Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Гочияева Т.У. 1 Койчуева А.С. 1
1 Карачаево-Черкесский Государственный университет им. У. Д. Алиева
В статье проанализированы причины неблагополучной социально-демографической ситуации, наблюдающейся в современных условиях (падение престижа семейных ценностей, низкая рождаемость, изменения в моделях брака и рождаемости, стремление женщины к гендерному равенству, проблемы совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов, и др.). Показано, что альтернативой этому процессу автор считает актуализацию семейных ценностей, образовательную стратегию, направленную на возрождение семейных ценностей народов, населяющих Карачаево-Черкесию, представленную в разработанном факультативном курсе «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии»; даны практические рекомендации к его реализации в образовательном процессе школы. В статье также представлен комплекс методов исследования, как теоретического; так и эмпирического уровня: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование; ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич); индивидуальные и групповые беседы, анализ продуктов деятельности старшеклассников.
ценности
ценностные ориентации
семейные ценности
возрождение семьи
формирование потребности в семье
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения роли мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74–81.
2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. — 271 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Редакция и адаптация под web: Мандрик Р.А. (Краткие словари [http://slovo.yaxy.ru/]).
4. Пенькова А.И. Семья как фактор развития духовных ценностей старшеклассников // Проблемы педагогической психологии. Т. XI. — Ч. 5. — М., 2009. — С. 273
5. Семина М.В. Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: Чита, 2003. — 184 с.
 Происходящие в последнее время в мире глубокие социально-экономические и демографические перемены, такие как низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческой нагрузки, возрастающая роль миграции, изменения в моделях брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к гендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов [1; 2; 3; 4], а главное — падение престижа семейных ценностей — все это характеристики неблагополучной социально-демографической ситуации. Она, на наш взгляд, является проявлением реалий сегодняшнего дня и порождает более глубокие проблемы, когда человеческий капитал снижается и ведет к потере трудоспособного населения, падает нравственность молодежи, нивелируются семейные ценности, потребность в создании семьи снижается.

 В силу этих причин в современной России особенно остро стоит вопрос о возрождении семьи как важнейшего социального института. Современный взгляд на семью как на самоценность, при котором на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, отражает гуманизацию семейных отношений. Одновременно усложняется вся система функционирования семьи, обостряется проблема удовлетворенности браком, углубляются требования супругов друг к другу. Превентивная успешность брака, стабильность семьи в целом определяется уровнем личностной зрелости вступающих в брак индивидов, их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию [5, с. 4].

Все указанные обстоятельства указывают на то, что необходим комплекс мер для формирования позитивного отношения к семейной жизни, в котором свое достойное место должно занять образование, имеющее своей целью актуализацию семейных ценностей. Насущной потребностью в настоящее время становится систематизация направлений образовательной политики, нацеленных на мотивацию к созданию и сохранению семьи, на основе мониторинга с учетом соответствующих социально-демографических особенностей и ценностей семьи и брака, отраженных в этнической культуре многонациональной семьи народов России.

Несмотря на то что принят целый ряд законов, таких как «Семейный кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., Постановление ГД ФС РФ от 02.12.98 № 3302-II ГД «О проекте Федерального Закона “О государственной поддержке многодетных семей”» и иные, все они в должной мере не информируют подрастающее поколение о мерах государственной поддержки семьи и, более того, не имеют действенного влияния на осознание необходимости создания хотя бы среднедетной семьи. Не имеют должного освещения и этнокультурные особенности регулирования демографии, направленные на воспроизводство населения.

 Актуальность нашей работы состоит в том, что она направлена на возрождение семейных ценностей народов, населяющих Карачаево-Черкесию, что совершенно необходимо в период, когда проблемы семьи заставляют общество менять приоритеты проведения семейной политики. В этой непростой работе важное место занимает образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, его аксиологическая направленность на ценности семьи и брака, который необходимо корректировать с учетом мониторинга сформированности готовности старшеклассников к семейной жизни.

Задачи исследования

1. Изучить состояние проблемы формирования потребности к семейной жизни в философской и психолого-педагогической литературе.

2. Определить сущность, содержание и факторы развития потребности в семейной жизни в современной социокультурной ситуации.

3. Определить педагогические условия и разработать модель развития потребности старшеклассников в семейной жизни на основе культурно-исторического опыта формирования семейных ценностей у народов Карачаево-Черкесии.

4. Разработать спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», практические рекомендации к его реализации, апробировать пути и средства формирования готовности старшеклассников к семейной жизни в образовательном процессе школы.

