Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Герасимова Л.И. 1 Денисов М.С. 2 Шувалова Н.В. 2 Сидорова Т.Н. 2
1 АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
2 ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
В последнее время резко возросла значимость проблемы охраны репродуктивного здоровья - репродуктивное здоровье молодежи наиболее подвержено негативному влиянию среды и общества и представляет собой сложную многоаспектную проблему. Проведено анкетирование девушек студенток. Вопросы анкеты касались становления менструальной функции, особенностей функционирования репродуктивной системы. При исследовании выявлено, что у 51% девушек менструации начались после 13 лет; у 20% девушек до 20 лет не регулярные менструации, у девушек 2 группы в 95% менструации регулярные, при этом сбои наблюдаются у девушек 1 и 2 группы один раз в 2-3 месяца в 95% случаев, что указывает на необходимость дополнительного детального анализа факторов, способствующих формированию отклонении в функционировании репродуктивной системы.
репродуктивное здоровье молодежи
нарушения менструальной функции
альгоменорея
1. Абдуллаева Р.Г. Особенности формирования репродуктивного здоровья у девушек-подростков с дефицитом массы тела : автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2009. – 22 с.
2. Акушерство : национальное руководство / ред. Э.К. Айламазян [и др.]. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – (Серия «Национальные руководства»).
3. Гинекология от пубертата до постменопаузы : практическое руководство для врачей / Э.К. Айламазян [и др.]; под ред. Э.К. Айламазяна. – 3-е изд., доп. – М. : МЕДпресс-информ, 2007. – 495 с.
4. Гинекология по Эмилю Новаку / под ред. Дж. Берека, И. Адаши, П. Хилаард; пер. с англ. О.Н. Горбачевой [и др.]; ред. пер. В.М. Нечушкина. – М. : Практика, 2002. – 892 с. – (Классики современной медицины).
5. Гинекология : национальное руководство + CD / под ред. В.И. Кулакова, Г.М. Савельевой, И.Б. Манухина. – М., 2009.
6. Глазкова О.Л. Дифференциальная диагностика в гинекологии. Симптом. Синдром. Диагноз / О.Л. Глазкова, Н.М. Подзолкова. – М., 2005. – 520 с.
7. Девушки-подростки РФ: современные тенденции формирования репродуктивного потенциала (обзор литературы) / В.Е. Радзинский [и др.] // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – Т. 25, № 4. – Вып. 2. – С. 9–14.
8. Клинические лекции по акушерству и гинекологии / под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова, Л.Д. Белоцерковцевой. – М. : Медицина, 2004.
9. Кошель Е.М. Медико-социальные аспекты нарушения репродуктивного здоровья детей 11-18 лет : автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2010. – 27 с.
10. Кустаров В.Н. Дисфункциональные маточные кровотечения : монография / В.Н. Кустаров, И.И. Черниченко. – СПб. : СПбМАПО, 2005. – 163 с.
11. Манухин И.Б. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии : руководство для врачей / И.Б. Манухин, Л.Г. Тумилович, М.А. Геворкян. – 2-е изд. – 2007. – 320 с.
12. Савельева Г.М. Гинекология : учебник. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 740 с.
13. Состояние и проблемы здоровья подростков в России / А.А. Баранов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
14. Стародубов В.И. Репродуктивные проблемы демографического развития России / В.И. Стародубов, Л.П. Суханова. – М. : Менеджер здравоохранения, 2012. – 320 с.
15. Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 592 с.
В современных условиях репродуктивное здоровье молодежи наиболее подвержено негативному влиянию среды и общества и представляет собой сложную многоаспектную проблему. В последнее время резко возросла значимость охраны репродуктивного здоровья, так как демографическая ситуация в нашей стране оценивается как критическая. Здоровье нации определяется главным образом здоровьем лиц фертильного возраста. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны [13-15].

Проявляющееся в последнее время в России разобщение социального статуса населения приводит к увеличению  разнообразных нарушений функции системы репродукции. В настоящее время основная задача службы охраны материнства и детства заключается в определении факторов риска, в организации и проведении интенсивного наблюдения за здоровьем женщин, а также в проведении необходимых лечебных и профилактических мероприятий [2; 5; 8].

