Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ЭТНО-ВЕЧЕ»

Григорьева Е.Л. 1 Красильникова Ю.С. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
В данной статье рассматриваются возможности применения дистанционного образования как формы организации деятельности консультативного центра. Дистанционным способом можно организовать самостоятельную деятельность семей младших школьников по решению отдельных проблем и тем или сделать ее основой при организации консультирования. Обосновано, что реализация разработанных авторами принципов в организации дистанционного образования семей младших школьников в полиэтническом обществе позволяет: а) проводить обучение большого количества человек в приемлемом для них временном режиме; б) реализовать индивидуальный подход к диагностике и формированию необходимых знаний и ценностей: в) снизить затраты ресурсов времени и иных на проведение обучения; г) повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; д) создать единую бесконфликтную образовательную среду.
полиэтнический консультативный детско-родительский центр
информационные технологии воспитательной деятельности
принципы организации дистанционного образования
закономерностями организации дистанционного образования
дистанционное обучение
1. Быстрицкая Е.В. Барьеры социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде / Быстрицкая Е.В., Николина В.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У. — Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — С. 388.
2. Быстрицкая Е.В. Концепция создания полиэтнического детско-молодежного адаптационного центра «ЭТНОГЛОБус.РФ»/ Е.В. Быстрицкая, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина, А. Занозин, С.И. Иванова, Е.С. Киселева // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2-2. — С. 287–288.
3. Быстрицкая Е.В. Оптимизирующая молодежная среда / Е.В. Быстрицкая, Р.У Арифулина, С.И. Аксенов, Е.А. Белова, Д. А. Занозин, Е.С. Киселева / Учебное пособие. — Saarbrücken, Germa-ny, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2013. – 215 с.
4. Григорьева Е.Л. Проблемы интеграции учителем семейного и школьного физического воспитания младших школьников / Е.Л. Григорьева, О.Л. Бойцова // Культура физическая и здоровье – 2015. — № 1 (52). – С. 75–78.
5. Дмитриев С.В. Школа восприятия, конструктивного мышления и продуктивного действия спортсмена в методике психолого-педагогического обучения / Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. — Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 5. — С. 96–102.
6. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 167 с.
7. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. — № 36. – С. 26–30.

Дистанционное образование — это специальным образом организованный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между участниками образовательного диалога, а также воспитательные воздействия, возникающие в процессе данного диалога, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) [6, 7].

Ведущими закономерностями организации дистанционного образования являются:

1) единая методологическая основа, определяющая формирование единого учебно-информационного банка, возможность трансфера опыта, создания единой образовательной деятельности, доступной для обучающегося формы организации образовательного процесса;

2) децентрализация создания и управления единой системой дистанционного образования;

3) комплексность, обеспечивающая непрерывность процессов воспитания и обучения;

4) доступность, включающая в себя доступ к образованию по месту жительства, открытый доступ к средствам информационных технологий;

5) модульность, обеспечивающая создание и совершенствование комплексного, гибкого образования в масштабе всей образовательной организации [1, 4].

Указанные закономерности вполне реализуемы не только при организации учебно-воспитательного процесса в школах и других образовательных организациях, но и в условиях консультативных центров, к разряду которых относится полиэтнический центр «Этно-Вече» в рамках детско-молодежного адаптационного полиэтнического центра (объединения) «ЭТНОГЛОБус.РФ» [2].

В некоторых случаях дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом), в условиях же нашего Центра эта форма образования детей и взрослых – представителей динамически развивающихся этнических общин и диаспор — является подсистемой, входящей в единую систему поликультурного взаимодействия и образования детей, подростков и молодежи коренных и некоренных национальностей. В данной статье рассматриваются возможности применения дистанционного образования как формы организации деятельности консультативного центра. Дистанционным способом можно организовать самостоятельную деятельность семей младших школьников по решению отдельных проблем и темам или сделать ее основой при организации онлайн и офлайн консультирования.

Для того чтобы построить эффективную технологию дистанционного образования членов семей учащихся 1–4 классов – в вопросах обучения и воспитания их детей – младших школьников с целью формирования у них необходимых знаний и просоциальных личностных позиций, следует опираться на определенные принципы.

