Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Пивоварова И.В. 1 Пилипенко Л.М. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В условиях социально-экономических преобразований, наблюдаемых в России, возможности семьи выступать фактором успешной социализации ребенка ограничены. Многочисленные исследования показывают, что современная семья не справляется со своими социальными функциями. Ученые отмечают падение ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, ухудшение психологического климата в семье. В то же время именно от семьи зависит, какими будут новые поколения; как будет трансформироваться их ценностная система.В статье представлены результаты социологического исследования роли семьи в социализации личности. Особе внимание уделяется формированию ценностей личности в процессе воспитания ребенка в семье. Приводится сравнительный анализ мнений представителей семей и экспертов относительно важных жизненных ценностей и личностных характеристик, формируемых у ребенка в процессе воспитания в семье.
социализация личности.
функции семьи
институт семьи
семья
1. Валикина Ю.Р., Коротаева А.В., Черепанова В.Н. Стили воспитания ребенка в семье. / Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2;URL: http://www.science-education.ru/129-21479.
2. Орлов А.Б.Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.follow.ru/article/340.
3. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности [Текст] / И.В. Пивоварова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2;URL: http://www.science-education.ru/122-21403.
4. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Роль государственной политики в возрождении института семьи. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2;URL:http://www.science-education.ru/122-21404.
5. Пивоварова И.В. Черепанова В.Н. Особенности социализации детей в современной семье. [Текст] / И.В. Пивоварова // Философия. Социология. Культурология. Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - №9 (364).– С. 125-130.
6. Суворова Н.В., Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Материальный достаток как фактор благополучия современной семьи. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2;URL: http://www.science-education.ru/129-21480.
7. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России. [Текст] / О.В. Устинова, И.В. Пивоварова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. - №1. – С. 78-82.
8. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г.Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности. [Текст] / Н.Г. Хайруллина / Личность и общество. / Saint-Louis, MO, USA, 2013.
9. Хайруллина Н.Г. Социокультурное развитие личности: региональный аспект // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. - № 6 (14). – С. 268-270.
10. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus. // Life Sci J. 2014. 11(8s). p.465-468.
11. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus. // World Applied Sciences Journal 2014. 31(5). p. 910-914.
Многочисленные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. [9, 10, 11] В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, обладающей духовно значимыми нормами и ценностями, способной ориентироваться на патриотизм, гражданственность, милосердие, благочестие и др. [5, 7, 8] Огромная роль в этом направлении отводится семье, обладающей духовным богатством, семейными традициями и т.д.

Анализируя результаты авторских исследований (анкетирование населения г.Тюмени - 384 респондента; экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания - 94 эксперта)[3, 4, 6], проанализируем особенности формирования жизненных ценностей в процессе социализации ребенка в семье.

В определенных условиях под воздействием различных факторов (психологические факторы, семья, внешнее окружение) в семье реализуется воспитательный процесс, в результате которого у ребенка формируются жизненные ценности. На рис. 1 представлено распределениемнений респондентов относительно жизненных ценностей, воспитанию которых в их семье уделяется особое внимание.

Рис. 1. Респонденты о наиболее важных жизненных ценностях, формируемых у ребенка в процессе воспитания в семье, %

 

На первое место респонденты поставили ценности быть родителями, рожать и воспитывать детей, а вот на второе неожиданно – получение образования. То есть родители понимают, что без образования трудно говорить о какой-либо социализации, усвоении норм, правил, образцов культуры и поведения общества. За следующий блок ценностей – быть хорошими супругами и родственниками, отдали свои предпочтения несколько меньшее количество респондентов (52,3%). Еще меньше – за профессиональный рост и личное саморазвитие. Особо следует отметить тот факт, что за достижение высокого социального статуса отдало свои голоса всего 19,5% респондентов, что свидетельствует о том, что большинство респондентов не видят особого смысла для своих детей в получение высокого социального статуса в современном обществе, а это означает существование опасности снижения социальной активности граждан.

Экспертам был задан аналогичный вопрос: каковы семейные ценности, воспитанию которых должно уделяться особое внимание в процессе социализации личности ребенка в семье (рис. 2).

Рис. 2. Эксперты о наиболее важных жизненных ценностях, формируемых у ребенка в процессе воспитания в семье, %

 

            Тенденция ответов экспертов почти такая же, как у респондентов. На первом месте ценности быть родителями, рожать и воспитывать детей, затем быть хорошими супругами, профессионального роста. Отличие в ответах в том, что эксперты отдали большее предпочтение ценностям личного саморазвития (56,4%), получению социального статуса (45,7%), чем респонденты (31% и 19,5%).

