Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ РС (ЯКУТИЯ)

Николаева Л.В. 1 Николаева А.В. 2
1 ГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
2 кафедра дошкольного образования, педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
В статье представлен обзор современных тенденций в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (на примере РС (Якутия). Дается понятие качества дошкольного образования. Проанализированы элементы и требования к качеству образования. Рассмотрены цели образования с разных позиций: образование и общество, образование и будущее, образование и личность, образование и наука, образование и культура. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» выступил с образовательной инициативой Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее» и поставил новые задачи обновления качества образования. Представлены инновационные модели и программы, инновационные площадки, этнокультурные образовательные проекты, программы профессиональной подготовки прикладного бакалавриата и магистратуры по дошкольному образованию.
инновационные процессы
обновление системы образования
качество дошкольного образования
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Серия «Этнокультурное образование». Выпуск 1. Составители: У.А.Винокурова, СС.Семенова. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.
2. Боргояков С.А. Стратегии развития этнокультурного образования в контексте национальной политики Российской Федерации //Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Серия «Этнокультурное образование». Выпуск 1. Составители: У.А.Винокурова, СС.Семенова. – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.
3. Никифоров А.Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.
4. Николаева Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов дошкольного образования в вузе. Монография. – Якутск: ЯГУ, 2009. – 142 с.
5. Региональный обзор политики в области качества воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ) в Республике Саха (Якутия)/[cост. Н.В. Ситникова, А.В. Николаева]. – Якутск: Сахаада, 2015. – 48 с.
6. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2003.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития». Цель статьи - провести теоретический обзор современных тенденций в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС на примере РС (Якутия) ) [3].

Новые подходы к системе дошкольного образования требуют обновления системы образования, развития научных исследований, создания инновационных программ и проектов. Большое значение отводится проблеме качества образования. Качество дошкольного образования представляет собой сложное интегративное комплексное понятие. Рассмотрим понятие качества.

Согласно стандартам ИСО серии 9000, под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам) [4].

Качество дошкольного образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов образования целям, потребностям, требованиям, нормам, стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества дошкольного образования необходим многосторонний подход. Во-первых, перед любым образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам. Для получения качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадры, контингент детей, материально-техническое обеспечение), т.е. качество условий. При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (воспитательно-образовательная, научная деятельность, управление, образовательные технологии). Еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности (по всем направлениям деятельности ребенка). Все названные составляющие качества дошкольного образования должны рассматриваться в единстве. При этом образование - это образовательная услуга. Дошкольное образование производит продукцию и услуги для разных категорий потребителей - детей, родителей, общества.

Таким образом, обновление педагогического процесса понимается как системное инновационное обновление педагогического процесса, обеспечивающее его переход на более высокую ступень развития.

В настоящее время смысл образования рассматривается с разных позиций. В отношении современного дошкольного образования мы выделяем следующие факторы:

1. Образование и общество. К этому направлению относятся система образования, целью которого является духовно-нравственное воспитание и образование будущих граждан страны, подготовка к обучению в школе. Здесь образование рассматривается как услуга, как социальный институт. Образование как социальный институт есть общественная система социального наследования культуры, формирования личности и интеллектуальных ресурсов общества. Недавно прошедший (4-9 октября 2015 г. XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) работал по проблеме «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» и выступил с образовательной инициативой Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее».

2. Образование и будущее. Образование дает возможность прогнозирования будущего на основе знания законов развития природы и общества, которое зависит от системы ценностей, а ценности определяются образованием. Само будущее может и должно выступать в качестве ценности. Только хорошее образование способно превратить понимание будущего в ценность. Таким образом, миссия образования - это прогресс общественного развития во всех направлениях, гармонизация деятельности человека.

Основной идеей проекта «Образование, открытое в будущее» является создание условий для получения каждым гражданином Республики Саха (Якутия) индивидуального образования при условии сохранения единого образовательного пространства республики и Российской Федерации и сохранении массовости дошкольного, общего и дополнительного образования детей [3].

Основные направления Образования, открытого в будущее:

Цель дошкольного образования - создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. В этом ключе разработан проект «Детский сад без границ».

Основные характеристики:

- индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом склонностей, интересов детей, потребностей родителей;

- открытость образовательного пространства, которое не замыкается групповой организацией; учитывает этнокультурные и языковые особенности; создается в виде мастерских, лабораторий, музеев, лекотек, спортивных площадок и т.д. При такой организации дошкольного образования востребованы такие специалисты как игромастер и тьютор.

