Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ

Муралев А.А. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России»
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования документоведческой компетентности у курсантов военных вузов. Формирование документоведческой компетентности у курсантов представляет собой педагогический процесс, неразрывно связанный с военно-профессиональным образованием, основанный на педагогической модели формирования документоведческой компетентности. Раскрыты содержание и структура модели, основанная на аналитико-диагностическом, процессуально-формирующем и оценочно-корректирующем блоках, которые взаимосвязаны между собой. Выделяются системный и деятельностно-компетентностный методологические подходы, заложенные в основу формирования документоведческой компетентности. Функционирование модели основывается на двух группах принципов: организации деятельности и построения и содержания материала. Рассматривается педагогическая среда эффективного функционирования данной модели, основанная на условиях организации квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности, привлечения воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки и педагогического содействия в саморазвитии курсантов. Разработанная модель формирования документоведческой компетентности у курсантов будет способствовать достижению новых высот в образовательном процессе подготовки будущих офицеров.
документоведческая компетентность
педагогическая модель
моделирование
методологические подходы
принципы обучения
педагогические условия
1. Богданов Д.А. О деятельностно-компетентностном подходе к оценке качества и содержанию профессионального образования // Молодёжь и наука: сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции [Электронный ресурс] – Красноярск, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section07.html (дата обращения: 04.11.2015).
2. Гершунский Б.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики. Киев: Вища школа, 1979. — 240 с.
3. Голованова И.Ф. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2008. — 195 с.
4. Голубев Ю.В. Формирование коммуникативной компетентности курсантов военного института внутренних войск МВД России на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2013. — 25 с.
5. Муралев А.А. Историография проблемы формирования документоведческой компетентности // Вестник Московского университета МВД России. М., 2015. — № 1 (25). — С. 228–231.
6. Шаранов А.В. Формирование инженерной компетентности курсантов военных инженерных вузов при интеграции общетехнических и профессиональных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2014. — 174 с.
7. Шишков А.И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: дис. … канд. пед. наук. М., 2014. — 278 с.
8. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. — 2008. — № 1. — С. 89–93.

Военная наука играет значительную роль в совершенствовании образовательной деятельности не только военных институтов, но и всех воинских частей. Залогом успешного выполнения задач офицерами является качественное освоение различных учебных дисциплин в период обучения в военном вузе.

Анализ отзывов на выпускников военных институтов из воинских частей за 5 лет позволяет сделать вывод: при вступлении в должность молодые офицеры проявляют слабые знания и навыки в работе со служебными документами. Восполнять пробелы образования им приходится самостоятельно, а не в период обучения в институте. Военные педагоги давно обращают внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника в учебном заведении и требованиями, предъявляемыми к офицеру непосредственно в войсках.

Опираясь на исследования системной реализации компетентностного подхода, можно говорить о необходимости формирования документоведческой компетентности у курсантов в процессе обучения в вузе как одной из составляющих профессиональной компетентности.

Подготовке военных кадров посвящено большое количество работ (А.В. Барабанщиков, В. Г. Звягинцев, Л. Г. Лаптев, Г. В. Ложкин и др.). Но не стоит забывать, что ежегодно происходит пополнение административных и служебных нормативных актов, изменяются требования к офицерам, появляются новые формы и методы обучения. В связи с этим актуальны поиски новых путей для совершенствования профессиональной подготовки курсантов.

В ходе изучения проблемы формирования документоведческой компетентности выпускников военных вузов выявилась необходимость в обосновании процесса формирования данной компетентности [5]. Для реализации данного условия необходимо выполнить моделирование процесса формирования документоведческой компетентности, которое будет отражать функции, суть и природу модели. Основой модели должны являться интегративность, согласованность и целостность всех ее элементов.

Анализ педагогических моделей (И.Ф. Головановой [3], Ю.В. Голубева [4], А.В. Шаранова [6], А.И. Шишкова [7]) позволил определить военного специалиста, который характеризуется как опытный и хорошо разбирающийся в военно-профессиональной сфере человек. Подтверждением данному высказыванию служит множество педагогических моделей, призванных формировать профессиональную компетентность курсантов.

Системный подход является одним из методологических оснований, который обеспечивает единство образовательного процесса и образовательной системы в военном вузе. Системный подход Б.С. Гершунским описывается посредством педагогической системы, обеспечивающей свое функционирование за счет образовательного процесса [1].

Системный подход является основой для рассмотрения процесса формирования документоведческой компетентности как совокупного элемента системы высшего профессионального образования, который взаимосвязан с другими ее элементами. Системный подход обозначает направления, необходимые при формировании документоведческой компетентности. Но не менее значимым является привлечение деятельностно-компетентностного подхода в процессе формирования документоведческой компетентности.

