Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕНТАЛИТЕТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Любимова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
В статье раскрываются результаты исследования портрета среднестатистического российского микропредпринимателя, приводится анализ распространенности микропредпринимательства. Автором исследован потенциал развития в России интеллектуального микропредпринимательства как части национальной (региональной) инновационной системы, компонента машины роста свободного рынка и перспективного направления развития человеческого капитала. В качестве основного фактора, препятствующего развитию интеллектуального микропредпринимательства, рассматривается феномен российского менталитета. Рассмотрено будущее интеллектуального микропредпринимательства в контексте этапов общественного развития при переходе от «информационного» общества к «концептуальному». Автором уточнено понятие интеллектуального предпринимательства, приведены критерии отнесения вида деятельности к интеллектуальному предпринимательству и сделаны выводы относительно государственной поддержки видов малого и микробизнеса. Получены новые результаты относительно соотношения сферы услуг, торговли и аграрного сектора в экономике России.
национальная инновационная система
самозанятость
менталитет
экономика знаний
микропредпринимательство
человеческий капитал
1. Дуэн Р. Вклад Израэля М. Кирцнера в исследования предпринимательства и малого бизнеса / Р. Дуэн, Г. Элиассон, М. Хенрексон / Современные классики теории предпринимательства. – М.: Изд.дом ВШЭ, 2013. – С. 317-334.
2. Зыкова Т. Парикмахер уходит в тень / Т. Зыкова // Российская газета. – URL: http://www.rg.ru/2015/09/03/uslugi.html (дата обращения: 02.09.2015).
3. Калюжнова Н.Я. Организация отраслевых рынков и конкурентоспособность регионов (об учебном пособии и монографии В.П. Третьяка) / Н.Я. Калюжнова // Российский экономический журнал. – 2006. – № 9–10. – С. 85-90.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/usl/graf2.xlsx (дата обращения: 02.09.2015).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ . – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/rozn/rozn1.docx (дата обращения: 01.09.2015)
6. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства / Министерство экономического развития РФ. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/support (дата обращения: 01.09.2015).
7. Розов Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика / Н.С. Розов // Мир России. – 2011. – № 1. – URL: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/rus-mentality.htm (дата обращения: 15.08.2015).
8. Рёдель А. И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу / Институт России. Портал россиеведения. – URL: http://rospil.ru/society/society_3/society-29.htm (дата обращения 14.09.2015).
9. Торговые сети в розничной торговле регионов РФ / Федеральная служба государственной статистики РФ. – URL: http://www.gks.ru/publish/prezent/analiz/torg_seti.PDF (дата публикации: 26.09.2013).
10. Холодная М. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.Холодная. – URL: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/psih_intellect_paradoksi.pdf (дата обращения: 01.08.2015).
11. Shane S. Illusions of Entrepreneurship: The Costly Myths that Entrepreneurs, Investors and Policy Makers Live by. Yale University Press, 2008. – Pp.110-115.
Развитие розничной торговли в российских регионах, согласно выводам Росстата, предопределяет социально-экономическое развитие этих самых регионов [9]. На конец 2013 года Росстатом зафиксировано 158 263 микропредприятия, занимающимися розничной торговлей, из них порядка 90 тыс. предпринимателей торгуют в собственных магазинах продуктами, алкогольными напитками, табачными изделиями [5]. Это составляет 65 % от числа хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной торговлей, и 87 % от числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Среди факторов, ограничивающих деятельность в сфере услуг, по состоянию на 2-й квартал 2015 г. отмечаются такие, как недостаток финансовых средств, большая налоговая нагрузка, недобросовестная конкуренция со стороны других организаций, коррупция органов власти [4]. Всё то же самое, что и существует для розничной торговли. Однако розничной торговлей хотят заниматься все, в отличие от сферы услуг, где требуются знания как ресурс, определенная квалификация и компетенции. В отраслевой структуре занятости регионов в первые 15 лет перестройки наиболее быстрыми темпами выросла занятость в торговле [3]. С апреля 2015 года спрос на все виды бытовых услуг снижается, отдельные сферы уходят в теневой сектор экономики [2].

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу, позволяющую в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности [6].