1. Принцип интерактивности. Он состоит в том, что при проектировании и реализации, при анализе и оценке результатов онлайн и офлайн консультирования следует учитывать не только контакты детей и их родителей с педагогом вместе или по отдельности, но и взаимоотношения детей коренных и некоренных этносов между собой, родителей учащихся, а также семейные отношения. Не стоит упускать из виду также влияние общественных организаций на воспитание и обучение полинациональных учебных коллективов, как указано на схеме.

Структура образовательного взаимодействия
в поликультурном образовательном пространстве

2. Принцип стартовых знаний характеризуется в данном случае тем, что для эффективного обучения, воспитания и социализации младших школьников, их родителей и иных членов семьи трудовых мигрантов необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети, а для этого требуется определенная специфическая предварительная подготовка. Кроме того, необходимы стартовые знания русского языка и культуры речи, знания о традициях коренного населения и укладе жизни в новом месте проживания, которые чаще всего несистемные, отрывочны и имеют случайный характер, а также могут быть неистинными. Коррекция этих знаний проводится также на основе указанного принципа.

3. Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью проведения постоянного рефлексивного анализа не только имеющихся знаний, умений учащихся, а также основ их мировоззрения, но и учебных и жизненных мотивов социально значимых качеств личности членов их родителей и родственников с тем, чтобы оказывать семьям трудовых мигрантов адресную консультативную помощь. Учет этого принципа позволяет не только составить индивидуальную образовательную траекторию и провести доподготовку в целях восполнения недостающих сведений и социально значимых компетенций, но и отслеживать формирование личности учеников начальной школы и помогать им строить детско-родительские отношения на цивилизационных основах.

4. Принцип идентификации заключается в необходимости организации рефлексии (например, при помощи творческих заданий, которые необходимо выполнять всей семьей), с тем чтобы идентифицировать вклад каждого члена семьи в социализацию и воспитание ребенка.

5. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий определяет необходимость педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации учебно-методического комплекса поддержки семейных отношений в целях успешной социализации младшего школьника. Это необходимо, так как увлечение применением технических средств порой приводит к фетишизации, к потере учащимися целевой компоненты формирования у них знаний и социальных ролей.

6. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений консультаций по возрасту и составу консультируемых групп, возможности применения индивидуальных темпов и ритма усвоения знаний и реализации воспитательных траекторий в целях овладения младшими школьниками широким спектром необходимых в современном обществе личностных качеств.

7. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании дистанционного образования состоит в том, что проектирование учебно-методического комплекса необходимо начинать с разработки целевых основ не только в отношении младших школьников, но и в отношении их родителей, одноклассников – представителей коренных этносов. Эти основы следует сформировать с учетом психических и личностных особенностей, структуры семейных и социальных отношений.

8. Принцип сочетания дистанционного обучения с другими формами организации деятельности консультативного центра. Как показало наше исследование, главный базис возможного поликультурного сотрудничества – это не учебная или профессиональная деятельность, не творчество, а ориентация родителей на ценность здоровья своих детей, семьи в дистанционном и очном режиме [3, 5]. Эта деятельность в рамках Центра «ЭТНОГЛОБус.РФ» обеспечивается направлением «Этно-Олимп». Задачей данного проекта становится в большей степени просветительская деятельность по вопросам здоровья, а также творчества, учебы, бытовых проблем, общения и жизнедеятельности, а также и профориентации. Каналы информационного обеспечения просвещения родителей и детей в указанной проблематике обеспечиваются направлением «Этно-принт». Этот принцип успешно реализуется при условии, что внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него [2].

Эффективность организации и реализации онлайн и офлайн консультирования на основах вышеуказанных закономерностей и принципов можно оценить по результатам решения задач следующих направлений деятельности «Этно-Вече»:

«Главное для родителей – это здоровье их детей»

«Неизвестное — значит, страшное»

«… Лучше добрый мир!»

«Делай лучше нас!»

«Читайте! Завидуйте! Я гражданин!»

Учет разработанных принципов в организации дистанционного образования семей младших школьников в полиэтническом обществе позволяет: а) проводить обучение большого количества человек в приемлемом для них временном режиме; б) реализовать индивидуальный подход к диагностике и формированию необходимых знаний и ценностей: в) снизить затраты ресурсов времени и других на проведение обучения; г) повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; д) создать единую бесконфликтную образовательную среду.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., доцент, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Л., Красильникова Ю.С. ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ЭТНО-ВЕЧЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22943 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674