Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Платонова А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
Проведен анализ развития инновационной системы России и в зарубежном опыте. Рассмотрено понятие «инновация» в контексте концепции стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. В статье представлены проблемы системного характера, возникающие при формировании инновационного мировоззрения молодежи как механизма воздействия для вовлечения ее в науку и инновации. Освещено описание понятия «мировоззрение» как системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, включающей также отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции и инновационное мировоззрение. Описана специфика современных условий общества, чем обусловливается формирование мировоззрения молодежи. Представлено соотношение социально-экономического состояния общества и требований к нему молодежи. Обозначены основные проблемы в формировании инновационного мировоззрения молодежи. Представлены механизмы формирования инновационного мировоззрения молодежи.
социокультурное пространство
инновационный потенциал молодежи
экономика
стратегия
инновационная активность
мировоззрение
инновации
1. Алексеева С.С. Мотивация и стимулирование студенческой молодежи к научно-инновационной деятельности в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: www.science-education.ru/115-12247 (дата обращения: 15.08.2015).
2. Данилина М.В., Щербакова К.С. «Анализ инновационной политики Российской Федерации на современном этапе» // Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», № 10 (38), Октябрь, 2014 г.
3. Информационно-аналитический сборник по материалам парламентских слушаний и «круглых столов» Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Издательство Государственной Думы (электронное), 2012 г.
4. Лебедева Н.А. Механизмы формирования научно-инновационного мировоззрения студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6; URL: www.science-education.ru/113-10822 (дата обращения: 01.09.2015).
5. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В., Таров В.П. Инновационный потенциал: современный потенциал и перспективы его развития. М.: Машиностроение 2007. — С. 34–43.
6. Мясоедова В.А. Роль образования в элитогенезе современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/125-20042 (дата обращения: 10.09.2015).
7. Никитова А.В. Анализ состояния нормативно-правовой базы города Москвы в части обеспечения общественного участия в управлении образованием // Вестник Российского нового университета. 2014. Выпуск 3. – С. 58–62.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении концепции развития системы инновационный в России, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
В период формирования и развития общегосударственной молодежной политики главным вопросом является возможность использования инновационного потенциала развития общества, носителем которого является молодое поколение[4].

Нынешнее состояние общества находится в состоянии выхода из полного общественно-экономического упадка.

Распад идейных ориентиров русского сообщества вызвал мировоззренческую дезориентацию, что, несомненно, влияет на поиск  векторов развития нового мировоззрения с учетом сегодняшних социально-политических и экономических процессов в мире. Поиск и создание таких векторов остро необходимы современному российскому обществу, но главным образом молодому поколению  как актуализованному предстоящему сообществу и прямому исполнителю таких векторов [5]. Именно поэтому в данной статьей пойдет речь о таких понятиях, как мировоззрение, инновации, а также о поиске механизмов, которые способствуют формированию инновационного мировоззрения молодежи в современном социокультурном пространстве.

Под мировоззрением понимается концепция представлений об окружающем мире и местонахождении в нем человека, включающих также отношение личности  к находящейся вокруг него реальности и к собственному «Я», а также предопределенные этими представлениями основные жизненные ориентиры. Мировоззрение занимает ведущее место в создании взаимоотношений индивидуумов с обществом и окружающим миром. Главным фактором, формирующим мировоззрение, является не наличие знаний самих по себе, а их систематизация,  выработка базы знаний для понимания мира, формирования отношения к нему. Глубина таких знаний характеризует осмысленное научное или философское мировоззрение, их отсутствие - житейско-бытовое мировоззрение, его узкую направленность или недостаточность. С учетом изложенного можно сделать вывод, что мировоззрение является одним из неотъемлемых компонентов ценностного отношения к окружающему миру, как концепция основ данного отношения.

Инновационное мировоззрение играет важную роль в становлении личности и формируется на разных ступенях ее развития, однако особенное внимание ему уделяется в процессе получения высшего образования. Чтобы дать его определение, рассмотрим понятие «инновация».

Что касается понятия «инновация», то его можно охарактеризовать как получение нового знания, улучшающего или полностью меняющего к лучшему жизнь людей, которое приносит дополнительную ценность (как правило, это прибыль, преимущество, лидерство, прогресс).

Инновация - это инструмент изменения, приносящий дополнительную ценность, в большинстве случаев экономическую [2].

Таким образом, понятие «инновационное мировоззрение» можно определить как систему взглядов на окружающий мир и самого себя посредством способов получения нового знания с целью изменения жизни и жизненных ориентиров к лучшему, к прогрессу. Нельзя не отметить, что современная государственная стратегия поддержки молодежи ориентирована на формирование творческих, научных и профессиональных возможностей молодежи, интенсивное привлечение ее к проведению общественно значимых переустройств в России, развитие чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей.

