Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ

Митина Т.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Телевидение СССР, как визуальное средство коммуникации, является одним из основных источников массовой информации и пропаганды, через который формируется мировоззрение людей. Цель исследования – обоснование актуальности изучения образа советского учителя через визуальные средства, на примере телефильмов. На основе анализа популярных советских телефильмов выявлены особенности создания образа учителя, основные способы его положительного формирования. Через внешний вид, речь, взаимоотношение с учениками и коллегами, общественные поступки, личную жизнь, через сложные профессиональные ситуации и подходы к обучению. Задача таких телефильмов - в воспитании уважения к профессии учителя, понимания его нужности и значимости. Важным компонентом является анализ влияния идеологии на изображение образа в телефильмах, где учитель показан, прежде всего, человеком, осознающим свою миссию, но с такими же проблемами и недостатками, как и у всех людей, с которыми благодаря своей профессии он борется и справляется.
идеология
телефильмы
образ учителя
советский учитель
1. Борецкий Р.А. Начало, или К истории телевидения. – М. : ВК, 2010. - 312 с.
2. Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. - М. : Материк, 2004. - 380 с.
3. Демина С. Образ школы, учителя, ученика. – М. : Ковчег, 2009. - 314 с.
4. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М., 1992. - 52 с.
5. Корнилова Е.Е., Корнилов Е.А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. – М. : Флинта, 2012. - 256 с.
6. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). – СПб. : Химиздат, 2001. – 288 с.
7. Шейнов В.П. Психологическое влияние. – 2-е изд. – Минск : Харвест, 2007. – 800 с.
Понятие образа является одним из центральных в педагогике и психологии, поскольку именно образы отражают объективную реальность, являются продуктом восприятия, памяти, мышления и воображения. Использование средств массовых коммуникаций, таких как телевидение и кинематограф, является основным источником формирования различных образов у людей. В данной статье рассматривается, как через визуальные средства, а именно телефильмы, создается зачастую идеальный образ советского учителя.  Как известно, телевидение осуществляло сильное воздействие на советских людей, как нечто новое, современное и информативное. Через него создавалась единая необходимая точка зрения и действовала пропаганда. Актуальность данной работы в изучении влияния средств массовой информации, а именно  телефильмов, на систему советского образования и формирование образа учителя в нем.

Материал и методы исследования

На основе анализа  понятия «образ», а также исследования средств массовой информации и пропаганды СССР рассмотрим, как создавался образ советского учителя через визуальные средства, на примере телефильмов. Остановимся на таких ярких телефильмах 1960-1970 годов, как «Большая перемена» и «Доживем до понедельника».

В.Л. Ситников отмечает, что образ учителя в сознании человека начинает формироваться рано. Уже в дошкольном возрасте одной из ролевых игр, в которые играют дети, является игра «в школу». Но наиболее активно образ учителя формируется в школьном возрасте, когда ребенок вступает в длительный и непосредственный контакт с самим педагогом. Помимо реального учителя, с которым общаются дети, формированию положительного образа способствуют произведения детской литературы и телефильмы [6; 15].

Результаты и их обсуждение

Телевидение в СССР вместе с прессой и радио всегда официально именовались «средствами массовой информации и пропаганды». Основные задачи подчинялись одной цели - разъяснению и претворению в жизнь политики партии. Именно поэтому на развитие телевизионного вещания выделялось много средств. С середины 1950-х гг. общий объем вещания в стране постоянно и неуклонно увеличивался. Значительно превышая темпы роста объемов других видов передач, увеличивался объем производства и показа телефильмов, которое началось тогда же. Этому способствовали экономические причины и недостаток фильмов для открытого показа. Также основной причиной оставалась идеология и пропаганда «правильных» ценностей для всех зрителей. Также пропаганда идеологии включала в себя и пропаганду искусства. И именно телевидение являлось одной из главных идеологических витрин. Мощное телевизионное кино, изобилие «культурно-просветительских» программ и самобытная школа советского телетеатра были ценными экспонатами этой витрины. Телевидение назвали новым искусством. Эстетически телевизионное кино было самым тесным образом связано с большим кинематографом, так как начинали его именно кинорежиссеры. Но в основном телефильмы были многосерийными и более долгими по хронометражу, и все также четко подчинёнными государственному заказу и необходимому жанру.

Система Гостелерадио СССР являлась самой крупной в мире - к началу 1980-х гг. она включала в себя 160 программных телерадиоцентров, более 18 тыс. телевизионных передатчиков, 10 спутников и 500 тыс. километров наземных линий связи. В ее структуру входили Центральное, республиканское и местное телевидение. В союзных и автономных республиках, в краях и областях работали 104 комитета по телевидению и радиовещанию из 19 самостоятельных студий.