Для детей до 3 лет разработан проект «Раннее развитие детей», в соответствии с которым должны предоставляться услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование».

Большое внимание уделяется созданию современной инфраструктуры детского сада.

С 2012 года в республике реализуется комплекс мер по модернизации образования, направленный на обновление инфраструктуры и создание условий, обеспечивающих новое качество образования.

С привлечением финансирования из федерального, республиканского и муниципального бюджетов в республике в 2014 году было построено 33 детских сада, а в 2015-2016 годах планируется не менее 30. Начали открываться новые детские сады на первых этажах многоквартирных жилых домов. За последние два года в Якутске введены около 10 новых дошкольных образовательных организаций. Это современные здания с прекрасной инфраструктурой и современным оборудованием.

Просторный пищеблок, компьютерный, спортивный и музыкальный залы, соляная пещера и сенсорная комната, детская площадка с большой игровой зоной, ИЗО-студия, театр, бассейн, спортивные комплексы, медицинский блок, где есть специализированные процедурные и массажные кабинеты, кабинеты стоматолога, логопеда и психолога - неполный перечень оборудования современных детских садов г. Якутска.

Новая инфраструктура детских садов воплощает идеи свободной детской деятельности, многофункциональность, трансформируемость оборудований, учет климатогеографических и этнокультурных особенностей региона.

Механизмы реализации проекта «Детский сад без границ»:

- внедрение полилингвального (якутский, русский и иностранный языки) средового подхода в реализацию программ дошкольного образования;

- уход от группового принципа деления контингента дошкольников внутри детского сада, формирование свободно-конструируемых детских сообществ под инициативы и потребности детей дошкольного возраста в течение дня;

- стимулирование негосударственного сектора для расширения спектра услуг дошкольного образования;

- разработка единого норматива на индивидуальное образование в дошкольном образовании;

- создание мотивирующей интерактивной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях, направленной на индивидуализацию образования;

- внедрение института игромастеров и тьюторов, в т.ч. для сопровождения детей с ОВЗ;

- организация центров перинатального развития, школ для будущих мам по развитию детей с внутриутробного периода с использованием ресурсов дошкольных образовательных организаций;

- разработка программ дополнительного профессионального образования по методикам раннего развития детей, переподготовка воспитателей для работы с детьми раннего возраста;

- разработка профессиональных образовательных программ дошкольного образования по периодам развития детей (ранний возраст, дошкольный возраст, предшкольный период);

- создание региональной сети консультативно-методических центров, центров поддержки семейного воспитания, служб ранней помощи, центров игровой поддержки ребенка, патронатных служб.

3. Образование и информационно-образовательная среда.

Условием функционирования Открытого образования является открытое образовательное пространство, помогающее развивать личное знание каждого, позволяя выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы образовательным способностям и потребностям обучающегося, независимо от его местонахождения. Начата реализация открытой информационно-образовательной среды для навигации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. При этом каждый пользователь должен иметь возможность изменения уже существующего контента.

Внедрение новых образовательных технологий подразумевает изменение подхода к процессу обучения, появлению новых методик, появлению "цифровой педагогики".

Механизмы реализации:

- приведение инфраструктуры в соответствие современным мировым стандартам, в т.ч. обеспечение доступа любого гражданина республики к сети Интернет и другим средствам телекоммуникаций для решения образовательных задач;

- внедрение автоматизированной информационно-образовательной системы регионального учета контингента детей детского сада

- внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга развития детей в разных видах деятельности, позволяющей формировать статистический и аналитический мониторинг, а также общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности.

4. Образование и личность. В данном смысле образование рассматривается со следующих позиций: система ценностей ребенка, система его интересов, характер ребенка, качество деятельности ребенка, усиление интеллектуальной составляющей, раскрытие индивидуальных возможностей, качественная подготовка к обучению в школе, комплекс внутренних возможностей личности, определяющих постоянное возрастание интеллектуального и творческого потенциала, раскрытие дарований и способностей детей.

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие и поддержка талантливых детей, что предусматривает объединение усилий образовательных, медицинских учреждений и государства по оказанию помощи семье для рождения и воспитания здоровых, способных, талантливых и одаренных детей, нашего будущего.

