Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТУРЦИИ

Сарачоглу З.К. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
В последние годы проблемы, связанные с окружающей средой, стали причиной активных исследований. Для решения жизненно важных экологических проблем работу необходимо вести, начиная со школьной скамьи. В воспитании экологически грамотных учащихся ведущую роль играют экологические дисциплины. В данной работе рассматриваются уроки по окружающей среде на основе программ начальной школы Турции. В результате провиденных исследований выявились изменения в современных программах. В системе начального образования Турецкой Республики среди дисциплин, связанных с элементами экологии, с 1924 по 1968 года необходимо отметить «Природоведение», с 1968-ого года, в связи с образовательной реформой, курс «Основы жизнедеятельности» или «Естествознание», замененный в 2005 году на «Естественные науки и технологии». Темы, связанные с окружающей средой, были включены в программу «Социальные дисциплины». Стоит отметить тот факт, что за последнее время возросло внимание к таким важным вопросам природоведения и экологии, как строение мира, стихийные бедствия, рациональное использование природных ресурсов, чистота окружающей среды и атмосферные явления. В этом плане программа начального образования Турецкой Республики имеет сходства с программами европейских стран, Индии, США и Канады.
начальная школа
программы
экологическое образование
окружающая среда
образовательная политика
1. Ünal S. UNESCO.UNEP Himayesinde Çevre Eğiminin Gelişimi ve Türkiye`de Ortaöğretim Çevre Eğitimi / S. Ünal, E. Dımışkı // Hacettepe Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi. — 1999. — № 16/17. — Р. 142 – 154.
2. Milli Egitim Bakanligi sitesi: http://orgm.meb.gov.tr/alt_sayfalar/HayatBilgisiDersi.htm
3. Bayram Kodaman. Abdülhamid Devri Egitim Sistemi. — 2. Baskı. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1991.
4. Binbaşıoğlu C. Hayat Bilgisi Öğretimi. — Ankara: Nobel Yayın Dağıtım, 2003.
5. Başar E. Milli Eğitim. Bakanlarının Eğitim Faaliyetleri (1920-1960) — İstanbul: Milli Eğitim Basımevi, 2004.
6. Deringil S. İktidarın Sembolleri ve İdeoloji: II. Abdulhamid Dönemi (1876-1909). — 3. Baskı. — İstanbul: YapıKredi Yayınları, 2007.
7. Kocaoluk F. İköğretim Okulu Programı / F. Kocaoluk, M. Kocaoluk. — 30. Baskı. — Сilt 3. — İstanbul: Kocaoluk Yayınevi, 1998.
8. Bektaş M. Hayat Bilgisi Programlarının Değerlendirilmesi: Yayınlanmamış Yüksek Lisans Tezi; Sakarya Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü, Sakarya, 2001.
9. Akyüz. Y. Türk Eğitim Tarihi. — 12. Baskı. — Ankara: PegemA Yayıncılık, 2008.
10. Ünlü M. İlköğretim Okullarında Coğrafya Eğitim ve Öğretimi / M. Ünlü // Marmara Coğrafya Dergisi. — 2001. Cilt 2, № 3. — Р.31-48.
11. Arslan M. “Cumhuriyet Dönemi İlköğretim Programları ve Belli Başlı Özellikleri / M. Arslan // Milli eğitim dergisi. — № 146. — Р.42-48.
12. T.c.millî eğitim bakanliği Talim ve Terbiye Kurulu Başkanlığı, ilköğretim fen ve teknoloji dersi 4 ve 5. siniflar öğretim programi. — Ankara, 2005.
13. Gücüm В. Dünden Bugüne İlköğretim Fen Bilgisi Programları ve Öğretim / B. Gücüm, F. Kaptan // H. Ü.Eğt.Fak. Dergisi. — 1992 — № 8. — Р. 249-258.
14. Gözütok D. Türkiye’de Program Geliştirme Çalışmaları / D. Gözütok // Milli Eğitim Dergisi. — 2003 — № 160 (Güz) — Р. 44-64.
15. Alım M. Avrupa Birliği üyelik sürecinde Türkiye’de çevre ve ilköğretimde çevre eğitimi / М. Alım // Kastamonu Eğitim Dergisi. — 2006 — № 14 (2) — Р. 599-616.
В связи с рядом явлений, наблюдающихся с конца ХХ и в начале ХХI веков, прежде всего это и быстрый рост населения вкупе с его потребностями, нерациональное использование  природных ресурсов, выбросы вредных веществ в окружающую природную среду, неравномерный рост городов и в итоге нарушение исходного природного баланса. Следовательно, возрастает количество проблем экологического характера и экологическое образование и воспитание населения в первую очередь учащейся молодежи крайне необходимо. Тема окружающей среды является одной из наиболее обсуждаемых за последние тридцать лет. Заслуживающие внимания исследования на мировом уровне, так или иначе затрагивающие тему проблемы окружающей среды, были проведены впервые в 1970 году и продолжаются по сей день. В 1972 году в Стокгольме  прошла Конференция ООН по проблемам окружающей среды [1]. По её итогам в некоторых странах были реализованы образовательные программы с экологическим профилем и организованы исследования по проблемам  окружающей среды. Они фокусировались на защите природного баланса, а также подчёркивали то, что основой экологического сознания индивида является образование. Экологическое образование и воспитание начинается в семье и продолжается в стенах детского сада, школы или вуза. Если  ребёнок получил недостаточно информации в семейном кругу, то этот объем он должен получить в школе. Особую важность имеет содержание уроков экологического характера в начальных классах, сфера  интересов школьников и качество преподаваемого материала. В системе начального образования Турецкой Республики среди дисциплин, связанных с элементами экологии, с 1924 по 1968 года необходимо отметить «Природоведение», с 1968 года, в связи с образовательной реформой, курс «Основы жизнедеятельности» или «Естествознание», замененный в 2005 году на «Естественные науки и технологии». Темы, связанные с окружающей средой, были включены в программу «Социальные дисциплины».

