Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛЬГОДИСМЕНОРЕИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Мингазова Э.Н. 1, 1 Атамбаева Р.М. 2
1 Казанский государственный медицинский университет
2 Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева
Проведено комплексное медико-социальное исследование контингента девушек-подростков, жительниц г. Бишкека. На первом этапе проведен углубленный гинекологический осмотр, а затем интервьюирование по специально разработанной карте. В исследовании приняли участие 1134 девушки-учащиеся, в возрасте 15–18 лет, не живущие половой жизнью. Девушки с нарушениями менструальной функции по типу альгодисменореи составили опытную группу (402 человек), гинекологически здоровые девушки (732 человек) – контрольную. Оценка силы влияния различных медико-социальных факторов на развитие альгодисменореи у девушек дала возможность определить наиболее значимые. Так, из группы медико-биологических факторов на первом месте по силе влияния стоит фактор «нарушения менструальной функции у матери девушки в анамнезе»; из группы социально-гигиенических факторов – фактор «низкая материальная обеспеченность семьи девушки»; из группы поведенческих факторов – фактор «курение самой девушки».
девушки-подростки.
факторы риска и их сила влияния
альгодисменорея
медико-социальное исследование
1. Баранов А.А., Лапин Ю.С., Яковлева Т.В. Охрана здоровья детей в системе государственной политики // Вестник РАМН. 2011. № 6. С.8-12.
2. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: дис. … д-ра мед. наук: 14.00.09 / А.Г. Ильин. – М., 2005. – 462с.
3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г., Ибрагимова Е.М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С 65-73.
4. Мингазова Э.Н. Репродуктивное здоровье девушек-учащихся общеобразовательных учреждений // Э.Н. Мингазова и соавт. – Казань: Изд-во ФЭН Академии наук РТ, 2004. – 200с.
5. Самигуллина А.Э. Особенности репродуктивного здоровья подростков / А.Э. Самигуллина // Здравоохранение Кыргызстана. 2009. No. 2. С. 166–168.
Одним из важнейших показателей репродуктивного здоровья девушки считается отсутствие нарушений со стороны менструальной функции. Нерегулярные менструальные циклы, а также альгодисменорея, относятся к  наиболее частым  формам специфических функциональных нарушений  среди современных девушек [4,5]. Вместе с тем по данным научных исследований за последние десятилетия в большинстве стран мира состояние соматического и репродуктивного здоровья  девушек подросткового возраста ухудшается: снижается доля здоровых девочек и девушек, увеличивается  среди них распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний [1,2]. По мнению специалистов, устойчивость негативной динамики сохранится, т. к. она обусловлена такими факторами, как неблагоприятная экологическая обстановка, несбалансированная учебная нагрузка, хронический стресс, «нездоровый» образ жизни, наличие вредных привычек [3].

Цель исследования:  на основе медико-социального исследования определить влияние различных факторов риска на формирования альгодисменореи  среди девушек-подростков для разработки программ  профилактики нарушений менструальной функции и оздоровления девушек-подростков.

Методы исследования: социально-гигиенический, статистический, аналитический. В исследовании приняли участие 1134 девушки-учащиеся, в возрасте 15–18 лет, не живущие половой жизнью. Все они были учащимися общеобразовательных учреждений г. Бишкек: 273 девушки-учащиеся из средних школ, 466 человек из школ-гимназий и 395 человек из проф. лицеев.

Результаты исследования.  Прежде чем перейти к осуществлению основной цели исследования, нами были проанализированы данные официальной статистики для определения показателей распространенности различных гинекологической заболеваемости среди  девушек 15–18 лет горожанок Бишкека  за 2007–2011 гг. На рисунке 1 представлена динамика данных показателей.

