Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ

Павленкович С.С. 1 Токаева Л.К. 2 Беспалова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»
2 ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации»
Изучены психофизиологические особенности учебной адаптации студентов-первокурсников физкультурного вуза в межсессионный и экзаменационный периоды. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 17-18 лет, специализирующиеся в различных видах спорта, но не имеющие высокой спортивной квалификации. Психоэмоциональный статус оценивали на основании теста Спилбергера-Ханина. Личностный адаптивный потенциал определяли по тесту «Адаптивность» А.Г. Маклакова. О стрессоустойчивости студентов судили по психофизиологическим показателям на основе методики Горбова-Шульте. Адаптационные возможности организма оценивали по параметрам сердечно-сосудистой системы (частоте сердечных сокращений, показателям артериального давления и адаптационному потенциалу Р.М. Баевского. Установлены гендерные особенности психофизиологической адаптации студентов физкультурного вуза. Для большинства юношей и девушек характерен низкий уровень личностного адаптивного потенциала. Девушки физкультурного вуза характеризуются более высоким уровнем личностной тревожности в отличие от юношей. Экзаменационный стресс вызывает наиболее существенные сдвиги показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девушек, особенно с высоким уровнем личностной тревожности, по сравнению с юношами. Подтверждено, что высокий уровень личностной и реактивной тревожности, низкие показатели самочувствия, активности и настроения, являются следствием дезадаптивных процессов, связанных с началом обучения в вузе, а также индивидуальными личностными особенностями студентов.
стрессоустойчивость
психоэмоциональный статус
адаптационный потенциал
студенты
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний. ─ М.: Медицина, 1997. ─ 236 с.
2. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. − 2007. − Т. 13. − № 3. − С. 20-26.
3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. ─ М.: Флинта, 1999. ─ 560 с.
4. Красичков Д.В., Гулин A.B., Засядько К.И., Зайцева С.Д. Психофизиологические и физиологические аспекты динамики адаптации учащейся молодежи к учебному процессу // Системный анализ и управление в биомедицииских системах. − 2008. − Том 7. − № 4. − С. 992-997.
5. Павленкович С.С., Токаева Л.К. Психофизиологическая реактивность на экзаменационный стресс студентов – спортсменов педагогического вуза // Известия Саратовского университета. Серия Химия. Биология. Экология. – 2012. – Т. 12. – Вып.1. – С. 70–75.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2001. – 672 с.
7. Сманцер Т.А., Барышева Е.С. Эколого-физиологические особенности адаптации студентов вуза к обучению // Вестник ОГУ. – 2011.– № 12. – С. 301-302.
8. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Адаптивные реакции на учебный процесс студентов-спортсменов с разным уровнем тревожности // Фундаментальные исследования. – 2011. – №9. – С. 309-313.

Проблема учебной адаптации студентов, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты, занимает существенное место в системе научного познания [4, 8]. Студенты физкультурного вуза составляют группу повышенного риска в связи с тем, что процесс подготовки этих специалистов характеризуется не только интенсивными умственными, но и физическими нагрузками, существенно возрастающими в период экзаменационной сессии. В наиболее сложной ситуации в первую очередь находятся студенты-первокурсники, так как начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, перестройкой прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и внутренним напряжением [2]. Недостаточная психологическая и практическая подготовленность многих выпускников школы к вузовским формам обучения может значительно снижать умственную работоспособность студентов, ослаблять их внимание, память, мышление и волю, а также  способствует постепенному накоплению психологического утомления, ухудшению общего самочувствия, без оптимального состояния которых невозможна успешная учебная деятельность [7].

Цель исследования

Изучение психофизиологических особенностей учебной адаптации студентов-первокурсников физкультурного вуза в гендерном аспекте.