В общей популяции девушек все чаще наблюдаются нарушения становления менструальной функции. При изучении базальной секреции гонадотропинов, эстрадиола, прогестерона, фоликулстимулирующего и лютеинизирующего гормонов у девушек  выявлено значительное снижение всех этих показателей. Происходит сдвиг метаболизма эстрадиола, в результате чего образование эстриола снижается и возрастает количество катехолэстрогенов. Различные нарушения менструальной функции имеют до 65% молодых девушек. Высокий процент нарушений менструального цикла является следствием того, что большинство девушек, а также женщин репродуктивного возраста критически относятся к своей собственной внешности, неадекватно оценивая свой вес, прибегая при этом к различным косметическим диетам и полагая, что это способствует снижению веса и их оздоровлению. Такое заблуждение способствует распространенности гинекологических заболеваний, замедлению темпов становления репродуктивной системы [1; 3; 11].

Репродуктивное здоровье студентов заслуживает внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой группы молодежи. Потребность в реализации себя в роли супруга и родителя относится к основным потребностям человека в том возрасте, к которому относится студенчество. Молодые люди в настоящее время нередко начинают жить половой жизнью довольно рано и не оглядываются на устаревшие, на их взгляд, моральные условности. Сексуальное поведение и репродуктивные установки часто расходятся друг с другом, однако их нельзя не рассматривать в едином комплексе, рассуждая о репродуктивном здоровье населения [7; 9; 12].

Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. На здоровье студентки-матери и будущей матери оказывают влияние, прежде всего, физическое развитие женского организма с присущими ему репродуктивными функциями; состояние соматического здоровья и гинекологическая заболеваемость; социально-психологические потребности и установки в области сексуального и репродуктивного поведения; осведомленность и применение на практике методов предупреждения нежелательной беременности; социальные и материальные условия реализации репродуктивных установок; доступность медицинской помощи по своевременной диагностике, лечению и профилактике осложнений расстройств репродуктивной сферы, а также развитость потребности в обращении за квалифицированной медицинской помощью [4; 6; 10].

Цель исследования: изучить особенности менструальной функции девушек-студенток и оценить факторы риска, которые могли повлиять на репродуктивную систему.

Материалы и методы. Нами была разработана анкета, содержащая вопросы, касающиеся становления менструальной функции, особенностей функционирования репродуктивной системы, особенностей сексуального поведения (возраст полового дебюта, количество сексуальных партнеров, регулярности сексуальных контактов), способах контрацепции, репродуктивных планах и анамнезе, наличие экстрагенитальных заболеваний, материального положения, пищевого поведения, а также другие вопросы медико-социального и медико-организационного характера.

В перечень вопросов был включен вопрос: «Гинекологические заболевания и нарушения, выявленные у вас ранее и при последнем профилактическом осмотре».

При разработке анкеты использована тематическая карта-анкета ВОЗ (проект ВОЗ № 88093).

Исследуемая группа была сформирована методом сплошного отбора. Условиями включения в этот этап исследования было добровольное согласие респондентов после их предварительного ознакомления со стандартным протоколом и дизайном исследования. Опрос проводился анонимно, методом самозаполнения.

Было выделено две группы девушек-студенток медицинского факультета: 1 - студентки 1-2 курса (до 20 лет - 100 респонденток) и 2 - студентки 6 курса (23-24 года - 100 респонденток).

Для суждения о статистической значимости различий между двумя группами, в связи с небольшим количеством наблюдений и невозможностью оценить нормальность распределения, применяли непараметрический критерий Манна-Уитни согласно рекомендациям Е.В. Гублера. Статистическую значимость различий, сравниваемых по качественным признакам, оценивали по критерию χ2 либо точному критерию Фишера (при малом числе наблюдений).

Результаты исследования. Студенческий возраст  - один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье молодежи.

Биологические параметры социально опосредованы. Любое влияние на организм имеет достаточно отчетливую социальную основу. Негативное воздействие социальных факторов проявляется в снижении сопротивляемости и иммунитета, повышении уровня заболеваемости.

Социальные условия включают социально-экономические отношения, всю совокупность производственно-технологических и санитарно-бытовых условий жизни общества, то есть представляют собой своеобразный конгломерат, состоящий из множества разнообразных факторов, которые прочно соединены между собой переплетающимися причинно-следственными связями. Из целостной социальной среды можно выделить с некоторой долей относительности отдельные структурные элементы, проследить характер их влияния на жизнь и оценить обусловленный ими риск.

Распространенность нарушений менструальной функции среди девушек-студенток в большинстве своем зависит от условий проживания, особенностей питания, социально-экономических условий семьи.