Формирование и развитие научно-инновационного мировоззрения молодежи - процесс долгий и сложный, который включает в себя совокупность компонентов внутреннего мира индивида, а также внешних условий, влияющих на человека [1].

Основополагающим документом, определяющим концепцию развития системы инноваций в России, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, в которой немаловажную роль играет вовлечение молодежи в инновационное развитие страны[7].

Проблема образования также входит в совокупность проблем, формирующих инновационное мировоззрение молодежи.

В соответствии указанной Стратегией существенные силы ориентированы на содействие научно-исследовательской работе и формирование инноваций в высшем образовании. Оказана материальная  помощь инновационным проектам 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд рублей). На конкурсной основе 29 университетов  были удостоены статуса национальных исследовательских университетов и выделены ресурсы  на реализацию проектов развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие научно-исследовательской деятельности (в 2009-2010 гг. на все проекты развития было выделено 8,42 млрд рублей) [8].

В то же время решение трудностей молодого поколения - это отнюдь не только финансовая помощь системе образования. На молодых людей также воздействуют мировые общественные проблемы, стремительно меняющиеся общественные ориентиры и ценности, объединение и противоборство культур, разделение и борьба развитых и развивающихся государств и людей, живущих  внутри них. Совокупность таких проблем, сопутствующих жизнедеятельности лица, однозначно ставит вопрос о смене основных позиций во взаимосвязи человека, природы и общества. 

Нельзя не обратиться к такому значительному феномену, как социокультурное пространство. Социокультурное пространство - это не просто нейтральная атмосфера, на которой осуществляются взаимосвязь и общение людей, сосуществующих в одном социокультурном мире. Это системная характеристика общественного и внутреннего состояния общества: здесь отражены главные приоритеты, разделяемые в рамках разных культур, отношение к окружающему миру и его понимание личностями в обществе.

Социокультурное пространство является интегрирующим механизмом, включающим в себя значительное количество сфер общества, в которых индивид осуществляет свою деятельность и находится в пребывании постоянной социализации. Одной из таких сфер является сфера культуры.

Следует обратить внимание, что за довольно небольшой исторический промежуток времени в российском обществе произошли основательные изменения в социально-политических и экономических отношениях. Это оказало определенное влияние на развитие российской культуры.

Реализация стратегической роли культуры - это духовно-нравственное основание формирования гармонично развитой личности, развития государства, укрепления единства российского общества, а также комплексного развития туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Кроме того, одной из задач культуры как одного из компонентов, влияющих на формирование мировоззрения индивида, является участие в культурной жизни граждан, а также реализация творческого потенциала нации.

Одним из существующих механизмов, формирующих мировоззрение молодежи, является государственная поддержка в соответствии с разрабатываемыми комплексными государственными программами. Примером таких программ являются Государственные программы, направленные на развитие и поддержку сферы культуры.

В рамках данных программ планируется  к реализации ряд инновационных проектов, направленных на совершенствование сферы культуры и туризма, таких как: «Электронная путевка»; строительство 3 инновационных культурных центров; создание 39 центров культурного развития в малых городах и сельских поселениях, оказывается поддержка научно-исследовательским учреждениям в сфере культуры, реализация творческих проектов по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также создание интерактивных музеев и виртуальных экскурсий по ним.

Указанный комплекс мероприятий может способствовать положительному вектору развития состояния социально-культурной сферы, но не решает проблему в полной мере.

Необходимо отметить, что отсутствие четкой утвержденной стратегии социально-культурной политики государства не представляет полного комплекса возможностей осуществить меры, связанные с вовлечением молодежи в данную сферу, что непосредственно сможет способствовать формированию инновационного мировоззрения молодежи.

Кроме того, разработка таких государственных программ распространяется на федеральный уровень управления. Отсутствие единого подхода к разработке и реализации региональных государственных программ в сфере культуры не обеспечивает необходимого уровня качества и доступности услуг в сфере культуры для граждан вне зависимости от их проживания.

Нельзя не отметить, что особенность нынешних обстоятельств общества определена тем, что формирование мировоззрения молодежи совершается в обстоятельствах глубоких изменений современного общества.

Следует согласиться с российскими учеными, которые полагают, что российское общество отличается от западноевропейского. Имеются отличия в ценностных приоритетах, такие как отеческая направленность, властный характер управления.