Материал и методы исследования

Исследования проводились на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, в котором приняли участие 126 студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», из них 89 юношей и 37 девушек. Оценка психоэмоционального статуса студентов осуществлялась с помощью тестовых опросников Спилбергера-Ханина и САН [6]. Стрессоустойчивость студентов определялась по психофизиологическим показателям (устойчивость и переключение внимания) на основе методики Горбова-Шульте [6]. Для выявления адаптивных способностей определяли личностный адаптивный потенциал на основании многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова [6].  Адаптационные возможности организма студентов оценивались по следующим параметрам сердечно-сосудистой системы (ССС): частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому (САД), диастолическому (ДАД), пульсовому (ПД) артериальному давлению и адаптационному потенциалу (АП) Р.М. Баевского [1, 3]. Исследования проводились в межсессионный период на практических занятиях и коллоквиумах и во время экзаменационной сессии. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ «Statistica - 6» на основании t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам тестовой методики Спилбергера-Ханина (табл. 1) выявлены 37% юношей и 32,4% девушек с высоким уровнем личностной (ЛТ) тревожности (1 группа), 46% юношей и 40,5% девушек со средним уровнем ЛТ (2 группа), 17% юношей и 27,1% девушек с низким уровнем ЛТ (3 группа).

Таблица 1

Показатели психоэмоционального статуса студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды в баллах

Уровень

тревожности

Группы

Этап

Показатели

ЛТ

РТ

С

А

Н

высокий

юноши

(n=33)

1

49,2±0,5

40,1±0,6

2,64±0,07

3,33±0,1

3,62±0,09

2

49,9±0,5

49,3±0,7∞

2,54±0,1

3,1±0,1

3,5±0,09

3

51,2±0,4

59,6±0,9∞

2,47±0,05*

2,92±0,1*

3,26±0,09*

девушки

(n=12)

1

54,0±1,2

43,3±1,5

2,61±0,2

3,24±0,1

3,54±0,2

2

54,4±1,2

53,5±1,4∞

2,52±0,1

2,9±0,1

3,43±0,2

3

55,7±1,1

65,2±1,5∞

2,13±0,1*

2,78±0,2*

2,93±0,2*

средний

юноши

(n=41)

1

37,6±0,9◘

33,5±1,0◘

4,62±0,06◘

4,73±0,07◘

5,44±0,06◘

2

38,2±0,9◘

41,8±0,9∞◘

4,51±0,07◘

4,68±0,06◘

5,4±0,06◘

3

39,1±0,9◘

48,6±0,9∞◘

4,38±0,06*◘

4,52±0,06*◘

4,96±0,06*◘

девушки

(n=15)

1

35,1±1,0■

30,3±1,1■

4,53±0,2■

4,77±0,2■

5,5±0,1■

2

35,4±1,0■

37,5±1,0∞■

4,46±0,2■

4,7±0,2■

4,93±0,1■

3

36,6±1,0■

49,3±1,3∞■

3,94±0,2*■

4,27±0,1*■

4,87±0,2*■

низкий

юноши

(n=15)

1

25,3±0,4◘

21,1±0,8◘

5,96±0,1

6,1±0,1

6,5±0,1◘

2

26,9±0,4◘

28,4±0,9∞◘

5,77±0,1

5,8±0,1

6,1±0,1◘

3

27,2±0,4◘

36,3±1,1∞◘

5,41±0,1*

5,53±0,1*

5,94±0,1*◘

девушки

(n=10)

1

23,8±0,7■

20,2±1,8■

5,87±0,1■

5,98±0,2■

6,63±0,2■

2

24,2±0,7■

30,6±1,4∞■

5,76±0,2■

5,83±0,2■

6,2±0,1■

3

24,6±0,7■

37,4±1,0∞■

5,36±0,2*■

5,57±0,2*■

5,87±0,2*■

Примечание: ЛТ - личностная тревожность, РТ - реактивная тревожность, С - самочувствие, А - активность, Н - настроение; 1 - занятия; 2 - коллоквиум; 3 - экзамен; ∞ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей занятий; ◘ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ■ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей девушек с высокой ЛТ.

