Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЧЕТАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА С ДРУГИМИ ИНТЕРАКТИВНЫМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Блиева Ж.М. 1 Оказова З.П. 2
1 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
2 Чеченский государственный педагогический университет
Необходимость сочетания традиционного и интерактивного обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение, обусловлена сменой воспитательно-образовательной парадигмы как результат интенсивного процесса коренных изменений в социальной, культурной и общественно-экономической сферах России конца XX столетия. В статье рассматривается кейс-метод, который в сочетании с традиционными и другими интерактивными технологиями является эффективным инструментом формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов-экологов, реализация которого позволяет комплексно решать поставленные задачи. Таким образом, кейс-метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими образовательными технологиями обучения: беседой, технологией обучения в сотрудничестве, технологией развития критического мышления, технологией практико-ориентированного обучения, информационно-коммуникационными технологиями, модульной технологией.
сочетание технологий
кейс-метод
эффективный инструмент
иноязычная профессиональная компетенция
студенты-экологи
1. Блиева Ж.М. Английский язык как предмет и речь при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций студентов неязыковых специальностей // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; URL: www.science-education.ru/127-21400.
2. Блиева Ж.М. Smartboard – революционное средство обучения аудированию на английском песенном материале // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21413.
3. Малаева А.В. Кейс-метод в технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов-экологов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Великий Нвгород, 2012.
4. Малинина М. Метод case-study в неформальном образовании. adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adukatar_2_Pages_2-8.pdf.
5. Оказова З.П. Засоренность посадок картофеля в степной зоне Северного Кавказа // В мире научных открытий. — 2015. — № 8.2. — С. 808–818.
В настоящее время система общего и профессионального образования претерпевает коренные изменения, которые, как никогда ранее, ориентируют специалистов на творчество в профессиональной деятельности. Основная цель современного профессионального образования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.

Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход отразился в смене целей и ценностей образования, предъявляющей особые требования к коммуникативной подготовке специалистов, которая проявляется в умении вести переговоры, вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обучения, учитывать социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность высказывания, т.е. современные требования к образовательному процессу в вузе не позволяют преподавателю сводить технологию обучения к банальному использованию технических средств в учебном процессе. Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются современные педагогические технологии, позволяющие наиболее полно сформировать иноязычную коммуникативную компетентность студентов как в личностно-профессиональном аспекте, так и в когнитивно-операционном аспекте одновременно [1, 4].

Особые требования предъявляются к иноязычной коммуникативной подготовке специалистов сегодня, когда мировое сообщество стремится к устойчивому развитию в области решения глобальных экологических проблем; следовательно, осуществляется развитие международных деловых контактов в сфере охраны окружающей среды и разумного природопользования. Разработка новых и анализ существующих экологических проектов, расширение общения с зарубежными партнерами, работа с технической документацией на иностранном языке, возможность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов. Согласно государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования специалист в любой сфере деятельности должен уметь «осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме», т.е. обладать высоким уровнем готовности к эффективному общению [3].

Однако руководители предприятий отмечают недостаточную подготовленность выпускников вуза к выполнению подобной деятельности, а именно студенты затрудняются в подготовке деловых писем; не знают профессиональной терминологии для общения; не находят возможности для построения оптимальных вариантов высказываний в нестандартных производственных ситуациях, не владеют необходимым профессионально направленным запасом терминов для иноязычной коммуникации [2].

Поскольку процесс формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции достаточно специфичен в силу ее содержания, то он нуждается в интегративном подходе к выбору новых методов, средств и условий ее развития в интерактивном формате.

С начала 2000-х гг. в отечественной педагогике сложилась научная база, позволяющая рассмотреть вопросы организации интерактивного обучения. В частности, интерес проявлялся к интеграции новых ИКТ в преподавании иностранных языков, среди которых достойное место отводится кейс-методу - реальному средству повышения иноязычной профессиональной компетентности как способу соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 1970-1980-е гг., тогда же метод получил известность и в СССР, хотя считают, что у метода более длинная жизнь, что история появления и распространения метода кейс-стади в образовании берет свое начало еще во времена Сократа, который читал и обсуждал библейские притчи, используя описания конкретных случаев из жизни.

Кейс-метод, основными понятиями которого являются «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации», сразу начал ассоциироваться с бизнес-образованием, что неудивительно, поскольку именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется.

Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Ценность кейс-метода заключается в том, что он представляет собой описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию приносится часть реальной жизни, реальная ситуация, над которой предстоит поработать и представить обоснование [5].

В данной статье нам хочется поделиться идеей кейс-занятия в сочетании с традиционными и другими интерактивными технологиями для студентов 1-го курса факультета географии и геоэкологии по направлению «Экология и природопользование». Тема занятия: «The Usage Of Microorganisms As Indicators Of Environmental Pollution».

Вид занятия: занятие систематизации и обобщения знаний.

Цель занятия: систематизировать знания студентов о сущности, масштабности использования микроорганизмов как индикаторов загрязнения окружающей среды.

Задачи занятия:

1) образовательные: а) обобщить знания студентов о влиянии различных факторов на жизненные функции различных групп микроорганизмов; б) предложить способы совершенствования мер борьбы с загрязнением окружающей среды;

2) развивающие: а) активизировать познавательную деятельность студентов о вредоносности тяжелых металлов, пестицидов, нефти и нефтепродуктов, других загрязнителей на жизнь микроорганизмов; б) развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений, связанных с решением проблемы; в) формировать информационную культуру о вредоносных факторах загрязнения окружающей среды;

3) воспитывающие: сформировать бережное отношение к окружающей среде.

Межпредметные связи: география; химия; биология; почвоведение; информатика.

Обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет; задания и материалы для практической работы.

Тип занятия: сочетание образовательных технологий, таких как беседа, технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, технология практико-ориентированного обучения, кейс-технология, презентация.

Форма работы со студентами: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I этап: актуализация знаний; стадия вызова.

II этап: стадия осмысления; закрепление: а) работа с кластером; домашнее задание; б) практическая работа.

III этап: стадия рефлексии; подведение итогов.

IV этап: презентация.

I этап: актуализация имеющихся знаний по теме кейс-стади - изучение функции микроорганизмов как биоиндикаторов.

II этап: стадия осмысления - это идентификация соответствующей цели конкретной реальной ситуации. Студентами выявлено, что биоиндикаторы - это живые организмы, состояние и поведение которых дает возможность определить степень загрязнения, включая наличие конкретных загрязнителей.

III этап: стадия рефлексии; подведение итогов исследований по данной тематике, в результате которых установлено, что живые индикаторы имеют преимущество перед дорогими и трудоемкими физико-химическими методами, используемыми при определении степени загрязнения окружающей среды.

IV этап: презентация «Microorganisms As Bio Indicator Of The State Of Soil Cover Are Informative Enough».

Эффективность занятия, проводимого с использованием кейс-метода в сочетании с другими технологиями, зависит от эффективной педагогической поддержки, которая подразумевает:

1) управление деятельностью студентов с различными источниками информации;

2) методический инструктаж в практических работах (помощь в выполнении проектов и презентаций);

3) предоставление дополнительной информации, направленной на расширение знаний по представленным проектам;

4) оценку и подведение итогов.

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что кейс-метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими образовательными технологиями обучения: беседой, технологией обучения в сотрудничестве, технологией развития критического мышления, технологией практико-ориентированного обучения, информационно-коммуникационными технологиями, модульной технологией.

Рецензенты:

Райцев А.В., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.  


Библиографическая ссылка

Блиева Ж.М., Оказова З.П. СОЧЕТАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА С ДРУГИМИ ИНТЕРАКТИВНЫМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22611 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674