Таким образом, реализация опытно-экспериментальной работы предполагала активное информирование и просвещение старшеклассников в вопросах готовности к семейной жизни, развития института семьи.

 Информационное обеспечение программы опытно-экспериментальной работы предусматривало освещение мониторинга готовности старшеклассников к семейной жизни, регулярное отражение статистической и социологической информации о государственном обеспечении детей, социальных гарантиях, обеспечивающих ее стабильное экономическое положение, повышение уровня информированности населения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям. С целью формирования позитивного отношения к семейной жизни проводилась пропаганда ценностей семьи, для чего активно использовалось содержание спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии».

Организация целенаправленного обучения рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье, переориентации системы ценностей на устойчивую полную семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни, который является гарантией рождения здорового потомства.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Л.И. Анцыферова, Р.И. Байчорова. Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.М. Борлакова, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин) отмечается значительное снижение роли духовно-нравственных, в том числе и семейных ценностей.

 Наряду с этим предметом особого беспокойства является отсутствие готовности старшеклассников к осмыслению семейных ценностей (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Р.И. Байчорова, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, Л.Ф. Греханкина, А.С. Койчуева, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Л.Л. Супрунова, С.Б. Узденова, И.А. Шоров). В трудах этих ученых отмечаются кризис духовности, утеря некогда представлявших национальную гордость идеалов, утрата связи поколений. Вместе с тем ими же отмечено, что введение национально-регионального компонента в учебные планы и содержание образования открыло широкую перспективу для актуализации семейных ценностей.

Методы исследования: теоретического уровня: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, программной документации по теме исследования; эмпирического уровня: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование; ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич); индивидуальные и групповые беседы, анализ продуктов деятельности старшеклассников (самоотчеты, сочинения); количественный и качественный анализ полученных данных.

Нам представляется, что в ходе обучения и воспитания наиболее четкое представление об правах и обязанностях супругов дает Семейный кодекс Российской Федерации, освещающий отношение общества к семье и браку, а этнопедагогический компонент — понятие о моральных требованиях этнического сообщества к супругам. Главное же в содержании работы по формированию потребности в семейных ценностях — это ценностный (аксиологический) компонент, совместный с учениками анализ современной аксиологической проблематики, направленный на формирование семейных ценностей, когда познание субъектом явлений действительности одновременно становится и собственным самопознанием.

Следовательно, реализация обучения и воспитания в школе должна предусмотреть, что в его содержание должна быть включена ценностная компонента, проявляющаяся в мировоззренческих установках и ценностных ориентациях учащегося, так как при усвоении учебных знаний, кроме познавательных характеристик, учащиеся, как правило, оценивают и то, какую пользу эти знания принесут для удовлетворения материальных и духовных потребностей его личности, для ее дальнейшего совершенст­вования.

 Этот момент и является основой ценностного выбора в настоящем и руководством к поведению в будущем, что позволило выбрать в качестве методики оценки потребности в семейной жизни ориентацию на ценности — составленный по этим данным иерархический ряд ценностей, которые указывают на сформированность ценностных ориентаций. Новые задачи организации учебно-воспитательного процесса на основе этической и общечеловеческой культур требуют обратить внимание на необходимость более глубокого рассмотрения вопроса формирования потребности в семейной жизни путем формирования ценностных ориентаций на семейные ценности.

 Под ценностными ориентациями понимаются избирательное отноше­ние человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; второе значение — способ дифференциации человеком объектов по их значимости [3].

 Опытно-экспериментальная работа по формированию потребности в семейной жизни состоит из констатирующего и формирующего экспериментов, которые проходили в школах, участвующих в эксперименте.

База исследования – 277 учащихся старших классов (эксперименталь­ные классы) и 135 учащихся (контрольные классы) средних школ Карачаево-Черкесской республики — № 1 г. Карачаевска, Правокубанской школы Карачаев­ского района, средних школ № 4, № 16 г. Черкесска, Сары-Тюзской сош Усть-Джегутинского района; 65 пе­дагогов средних образовательных школ Карачаево-Черкесской республики, из них 82 — педагоги, участвующие в эксперименте.

Изучение состояния проблемы формирования потребности к семейной жизни в философской и психолого-педагогической литературе и изучение эмпирических данных показало, что за последние 30 лет этот показатель в России значительно снизился. Причинами этого являются неудовлетворенность социально-экономическим положением семьи, низкий статус родительства, восприятие семейной жизни как альтернативы карьерного роста и выбор в пользу последнего, отход от национальных традиций в строительстве семьи и др.