В конце 1970-х гг. объем показов телефильмов составлял по всем студиям СССР около 20% экранного времени - это пятая часть эфира. При этом премьерный показ собственных телефильмов составлял 1%, а показ телефильмов обменного фонда - 18-19%.

Как отмечает В.В. Егоров, к 1970-м гг. средняя выработка в смену по телефильму была больше в 1,5 раза, чем по кинофильму. Средний срок производства - короче в 2,1 раза, средняя себестоимость - ниже в 2,4 раза (по сценарию и музыкальной партитуре - в 1,6 раза меньше, по заработной плате- в 2,1 раза, по экспедиции - в 3,7 раза, по услугам цехов- в 2,6 раза, по материалам и пленке - в 1,4 раза, по транспорту- в 3 раза). К концу 1970-х гг. около 40% художественных фильмов, снимаемых на киностудиях, составляли телевизионные заказы [4; 52].

В деятельности советского телевидения значительную роль играли программы культурно-просветительского, научно-популярного, образовательного характера.

Существовало учебное телевидение, работавшее на систему школьного и вузовского образования. В СССР эти программы существовали с 1959 до 1991 года. Телефильмы и телепрограммы были специализированными, направленными на реализацию просветительской функции: 3-я всесоюзная программа Центрального телевидения (ЦТ) транслировала передачи для учащихся средних, специальных и высших учебных заведений; 4-я - художественная, познавательная - была наполнена культурно-просветительскими программами.

Большая роль в сфере телефильмов отводилась формированию идеального образа советского учителя, гордости страны. Зачастую образ учителя, сложившийся благодаря книгам и телефильмам, может  носить идеализированный характер. Это может быть его высокий культурный и образовательный уровень, соответствие статусу и социальной роли, умение общаться, культура речи, строгость внешнего вида, аккуратность, дисциплинированность. В основном вес эти качества носят положительный характер, но могут мешать при реальной оценке деятельности и образа учителя.

Часто можно увидеть разделение «образа» на «образ плохого» и «образ хорошего» учителя, при этом характеристики каждого из них могут в значительной степени различаться у представителей разных возрастных и социальных категорий.

Во многих телефильмах, описывающих профессиональную деятельность и жизнь учителей, четко просматривается противопоставление: учитель - учитель/коллектив или учитель - учение/класс. Например, «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Расписание на послезавтра» и другие. Практически в каждом из названных фильмов поднимается проблема статусных, нормативных отношений учителя к ученикам и другим окружающим людям, которые как бы противопоставляются обычным, житейским, неформальным отношениям, существующим в повседневной жизни.

«Образ» складывается из традиционных представлений об учителе, закрепленных в исторической памяти общества и связанных с особой функцией, которую он выполняет. Эти же представления, как правило, фиксируются и проводятся в общество профессионально-педагогической культурой. Зачастую они выражаются в следующих характеристиках: «умный», «добрый», «общительный», «любящий детей», «справедливый».

Можно сказать, что образ советского учителя находится в зависимости от социально-культурных идей и догм, находящихся в обществе.

При анализе некоторых популярных советских телефильмов можно отметить приемы, использующиеся для раскрытия образа учителя. Это внешний вид, речь и характер героя; его поступки, деятельность в целом; реакция на сложные педагогические ситуации; его взаимоотношения с учениками и с коллегами по работе, и часто его личная жизнь.

Например, «Большая перемена» - советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972-1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям». Его премьера на телевидении состоялась 29 апреля 1973 года. В.С. Головской в своей книге «Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х» дает краткую характеристику этому телефильму, как комедии положений об учителях и учениках вечерней школы. Молодой подающий надежды аспирант-историк, провалив экзамены и поссорившись со своей невестой, бросает науку и идет работать в вечернюю школу.  Его ученики - взрослые люди, отягощенные проблемами, семейными отношениями, недоразумениями и школьными уроками. Нестор Петрович начинает жить заботами своих учеников, что приводит к большим переменам в судьбах всех героев. Это прекрасный пример не только ярких образов учителей, но и также телефильм, раскрывающий проблемы разных поколений [2, с. 79].

