Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРА

Филоненко Е.В. 1 Щекалева М.А. 1 Петухов В.В. 2, 1
1 ГОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
2 ГОУ ВО Дальневосточный федеральный университет
Рассматривается роль социально-культурной тематики в структуре курсового и дипломного проектирования студентов направления подготовки «дизайн-среды». Практико-интегрированный процесс организации теоретического и практического обучения во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, ориентирован на реальные объекты, среди которых важное место занимают учреждения культуры города и края. В рамках социокультурной тематики, дизайн музейно-выставочных пространств подразумевает возможность полноценного решения социальных вопросов, остро стоящих перед современным состоянием российского общества. На примере нескольких дипломных проектов, авторы статьи рассматривают наиболее важные акценты в проектировании музейно-выставочных пространств. Введение в тематику учебного проектирования задания по организации выставочного пространства на конкретной предметной основе, имеет огромное значение, за счёт повышения мотивации качественного предоставления объекта разработки. Знакомит студента со способами организации эстетически привлекательного пространства в рамках художественной соподчиненности, с превалирующим раскрытием экспонируемого материала, предоставляет одновременное решение социальных вопросов, учитывающих особенности людей с ограниченными физическими возможностям. Профессиональное раскрытие комплекса данной тематики предполагает широкий пласт проблем, решение которых невозможно без привлечения ранее полученных знаний: функциональной организации и зонирования пространства, композиции, колористки, освещения, что составляет залог глубокой подготовки специалиста-дизайнера.
дипломное проектирование.
выставка
экспозиция
выставочные пространства
музейный дизайн
музей
1. Боброва Е.В. Формирование выставочного пространства как важнейший атрибут профессионального образования дизайнера// Омский научный вестник. – 2014. – №2. – С. 269-272.
2. Богородская С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры: дис. … канд. искусств. – СПб., 2007 – 157 с.
3.Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования в области культуры и искусства (14.03.2003). – М., 2003.
4. Добробабенко Е.В. Выставка «под ключ»: готовые маркетинговые решения. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
5. Ильина Е.А. Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации // Молодой ученый. – 2009. – №4. – С. 85-88.
6.Калугина Т.П. Музей и «музеефикаторский» тип музея // В диапазоне гуманитарного знания // Сб. научных трудов к 80-летию профессора М.С. Кагана. –СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С.54.
7.Ревякин В.И., ОленевА.А. Рекомендации по проектированию музеев. –М.,1988.–С. 144.

Цель работы состоит в исследовании значения социально-культурной тематики в структуре выпускного дипломного проектирования, студентов направления подготовки «дизайн-среды». На примере наиболее удачных, с точки зрения специалистов музееведов и дизайнеровпроектов, показана интегрированность результатов практико-ориентированного обученияв систему культурных институтов Приморского края.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства, дизайн определен как «процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой общественной и производительной деятельности человека» [3]. Поэтому вузовская профессиональная подготовка дизайнера должна позволять ему в своей будущей деятельности выполнять аналитическую, производственно-управленческую экспериментально-исследовательскую, педагогическую и иные виды деятельности. Этими направлениями деятельности являются: приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков; формирование личностных профессионально значимых качеств, а также приобретение практического опыта в деятельности, приближенной к профессиональной.

Музейный дизайн занимает особое место, поскольку ему присуще понятие гармонии в нерасторжимых измерениях и сочетаниях, как наука, техника и искусство.

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития отечественной культуры, сохранения культурно-исторического наследия,продвижения лучших достижений российской культурыза рубежом, 2014 год был провозглашен в России «Годом культуры». Правительство России постоянно обращается к проблемам сохранения и возрождения культурного наследия. Президент Российской Федерации В.В.Путинв парламентском докладе«О состоянии культуры в России...», отметил, что политика духовного возрождения страны не может быть реализована без сохранения   историко-культурного наследия.

Исходя из этого, на кафедредизайна и искусств Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) одним из важнейших направлений тематики выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по программам ГОС и ФГОС,сталиучреждения культуры города и края.

Основной проблемой значительной частисовременных музеев, как правило, является несовременность и низкий уровень интерактивности форм музейной работы, слабое информационное освещение в региональных СМИ. Современным музеям нужно искать пути работы с аудиторией, ориентировать работу не только на случайного посетителя, но и на постоянного музейного зрителя. Музеи приобретают и всё больше берут на себя функции, не только информаторов, о событиях современного искусства и поразительных открытий истории прошлого.

На протяжении нескольких лет, во Владивостокском государственном университете экономики и сервисатеоретическое и практическое обучение основано на тесной взаимосвязи с реальными объектами курсового и дипломного проектировании; связанно с существующими объектами культуры:

- МКУ «Историко-краеведческий музей Артёмовского городского округа»;

- «Историко-технический музей Автомотостарины города Владивостока»;

- МБУК«Музейно-выставочный комплекс города Большой Камень», ЗАТО Большой Камень Приморского края;

- МБУК «Музейно-выставочный центр города Находки»;

- «Историко-тематический парк «Изумрудная Долина»»,г. Уссурийск Приморского края и др.