Деятельностно-компетентностный подход рассматривается как комплексная методологическая основа, предполагающая изучение документоведческой компетентности как вида деятельности, опирающейся на компетентное содержание. Формирование документоведческой компетентности у курсантов будет ориентировано на деятельностную составляющую педагогического процесса.

Практико-ориентированное направление деятельностно-компетентностного подхода рассмотрено в работах Д.А. Богданова[1], Ф.Г. Ялалова [8] и др. По мнению авторов, данный подход должен быть нацелен не только на знания, но и в большей степени на приобретение опыта в практическом направлении, выраженном в компетенциях.

Вышеописанные методологические подходы являются основой структуры и содержания документоведческой компетентности у курсантов военных вузов.

На основе анализа научно-практических исследований мы разработали модель формирования документоведческой компетентности у курсантов военных вузов. Структура данной модели представляет собой взаимосвязанную систему, наполненную интегративно взаимодействующими компонентами (аналитико-диагностический, процессуально-формирующий и оценочно-корректирующий блоки).

Аналитико-диагностический блок служит для диагностирования начального уровня документоведческой компетентности, состоящего из трех этапов (организационного, диагностического, аналитического), и определения степени ее соответствия. Также в данный блок входят задачи, определяемые учебным учреждением, сформированные на основе компетенций, установленных во ФГОС ВПО и квалификационных требованиях к специалистам.

Процессуально-формирующий блок является основой формирования документоведческой компетентности. Здесь происходит поэтапное формирование компонентов документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного) от низкого к продвинутому уровню посредством педагогических методов, форм и средств. Процесс формирования мы разделяем на три этапа (вводно-информационный, профессионально-ориентированный, деятельностно-аналитический), в каждом из которых происходит повышение уровня сформированности документоведческой компетентности. Оценка результата осуществляется в оценочном блоке данной системы.

Оценочно-корректирующий блок представляет собой элемент оценки качества сформированности документоведческой компетентности и ее коррекции. Оценка осуществляется по компонентам документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного), каждый из которых характеризуется продвинутым, достаточным и низким уровнем сформированности.

На рисунке 1 представлена модель формирования документоведческой компетентности.

Рис. 1. Структурная модель формирования документоведческой компетентности у курсантов

Функционирование модели документоведческой компетентности основывается на определенных принципах. Мы выделяем две группы принципов: 1) принципы организации деятельности (проблемности обучения, сознательности и активности, систематичности и последовательности, непрерывной и прямой обратной связи) и принципы построения и содержания материала (соответствия содержания военного образования, единства теории и практики, визуализации, доступности обучения, гражданственности).

Данные принципы предназначены для взаимодействия друг с другом в процессе формирования документоведческой компетентности у курсантов. Все принципы явно проявляются на каждом этапе формирования документоведческой компетентности, дополняя и усиливая друг друга.

Создание благоприятной педагогической среды осуществляется за счет внедрения выделенных педагогических условий в модель формирования документоведческой компетентности, которые призваны оказывать благотворное влияние на учебный процесс.

Мы выделяем следующие педагогические условия:

1) организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности;

2) привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки;

3) педагогическое содействие в саморазвитии курсантов.

Организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности осуществляется посредством внедрения в процесс формирования документоведческой компетентности тренинговой деятельности, баскет-метода и военно-имитационных игр. Изучение и анализ ситуаций реальной профессиональной деятельности офицеров оказывают плодотворное влияние на формирование у курсантов профессионального мировоззрения, умений и навыков в решении документационных задач.

Привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки позволит повысить мотивационную составляющую документоведческой компетентности в процессе воспитательной работы, проводимой преподавателями и командирами подразделений, посредством включения реальных примеров из жизни, актуализации ценности документов в процессе службы, проведения интеграции прошлого и современного документационного обеспечения.

Педагогическое содействие в саморазвитии должно строиться на деятельностной функции преподавателя; прямом взаимодействии преподавателя и курсанта; педагогической поддержке в саморазвитии; самостоятельности курсантов. Все эти функции способствуют самостоятельному приобретению и накоплению курсантами способностей, знаний и информации для аккумуляции их в документоведческой компетентности.

Высокий результат при формировании документоведческой компетентности будет достигнут посредством полного функционирования всех вышеописанных блоков в контексте выделенных педагогических условий.

В результате разработанная теоретическая модель формирования документоведческой компетентности у курсантов может быть использована для совершенствования процесса подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, которые приобретут знания, навыки и практический опыт в работе с документами. Модель формирования документоведческой компетентности представляет собой систематизированный последовательный (поэтапный) процесс, основанный на взаимосвязи взаимозависимых основных элементов (аналитико-диагностического, процессуально-формирующего и оценочно-корректирующего блоков). Эффективность внедрения данной модели будет обусловлена ее функционированием в определенной педагогической среде посредством выделенных условий.

Рецензенты:

Андруник А.П., д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь;

Коломийченко Л.В. д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Муралев А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23122 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674