вызывают сложности, возникающие в процессе самоидентификации молодежи, оказывающейся в наиболее уязвленном положении. Отсутствие правового статуса, и как следствие, ограничение возможностей трудоустройства, социализации в чужеродном обществе, приводит к увеличению противоправных действий, и как следствие, возникновению фактора напряженности между коренным и пришлым населением.

Данную потребность в большей мере может обеспечить именно правовая идентичность, являющаяся базисом, на который в последующем будут наслаиваться остальные элементы социальной адаптации.

С третьей стороны проблема правовой идентичности затрагивает интересы коренных жителей государства, ориентированного на принятие миграционных потоков. Неприятие мигрантов местным населением, возникающем вследствие разницы в восприятии действительности, языковых, национальных, религиозных, культурных, цивилизационных традиций, необходимостью «делиться» рабочими местами, социальными благами, приводит к росту социальной напряженности, ослаблению легитимности государства и усилению уровня преступности в обществе.

В этой связи вопрос правовой идентичности личности становится проблемой не только отдельно взятой личности, или государства, но и всего мирового сообщества в целом.

Тем самым можно сказать, что правовая идентичность в условиях глобализирующегося мира, должна рассматриваться, прежде всего, как источник, позволяющий снять социальную напряженность, решить многие из социальных вопросов, возникающих у государств в связи с инстинктивной потребностью населения к сохранению собственной идентичности.

Рецензенты:

Усманова Р.М., д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Шергенг Н.А., Нафикова А.И. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22458 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674