Дизайнер в проектировании музейно-выставочных пространств решает комплекс задач: интерьер музея, применение произведений изобразительного искусства, художественное решение экспозиции, использование технических средств, экспозиционного оборудования и их дизайн, маршруты осмотра экспозиции, определение выгодных точек осмотра, забота о снятии усталости посетителей, о создании их настроения, выстраивание принципов работы экскурсовода в экспозиции, решение синтетических проблем при создании «музейных сеансов». Такие проекты необходимы для профессионального образования дизайнера.Важнейшее, принципиальное значение для студентов, обучающихся по направлению подготовки «дизайн-среды», связано с: опытомсамопрезентации, необходимым выпускнику-дизайнеру в дальнейшей профессиональной деятельности;   возможностьювыполнять анализ проделанной работы, сопоставить результаты своей работы с результатами  своих товарищей.Подготовка выставки знакомит студента со способами организации художественного пространства, формирует его экспозиционное мышление и вкус, необходимые в его дальнейшей профессиональной деятельности;с возможностью выставочной деятельности на базе своего вуза, не только мотивирует студента на учебный процесс, но и даёт определённый опыт «культурной» конкуренции[3].

На сегодняшний день выставка - это комплексная контактная среда, формируемая различными средствами подачи информации [1]. Результат информационного воздействия выставки возникает в процессе непосредственного контакта - общения экспонентов и посетителей. Выставочное пространство прямоугольное или квадратное, узкое или просторное, низкое или с высокими потолками диктует свои правила, имеет свою специфику. Дизайнер должен правильно определить приёмы, уместные в предлагаемом пространстве, с его индивидуальными характеристиками. Так, студент в ходе подготовки к проектированию выставочного пространства, знакомится с понятием «экспозиционность», определяемое определённым типом экспозиции, в результате которой изменяется наглядно-смысловая организация выставки [2].Исследовательмузейной экспозиции, Т.П. Калугина, определяет следующие типы построения экспозиции: «проблемная группировка», «академический ряд», «экспонат в фокусе» [6].

«Проблемная группировка» уместна при организации персональных выставок. Творчество автора предстаёт в такой «визуальной аранжировке», которая заостряет внимание на определённых аспектах его художественного языка: разнообразие технического подхода, доминантный колорит, принцип художественной стилизации, эволюция образа и т.п. «Академический ряд» в традиционном представлении о выставке являет собой хронологически последовательную картину какого-либо длительного художественного этапа. В ходе таких выставок можно проследить профессиональный рост. «Экспонат в фокусе» - особое проявление принципа экспозиционности. При таком способе организации художественного пространства акцент в построении экспозиции ставится на одном или группе произведений. Все прочие экспонаты служат своего рода введением в материал. Такой принцип построения экспозиции можно использовать в проведении тематических выставок с четко обозначенной концепцией. Из этих примеров реализации принципа экспозиционности можно заключить, что в каждом случае расположение объекта экспонирования обусловлено решением конкретных задач. Таким образом, под понятием «экспозиционность» можно рассматривать размещение объекта экспонирования на своём носителе (стенде, стене, постаменте, в витрине) в такой пространственной локализации, которая обеспечила бы его восприятие с оптимальным проявлением своих художественно- смысловых качеств [4].

Кроме того, характер современной выставочной деятельности делит пространство на «выставочное» (используемое для размещения экспозиции) и «информационно-деловое» (используемое для проведения деловых, квалификационных, консультативно- образовательных, рекламно-развлекательных мероприятий в рамках выставки). Таким образом, выставочное пространство предполагает наличие свободного места, достаточного для проведения «круглых столов», мастер-классов, церемоний открытия выставок [4].

Каждый музей предполагает индивидуальные и неповторимые пути и формы создания своих экспозиций. В настоящее время музеи, стремящиеся создать уникальные экспозиции, в ходе работы - будь то уточнение целей и задач своей деятельности, корректировка концепции, разработка экспозиции, создание сценариев работы с посетителями, поиск партнеров и т.д.,неизбежно ступают на путь проектирования [7]. Открытие музейной экспозиции является достижение не только работы хранителей и сотрудников экспозиционно-оформительского отдела, но, прежде всего, результатом спланированного, научно обоснованного, многогранного творческого союза дизайнера, архитекторов, конструкторов, сценаристов, психологов и других специалистов.

Дипломный проект «Реконструкция и разработка интерьеров выставочных залов МКУ «Историко-краеведческий музей» Артёмовского городского округа»студенткой КозловойС.Е разрабатывался на сборе и анализе существующего положения. Решение дипломницы разработать не только современный интерьеры выставочного пространства, а в первую очередь придать привлекательный внешний вид зданию музея.

