Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Парфёнова Т.А. 1
1 Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №23»
Проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности обучающихся. Рассмотрены результаты освоения программы начального общего образования через личностные, предметные и метапредметные результаты. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования, закладывает основы дальнейшего развития личности и обеспечивает целостное развитие ребёнка, его социализацию. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «социализация», как процесс вхождения обучающихся в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющим ему функционировать как полноправному члену общества. В результате проведенной работы были выявлены компоненты готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в условиях начального общего образования, которые переплетаются с компонентами социализации. Обсуждение выделенных компонентов позволило предложить, что на успешность социализации обучающихся в начальном общем образовании влияет эффективность формирования готовности к социально-бытовой ориентации.
готовность к социально-бытовой ориентации.
социализация
метапредмет
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А. Г. Асмолов // Вестник образования. – 2008. – № 1. – С. 65–85.
3. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография./ В. А. Беликов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 357 с.
4. Битинас Б. П. Структура процесса воспитания: методологический аспект / Б. П. Битинас. – Каунас: Швиеса, 1984. – 169 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. – 352 с.
6. Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс. д-ра пед. наук. – М.; 1991. – 400 с.
7. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л. В. Ковинько. – 3-е изд., стереотип. – М., 1998. – 114 с.
8. Гавров С. Н. Образование в процессе социализации личности / С. Н. Гавров, Н. Д. Никандров // Вестник УРАО – 2008. – №5. – С. 21.
9. Ефимова Т. В. Социальные институты: опыт культурологического анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/189.html&j_id=13 (дата обращения: 22.10.15).
10. Ильин, В. С. Формирование личности школьника как целостный процесс / В. С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
11. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. / Л. В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2008. – 269 с.
12. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
13. Парфёнова Т А. Готовность к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Парфёнова // Российский научный журнал. – 2012. – №5(30)' – С. 225-232.
14. Парфёнова Т. А. Проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся начальных классов / Т. А. Парфёнова, Н. В. Рябова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21557 (дата обращения: 22.10.15).
15. Пташко Д. Р. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения. Автореф. дис. .канд.пед.наук.-Челябинск, 2000.– 199 с.
16. Расчетина С. А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1989.
17. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. – 672 с.
18. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы / В. А. Сластенин. – М. : «Академия», 2005. – 523с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
20. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ).
21. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2012. – 2 марта. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm (дата обращения: 22.10.15).
22. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М.: Прогресс. 1969. – 240 с.

Современное состояние российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей общества, социально-экономических изменений, внедрением федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, выдвигающего новые социальные требования, как к системе школьного обучения, так и к структуре и условиям реализации основной образовательной программы (ООП). Так как начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, играет исключительно важную роль в общей системе образования и обеспечивает целостное развитие ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование общей культуры, основной задачей федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является обеспечение качественного начального образования.

Происходящие в обществе изменения выдвигают новые требования к личности современного выпускника начальной школы, поэтому актуальность вопросов социализации обучающихся в начальном общем образовании не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной.

Материал исследования. В основе разработки ФГОС НОО лежит представление об образовании как институте социализации личности и трактуется в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» как «... совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [20]. ФГОС НОО предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода, основоположником которого является А. Г. Асмолов. Данный подход представляет собой синтез двух психологических концепций понимания человека и личности: системного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и деятельностного (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Представители первого подхода за единицу анализа мира психических явлений человека принимали его предметную деятельность, представители второго - рассматривали психологию как «науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности человека» (единство психики и деятельности) [1].

ФГОС НОО содержит две основные группы требований к условиям и результату реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе, касающиеся:

- личности обучаемых: в соответствии с ФГОС НОО системно-деятельностный подход должен обеспечить «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики» [19, с. 4], т.е. человека, способного активно социализироваться в условиях многонационального современного информационного общества, иметь активную гражданскую позицию, способствовать диалогу культур в мире тотальной глобализации;

- содержания, организации и результата образования: в стандарте рассматриваются не только образовательные, но и социальные результаты обучения ребёнка в школе, т.е. школа позиционируется в качестве площадки по формированию, прежде всего, социально активных граждан, направленных на достижение «социально значимых результатов». В качестве основного содержания образования рассматриваются «знания, умения, компетенции, виды и способы действия» [19, с. 5], а результат - создание основы для их самостоятельного усвоения [19, с. 5].

Результаты освоения основной программы начального общего образования затрагивают три сферы: личностную, предметную и метапредметную. В качестве основных личностных результатов стандарт предлагает рассматривать «готовность и способность обучаемых к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию и обучению; сформированность основ гражданской позиции» [19, с. 5]. Таким образом, основная направленность личностного результата образования - формирование гражданина, члена общества, способного к саморазвитию.

Общие требования к предметному результату, содержащиеся в стандарте, также носят инновационный характер: результатом обучения конкретным предметам должен стать, прежде всего, опыт деятельности по получению новых знаний по предмету, а также способность к их преобразованию и применению [19, с. 6]. Таким образом, предметные результаты углубляют и расширяют содержание стандарта - заложить у ребёнка основы для дальнейшего самообразования и реализации основного принципа современного образования - «образование в течение жизни».

