Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Декина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Раскрыты основные направления комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи с целью максимально успешной социализации приемного ребенка с особыми потребностями в развитии, особенности психолого-педагогической подготовки психологов, педагогов, организаторов работы с молодежью к работе с детьми с особыми потребностями в развитии. В центре внимания будущих специалистов находится изучение проблем замещающей семьи, использование имеющихся ресурсов семьи, применение современных технологий психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты собственных исследований проблем детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля и волонтеров. Определены направления психолого-педагогической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии.
Замещающая семья
дети с особыми потребностями в развитии
риски социализации
психолого-педагогическая помощь
подготовка психологов
педагогов
организаторов работы с молодежью
волонтеров
1. Бурмистрова Е.В. Семья с особым ребенком: психологическая и социальная помощь / Е.В. Бурмистрова // Вестник практической психологии образования. — № 1 (18). – 2009. – С. 82–87.
2. Декина Е.В. Технологии добровольческой деятельности молодежи: Учебно-методическое пособие / Е.В. Декина, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. – 187 с.
3. Декина Е.В. Подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Декина // Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающейся молодежи. Материалы Всероссийской конференции. – М.: НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. – С. 29–33.
4. Декина Е.В. Психологические основы работы с молодежью / Е.В. Декина, З.Н. Калинина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 104 с.
5. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи / Г.В. Семья // Психологическая наука и образование. – 2009. — № 3 . – С. 24–32.
Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, создания равных стартовых возможностей для их различных категорий определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Подготовка специалистов, способных организовывать продуктивное сотрудничество с детьми и их родителями, определять направления помощи замещающей семье, должна основываться на психолого-педагогическом содержании и соответствующих технологиях его освоения. Трудности, которые испытывают родители, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии, значительно отличаются от повседневных забот обычной семьи [1]. Семья Г.В. отмечает, что культурный посредник (воспитатель, приемный родитель, усыновитель и т.п.) должен строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы способствовать развитию его самостоятельности и ответственности [5].  Поэтому знание особенностей такой семьи, особенно замещающей, понимание того, что испытывают родители, поможет психологам, педагогам, социальным работникам, организаторам работы данной категории семей.

Цели исследования:

1) осуществить системный анализ показателей отношения современного общества к проблеме замещающих семей и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии;

2) изучить риски социализации приемных детей с ограниченными возможностями здоровья и семейной дезинтеграции;

3) выявить особенности психолого-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии.

Методы исследования

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, включенное наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности.

Результаты исследования

В семье дети учатся социально приемлемым формам поведения, моделям общения и взаимодействия. В последние годы замещающая семья стала достаточно распространенным явлением. Приемный ребенок, тем более имеющий особые потребности в развитии, испытывает сложности социализации, имеет дефицит общения со сверстниками и взрослыми - членами замещающей семьи. В свою очередь приемные родители (опекуны) не имеют опыта взаимодействия с такими детьми и организации их жизнедеятельности в новом статусе. В область ответственности приемного родителя входит необходимость своевременного распознавания проявлений кризисного периода и рисков нарушения семейных отношений. В силу того, что родители не готовы к решению подобных проблем самостоятельно, стоит задача обращения к квалифицированному специалисту (психологу, социальному педагогу, организатору работы с молодежью). По данным собственных исследований, около 80% замещающих семей не осведомлены в вопросе о порядке организации и оказания психолого-педагогической помощи. Более 48% родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, находятся в состоянии субклинически выраженной тревоги, а 10% - в состоянии выраженной депрессии. В связи с этим родители нуждаются в постоянной помощи в осознании ценности ответственного родительства, ценностного отношения к процессу воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Для выявления тенденций в отношении к детям с особыми потребностями проведен опрос 10 экспертов по дельфийской методике, в рамках которой им предлагалось оценить по 10-балльной шкале вероятность осуществления к 2025 г. (через 10 лет) предложенных им суждений. Результаты экспертизы показали, что в ближайшей временной перспективе доминирующей формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, будет государственная (6,3 балла). При этом экспертами достаточно высоко оценивается вероятность увеличения числа семей, имеющих желание принять ребенка в свою семью, в том числе с особыми потребностями (5,7 балла). По мнению экспертов, в общественном сознании произойдет сдвиг в сторону осознания проблемы социального сиротства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как общественной (5,1 балла). Такая форма замещающей семьи, как профессиональная семья, нацелена на создание условий семейного воспитания детей, которые имеют в этом особенные потребности, - это дети-инвалиды, дети старшего возраста, кровные братья и сестры, которые должны устраиваться в одну семью. Профессиональный родитель имеет более высокую квалификацию, специальное образование, обладает определенными дополнительными знаниями (медицинскими, психологическими, педагогическими и др.). Эффективность адресной помощи замещающим семьям эксперты оценивают в 6,8 баллов. Профилактика возможных осложнений и рисков, оказание психолого-психотерапевтической помощи замещающим семьям, испытывающим опасения по поводу жизнедеятельности семьи в новом статусе, улучшат положение детей (6,2 баллов).

Анкетирование педагогов, волонтеров в количестве 50 человек выявило основные характеристики детей с особыми потребностями в развитии, которые можно распределить по категориям: физические (инвалид, заболевание, «не такой, как все» и т.д.), индивидуально-психологические (единственный, уникальный, богатый внутренний мир, сильный морально и духовно, преодоление трудностей, солнечный и т.д.), социальные (одиночество, неадаптированность, депривация, беспомощность, потребность ухода, поддержка и т.д.), деятельностные (инклюзивное обучение, развитие талантов и способностей, труд и  т.д.). Ценность данного материала состоит в том, что был получен обобщенный портрет ребенка с особыми потребностями.  В описаниях детей с ограниченными возможностями здоровья больше всего представлено индивидуально-психологических характеристик. Далее по степени встречаемости имеют место социальные, физические и деятельностные характеристики.