Какой образ учителя представляется нам в телефильме «Большая перемена». Это молодой, целеустремленный человек, который старается брать пример и прислушиваться к  более опытным коллегам. Образ начинает формироваться у нас с кадров его поступления в аспирантуру. Это выпускник, увлеченный наукой, но личные обстоятельства повлияли на изменения его судьбы, и он попадает на работу в школу рабочей молодежи. И работать ему приходится не с маленькими детьми, а со взрослыми членами общества, рабочим классом. Назначение его классным руководителем 9 «А» постепенно накладывают на него ответственность за судьбы учеников, и  он становится в процессе решения этих проблем им ближе. Постепенно завоевывает авторитет, и если первоначально в первых сериях он больше походил на неуверенного в себе человека, то по ходу решения задач и проникновения в судьбы своих учеников он становится мудрее и взрослее.

Это показывает значимость советского учителя, который несет некую миссию просвещения для учеников любого возраста. Говоря словами одного из героев фильма: «А мы, между прочим, с вас пример берем, учимся у Вас. Чему? Принципиальности, смелости, находчивости». Образ педагога раскрывается через уважение и значимость его в обществе.

Также важная составляющая образа - внешний вид учителя. Это показано в моменте, когда не поступивший в аспирантуру главный герой «понимает свое предназначение»: он снимает простой свитер, в котором ходил до того, и надевает строгий костюм, белую рубашку, галстук и тщательно вычищенные ботинки. «Я переродился, - говорит он Полине, - я понял, в чем мое призвание - учить детей». Учитель чаще показывается с книгами, картами, с полным бумаг портфелем, с некой искрой знаний в глазах, которую он стремится донести до учеников.

Учитель Нестор Петрович в «Большой перемене» показан не только как человек, дающий знания, он также общественный деятель, который стремится помочь каждому из своих учеников, иногда игнорируя свои потребности. Здесь показан образ интересующегося учителя, переживающего за своих подопечных, образ человека, стремящегося решить проблемы на пути к получению знаний.

Нельзя сказать, что образ Нестора Петровича идеализирован. Это такой же человек со своими проблемами, переживаниями и сложностями характера. Но именно через становление учителем мы можем увидеть, как меняется герой в положительную сторону.

Еще один яркий пример изображения образа учителя - телефильм 1967 года «Доживем до понедельника». Это драма взаимоотношений, показанных в трех днях жизни обычной школы. В фильме два ярких образа: учитель истории Мельников и молодая учительница английского Горелова.

«Доживем до понедельника» противопоставляет два образа учителя: более авторитарного Мельникова и более либеральную Горелову. Их стили и методы работы отличаются друг от друга. Что нормально для одного, то неприемлемо для другого.

Учитель истории, зрелый опытный педагог. Его характер строг и требователен, он много размышляет и анализирует. Этот учитель далеко не идеалист, ему знакома усталость, он знает, когда бывает не прав, но всегда преодолевает все трудности и сомнения. Его образ можно назвать идеальным настоящим учителем. Человеком, который, преодолевая себя, несет идею советского учителя.

В противоположность Мельникову идет молодая учительница английского языка. Тут показана трансформация образа героини из бывшей ученицы школы в учителя. Путь героини не прост, она сталкивается со многими проблемами, которые решает благодаря советам более опытных педагогов, а также с помощью собственных методов проб и ошибок. В конце она понимает, что важно всегда сохранять своё лицо перед детьми и перед коллективом.

Заключение

В телефильмах создается высокий социальный статус учителя, который показывается через использование крупных планов событий на фоне школы, класса, доски. Особое внимание обращено к деталям визуального имиджа учителя: костюму, прическе, атрибутам. Фильмография 1960-1970 годов повлияла на формирование стереотипных черт профессии учителя. Это, прежде всего гендерные, возрастные особенности, серьезность в общении с коллегами и учениками, строгость, рассудительность, неторопливость и сосредоточенность на своей работе. Отношения ученика и педагога основаны на нравственных ценностях, доверии, взаимоуважении.

Телефильмы о школе всегда немного наивны, образ учителя в них зачастую идеализирован. Но не в негативную сторону. Задача таких телефильмов состояла в воспитании уважения к профессии учителя, в понимании его нужности и значимости. И на таких фильмах выросло несколько поколений. Учитель для них - образ значительный, нужный для общества. Образ вбирает в себя черты и особенности людей того времени, он становится примером для подражания, стремления стать лучше, эталоном справедливости. В XX веке такие телефильмы были необходимым компонентом культуры, и она была движима не только одной идеологией, но еще и стремлением режиссеров воплотить образ своего идеального и чаще всего реального учителя. Благодаря этому при просмотре советских телефильмов у зрителей и в наши дни рисуется положительный образ учителя.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;

Карнаухова М.В., д.п.н., доцент, зав. кафедрой регионоведения и международных отношений ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Митина Т.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СОВЕТСКОГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22606 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674