Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ

Горева О.М. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Переход к информационному обществу, стратегической целью которого является создание развитой информационно-коммуникационной среды и интеграции российской системы образования в мировое информационное пространство, предполагает изменение представлений о роли образования. Дистанционное образование позволяет жителям отдаленных территорий, где отсутствуют возможности для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования. В статье автор раскрывает содержание понятий «образование», «дистанционное обучение». На основе анализа образовательного процесса автор приходит к выводу о преимуществах дистанционного образования и необходимости активного внедрения форм дистанционного обучения в образовательный процесс. В статье освещаются вопросы применения средств информационных технологий в качестве инструментов продуктивной деятельности студентов, изменения роли преподавателей в условиях формирования единой информационно-образовательной среды в высшем учебном заведении.
дистанционное обучение.
дистанционное образование
компьютерные технологии
образование
система образования
1. Агапов П.В. Образование. Социологическая энциклопедия. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. – Т.2. – М.: Мысль, 2003. – 864 с.
2. Барбаков О.М., Горева О.М. Управленческий контроль качества дистанционного образования в виртуальном пространстве // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 1. – С. 110-113.
3. Барбакова К.Г., Барбаков О.М., Гаврин А.С., Костко Н.А. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. – Курган: Зауралье, 2005. – 272 с.
4. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. – М.: ВУ, 1996. – 68 с.
5. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышев А.П. Этюды дидактики высшей школы. – М.: НИИ ВО, 1994. – 135 с.
6. Горева О.М., Энвери Л.А. Развитие дистанционного обучения как условие модернизации системы образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2 (29). – С. 137-143.
7. Давыдов Н.А. Педагогика. – М: ИЭП, 1997. – 134 с.
8. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: УрО РАН, 2000. – 302 с.
9. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. – Т.1-4. – М.: МГТУ ГА, 1994.
10. Зубков В.Г. История развития дистанционного образования. / Институт информационных технологий [Электронный ресурс] http://www.ins-iit.ru/.
11. Кононова Т.М., Горева О.М. Дистанционное образование в контексте информационной цивилизации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. С. 1454.
12. Конфуций. О предмете и способах достижения знания. Методы обучения. / Антология мировой философии. Т.1. / ред.-сост. В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1968. – 576 с. – С. 194-195.
13. Ладодо И.В. Информация. Социологическая энциклопедия. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. – Т.1. – М.: Мысль, 2003. – 864 с.
14. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (Под. ред. С.А. Смирнова). – М., Академия, 2000. – 510 с.
Современная система образования призвана не только вооружить теоретическими знаниями студента, но и сформировать у него умения и навыки самообразования, потребность в самостоятельном овладении знаниями на протяжении всей своей жизни. Образование является социальным институтом, который предоставляет набор образовательных услуг, необходимых для профессиональной деятельности.

Анализ понятия «дистанционное образование» был бы неполным без рассмотрения понятия «образования». К содержательным характеристикам системы образования относят:

- во-первых, социальный институт, представляющий собой систему с определенной совокупностью статусов, норм, ценностей, социальных организаций, отвечающих за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта;

- во-вторых, организованный процесс обучения личности в соответствии с социальным заказом государства;

- в-третьих, прогрессивный фактор повышения образовательного уровня населения и развития общества [1].

Так, С.А. Смирнов считает, что «образование есть процесс освоения культурного наследия общества» [14]. В свою очередь Г.Е. Зборовский, рассматривая с позиции социологического подхода, отмечает, что образование можно представить в качестве фундамента, на котором держится здание современного общества, включающее в себя социальные институты, от прочности которого зависит его надежность [8].

Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы. Современному человеку необходимо непрерывно пополнять имеющиеся знания, для чего нужно уметь ориентироваться в условиях насыщенной информационно-образовательной среды. В связи с этим резко меняются социальные функции системы образования: от развития памяти и передачи определенных знаний к формированию творческого интеллекта и нравственной зрелости на основе знаний [11].

В настоящее время потребность в непрерывном образовании возрастает, ибо обеспечивает возможность обновления и пополнения знаний, навыков на протяжении всей жизни человека [6]. Главный принцип организации непрерывного образования – это объединение всех его ступеней и видов в целостную систему, реализующую всесторонние потребности личности. Типичным для современного вида образования является дистанционное обучение.

Развитие дистанционного обучения обусловлено современными реалиями жизни:

- во-первых, результатом научно-технического прогресса и расширением технических возможностей совершенствования образовательного процесса;

- во-вторых, возникновение определенных потребностей в применении инновационных форм обучения [10].

Прогрессивное развитие истории человечества можно назвать фундаментом взаимодействия определенного типа образования с жизнедеятельностью человека. Более того, жизнедеятельность человека представляет определенный результат приобретенных знаний. Еще Конфуций утверждал, что «высшие знания – это врожденные знания. Ниже знания, приобретенные учением. Еще ниже знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительного урока из трудностей. Не чувствуй пресыщения от усердного учения, неустанно учи других» [12]. В последующем развитии наука доказала, что врожденных знаний у человека нет, они приобретаются в процессе общения с себе подобными.

Приведенное высказывание философа древности является актуальным на всех этапах истории человечества. И особенную значимость приобретает на стадии становления и развития капиталистического общества с доминантой рыночных отношений.