Рис.1. Динамика распространенности функциональных нарушений и заболеваний репродуктивной системы  среди девушек-подростков 15–18 лет, г. Бишкек, 2007–2011 гг. (на 1000 девушек соответствующего возраста)

 

Функциональные нарушения и заболевания репродуктивной системы анализировались по  группам: две группы воспалительных заболеваний (вульвовагиниты и сальпингиты, оофариты), две группы нарушений менструальной функции (нарушения менструального цикла и альгодисменорея) и инфекции, передаваемые половым путем. В отношении последних за рассматриваемый период  отмечается значительный рост случаев: с 8,5±1,2 случаев в 2007 г. до 28,1±2,4 случая на 1000 девушек соответствующего возраста в 2011 г, (Р<0,05), т.е. в 3,3 раза. Распространенность альгодисменореи также значительно увеличилась: с 6,8±1,1 до 14,1 ±1,8 случая на  1000 девушек соответствующего возраста, (Р<0,05).

            Рост числа ИППП возможно объяснить, с одной стороны,  увеличением числа сексуально активных девушек, отсутствием  в обществе «табу» на внебрачные половые связи, низким уровнем информированности по вопросам охраны репродуктивного здоровья и т.п., в другой – совершенствованием современной лабораторной диагностики, расширением спектра услуг, предоставляемых клинико-лабораторной службой.

Значительный рост распространенности альгодисменореи среди девочек до 14 лет с 9,6±0,9 в 2007 г. до 19,1±1,3 в 2011 г. 7, (Р<0,05) и девушек 15–18 лет  с 10,7±0,7 до 16,4±0,8 соответственно,  (Р<0,05) побудил нас к проведению  исследований на основе комплексного подхода к особенностям данной формы нарушения менструальной функции у девушек-подростков, в том числе к факторам ее определяющим,  для разработки путей совершенствования медико-профилактической помощи.

В ходе проведения медико-социального исследования были определены две группы сравнения: девушки с нарушениями менструальной функции по типу альгодисменореи составили опытную группу  (402 человек), гинекологически здоровые девушки (732 человек) – контрольную. Одновременно проводилось анкетирование матерей девушек-учащихся об особенностях развития их дочерей и об их собственном репродуктивном здоровье.

Результаты сравнительного анализа достоверности различий медико-социальных факторов (медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих, учебно-воспитательных и гигиенических) среди девушек, составивших контрольную и опытную группы, представлены в таблице.

Факторы, влияющие на формирование альгодисменореи у девушек-учащихся

(на 100 обследованных в соответствующих группах)

факторы

Контрольная группа

Опытная

группа

 

 

Р

Медико-биологические

1. Возраст матери к моменту рождения девушки юный (моложе 19 лет) или старший (более 35 лет).

16,3±1,7

 

18,6±1,8

 

Р>0,05

2. Гинекологические заболевания у матери в анамнезе.

13,0±1,2

 

22,4±1,6

 

Р<0,01

3. Нарушения менструальной функции у матери в анамнезе.

16,9±1,6

 

35,5±2,2

 

Р<0,001

4. Осложнения беременности и родов у матери.

22,8±1,8

 

40,5±2,3

 

Р<0,001

5. Недоношенность данного ребенка  при рождении.

17,4±1,6

 

21,2±1,8

 

Р>0,05

6. Отклонение в физическом развитии девушки.

13,1±0,11

 

17,2±1,4

 

Р<0,05

Социально-гигиенические факторы

1. Низкая материальная обеспеченность семьи.

12,0±1,3

 

22,4±1,6

 

Р<0,01

2. Неудовлетворительные жилищные условия.

16,6±1,6

 

21,6±1,8

 

Р<0,05

3. Низкий образовательный уровень родителей.

18,5±1,8

 

34,5±2,3

 

Р<0,001

4. Семья в которой воспитывается девушка, неполная.

21,1±1,3

 

26,7±2,0

 

Р<0,05

5. Семья, в которой воспитывается девушка имеет 4 и более детей.

15,0±1,7

   25,2±2,4

Р<0,01

6. Недостаток белковых продуктов в питании девушки.

24,1±2,1

 

  31,8±2,3

 

Р<0,05

7.Отсутствие рационального ученического места в домашних условиях.

9,2±1,2

 

11,9±1,4

 

Р>0,05

Факторы медицинского анамнеза

1. Низкая оценка собственного здоровья девушкой.

9,7±1,3

 

25,9±2,1

 

Р<0,001

2. Наличие частых простудных заболеваний (4 и более раз в году).