Поэтому у нас возникает ряд вопросов, например: 1) Действительно ли единственно возможной прибыльной деятельностью в регионах России для микропредпринимателей можно считать розничную торговлю продуктами питания, напитками и табачными изделиями, и это есть настоящее и будущее российского предпринимательства и ключ к росту экономики регионов? Или это лоббирование чьих-то частных интересов? 2) Есть ли объективная необходимость в государственной поддержке такого рода предпринимательства? 4) Способствует ли экономическому развитию институциональная поддержка мелких торговцев, не имеющих знаний в сфере менеджмента, но эксплуатирующих чужой труд и создающих скромную добавленную стоимость, на современном этапе развития России? 3) Как согласуется такая политика с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, имеющей направленность развития человеческого капитала и инноваций? Эти вопросы порождают необходимость более глубокого исследования проблемы.

Несмотря на то, что много ученых развивают мысль о развитии малого бизнеса, С.Шейн, лауреат премии за вклад в исследования предпринимательства, считает, что далеко не каждому человеку можно быть предпринимателем и является мифом то, что любое новое предпринимательство создает новые рабочие места и имеет потенциал роста [11]. Именно Шейн подчеркивал, что предпринимательство, в первую очередь, требует человеческого капитала.

Цель исследования состоит в определении потенциала развития в России интеллектуального микропредпринимательства как части национальной (региональной) инновационной системы, компонента машины роста свободного рынка и перспективного направления развития человеческого капитала и исследовании препятствующих этому факторов.

Материал и методы исследования. Автором применялся диспозициональный (портретный) метод исследования предпринимательства, метод критических экспериментов, диалектический метод, метод системности, метод фальсифицируемости и статистический метод, а также эконометрические методы анализа. Проанализированы статистические данные Росстата по субъектам Российской Федерации за 2010-2014 гг. Такое сложные и многомерные явления, как менталитет и интеллект, требуют применения междисциплинарного подхода (области знаний психологии и социологии) (табл.1).

Таблица 1

Теоретические подходы к понятию «интеллект»

№ п/п

Понятие

Определение

Название, сторонники подхода

Методы исследования

1.

Интеллект

Особая форма содержания сознания (люди обладают в разной мере организованной системой знаний - как декларативных (знаний о том, что), так и процедурных (знаний о том, как)

Феноменологи-ческий подход (Glaser, 1980)

Экспериментальное исследование (тестирование).

2.

Интеллект

Следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром

генетический подход (Charlesworth, 1976)

Биографический метод. Метод наблюдения. Сравнительно-генетический метод.

3.

Интеллект

Результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (Интеллектуальные возможности порождаются и ограничиваются культурным контекстом. Культура оказывает влияние на характер интеллектуальных предпочтений.)

социо-культурный подход (Кл. Леви-Стросс, Маккоби, Модиано, 1971)

Сравнительный метод. Метод наблюдения. Экспериментальные  методы.

4.

Интеллект

Особая форма человеческой деятельности (критерий уровня интеллектуального развития - способность к постоянному возникновению новых мыслей)

Процессуально-деятельностный подход (Рубинштейн, 1973)

Метод наблюдения.

5.

Интеллект

Продукт целенаправленного обучения (любая форма обучения способствует увеличению индивидуальных интеллектуальных возможностей)

образовательный подход (Стаатс, Фейерштейна, Simonton, 1978)

Экспериментальные  методы. Метод наблюдения. Сравнительный метод.

6.

Интеллект

Совокупность элементарных процессов переработки информации (интеллект обусловлен нейрофизиологическими факторами: степень сформированности механизмов переработки информации)

Информацион-ный подход (Айзенк)

Экспериментальные  методы.

7.

Интеллект

Система разноуровневых познавательных процессов (активность интеллекта определяется потребностями, интересами, опытом познания мира и общего развития интеллекта)

функционально-уровневый подход (Ананьев, 1977).

Сравнительный метод. Метод наблюдения. Экспериментальные  методы.

8.

Интеллект

Фактор саморегуляции психической активности (мера контроля потребностей)

регуляционный подход (Thurstone, 1924; Zayons, 1980)

Сравнительный метод. Метод наблюдения. Экспериментальные  методы.

Источник: составлено автором по [10].