 

При сопоставлении средних значений уровня личностной тревожности в группах со средней и низкой ЛТ показатели юношей и девушек не имели статистически значимых различий (табл. 1), тогда как в группе с высокой ЛТ показатели девушек достоверно превышали показатели юношей (р<0,05). В межсессионный период на практических занятиях у юношей и девушек с высокой и средней ЛТ регистрировался средний уровень реактивной тревожности (РТ), а у их сверстников с низкой ЛТ - низкий уровень РТ. Во время сдачи коллоквиумов показатели РТ достоверно увеличивались у всех обследуемых, причем в 1 группе они достигали высоких значений, а во 2 и 3 группах - умеренных. Во время практических занятий у большинства юношей и девушек с высокой ЛТ активность и настроение соответствовали средним значениям, а самочувствие - показателям ниже среднего. У первокурсников со средней ЛТ выявлены средние значения по всем категориям САН. Для студентов с низкой ЛТ были характерны выше среднего оценки самочувствия и активности, а также высокие показатели настроения. Несмотря на ухудшение всех показателей САН, у первокурсников в обследуемых группах во время сдачи коллоквиумов существенной разницы не установлено (р>0,05). Кроме того, результаты теста САН в межсессионный период не выявили внутригрупповых различий между юношами и девушками (р>0,05).

Во время экзаменационной сессии у большинства юношей и девушек с высокой и средней ЛТ регистрировались высокие значения РТ (табл. 1). Причем девушки отличались повышенными беспокойством и нервозностью, так как у них зафиксированы достоверно самые высокие показатели РТ по сравнению с юношами (р<0,05). Средние значения по всем категориям САН у всех юношей и девушек существенно снижались по сравнению с показателями, установленными на практических занятиях (р>0,05).

По данным, представленным в таблице 2, видно, что в семестровый период показатель устойчивости внимания, оцениваемый тестом «Красно-черные таблицы» Горбова-Шульте у юношей и девушек в группах со средней и низкой ЛТ не имел достоверных отличий (р>0,05).

Однако, чем выше уровень личностной тревожности юношей и девушек, тем ниже показатели устойчивости и переключения внимания, на что указывает время выполнения тестового задания и количество допущенных при этом ошибок. Во время сдачи коллоквиумов показатели устойчивости и переключения внимания достоверно снижались у всех первокурсников, особенно у девушек с высокой ЛТ (р<0,05).

Эмоциональное напряжение в период экзаменационной сессии привело к значительному ухудшению показателей устойчивости и переключения внимания у первокурсников во всех обследуемых группах (табл. 2). По сравнению с межсессионным периодом девушки стали затрачивать больше времени на выполнение теста Горбова-Шульте, при этом допускали большее число ошибок в отличие от юношей (р<0,05). Отметим, что наиболее существенная разница установлена у девушек с высокой ЛТ (р<0,05).

Оценка функционального состояния ССС показала, что во время учебных занятий при отсутствии стрессового воздействия средние значения ЧСС и АД, как у юношей, так и у девушек не выходили за пределы физиологической нормы. Тем не менее, обследованные студенты 1 курса с разным уровнем ЛТ отличались по некоторым функциональным показателям (табл. 3). Так, у юношей и девушек со средней и низкой ЛТ зарегистрированные величины ЧСС, САД, ДАД, ПД в состоянии покоя свидетельствуют об экономной работе системы кровообращения по сравнению с первокурсниками с высокой ЛТ (р<0,05).