Представим выдержки из эссе студентов-волонтеров различных направлений подготовки (будущих педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью, социальных работников) по теме «Мое отношение к детям с особыми потребностями в развитии».

 «Дети с ограниченными возможностями не такие, как все, им нужно не только вырасти, необходимо выжить и не сломаться. Принятие таких детей такими, какие они есть, сделает их гораздо сильнее, придаст уверенности в своих силах, а значит, даст новые возможности для самоопределения в жизни».

«Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая "страна" страданий, боли, непонимания, непринятия. Взрослея, они учатся преодолевать обиды и препятствия. Стоит порадоваться за человека-инвалида, который чувствует себя полноценным человеком».

 «Я восхищаюсь детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на свой недуг, ставят перед собой цели и достигают их, справляются со всеми сложностями жизни».

«Главной проблемой ребенка с особыми потребностями в развитии является ограничение его связи с миром, контакта со сверстниками и взрослыми» и т.д.

На вопрос: «Какие проблемы Вы могли бы выделить при работе с детьми с особыми потребностями в развитии? Каковы пути их решения?» педагоги ответили: «Отсутствие мотивации познавательной деятельности; трудности с освоением программы и общением со сверстниками; низкий темп выполнения заданий; необходимость постоянной помощи взрослого; низкая самооценка; нарушения координации движений и др.». Можно выделить следующие направления деятельности, которые, по мнению педагогов, будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способностей детей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками. 

Результаты анкетирования подростков с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дом детского творчества, показали, что дети хотят научиться «вести себя в разных ситуациях без помощи родителей»; «общаться с другими детьми»; «стать более уверенными в себе», «развить творческие способности», «узнать себя, попробовать себя, в том числе в будущей профессии» и др. Подростки отметили, что «больше хотели участвовать в различных праздниках, мероприятиях», «представлять свои работы на выставке, чтобы другие увидели и оценили», «необходим помощник, так как на занятиях не все получается» и др. Опрошенные стремятся принять участие в различных мероприятиях и конкурсах, выйти «за границы» дома детского творчества. В поведении родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии, выделяется ряд особенностей: неэмоциональный характер сотрудничества, неумение создавать ситуации совместной деятельности, недостаточная потребность в общении с ребенком, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, не учитываются индивидуальные особенности ребенка и др.

Результаты анкетирования позволяют выделить риски социализации: проблемы детско-родительских отношений, нарушение психического здоровья родителей, неэффективные методы воспитания, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения и др.

Будущему педагогу, организатору работу с молодежью, социальному педагогу важно знать, что собой представляет тот или иной возраст, чтобы в будущем работать с ним профессионально. Будущий специалист должен овладеть умениями выявления,  анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения. Психолого-педагогическое содержание должно отражать существенные моменты профессиональной деятельности специалиста: формирование детской общности, работу с различными категориями детей (детей с особыми потребностями в развитии и т.д.), организацию различных форм партнерства, психологическое сопровождение процесса воспитания детей, привлечение родителей и др.

В профессиональной подготовке будущих организаторов работы с молодежью, педагогов на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого реализуется курс по выбору «Психологические основы работы с учащейся молодежью» [4]. Знание закономерностей развития человека на разных этапах онтогенеза входит в целевые, содержательные и организационные аспекты будущей профессиональной деятельности будущего специалиста. Дисциплина призвана сформировать у студента систему обобщенных знаний о субъективной реальности, вооружить его средствами понимания себя и других, познакомить с многообразием явлений внутреннего мира. По дисциплине осуществляются подготовка портфолио, разработка социально значимого проекта, дневника профессионального становления, представление результатов индивидуальной научно-исследовательской работы на студенческой конференции. Приведем примеры заданий по теме «Семья с "особым ребенком": психологическая, педагогическая, социальная помощь»: составление глоссария, написание теоретического минимума по теме, анализ возрастных особенностей проблемных детей, выстраивание стратегий помощи, разработка проекта классного часа, мастер-класса для детей и их родителей и др.  В рамках психолого-педагогического практикума по дисциплине зарекомендовали себя следующие формы работы: проектно-аналитические сессии, проектные мастерские, организационно-деятельностные, деловые игры, дискуссии, мастер-классы, мозговые штурмы, решение кейсов, тренинги и т.д. Интерес у студентов вызывает организация практикума на базе волонтерского центра вуза. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями в развитии: изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, оказание адресной помощи и др. Школа волонтера включает теоретические и практические аспекты [2]. Теоретические занятия включают следующие темы:  понятие и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, технологии работы с детьми с особыми потребностями в развитии, современные модели психолого-педагогического и психолого-психотерапевтического сопровождения замещающих семей,  воспитательный потенциал современной замещающей семьи с детьми с особыми потребностями в развитии и др. В рамках практических занятий осуществляются анализ  проблем детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля, составление практических рекомендаций семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями в развитии, выявление актуальных направлений психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и др. [3].

Выводы

Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. Их практическое внедрение будет способствовать: уменьшению количества отказов от приемных детей с особенностями развития, снижению рисков социальной дезадаптации приемных детей, повышению ценности ответственного родительства и родительской компетентности. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе психолого-педагогической подготовки будущих специалистов.

Рецензенты:

Пазухина С.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Ежкова Н.С., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Декина Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22499 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674