Результаты. 1) Эконометрическое исследование 22-х основных показателей 40 субъектов РФ за 2013 г. показало, что на объем услуг населению положительное влияние оказывает торговля в условиях рынков и моллов. Производство сельского хозяйства не является значимым параметром в ВРП в 2013 г. Объем производства сельскохозяйственной продукции и оборот розничной пищевой продукции, включая напитки и табачные изделия, тесно связаны и имеют отрицательную зависимость. 2) Микропредприниматели, которые извлекают прибыль из реализации продуктов, алкогольных напитков и табачных изделий, не несут в условиях современной экономики предпринимательских рисков, ведь их наценка оплачивается конечными потребителями, для которых продукты питания являются базовыми потребностями. Но для экономики никакой пользы от развития мелкорозничной торговли нет, т.к. активно развиваются инфляционные процессы. Материальные затраты в цене продуктов питания составляют не более 50 %, остальное составляют издержки микробизнеса. Но, кроме того, не происходит интеллектуального развития, появления и реализации инноваций. Позитивный эффект для населения отмечается в тех регионах, где выше доля сетей [9]. Торговые сети за счет ценовой гибкости и эффекта масштаба способны сдерживать инфляцию. В местах отсутствия скопления розничных торговых точек, отсутствия товарного рынка ведение торговой деятельности присутствует только на основе методов недобросовестной конкуренции. Поэтому в условиях политики инновационного развития, импортозамещения и в целях экономического роста поддержка мелких торговцев государству не выгодна. 3) Понятие «интеллект» претерпело эволюцию от способности решать задачи до разноуровневых процессов, мы можем наблюдать эволюцию общества, которое постепенно трансформируется из информационного в концептуальное и влечет за собой развитие видов деятельности и потребностей человека более высокого уровня, в том числе потребности к комфортному уровню жизни, потребления экологически чистых продуктов питания. Те бизнес-единицы, которые обеспечивают реализацию таких потребностей, по праву обладают конкурентным преимуществом и являются интеллектуальными предпринимателями. 4) Интеллектуальное предпринимательство означает все виды деятельности полного цикла - от производства до реализации товаров или услуг. Положительным примером этому является аграрная отрасль экономики, где требуется постоянный ресурс знаний для управления рисками, например, в агротехнике - для работ с почвой в разных непредсказуемых условиях и накопление процедурных знаний. Более того, доля затрат сельхозпроизводителя  в конечной цене продуктов - это главный показатель эффективности экономики. Большая часть потребительского дохода уходит на компенсацию издержек предпринимателей (реклама, логистика, стоимость коммерческой недвижимости, кредита), что негативно сказывается на аграрной отрасли экономики и на интеллектуальном и физическом развитии самих потребителей: полезные вещества в продуктах заменяются на химические удешевляющие товар заменители. Для устойчивого экономического развития необходима заинтересованность в полном экономическом цикле.

Обсуждение. Понятие интеллект как психический процесс не нашло закрепления в психологии. Ученые объясняют это тем, чрезмерное количество знаний об интеллекте переходит в некоторое их качество с явно отрицательным знаком. При этом общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения - наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим - является важнейшим основанием его прогрессивного развития. На обыденно-житейском уровне существует стойкий стереотип о необязательности и даже нежелательности интеллекта в ряду других личных психологических качеств. Традиционные психологические исследования превратили интеллект в некую частную способность, имеющую весьма слабое отношение к реальным проблемам человеческой жизни. Интеллект оказался противопоставленным естественным проявлениям интеллектуальной активности (обыденному интеллекту), творческим интеллектуальным возможностям (креативности), эффективности социального познания (социальной компетентности) и т.д.  За неверное представление об интеллекте приходится платить дорогую цену, выражающуюся в падении интеллектуального потенциала общества. Речь идет о феномене «функциональной глупости», обнаруживающем себя в увеличении в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей. Такого рода смещение нормального распределения интеллектуальных способностей людей имеет временный характер и наблюдается в условиях действия целого ряда неблагоприятных для жизни человека факторов. К числу последних можно отнести генетико-биологические факторы (ухудшение режима питания, экологической обстановки, медицинского обслуживания, рост алкоголизации населения и т.д.), социально-экономические факторы (политическую нестабильность, «утечку мозгов», вынужденную миграцию, снижение качества образования, разрушение науки как социального института, идеологическую обработку населения и т.д.), психологические факторы (стрессы, внутриличностные и межличностные конфликты, разрушение образа будущего и т.д.) [10]. Соответствующее отношение к себе вызывает само понятие интеллектуального предпринимательства. Однако именно сложившаяся ситуация с падением интеллектуального потенциала вызывает активно растущий спрос на тренинги, коучинг, консультации, то есть на удовлетворение потребностей индивидуальных интеллектуальных возможностей (образовательный подход к пониманию интеллекта), вызывает активное появление услуг по поддержке здоровья и здорового образа жизни (регуляционный подход к пониманию интеллекта), спрос на творческие работы (функционально-уровневый подход). Так называемое социальное предпринимательство нами рассматривается как составляющая интеллектуального предпринимательства, которая имеет значительный потенциал, принимая во внимание феноменальный, генетический, социокультурный подходы к пониманию интеллекта. Таким образом, вместе с исследованием понятия интеллект, которое претерпело эволюцию от способности решать задачи до разноуровневых процессов, мы можем наблюдать эволюцию общества, которое постепенно трансформируется из информационного в концептуальное и влечет за собой развитие совершенно иных видов деятельности и потребностей человека. Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что способ мышления напрямую влияет на социально-экономические процессы.