В связи с этим Северо-Восточный федеральный университет начал работу по реализации концепции Программы «С самого начала...», направленной на создание комплексной системы сопровождения семьи по проблеме рождения здоровых детей, создания условий для проявления и развития способностей детей, оказания помощи в воспитании, обучении, взращивании одаренных детей, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, консультативной помощи их родителям. Главной идеей Программы является всесторонняя поддержка семьи, содействие в раскрытии природных задатков, развитии способностей, познавательной и интеллектуальной активности детей.

Отличительной особенностью Концепции «С самого начала...» является понимание того, что способности и одаренность проявляются на ранних этапах жизни человека. Особенно сензитивным является дошкольный период. Семья как первичная среда жизни и развития ребенка способна создать условия для развития способностей детей. С этих позиций миссия университета заключается в целенаправленной работе по медицинскому, психолого-педагогическому просвещению родителей, а также в методической помощи дошкольным учреждениям в выявлении, воспитании и развития индивидуального дарования детей. С этой целью в учебных планах бакалавриата и магистратуры по профилю «Дошкольное образование» введены дисциплины «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение одаренности», работает инициативная группа преподавателей медицинского и педагогического институтов СВФУ по программе «С самого начала...».

5. Образование и наука. Образование - питательная среда науки, источник научных идей, сфера реализации инновационных проектов. Профессиональная компетентность современных педагогов дошкольного образования подразумевает умения и навыки разработки, обоснования и реализации инновационных проектов, программ воспитания, образования и развития детей, исследовательских навыков и научного подхода к организации педагогической деятельности.

Открытое образование подразумевает нового педагога. Профессиональная позиция педагога должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Необходимо обеспечение условий для развития кадрового потенциала, которая должна осуществляться на комплексной основе, объединяющей новые подходы в подготовке, повышении квалификации. Модель непрерывного педагогического образования строится с целью формирования педагога, субъекта социально-значимой деятельности. В основе данной модели - принципы практикоориентированности и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогов равными партнерами становятся вуз и школа, детские сады, организации дополнительного образования и другие заинтересованные организации.

Организация профессионального педагогического образования осуществляется на принципах дуального образования. На кафедре дошкольного образования Педагогического института СВФУ с сентября 2014 г. начали внедрять наряду с академическим бакалавриатом обучение по программе прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Внедрение дуальной системы образования в профессиональном образовании позволяет совместить в учебном процессе теоретическую подготовку и получение профессиональных навыков студентами за счет обучения в реальных условиях учебно-воспитательного процесса в базовой дошкольной образовательной организации. Каждую среду по расписанию студенты проходят практику в ДОО, что позволяет обеспечить компетентностный подход.

На базе кафедры дошкольного образования проводятся курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС. На уровне республиканских площадок ежегодно проводятся республиканские педагогические ярмарки, выставки, конкурсы «Воспитатель года», конференции, круглые столы. Надо отметить, что победителями Всероссийского конкурса «Воспитатель года» не раз становились педагоги Якутии, выпускники кафедры дошкольного образования СВФУ.

Под руководством д.п.н., профессора, А.А. Григорьевой, заведующей кафедрой дошкольного образования действует научно-педагогическая школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера».

Целями деятельности научно-педагогической школы являются:

- теоретическое обоснование методологии исследования этнокультурных аспектов образования;

- обеспечение научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности специалистов системы дошкольного образования;

- методологическая, технологическая, методическая разработка и внедрение инновационных технологий по обеспечению качества непрерывного профессионального образования;

- учебно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов, внедряющих этнокультурные технологии образования.

В соответствии с указанными целями определились ведущие направления исследований научной школы:

- научно-педагогические основы реализации инновационных процессов в системе непрерывного образования РС (Я);

- этнопедагогизация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ВО и ДО;

- общепедагогические и организационно-дидактические условия совершенствования подготовки научно-педагогических кадров;

- модернизация системы подготовки дошкольных работников.

В рамках указанных направлений организация научно-исследовательской работы строится на основе выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач в сфере системы регионального дошкольного образования и использования результатов в образовательном процессе. Деятельность научно-педагогической школы осуществляется через выполнение научно-исследовательских работ соискателей, аспирантов, докторантов и научно-исследовательских работ студентов.

