Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тубеева Ф.К. 1
1 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Статья посвящена проблемам введения компетентностного подхода в образовательный процесс российских вузов. Автором подробно рассматриваются теоретические основы формирования компетентности: сущность компетенций и компетентностного подхода, его роль в современном высшем образовании. Известно, что достижение профессиональной компетентности педагога происходит всю его профессиональную жизнь, а в студенческие годы компетентность формируется в ходе освоения системы нормативно-необходимых знаний, умений, которые позволяют осуществлять конкретный вид профессиональной деятельности. Суть компетентностного подхода подразумевает, прежде всего, изменение формулировки целей обучения, представление их и ожидаемых итогов обучения в виде совокупности компетенций, отображающих различные уровни профессиональных задач. Компетентностный подход, по мнению автора, можно охарактеризовать как попытку привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда.
инновационные технологии
профессиональные компетенции
профессиональное образование
ключевые компетенции
компетентность
компетентностный подход
1. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: монография / С.В. Бобрышов. – Ставрополь: СКСИ, 2006. – 154 с.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. Уральское отделение Российской Академии Образования, 2004. – 145с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С.32-37.
4. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. – 2006. – № 9. – С.15.
5. Карманов А.А. «Ключевые компетенции» // Образование. Карьера. Общество. – 2005. – № 3(9). – С. 35.
6. Кокаева И.Ю. Развитие творческого мышления студентов – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // European Social Science Journal. – 2012. – № 12.-2 (39). – С.119.
7. Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Компетентностный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 3. – С.49-53.
8. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 42.
9. Соснин Н. Компетентностный подход: проблемы освоения // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С.42-45.
10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 22.
В отечественной педагогической науке и образовательной практике происходит замена образовательной парадигмы. С точки зрения советских ученых в нынешних обстановках имеющаяся «знаниевая» парадигма образования практически себя изжила. При этом научная педагогическая парадигма - это базирующийся на ту или иную педагогическую теорию (теории) канон образования и воспитания, предлагающий науке и практике установленную точку зрения на модель педагогического процесса, это комплекс принципов и установок, согласованный стандарт, образец в решении разнообразных образовательных и исследовательских задач [1].

Нужно обозначить, что одной из главных составляющих новой образовательной парадигмы в данное время является компетентностный подход, который определяется степенью привлечения учащихся вузов к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в ходе реализации образовательной программы. Таким образом, основная проблема традиционного хода образовательной мысли - непонимание междисциплинарной, интегративной (надпредметной) сущности понятия «компетентность» [7, с. 49].

Понятие компетентности «шире понятия знания или умения, или навыка, оно включает их в себя», тем не менее «это понятие иного смыслового ряда. Понятие "компетентность" включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [9,  с. 43]. В этом плане компетентностный подход как одно из ключевых направлений реформирования российского образования «следует признать крайне полезным для отечественной системы высшего профессионального образования» [8, с. 42], так как «основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в образовательном процессе, способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, компетентного решения новых проблем и задач» [5, с. 35].

Вопросами компетентностного подхода в российской и зарубежной науке начинают заниматься с конца 1980-х годов, но наиболее важные изучения относятся к началу XXI века. Суть компетентностного подхода и трудности формирования ключевых компетентностей анализируется в работах таких ученых, как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Иванова, О.Е. Лебедев, П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, Т.Б. Табарданова, Е.В. Бопдаревская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, ЛА. Петровская, Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др., а также зарубежных научных работников: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестер (Голландия) и др.

По мнению Т.Е. Исаевой, компетенции - это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций. А компетенции преподавателя - уникальная система профессионально-личностных качеств человека, знаний и умений, объединенных гуманно- ценностным отношением к окружающим, творческим подходом к труду, постоянной нацеленности на личностное и профессиональное совершенствование, используемых для освоения педагогических ситуаций, в процессе чего создаются новые смыслы деятельности, явления, объекты культуры, способствующие достижению нового качества общественных отношений. Особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования  [4, С.15].

И.А. Зимняя считает, что в зависимости от того, как определены понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение, может быть понято содержание самого компетентностного подхода [3, с.34]. Она отмечает, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции и основанный на компетентности подход характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса. Так как многие исследователи не разделяют данные понятия, И.А. Зимняя в ряде случаев приводит их вместе как компетенция / компетентность.

Э.Ф. Зеер определяет компетентность как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний [2, с. 7]. А компетенцию как обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т. е. способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Он считает, что реализация компетенции происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности. Помимо деятельностных знаний, умений и навыков, в структуру компетенции Э.Ф. Зеер включает мотивационную и эмоционально-волевую сферы, считая важным компонентном компетенции опыт - интеграцию в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

А.В. Хуторской разделяет понятия «компетенции» и «компетентности», понимая под первым совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность он определяет как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [10, с. 22]. Другими словами, компетенция это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, а компетентность - уже состоявшиеся качества личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.. Кроме того, А.В. Хуторской выделяет функции компетенции и компетентности по отношению к различным аспектам образования: к личности обучаемого, к знаниям, умениям и навыкам, к структуре и содержанию образования, к способам деятельности.