Стандарт включает и совершенно новый компонент результата образования - метапредметный, под которым можно понимать то, что И. Я. Кузьминов называет «компетентность к обновлению компетенций» [2]. В основе метапредметов лежат идеи А. В. Хуторского о том, что «метапредмет - это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними» [21]. Метапредметный результат образования должен позволить детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, что в свою очередь позволит постоянно сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.

Формулировка требований к результатам образования через единство трех компонентов (личностный, предметный и метапредметный) позволяет реализовать такие характеристики образовательного процесса, как «стандартизация образования» и «вариативность образования» [2]. Стандартизация образования обеспечивает достижение всеми обучаемыми минимально необходимого уровня общего образования, в то время как вариативность образования служит для «расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач», способствует развитию творческого потенциала личности, учит ребенка успешно социализироваться в условиях постоянного «информационного стресса» [2].

Для обеспечения вариативности обучения в условиях начального общего образования Законом об образовании образовательным учреждениям дано право построения образовательного процесса на основе симбиоза различных существующих на данный момент образовательных программ, анализ которых показал, что каждая из них, следуя требованиям ФГОС НОО рассматривает вопросы развития личности обучающихся, создаёт базу для усвоения ими социального опыта и их успешной социализации.

А. В. Мудрик под социализацией понимает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию в том обществе, к которому он принадлежит. Давая характеристику сущности социализации учёный приходит к выводу, что «в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе» [12, c. 9]. Польский социолог Я. Щепаньский характеризует социализацию как влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [22]. В Российской педагогической энциклопедии социализация определяется как «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [17, с. 359].

По мнению Л. В. Мардахаева, социализация представляет собой процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [11]. Как процесс, социализация означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптацию к ней, с учётом индивидуальных особенностей; как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности; как проявление - выступает с позиций социальной реакции человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений; как результат, социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом [11].

В контексте нашего исследования социализацию обучающихся начального общего образования мы будем рассматривать как процесс вхождения обучающихся в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющим ему функционировать как полноправному члену общества.

Ряд исследователей (В. А. Беликов, Б. П. Битинас, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. В. Ковинько, С. Н. Гавров, Т. В. Ефимова и др.) выделяет следующие компоненты социализации обучающихся в начальном общем образовании:

- когнитивный компонент связан с формированием у ребёнка целостной картины мира, приобретением знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме;

- мотивационно-ценностный компонент характеризуется сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор, способностью определить мотив поведения, наличием относительно целостной «Я-концепции»;

- деятельностно-творческий компонент определён творческим подходом к деятельности, наличием навыков распределения и организации деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и деятельности сверстников, характером совместной деятельности [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Таким образом, процесс социализации обучающихся в условиях начального общего образования, с точкой зрения В. С. Ильина, Д. Р. Пташко, С. А. Расчетиной, В. А. Сластенина, представляет собой системное образование, ведущее к формированию компонентов социализации личности при обязательном включении в разнообразную деятельность, а также способствующее овладению обучающимися начальных классов новым содержанием образования, нацеленным на формирование и развитие социальных качеств каждого ученика [10, 15, 16, 18].

С нашей точки зрения, данным социальным качеством может выступать готовность к социально-бытовой ориентации, как действенное (активное) свойство личности, мобилизованность сил для актуализации знаний и умений, опыта практической деятельности с целью выполнения различных видов социально-бытовой деятельности [14]. Следует отметить, что выявленные в нашем исследовании компоненты готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в условиях начального общего образования переплетаются с компонентами социализации, выделенными исследователями (В. А. Беликов, Б. П. Битинас, Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. В. Ковинько, С. Н. Гавров, Т. В. Ефимова и др.) и включают:

- личностный (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности),

- когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания),

- деятельностный (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения) [13].

Это даёт нам право предположить, что на успешность социализации обучающихся в начальном общем образовании влияет эффективность формирования готовности к социально-бытовой ориентации.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного исследования свидетельствует, что проблема социализации обучающихся в начальном общем образовании является актуальной в современном мире. В ФГОС НОО содержится новая концепция системы образования, предполагающая существенное расширение понимания содержания образования, предпринята попытка корреляции содержания, организации и результатов образования с требованиями, предъявляемыми к образованию обществом, государством и экономикой, попытка организовать обучение таким образом, чтобы подготовить ребёнка к успешной социализации в условиях постоянного «информационного стресса».

Заключение. Начальное общее образование закладывает основы дальнейшего развития личности, создаёт базу для усвоения социального опыта обучающимися и ориентировано на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Развитие личности зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром, с социумом. В системе конкретных общественных отношений социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.

Рецензенты:

Варданян Ю.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск;

Рябова Н.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск.

 


Библиографическая ссылка

Парфёнова Т.А. ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22739 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674