Таблица 1

Часы, отводимые дисциплинам, связанным с элементами экологии и экологического образования (в неделю)[4]

гг.

1.Класс

2.Класс

3.Класс

4.Класс

5.Класс

Всего

1924

3

3

2

2

2

12

1926

-

-

-

2

2

4

1936

-

-

-

2

2

4

1948

-

-

-

3

3

6

1962

-

-

-

5

5

10

В образовательной программе начальной школы в Турции, которая начала внедряться с 2005 года, темы, так или иначе затрагивающие проблемы окружающей среды, были включены в материалы следующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности (Окружающий мир)», «Естественные науки и технология» и «Социальные дисциплины». Если взглянуть на политику Министерства образования и связанных с ним институтов, то можно  обнаружить существенный акцент, сделанный на дисциплины, связанные с окружающей средой. Анализ содержания дисциплин позволил сделать вывод, что экологическое образование направлено на воспитание поколения, более осведомленного в проблемах окружающей среды. Школьные учителя уделяют особое внимание тому, чтобы уроки естествознания способствовали не только ознакомлению детей с окружающей средой, но и способствовали формированию у них желания сохранять природу в чистоте и гармонии. Согласно положениям образовательного учреждения, данные дисциплины выполняют следующие функции: самопознание, умение понять природу и процессы, протекающие в ней, нахождение способов улучшить качество жизни, умение правильно пользоваться природными ресурсами, изучение биографии Ататюрка, поддержание интереса индивида к проблемам окружающей среды, важность взаимопомощи, культивирование здорового образа жизни и т.д. [2]. Впервые лекции по естествознанию были проведены в 1869 году, в то время когда делами народного просвещения в стране руководил Мехмед Сафвет-паша. Затем они возобновились уже в республиканский период [3]. Из этого следует, что программы данных дисциплин менялись в соответствии с требованиями эпохи. Корректировки вносились в 1924, 1926, 1936, 1948, 1968, 1998 и 2005 годах. Поправки, внесённые в 2005 году, действительны и по сей день. Анализируя развитие образовательных тенденций с 1924 года, мы можем судить о том, что постепенно программа в начальных классах менялась, затрагивая  новые аспекты, связанные с защитой окружающей среды и проблемами экологического образования: исследование природы, сельское хозяйство, организм человека и гигиена, посевное и фермерское хозяйство, виноградники и сады, школьные практики в теплицах, леса, изменение природных показателей с изменением времени года, внимательное отношение к проблемам окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и их потребление.

Таблица 2

Часы, отводимые под дисциплины безопасности жизнедеятельности (по годам) [4]

Годы

1.Класс

2.Класс

3.Класс

Всего

1924

4

4

5

13

1926

4

4

4

12

1936

5

6

7

18

1948

5

6

7

18

1968

 6

6

6

18

1998

5

5

5

15

2005

5

5

5

15

2015

4

4

3

11

 

Нами выявлено, что при рассмотрении образовательных программ начальной школы в области географии, также большое внимание отводится элементам экологической науки и образования. География - наука, характеризующая природные, человеческие, экономические и экологические явления, определяющая их связь между собой и их распространение по поверхности земного шара, а также анализирующая последствия их взаимодействия [5]. География охватывает не только местоположение нашей планеты во Вселенной, природные явления и их последствия, но также и отношения между странами и народами, она помогает выявить интересующие школьника вопросы эколого-географического характера, на основе которых учитель корректирует процесс обучения. География как предмет существовала в образовательных программах вплоть до 1948 года. Позже, в связи с образовательными реформами, она была отнесена к категории «социальные науки», а дисциплины «Природоведение и земледелие» объединились в категорию «естественные науки и природоведение», и уже в наши дни принадлежат к области только естественных наук [6].