Таблица 2

Показатели стрессоустойчивости студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды

Уровень

тревожности

Группы

Этап

Устойчивость внимания

 

Показатель

переключения

внимания,

балл

время выполнения

пробы, с

количество

ошибок

высокий

юноши

(n=33)

занятия

252,4±3,5

4,6±0,2

189,3±0,8

коллоквиум

268,3±3,0*

5,6±0,3*

185,1±0,7*

экзамен

307,1±2,6*

7,1±0,4*

176,0±0,7*

девушки

(n=12)

занятия

267,8±3,5▪

4,3±0,6

186,9±1,3

коллоквиум

285,4±4,0*▪

5,4±0,6

182,3±1,3*

экзамен

322,7±2,9*▪

8,5±0,5*▪

170,2±0,98*▪

средний

юноши

(n=41)

занятия

225,3±2,1◙

3,7±0,2◙

195,3±0,7◙

коллоквиум

242,3±1,3*◙

4,9±0,3*

189,8±0,6*◙

экзамен

258,5±2,2*◙

6,2±0,4*

185,4±0,9*◙

девушки

(n=15)

занятия

221,5±3,4∆

3,4±0,4

196,5±1,2∆

коллоквиум

236,4±2,2*◘∆

5,2±0,3*

191,1±0,6*∆

экзамен

265,3±2,5*◘∆

6,9±0,6*∆

182,5±1,3*∆

низкий

юноши

(n=15)

занятия

208,5±3,3◙

3,1±0,3◙

199,3±0,7◙

коллоквиум

223,8±2,8*◙

4,6±0,5*

194,5±1,0*◙

экзамен

251,7±2,7*◙

6,1±0,4*

185,1±1,1*◙

девушки

(n=10)

занятия

207,4±4,3∆

3,3±0,3

200,6±0,9∆

коллоквиум

225,8±3,9*∆

4,6±0,6

195,4±1,5*∆

экзамен

259,6±3,6*∆

6,4±0,8*∆

185,5±2,1*∆

Примечание: * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей занятий; ▪ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек с высокой ЛТ; ◘ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек со средней ЛТ; ■ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек с низкой ЛТ; ◙ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∆ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей девушек с высокой ЛТ.

 

Средние значения АП у первокурсников во всех группах указывают на удовлетворительную адаптацию ССС к факторам среды. Сдача коллоквиумов приводила к достоверному увеличению ЧСС, САД и АП у всех студентов 1 курса. Однако более существенные изменения изучаемых параметров были зафиксированы у студентов с высокой ЛТ, особенно у девушек. При этом АП соответствовал стадии напряжения адаптационных механизмов (табл. 3). Экзаменационный стресс как у юношей, так и у девушек во всех группах сопровождался еще более существенным, чем в межсессионный период, увеличением соответствующих показателей ЧСС и АД, особенно у девушек с высокой ЛТ (р<0,05). Кроме того, величина индекса, соответствующая стадии напряжения адаптационных механизмов, зафиксирована у юношей и девушек во всех обследуемых группах (р<0,05).

Таблица 3

Показатели функционального состояния ССС студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды

Уровень

тревожности

Группы

Этап

Показатели

ЧСС,

уд/мин

САД,

мм.рт.ст.

ДАД,

мм.рт.ст.

ПД,

мм.рт.ст.

АП,

балл

высокий

юноши

(n=33)

1

72,1±0,8

123,3±0,9

75,9±0,4

47,7±1,0

2,07±0,02

2

81,4±0,8*

128,3±1,0*

78,7±0,4

49,6±0,9

2,2±0,02*

3

93,7±0,9*

139,3±1,1*

83,4±0,5

55,9±1,1*

2,58±0,03*

девушки

(n=12)

1

75,2±1,1

123,8±1,5

75,2±0,9

48,6±1,6

2,08±0,03

2

86,2±1,1*

129,8±1,5*

78,6±0,9

49,2±1,8

2,22±0,03*

3

96,5±1,5*

141,1±1,7*

82,4±1,1

58,7±2,1*

2,67±0,04*

средний

юноши

(n=41)

1

66,9±0,7◘

117,5±1,3◘

75,1±0,4

42,4±1,5

1,98±0,02◘

2

71,5±0,7*◘

122,2±1,3*◘

77,9±0,9

44,2±1,4

2,09±0,02*◘

3

86,6±0,8*◘

133,9±1,5*◘

82,1±0,9

51,8±1,6*

2,48±0,03*◘

девушки

(n=15)