Из-за постоянного роста количества экспонатов, пополнение и обновление композиций требуется расширение выставочного пространства. Дипломницей была разработана авторская концепция «Минимум деталей, максимум эмоций».Основной идеей, которой является открытый светлый интерьер, залитый естественным светом из витражных окон. Интерьер основан на принципе построения идеальных форм и пропорций пространства, а также игры нюансных цветовых соотношений. Лаконичность в размещении предметов, на которых делаются акцент, в сочетании с высокимкачеством используемых отделочных материалов. Поверхности идеальные и цельные. Оживляется интерьер за счет немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном, такими дополнениями становится искусственная икебана, инсталляция.

Следующие темы дипломного проектирования связаны с «Историко-техническим музеем Автомотостарины города Владивостока». Внимания заслуживают две выпускные квалификационные работы. Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи, хранящие памятники исторического прошлого. Без знания истории невозможно представить будущее, а значить и сложно его построить. Ознакомление с музейной экспозицией - это процесс, при котором включаются практически все познавательные способности человека. Вместе с тем, если музейная экспозиция не обновляется, не меняется, то сохраняя связь с историей, она теряет связь с жизнью, с культурой своего времени.

Зал экспозиции автомобилей советской эпохи, относящихся к периоду Великой Отечественной войны-это мотоциклы, бронемашина, грузовик.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. показывается как путь советского солдата от первоначального ужаса, паники и страха перед врагом до полного его сокрушения. Дипломница выделила четыре этапа: начало войны, переломный момент (битва за Сталинград), битва за Берлин, победа. Каждый этап отражён при помощи настенных панно и дополнен инсталляциями. Доминантой инсталляции является экспонат, являющийся продолжением панно. Зрительно создаётся эффект 3D панорамы.

Следующий зал- уникальная коллекция советских и зарубежных автомобилей 20-х- 70-х годов ХХ века, в которую входят свыше пятидесяти старинных автомобилей и мотоциклов различных стран и марок. Дипломница представила выставочные экземпляры автомобилей, как исторические кадры, использовала фотохроники, документальные фотоматериалы, архивы, тематические киноленты. Тем самым подчеркнула значимость объекта в историческом плане, не забывая о том, что кинематограф - это отражение истории. История,рассказанная через кино, даёт возможность не только познать целую эпоху, но и провести сравнительный анализ с современным миром.

Особое внимание заслуживает социальная значимость выпускнойквалификационной работы «Концептуальная разработка выставочного пространства для слабовидящих людей». К маломобильной категории граждан относятся инвалиды. Люди с заболеваниями опорно-двигательногоаппарата, зрения и дефектами слуха и т.д. Наметившиеся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоёв, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест. При нарушениях зрения ограничиваетсяпроцесс восприятияокружающего мира, что влияет на развитие речи, памяти, воображения. Поэтому весьма важно помочь человеку с подобными ограничениями эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что компенсирует недостаток зрения. Выпускная работа строится на желании студента создать среду, наиболее полно отражающую процесс знакомства с искусством, на этом выстроена концепция выпускной работы «Искусство без исключений».

Таким образом, введение в тематику учебного проектирования задания на организацию выставочного пространства на конкретной предметной основе имеет огромное значение, за счёт повышения мотивации качественного предоставления объекта разработки. Знакомит студента со способами организации эстетически привлекательного пространства в рамках художественной соподчиненности, с превалирующим раскрытием экспонируемого материала, предоставляет одновременное решение социальных вопросов, учитывающих особенности людей с ограниченными физическими возможностям. 

Профессиональное раскрытие комплекса данной тематики предполагает широкий пласт проблем, решение которых невозможно без привлечения ранее полученных знаний: функциональной организации и зонирования пространства, композиции, колористки, освещения, что составляет залог глубокой подготовки специалиста-дизайнера.

Разработка музейно-выставочных пространств должна отвечать современным технологиям предоставления информации, быть максимально информативным.

Широта охвата музейной аудитории должна обеспечиваться организацией осмотров, рассчитанных на лиц с ограниченными физическими возможностями: колясочниками и слабовидящими. Это способствует формированию у студентов как подходов к организации музейно-выставочной среды, так и поиску, и привлечению инновационных технологий, обеспечивающих в ограниченном пространстве полноценное предоставление и восприятие выставочных экспозиций.

В рамках данной тематики представляется возможность полноценного решения социальных вопросов, остро стоящих перед современным состоянием российского общества.

Рецензенты:

Коноплева Н.А., д.культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Федоровская Н.А., д.искусствоведения, заведующий кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Филоненко Е.В., Щекалева М.А., Петухов В.В., Петухов В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22988 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674