Преподаватели кафедры совместно с педагогами-практиками в условиях реализации хоздоговорных и инициативных тем, а также заказов МО РС (Я) и госзаданий МО и Н РФ успешно внедряют научно-методические разработки в практику образовательных учреждений республики, к примеру, такие как «Педагогические основы амплификации образования детей 5-7 лет в условиях преемственности ДОУ и начальной школы на этнокультурных традициях народа Саха (комплексная вариативная программа образования «Дьоьун о5о» для детей 5-7 лет в ДОУ); «Формирование этнокультурной компетенции дошкольников в поликультурной образовательной среде»; «Инновации в дошкольном образовании в условиях Севера»; «Развитие инклюзивного образования в РС(Я)», «Педагогическое обеспечение безопасности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях» и др.

6. Образование и культура. Культура - важнейшая обобщающая характеристика цивилизации. Приобщение детей к культуре родного народа, страны и общечеловеческой культуре красной нитью должно отражаться в содержании дошкольного образования. Этнокультурное образование дошкольников осуществляется на основе диалога культур посредством сказок, искусства, литературы, художественной деятельности, фольклора, героический эпоса, народной музыки, обогащают представления детей о культуре своего и других народов, прививают любовь и гордость к родной культуре и уважение других культур, формируют основы толерантности и открытости

Эффективным средством формирования социально-нравственных качеств личности ребенка была и остается народная педагогика. В современной практике образования этнопедагогические идеи дополняются принципами поликультурного воспитания детей на основе диалога культур [5, с.41].

Вопросам модернизации современного этнокультурного образования посвящены работы А.Г. Асмолова, А.Б. Афанасьевой, С.А. Боргоякова, Г.Н. Волкова, И.Л. Набок, А.Б. Панькина, А.М. Цирульникова и др.

По мнению С.А. Боргоякова, теоретико-методологические положения этнокультурного образования рассматривают образование как процесс приобщения человека к культуре и в то же время результат интериоризации культуры... Именно этнокультурологический подход к образованию позволяет создать основу развития личности учащегося как представителя своего народа и гражданина государства [2, с.94].

Концепции исследования культурно-педагогического наследия этноса, диалога культур, представлены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Д.С. Лихачева и др. Изучение традиций с позиций смыслового и функционального значения в сферах культуры и общественной жизни осуществлялось Ю.В. Бромлеем, Н.И. Костомаровым и др. Этнопедагогические подходы описаны в работах В.Ф. Афанасьева, В.С. Бахтина, Л.Н. Бережновой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Б.А. Кадырова, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева, Ю.А. Рудь Ю.А. и др.

В научной литературе нашли свое отражение основные направления дошкольного этнокультурного образования в работах А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой, Н.Н. Лебедевой, О.И.Михалевой, М.М. Прокопьевой и др.

Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования по А.Г. Асмолову представляют задачи формирования гражданской этнокультурной и общечеловеческой идентичности. Формирование гражданской идентичности направлено на становление человека как гражданина своей страны, на воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине, формирование этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с «малой родиной» - селом, городом, регионом), представляет приобщение к национальной культуре, истории родного края, родному языку и т.д. Формирование общечеловеческой идентичности направлено на приобщение к продуктам мировой культуры, общечеловеческим ценностям, роднящих человека со всем человечеством и т.д. [1, с.23].

Таким образом, мы рассмотрели основные направления системы дошкольного образования в русле обновления системы образования и внедрения в практику работы ФГОС. Для реализации ФГОС еще многое предстоит сделать. Как показывает практика, работа по внедрению системы управления качеством начинается с выделения цели и основных приоритетов [6]. Определяя основную цель своей деятельности как обеспечение качества образования, мы выполняем заказ потребителей: личности, получающей образование, начальной школы, где в дальнейшем будет обучаться ребенок, родителей, общества в целом. Для успешной реализации ФГОС необходимы следующие педагогические условия: совершенствование методической подготовки педагогов в условиях обновления и использования инновационных методов работы с детьми, корректировка и совершенствование основных образовательных программ, активизация деятельности экспериментальных площадок, организация тьюторского сопровождения, интеграция деятельности всех социальных институтов, расширение вариативных форм дошкольного образования, систематизация и уточнение индикаторов мониторинга качества дошкольного образования и др.

Рецензенты:

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор кафедры возрастной педагогики и психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики и вычислительной техники, зам. директора по научной работе Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Николаева А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ РС (ЯКУТИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22861 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674