Например, до недавнего времени инновационная политика стран, таких как Канада, Германия, Австралийский Союз, Индия, Сингапур, Швейцария, базировалась исключительно на идее построения современных тенденций развития  и формирования высоких технологий и глобализации инновационного развития. Со временем стал использоваться более системный, междисциплинарный, межведомственный подход, который выстраивается на необходимости построения не просто инновационной экономики, а новой инновационной цивилизации. Данная модель предполагает облегчение доступа малым и средним предприятиям к рынку посредством частичного финансирования их деятельности, создание центров инновационного консультирования с целью обмена информацией между специалистами данной отрасли, проведения конференций и круглых столов [3].

Помимо этого, в основной массе европейских государств сконструирована система  законодательных актов, определяющих развитие инновационной сферы, а также подзаконных актов, в то время как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать ее положения  в рамках исполнения своих полномочий при принятии мер по стимулированию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, что не может привести к однозначному желаемому результату [8].

Важно, что большинство граждан страны с самого начала трансформации связывало мироуправные ценности с благосостоянием, с материальными благами, а не с главными индивидуальными и политическими правами. Такой практичный подход к восприятию демократии установил снижение социального доверия к государственной власти. Такие проблемы, как рост уровня безработицы, недостаточная социальная поддержка со стороны органов государственной власти, - все эти результаты перехода к рынку отрицательно сказались на понимании самой демократии гражданами как форме политической организации общества и в качестве следствия - на степень проникновения демократических ценностей в общественное сознание. Это повлекло за собой отстранение общества от государственной власти.

Молодое поколение также стало проявлять безразличие к социальным процессам в обществе в связи с отсутствием в современном российском обществе четко определенной государственной стратегии, которую бы поддержала большая часть населения страны. В то же время немаловажным фактором является отсутствие влиятельных молодежных движений, которые могли бы сплотить молодое поколение для решения ряда социальных проблем.

Другими словами, российские реформы могут быть удачными и результативными только при условии значительного авторитета государственной власти у граждан страны, особенно среди молодого поколения.

Значимость молодого поколения, как правило, увеличивается в период общественных изменений. В таблице 1 приведены современные требования молодежи и реалии российского общества.

Таблица 1

Соответствие современных требований молодежи к обществу и его реалии

Современные требования молодежи

Социально-экономическое состояние общества

Увеличение требований к патриотическому воспитанию молодого поколения  и его социализации

Отсутствие комплексного использования методов и подходов, влияющих на формирование мировоззрения человека посредством социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных инструментов

Стремление видеть высокий уровень жизни общества

Нынешняя общественная и финансовая нестабильность

Стремление к демократии и равенству

Присутствие старых методов воспитания молодого поколения

Непрерывность процесса социализации и культурного воспитания

Государственное недофинансирование учреждений культуры и образовательных учреждений

Четко сформированная система ценностей общества

Двоякая система ценностей

Потребности в высоком благосостоянии

Отсутствие возможности государства удовлетворить такие потребности для всех слоев населения

Соответствие слова и дела

Отсутствие четко разработанного механизма государственной поддержки молодежи

В связи с этим можно сделать вывод, что основными проблемами в формировании инновационного мировоззрения молодежи являются следующие:

1) недостаточная системность в законодательстве Российской Федерации в современной инновационной политике влияет и на саму инновационную систему - никак не регулируются отношения субъектов, не определены их роли в этой системе, не выявлены стратегические цели и векторы развития науки и технологий;

2) отсутствие четкой утвержденной стратегии социально-культурной политики страны не дает возможности осуществить полный комплекс мероприятий, связанных с вовлечением молодежи и других слоев населения в данную сферу, что положительно сказывается на формировании мировоззрения молодежи;

3) создают трудности отсутствие положительной финансово-экономической среды, недостаточная эффективность и результативность государственного управления, теоретические формы инфраструктуры, непланомерность льгот и преференций, а также создание искусственных административных барьеров.

Таким образом, для формирования инновационного мировоззрения страны могут быть использованы следующие механизмы:

1) применение программно-целевого подхода на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных и муниципальных программ, включающих в себя комплекс мер по созданию среды для формирования инновационного мировоззрения молодежи путем вовлечения ее в социокультурное пространство;

2) разработка единого нормативно-правового документа, направленного на определение векторов развития культуры в Российской Федерации;

3) формирование комплекса подзаконных актов, формирующих систему инновационного развития Российской Федерации [7];

4) включение в базовую программу вузов по всем специальностям дисциплины «Инновационные процессы в Российской Федерации».

Рецензенты:

Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Москва;

Левин Ю.А., д.э.н., профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Платонова А.В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22841 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674