Таблица 3

Часы, отводимые под географические дисциплины (по неделям) [7]

Годы

3.Класс

4.Класс

5.Класс

всего

1924

1

2

2

5

1926

-

2

2

4

1936

-

2

2

4

1948

-

2

2

4

 

Социальные науки - это предмет, который входит в школьную программу начального образования как дисциплина, преподающаяся еженедельно. Ученики с первого по третий класс изучают их в виде «природоведения». Наряду с тем, что данные занятия подготавливают детей к взрослой жизни в обществе и развивают их коммуникативные навыки, они также включают в себя элементы истории, географии и патриотического воспитания и т.д. Дисциплина «Социальные науки» затрагивает следующие темы: явления разного рода, так или иначе связанные с поверхностью земного шара, права и обязанности гражданина государства, то есть, те связи и отношения, которые осуществляются между индивидом и его социальной и физической средой, а также историческое развитие этих отношений. Социальные науки не были отдельной дисциплиной в период между 1924-68 гг. Впервые данный предмет, вобравший в себя элементы истории, географии и патриотического воспитания, был включён в рамки образовательных программ в 1968 году. Социальные науки, под которыми, как правило, понимаются социология, экономика, политика, психология, антропология, право, образование и т.д., в начальной школе преподаются на  базовом уровне. Если же мы обратим внимание на темы этого предмета, преподающиеся в наши дни, то мы можем увидеть, что они включают в себя элементы экологии и природоведения. К примеру, в четвёртом классе изучаются люди и среда их обитания, в пятом - культурное наследие, люди, окружающая среда, экологические цепочки, в шестом - люди, окружающая среда, экологические цепочки, производство, распределение и потребление, в седьмом - экологические цепочки.

Таблица 4

Часы, отводимые под социальные дисциплины (по неделям) [4]

Годы

4.Класс

5.Класс

6.Класс

7.Класс

Всего

1924-1968

 -

 -

1968

3

3

-

-

6

1998

3

3

3

3

12

2005

3

3

3

3

12

2015

3

3

3

3

12

Задача дисциплин из области естественных наук и технологии заключается в том, чтобы грамотно преподнести обучающимся индивидуальные различия каждого человека. То есть, это включает в себя следующие функции: критическое мышление, умение решать проблемы и принимать грамотные решения, умение обучаться на протяжении всей жизни, поддержание интереса к проблемам окружающей среды, разумное потребление и расходование природных ресурсовь[8].

Естественные науки не преподавались как отдельная дисциплина до 1962 года. Однако в первом десятилетии ХХ века темы, схожие с ними, входили в программу «Безопасности жизнедеятельности», а затем - в «природоведение», «семейную социологию» и «земледелие-обработку» [9]. В плане реформы образования 1962 года 14 разных дисциплин, собираясь, в пять групп входили в новую образовательную программу. Особенно это касалось периода 30-50 годов двадцатого века, когда две дисциплины - это «исследования страны и общества» и «естественные науки и природоведение» - были приняты за основные, и прочие темы, так или иначе связанные с экологией, включались в их состав [10]. С 1962 года естественные науки получили статус самостоятельного предмета, преподаваемого в начальной школе. Они рассматривали следующие вопросы: влияние науки и техники на окружающую среду; в четвёртом классе проходили взаимосвязи между живыми организмами, миром и вселенной, физическими явлениями, в пятом - взаимосвязи между живыми организмами, в шестом - мир и Вселенная, в седьмом - взаимосвязи между живыми организмами и роль природы в них, в восьмом - природные явления в контексте общемировых тем.

Таблица 5

Часы, отводимые под естественнонаучные дисциплины (по неделям) [4]

Годы

3.Класс

4.Класс

5.Класс

6.Класс

7.Класс

8.Класс

Всего

1924-1962

1962

 -

5

5

10

1968

 -

4

4

 -

8

1998

 -

3

3

3

3

3

15

2005

 -

4

4

4

4

4

20

2015

3

3

4

4

4

4

22

До 1962 года экологические дисциплины не преподавались отдельным предметом в рамках программ начального образования. В рамках проекта реформы образования 1968 года  экологические дисциплины получили смежное с другими предметами оформление. Предметы природоведения, земледелия, предметы естественнонаучного цикла с 1962 года стали преподаваться в рамках таких предметов, как естественные науки и безопасность жизнедеятельности. С 1924 года наблюдается значительный рост экологического элемента в составе уроков по безопасности жизнедеятельности и географии. Несмотря на то, что экологические дисциплины не преподавались отдельно вплоть до 1962 года, они играли важную роль в составе предметов безопасности жизнедеятельности и естествознания. Экологический элемент в рамках программ начального образования составляет 11,82% от общего учебного плана [11]. 

Рецензенты:

Хусаинов З.А. д.п.н., профессор кафедры ТиМГЭО Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Рубцов В.А., д.г.н., профессор кафедры сервиса и туризма Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Сарачоглу З.К. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТУРЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22747 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674