Современная социокультурная ситуация в России, факторы, определяющие стабильность семьи, таким образом, изменили сущность и содержание развития потребности в семейной жизни, которая в определенных условиях подвергается негативным изменениям.

 При определении педагогических условий мы пришли к выводу, что необходимо разработать модель развития потребности старшеклассников в семейной жизни на основе культурно-исторического опыта формирования семейных ценностей у народов Карачаево-Черкесии, так как невозможно возрождение семьи без формирования этнического мировоззрения и менталитета подрастающего поколения, глубокого изучения семейных ценностей прошлого и передачи, трансляции их подрастающему поколению.

Наряду с целевым, методологическим, оценочно-резельтативным компонентом в модель был включен и содержательно-технологический, где был отражен разработанный нами факультативный курс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», практические рекомендации к его реализации в образовательном процессе школы. Нами была проведена соответствующая работа с педагогами (диагностика их подготовленности к опытно-экспериментальной работе, подготовка к ней).

Предварительные данные в ходе эксперимента показали, что учителя имеют все условия для использования инновационных интегративных методов в учебно-воспитательном процессе для повышения эффективного формирования потребности в семейной жизни у старшеклассников. Хорошо для этого подходят новые педагогические технологии, которые мы внедрили в современный учебно-воспитательный процесс. Проведенная работа дала следующие результаты, которые отражены ниже (табл. 1).

Таблица 1

Ценностные предпочтения старшеклассников СОШ Карачаево-Черкесской республики до и после опытно-экспериментальной работы, n=227

 

 

№№

п/п

 

 

 Ценности

 уч-ся эксперим. гр., выбравшие ценность в качестве приоритетной до эксперимента

В % к общему числу

уч-ся эксперим. гр., выбравшие ценность в качестве приоритетной после эксперимента

 

В % к общему числу

1

Ценности семьи

29

10,46

65

23,46

2.

Материальные ценности

52

18,77

38

13,71

3.

Ценности образования

51

18,41

57

20,57

4.

ценности карьеры

57

20,57

45

16,24

5.

Ценности

досуга

50

18,05

 31

11,19

6

Ценности здоровья

38

13,71

 41

14,8

Нами также были проанализированы уровни сформированности ценностных ориентаций на ценности семьи (табл. 2).

 Таблица 2

Уровни сформированности ценностных ориентаций старшеклассников СОШ Карачаево-Черкесской республики на семейные ценности

№№

п/п

Уровни

Число уч-ся эксп. гр. до эксперимента

 

В % к общему числу

 

Число уч-ся

эксп. гр. до эксперимента

 

В % к общему числу

1

Высокий

51

18,41

95

34,29

2.

Средний

98

43,17

125

45,12

3.

Низкий

128

46,2

57

20,57

 Результаты эксперимента представлены в диаграмме, на которой четко видны изменения в потребностной сфере старшеклассников.

 По результатам опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы.

1. Констатирующий эксперимент показал, что в современной социокультурной среде формирование семейных ценностей и потребности в семейной жизни протекает достаточно сложно из-за недостаточных общественно-экономических условий социокультурной среды, противодействующей принятию личностью ценностей семейной жизни в традиционном укладе горской семьи, работы средств массовой информации, пропагандирующей свободу отношений между юношами и девушками, недостаточной направленности воспитательного процесса в семье и школе на формирование позитивного отношения к семейным ценностям, браку и родительству.

2. В силу особой сензитивности для развития и актуализации потребности в семейной жизни детей старшего подросткового возраста необходимо целенаправленное воздействие на интеллектуальную, чувственно-волевую и мотивационную сферы личности с целью приобщения к семейным ценностям, стимулирование позитивного отношения к созданию семьи. Формирующий эксперимент показал, что при применении такого воздействия значительно увеличиваются мотивация к созданию семьи, потребность в ней, ориентация на ценности семьи и семейной жизни (по итогам опытно-экспериментальной работы эти данные увеличились с 10,46% до 23,46%).

3. Процесс формирования потребности в семейной жизни оптимизируется при гуманизации и субъектной направленности учебной и внеучебной деятельности, разработке и апробировании модели, состоящей из целевого, методологического, содержательного, методического компонентов и содержащей новые педагогические технологии, в содержательном компоненте которой помещен этнокультурный материал о ценностях семьи, знаниевый блок о семье и браке, который позволит сформировать позитивное отношение к семейной жизни, усилить мотивационно-потребностный компонент к созданию семьи.

Рецензенты:

Батчаева Х.Х., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский Государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск;

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СевКавГГТА, г. Черкесск.

 


Библиографическая ссылка

Гочияева Т.У., Койчуева А.С. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22688 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674