21,7±1,7

 

33,6±2,6

 

Р<0,01

3. Наличие у девушки хронических заболеваний.

25,7±2,1

 

45,7±2,8

 

Р<0,001

4. Наличие оперативных вмешательств в анамнезе.

4,2±0,8

 

7,2±1,2

 

Р<0,05

5.  Наличие травм в анамнезе.

6,4±1,1

 

9,7±1,3

 

Р>0,05

6.Нахождение в группе диспансерного наблюдения по эндокринному заболеванию.

4,1±0,7

 

4,0±0,8

 

Р>0,05

7. Нахождение в группе диспансерного наблюдения по  заболеваниям почек.

8,6±1,2

 

9,5±1,5

 

Р>0,05

Поведенческие факторы

1. Психологический климат в семье неблагополучный.

10,3±1,3

 

20,7±1,7

 

Р<0,01

2. Потребление алкоголя девушкой.

11,4±1,4

 

23,8±1,5

 

Р<0,001

3. Курение девушки.

1,7±0,3

 

7,8±1,2

 

Р<0,01

4. Курение родителей девушки.

30,0±2,2

 

36,2±2,4

 

Р<0,05

5. Злоупотребление алкоголем в семье.

34,9±2,3

 

44,8±2,7

 

Р<0,01

6. Напряженные отношения девушки со сверстниками.

54,8±2,7

 

78,4±3,6

 

Р<0,001

7. Наличие стрессовых ситуаций у девушки в прошлом.

40,5±2,6

 

59,4±2,8

 

Р<0,001

Учебно-воспитательные и гигиенические факторы

1. Низкая успеваемость у девушек в образовательном учреждении.

20,4±1,7

 

28,6±2,5

 

Р<0,05

2. Высокие физические нагрузки.

8,0±1,2

 

19,7±1,8

 

Р<0,01

3. Учебная нагрузка выше гигиенических нормативов.

15,0±1,5

 

19,4±1,7

 

Р<0,05

4. Увлечение «модными» диетами, ограничение калорийности питания.

14,7±1,4

 

26,8±2,4

 

Р<0,001

5. Отсутствие прогулок на свежем воздухе.

76,0±3,5

 

82,7±4,1

 

Р>0,05

6. Недостаточный сон – менее 7 часов в сутки.

58,8±2,8

 

71,5±3,2

 

Р<0,05

При оценке силы влияния показателей относительного риска различных факторов выявлено, что наиболее отрицательным фактором в развитии альгодисменореи у девушек-учащихся являются: из медико-биологических по силе влияния на первом месте стоят нарушения менструальной функции у матери девушки в анамнезе; из социально-гигиенических – низкая материальная обеспеченность семьи девушки; из поведенческих факторов – курение самой девушки. Наличие экстрагенитальных хронических заболеваний и низкая оценка собственного здоровья у девушки занимают главное место среди факторов медицинского анамнеза, из числа учебно-воспитательных факторов – высокие учебные и физические нагрузки у девушек-учащихся.

Если оценивать силу влияния комплексов факторов на возникновение и развитие нарушений менструальной функции у девушек-учащихся, то первое место принадлежит поведенческим факторам (среднее ранговое место – 14,03), второе – факторам медицинского анамнеза (12,76), третья – социально-гигиеническим (10,7), четвертое и пятое место медико-биологическим факторам (9,83) и учебно-воспитательным и гигиеническим факторам (9,23) соответственно. Причем в каждой группе существуют управляемые и неуправляемые факторы: первые – наличие хронических заболеваний у девушек, вредных привычек, нерациональное питание, недостаточный сон и др.;  вторые – нарушения репродуктивного здоровья матери, недоношенность девушки при рождении и др. С учетом данного распределения рекомендуется  разрабатывать программы медико-социальной профилактики альгодисменореи как основной формы патологии репродуктивной системы на групповом и индивидуальном уровне.

Рецензенты:

Амиров Н. Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань;

Хузиханов Ф.В., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань.



Библиографическая ссылка

Мингазова Э.Н., Мингазова Э.Н., Атамбаева Р.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛЬГОДИСМЕНОРЕИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22776 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674