1

67,3±1,1∆

115,3±1,4∆

73,3±1,6

41,9±1,6

1,99±0,02∆

2

72,7±1,3*∆

120,2±1,6*∆

77,9±1,6

42,3±1,5

2,1±0,03∆

3

87,1±1,5*∆

132,5±1,7*∆

83,1±1,5

49,5±1,6*

2,5±0,03*∆

низкий

юноши

(n=15)

1

63,9±1,2◘

115,4±1,8◘

71,3±1,5

44,1±2,4

1,84±0,05◘

2

70,5±1,3*◘

121,5±1,8*◘

74,9±1,6

46,5±2,3

1,97±0,05◘

3

84,2±1,4*◘

136,1±1,8*

79,5±1,6

56,7±2,2*

2,45±0,06*◘

девушки

(n=10)

1

64,4±1,9∆

117,5±1,7

71,2±1,7

48,3±1,8

1,88±0,07∆

2

69,2±1,8∆

123,1±1,5∆

75,7±1,9

47,4±1,7

2,03±0,07∆

3

82,7±1,9*∆

132,2±1,7*∆

80,5±1,9

51,7±1,9

2,4±0,07*∆

Примечание: 1 - занятия; 2 - коллоквиум; 3 - экзамен; ∞ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей занятий;

◘ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∆ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей девушек с высокой ЛТ.

 

По результатам многоуровневого личностного опросника А.Г. Маклакова, выявлены наиболее низкие показатели нервно-психической устойчивости у студентов с высокой ЛТ, особенно у девушек (табл. 4).

Таблица 4

Показатели адаптированности студентов с различным уровнем тревожности в баллах

Уровень

тревожности

Группы

Шкалы по тесту «Адаптивность»

нервно-психическая устойчивость

коммуникативные особенности

моральная нормативность

личностный

адаптивный потенциал

высокий

юноши

22,6±1,1

11,2±0,5

10,3±0,6

44,1±1,5

девушки

26,9±1,6◘

13,8±0,7◘

9,5±0,7

50,3±2,2◘

средний

юноши

17,2±0,7*

11,8±0,5

8,7±0,5*

37,6±1,1*

девушки

19,1±0,9∞

9,8±0,4∞

9,2±0,3

38,1±1,5∞

низкий

юноши

11,1±0,7*

10,5±0,9

9,2±0,8

30,7±1,4*

девушки

12,5±1,3∞

11,1±0,8∞

8,8±0,7

32,4±1,9∞

Примечание: ◘ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∞ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей девушек с высокой ЛТ.

 

         Несмотря на соответствие коммуникативных особенностей и моральной нормативности среднему уровню развития этих качеств, студенты с высокой и средней ЛТ характеризуются низким уровнем личностного адаптивного потенциала, а их сверстники с низкой ЛТ - средним уровнем.

         Таким образом, результаты проведенных исследований выявили гендерные различия и подтвердили установленные нами ранее отличительные особенности психофизиологической реактивности на учебный процесс студентов физкультурного вуза с разным уровнем тревожности [5, 8].

Заключение

1.        Высокий уровень личностной и реактивной тревожности, низкие показатели самочувствия, активности и настроения, нервно-психической устойчивости и  личностного адаптивного потенциала являются следствием дезадаптивных процессов, вызванных рядом факторов, связанных с началом обучения в вузе, а также индивидуальными личностными особенностями студентов.

2.        У девушек физкультурного вуза выявлен более высокий уровень личностной и реактивной тревожности по сравнению с юношами.

3.        Выявлены гендерные различия процесса адаптации у студентов физкультурного вуза к условиям обучения. У девушек адаптация проходит с большим напряжением сердечно-сосудистой системы в отличие от юношей.

Рецензенты:

Онищенко А.Н., д.м.н., профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Саратов;

Пучиньян Д. М., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник отдела фундаментальных и клинико-экспериментальных исследований ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Павленкович С.С., Токаева Л.К., Беспалова Т.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22738 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674