На вопрос, заданный респондентам, какую личностьони хотели бы воспитать в семье, а экспертам – какую личность необходимо сформировать в семье в процессе ее социализации были получены следующие ответы (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ мнений респондентов и экспертов относительно характеристик личности, сформированной в процессе воспитания в семье

Блоки (по количеству высказавшихся за данные характеристики)

Характеристики личности, формируемой в процессе воспитания личности в семье, по мнению респондентов

Характеристики личности, формируемой в процессе воспитания личности в семье, по мнению экспертов

Более 70%

 

«социально-активный»

«коммуникабельный»

«отвественный»

«нравственный»

От 60 до 69,9%

«отвественный»

«самостоятельный»

«честный»

«самостоятельный»

«культурный»

 «честный»

«творческий»

От 50 до 59,9%

«нравственный»

«воспитанный»

«справедливый»

От 40 до 49,9%

«культурный»

«организованный»

«терпимый»

От 30 до 39,9%

«смелый»

«социально-активный»

 «целостный»

«творческий»

«терпимый»

«целостный»

«свободный»

Менее 30%

«независимый»

«аккуратный»

«исполнительный»

«свободный»

«смелый»

«независимый»

«исполнительный»

«рациональный»

Менее 5%

 

«авторитарный»

«жесткий»

«религиозный»

«консервативный»

По мнению большинства респондентов (более 50%) в процессе социализации ребенка в семье он должен обладать следующими характеристиками: «отвественный», «самостоятельный», «честный», «нравственный», но всего 35% опрошенных считают необходимым воспитание социально-активного человека, а значит более 65% участников анкетирования не хотят этого.

Социализация– это двусторонний процесс, включающий в себя, не только усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, но и процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, посредством его активной социальной деятельности. [5] Если не будет реализована вторая составляющая социализации, не будет активной социальной деятельности граждан, то и общество не будет развиваться и закономерно придет к кризису и деградации.

Список характеристик личности, которую необходимо сформировать в процессе социализации, по мнению участников экспертного опроса, более полон, чем у респондентов. Более 50% экспертов высказались за такие характеристики, как«социально-активный», «коммуникабельный», «отвественный», «нравственный», «самостоятельный», «культурный», «самостоятельный», «честный», «творческий», «воспитанный», «справедливый». И социально-активный человек как результат его социализации, в предпочтениях экспертов выведен на первое место.

Распределение ответов респондентов на поставленный вопрос в зависимости от возраста,показало, что 42% респондентов 20-29 лет и 38% - возраста 30-44 года выскзались за необходимость воспитывать социально активного человека в семье, и этот факт вселяет надежду на то, что население г. Тюмени заинтересовано в социально активном строителе общества(рис. 3).

Особо следует отметить тот факт, что большинство респондентов возраста свыше 45 лет (более 62%) подчеркнули необходимость воспитать нравственного человека в семье, зато молодое поколение выскзалось за эту характеристику менее активно (менее 43%).

Настораживают результаты выбора характеристики личности «культурный». Если подавляющее большинство старшего поколения (старше 60 лет) (более 70%) выбрала эту характеристику как одну из основных личности воспитуемого, то предпочтения молодых людей иные (респонденты возраста 20-29 лет – всего 31% за эту характеристику).

Более 40% респондентов старше 60 лет указали необходимость воспитания исполнительного человека в семье, в то время как молодежь в большинстве своем (более 80%) высказалась против этой характеристики, в то время как по отвественности фактически их мнение совпало со старшим поколением. Этот факт можно объяснить тем, что исполнительность у моледежи ассоциируется с несамостоятельностью. [1]

Результаты опросов респондентов и экспертов легли в основу авторской инновационной концепции ролевых функций семьи в процессе социализации личности, представляющую собой инновационный подход к пониманию и трактовке функций семьи как целенаправленному обеспечению успешной адаптации и приспособления личности к современному обществу.

Авторы рассматривают цепочку: общество – семья – человек. Жизнедеятельность каждой семьи осуществляется в соответствии с определенными целями, и эти цели могут быть ориентированы на общество, на человека. Если взять два обособленных идеальных случая, когда семья ориентирована только на общество и только на человека, то в каждом данном отдельном случае семья избирательно осуществляет свои функции. [2]

Например, в том случае, когда семья ориентирована на общество, она формирует и воспитывает те ценностные ориентации, которые являются социально приемлемыми и одобряемыми в данном конкретном обществе, транслируя его общественные ценности в сферу семейных ценностей.

 

Рис. 3. Респонденты разного возраста о характеристиках личности, сформированной в процессе воспитания ребенка в семье, %

 

В то время как в случае ориентации семьи на запросы и интересы отдельных индивидов – членов семьи, функции семьи несколько другого плана – защита от трансляции социально значимых в данном обществе целей в случае, если они противоречат интересам членов семьи. При таких условиях наблюдается процесс индивидуализации личности в семье. Тогда роль семьи в этих процессах может быть неоднозначна, а в некоторых случаях и диаметрально противоположна.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.

 

 


Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22937 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674