Слово «менталитет» («ментальность») обозначает способ мышления, образ мыслей, (умо)настроение, душевный настрой, характер. Методом исследования ментальности является ее сопоставление с другой ментальностью. Например, когда говорили о советском менталитете, обычно имели в виду, что он мешает осуществлять реформы в экономике, привнесенные западными ценностями. Конструктивная способность моделей экономического развития способна преобразовать мышление индивида в мышление субъекта рыночного хозяйства и т.п. Правда, своеобразие российского менталитета сейчас усматривают в рамках концепции евразийства, позволяющей рассматривать российский менталитет как опосредующее звено в рамках троичной структуры Восток - Россия - Запад. Действительно ли особенности российского менталитета могут выступать факторами, препятствующими развитию интеллектуального предпринимательства, уступающими развитию мелко-торговой деятельности? Да, могут, и это доказывается методом критического эксперимента на каждом конкретном товарном рынке, исследуя аспекты: 1) какой у индивида опыт - покупать с рук у крестьян на базаре или в магазинах, супермаркетах, относительно доступности цен, качества продуктов, их товарного вида и т. д.; 2) с кем будет идентифицировать себя респондент, насколько чужой или свой для него торговец; 3) каковы ожидания респондента в соответствующей политико-экономической структуре (допуск на рынок, проверки, налоги, поборы и т.п.). Эмпирически установлено, что при низкой конкуренции торговцы могут держать высокие монопольные цены и не особенно заботиться о товарном виде продуктов, соблюдении требований к торговле. Зато они могут сохранять свою монополию и скрывать доходы от налоговой инспекции благодаря регулярным взяткам местным властям, а также способствовать тому, чтобы крестьян (а равно иных конкурентов) с их низкими ценами не пускали на рынки. Но как ни парадоксально, в российских условиях это не влияет на спрос.

Выводы. 1. Развитие микропредпринимательства необходимо изучать в соотношении трех аспектов хозяйственных отношений: 1) торговля продуктами, напитками, табачными изделиями; 2) услуги населению; 3) производство сельскохозяйственной продукции. Торговля и производство здесь находятся на полярных сторонах, а услугам сопутствует развитие торговли в условиях конкурентного товарного рынка. 2. Развитие микропредпринимательства и малого бизнеса в виде мелкорозничной торговли негативно сказывается на экономике, формирует инфляцию, а также влияет на мышление потребителей. Указанное микропредпринимательство необходимо размещать строго на высококонкурентных локальных товарных рынках, иначе такая торговля начинает вытеснять из экономики сферу услуг и продукцию сельского хозяйства. 2. К интеллектуальным микропредпринимателям можно отнести только те бизнес-единицы, которые обеспечивают реализацию потребностей индивидов высокого уровня, и на этом основании обладают конкурентным преимуществом. 3. В политику поддержки развития малого бизнеса следует включать только те виды деятельности, которые направлены на развитие потребностей и способностей индивидов, улучшение качества жизни, комфорта проживания, экономической и социальной выгоды абсолютно всех заинтересованных участников экономических отношений. Конечной целью такой политики является состояние равновесия по И. Кирцнеру. Нельзя допускать развитием малого бизнеса губительного для общества внешнего эффекта. В этом смысле будущее российского предпринимательства становится интеллектуальным.

Рецензенты:

Калюжнова Н.Я., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск;

Пешков В.В., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», г. Иркутск.


Библиографическая ссылка

Любимова Т.А. МЕНТАЛИТЕТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22865 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674