Постсоветский период в России характеризуется приоритетностью денег, богатства и резким снижением ценности знаний, интеллекта и особенно духовности. Изменить такую ментальность населения можно повышением значимости системы образования: от передачи знаний, причем резко сокращенных в соответствии с современными программами обучения, становления и развития творческого интеллекта и формирования нравственной зрелости личности.

Информационная цивилизации стала реальностью XXI века. В связи с этим уместно ввести в структуру познавательного процесса научную категорию «информация». Так, И.В. Ладодо рассматривает информацию как сообщение, которое передается средствами массовой информации и человеком [13]. Она является результатом колоссального ускорения всех процессов жизнедеятельности мирового сообщества, подготовленного и реализованного динамикой прошлых веков.

В современных условиях возрастает потребность в непрерывном образовании, поскольку это обеспечивает возможность обновления и пополнения знаний, навыков на протяжении всей жизни человека. Глобальные проблемы современности отражают совокупность жизненно важных проблем современного человечества. К.Г. Барбакова, О.М. Барбаков трактуют современные процессы, как «…результат особой фазы развития цивилизации, не просто постиндустриальной, а информационной (содержательный) с новейшими технологиями, не зависящими от государственных границ, с постоянно прогрессирующей динамикой научных открытий, знаний…» [3].

Этапы формирования дистанционного образования представлены на схеме (рис.1).

Развитием индустриальной цивилизации обусловлено активное внедрение в образовательную систему дистанционных форм обучения. С появлением дистанционного обучения появилась надежда на решение социальных проблем: повышение образовательного уровня населения; предоставление доступа к получению высшего образования; возможность систематического повышения квалификации специалистов различных направлений. Дистанционное обучение и дистанционное образование – новые явления в системе образования.

В связи с этим важно раскрыть содержание понятия «дистанционное обучение». В настоящее время нет единого толкования данного понятия. Так, В.И. Вдовюк определяет дистанционное обучение как целенаправленный педагогический процесс и стимулирование активной мыслительной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [4].

Рис. 1. Этапы формирования дистанционного образования

 

По мнению Н.А. Давыдова, «обучение – это целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых им для овладения профессией» [7].

В свою очередь А.А. Золотарев представляет обучение как процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов в рамках образовательной системы [9]. Одновременно М.Г. Гарунов рассматривает обучение, как образовательный процесс, в котором взаимодействуют преподаватель и обучающийся, в ходе которого происходит формирование личности [5].

На основании приведенных определений, можно утверждать, что дистанционное обучение есть целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов, который реализуется в специфической дидактической системе.

В системе дистанционного обучения заложены современные информационные технологии, что удовлетворяет основным требованиям новой образовательной парадигмы общества. При помощи мобильной формы обучения используемой в процессе дистанта возникает способность удовлетворить потребности обучаемого, а с другой стороны – удовлетворить социальные запросы общества.

Дистанционное обучение имеет ряд характеристик, как и любой вид образовательной деятельности, в частности:

·                    дистанционное обучение предполагает использование инновационных технологий в деятельности обучаемого;

·                    ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения – интерактивность;

·                    эффективность обратной связи системы дистанционного обучения обеспечивается с помощью автоматизированного управления учебным процессом;

·                    важнейший элемент любого курса – мотивация;

·                    структура курса дистанционного обучения должна быть модульной.

Следовательно, информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [2].

Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, предполагает разнообразие форм проведения учебных занятий.

·        Лекции проводятся в режиме Онлайн-конференций либо при использовании мультимедиа. С целью выбора оптимального пути изучения теоретической части дисциплины учебный материал представлен в блоками по отдельным темам в нескольких вариантах.

·        Семинары достаточно активная форма учебных занятий, широко используемая в педагогической практике при изучении учебных дисциплин. Семинары строятся на основе живого творческого обсуждения. Большинство преподавателей указывают на недостаток времени. Как правило, семинары могут проводиться в дистанционном образовании с помощью компьютерных видео- и телеконференций.

·        Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания преподавателями помощи в самостоятельном изучении учебного материала. При обучении в режиме дистанта консультации проводятся с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции.

·        Лабораторные работы – этот вид занятий в большей степени проводятся для технических специальностей. Применение данной формы обучения требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент. Каждая лабораторная работа содержит методический материал, набор заданий с описанием алгоритма решения по заданной тематике и специальные учебные упражнения для отработки определенных навыков. Каждый студент работает в своем индивидуальном темпе по учебному пособию и с учебными файлами.

·        Самостоятельная работа в системе дистанционного обучения приводит к расширению информативного поля, в котором работает студент.

·        Контрольные мероприятия помогают отработать и закрепить навыки, приобретенные на определенном этапе обучения.

Таким образом, технологии дистанционного обучения в образовательной деятельности формируют дополнительное образовательное пространство, развивают критическое мышление, формируют познавательную активность и самостоятельность и помогают выбрать индивидуальный темп изучения материала.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор, Тюменский государственный Нефтегазовый Университет,        г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.с.н., профессор, Тюменский государственный Нефтегазовый Университет, г. Тюмень.

 


Библиографическая ссылка

Горева О.М. ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22728 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674