При изучении анамнеза менструальной функции было обнаружено, что у 47% респондентов 1 группы и у 55% 2 группы наблюдалась задержка полового развития. Альгоменорея (болезненные менструации) у девочек до 20 лет наблюдалась в 60%, а у девушек во 23-24 лет в 24% случаев.

У 28% девушек 1 группы отмечены нерегулярные менструации, у 84% девушек 2 группы в настоящее время менструации регулярные, при этом сбои наблюдаются у девушек обеих групп один раз в 2-3 месяца в 95% случаев.

У 25% девушек 1 группы и у 27% девушек 2 группы выявлена гиперполименорея (длительные, обильные менструации).

Анализ антропометрических данных показал, что у 19% девушек 1 группы с нарушениями менструальной функции индекс массы тела (ИМТ) соответствовал 17-18 кг/м2,  а у 4% девушек - 27 кг/м2.

У 9% девушек 2 группы с нарушениями менструальной функции ИМТ составил 17-18 кг/м2,  а у 7% девушек - 28 кг/м2.

Так как наш регион находится в зоне дефицита йода, а дефицит йода может влиять на  менструальную функцию - в  нашей анкете был введен вопрос о том, применяют ли студентки препараты йода. Было обнаружено, что студентки 1-2 курсов в 68% не принимают препараты йода, а 84% студенток 5-6 курсов принимают препараты йода.

При анализе анкет мы оценили такой показатель, как сексуальная активность, и было выявлено, что среди девушек 1-2 курсов сексуально активных - 11%, а среди девушек 5-6 курсов - 74%.

Хронические воспалительные заболевания матки и придатков являются частой причиной нарушений менструальной функции. Мы обратили особое внимание на наличие хронических сальпингоофоритов, и была выявлена положительная динамика роста хронических воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы у студенток в процессе обучения в университете от первого к последнему курсу. По данным результатов анкетирования, у девушек 5-6 курсов сексуальная активность выше, чем у девушек 1-2 курсов, что, безусловно, сказалось на уровне заболеваемости хроническими воспалительными заболеваниями матки и придатков. Кроме того, следует отметить, что у студенток к 5-6 курсу увеличивается количество половых партнеров, что также влияет на уровень заболеваемости.

У девушек 1-2 курсов  в 12% случаев отмечалось наличие хронических воспалительных заболеваний репродуктивной системы, а у девушек 5-6 курсов в 49% случаев.

Хотя современная молодежь достаточно хорошо осведомлена о методах контрацепции, возможности нежеланной беременности, инфекциях, передающихся половым путем, и возможных нарушениях репродуктивного здоровья,  23% студенток 5-6 курсов отмечают нерегулярное использование барьерных методов контрацепции.

Нами проанализированы результаты анкетирования и оценено влияние социальных и медико-организационных факторов риска формирования отклонений в функционировании менструальной функции у девушек исследуемых групп.

Обнаружено, что среди медико-социальных факторов риска формирования отклонений менструальной функции наиболее значимы: неполноценное питание, психоэмоциональный стресс, бытовая неустроенность, низкий доход в семье (р<0,01).

Меньшее значение имеют такие социальные факторы, как низкий уровень образования у родителей, неполная семья, употребление алкоголя, курение.

Среди медико-организационных факторов риска выявлены: низкая медицинская активность, несвоевременная диагностика и коррекция отклонений менструальной функции, несвоевременная диагностика и лечение экстрагенитальных заболеваний, отсутствие диспансерного наблюдения у эндокринолога, что указывает на возможную высокую результативность своевременных профилактических мероприятий.

Таким образом, при изучении менструальной функции студенток было выявлено, что у студенток 1-2 курсов чаще наблюдаются нерегулярные и болезненные менструации. Студентки 5-6 курсов чаще в 4 раза чаще отмечают хронические воспалительные заболевания органов малого таза.

Изучение медико-социальных и медико-организационных факторов риска показало, что среди медико-социальных факторов риска формирования отклонений менструальной функции наиболее значимы: неполноценное питание, психоэмоциональный стресс, бытовая неустроенность, низкий доход в семье, что указывает на необходимость дополнительного детального изучения факторов, способствующих формированию отклонений в функционировании репродуктивной системы в каждом отдельно взятом случае, и проведения мероприятий по коррекции расстройств менструальной функции и репродуктивного здоровья в целом.

Рецензенты:

Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары;

Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии  АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Герасимова Л.И., Денисов М.С., Шувалова Н.В., Сидорова Т.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23320 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674