Становление компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции» [5, с.35]. Важность ключевых компетенций определена функциями, которые исполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности всякого человека: развитие у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение будущим специалистам большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, значит, нарастающей успешности в конкурентной среде обитания.

Осуществление компетентностного подхода требует нового проектирования, как итогов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им. Вследствие этого поиск эффективных путей, связанных с разработкой и введением компетентностного подхода, почти всеми учеными рассматривается как важная и своевременная проблема, которая оживленно обсуждается на форумах и порталах российского образования.

Суть компетентностного подхода подразумевает, прежде всего, изменение формулировки целей обучения, представление их и ожидаемых итогов обучения в виде совокупности компетенций, отображающих различные уровни профессиональных задач. Компетентностный подход можно охарактеризовать и как попытку привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда. Так как данный подход связан с заказом на образование со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист. Другими словами, компетентностный подход - это подход, при котором итоги образования признаются немаловажными за пределами системы образования.

По соображениям ряда ученых (В. М. Антипова, К. К. Колесина, Г. А. Пахомова) причины обращения современной педагогики к понятиям «компетенции/компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» обоснованы:

  • поиском новой концепции образования, отображающей модификации, направленные на воспроизведение таких свойств личности, как мобильность, динамизм, конструктивность, профессионализм;
  • задачами модернизации общего и профессионального образования, потребностью их соответствия, как надобностям личности, так и запросам социума, требующих принципиального нового подхода к определению целей, содержания и организации образования;
  • необходимостью принципиально новых подходов к конструированию содержания педагогического образования, стимулирующих молодого педагога к непрерывному самосовершенствованию, рефлексии качества своей педагогической деятельности, ее самооценки и коррекции.

Компетентностный подход обновления содержания образования сконцентрирован на формирование компетентностей обучаемых на базе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности и развития базовых компетентностей.

Специфика реализации компетентностного подхода заключается в том, что усваивается не «готовое знание, кем-то предложенное к усвоению», а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Имеется в виду, что обучаемый сам формирует понятия, необходимые для решения учебно-профессиональной задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер, становится предметом усвоения, студент при этом является субъектом деятельности, осознает процесс учения и управляет им.

В связи с этим следует подметить, что всякая учебная дисциплина, преподаваемая нами, изучается в контексте будущей деятельности специалиста, а содержание ее меняется в зависимости от профиля специальности.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать вопросы, появляющиеся как в профессиональной деятельности, так и в реальной жизни. Поэтому важно формировать способность у будущего специалиста самостоятельно решать проблемы разной сложности на базе имеющихся знаний, максимально использовать полученные знания и собственный опыт в конкретных ситуациях. Этому содействует в основном интеграция учебного процесса в вузе с профессиональной практикой: субъектный опыт студента преобразуется, видоизменяется по кумулятивному принципу («накопительному», «нарастающему» с I курса обучения).

Смысл организации образовательного процесса на базе компетентностного подхода будет заключаться в создании следующих условий:

1. Формирование субъектной позиции студентов.

2. Междисциплинарная интеграция.

3. Общая профессиональная подготовленность, развитие профессиональной компетентности преподавателей в ходе систематического проведения педагогических советов, научно-методических советов, научно-практических конференций, проблемных семинаров, коллективных творческих дел, дистанционных курсов повышения квалификации и т.д.

4. Освоение инновационных и разработка авторских технологий.

5. Осуществление педагогами научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку научно-методического сопровождения процесса подготовки будущего специалиста.

6. Включение учащихся вузов в разнообразные виды инновационной деятельности.

7. Единство теоретического, практического и методического элементов обучения в процессе овладения студентами специальностью.

8. Система оценки качества образования будущего специалиста на базе мониторинга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в науке довольно результативно разрабатывается и разносторонне рассматривается вопрос компетентности и поиск причин осуществления компетентностного подхода в образовании. Сегодняшний день наметил, с одной стороны, необходимость, а с другой, неминуемость осуществления компетентностного подхода, который позволит:

  • перевести образование как процесс накапливания знания в деятельностный процесс, использования фактов в решении открытых жизненных задач/проблем;
  • реализовать смену парадигмы с «образование на всю жизнь» в «образование через всю жизнь»;
  • объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
  • развить новую идеологию толкования содержания образования, формируемого «от результата»;
  • реализовать интегративную природу однородных или близкородственных умений и знаний, соответствующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.).

Рецензенты:

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова»,  г. Владикавказ;

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Тубеева Ф.К. СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22544 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674