Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Гребенникова В.М. 1 Никитина Н.И. 2 Вартанян Я.О. 2
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Минобрнауки РФ
2 ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
Настоящая статья посвящена рассмотрению теоретико-методических основ реализации технологии социально-педагогического сопровождения личностного развития младших школьников с признаками одаренности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра. Внимание авторов акцентировано на раскрытии сущности, содержания, этапов (диагностико-прогнозный этап, проблемно-деятельностный, результативно-оценочный этап), принципов (индивидуального подхода; ситуативности; вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; дифференцированности, опоры на положительный потенциал личности ребенка; последовательности, преемственности социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов в различных возрастных группах), условий реализации технологии социально-педагогического сопровождения личностного развития младших школьников с признаками одаренности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра. Особое внимание уделено раскрытию роли шахматной игры для развития интеллектуальной и творческой одаренности ребенка. Авторы констатируют, что для стимулирования развития способностей одаренных детей в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования необходим комплекс средств, условий, которые могли бы наиболее плодотворно инициировать проявление способностей детей в тех или иных сферах деятельности.
дополнительное образование детей
занятия шахматами
социально-педагогическое сопровождение одаренные дети
1. Алаторцев В.А. Творчество в шахматах [Текст] / В.А. Алаторцев. – М.: Знание, 1988. – 64 с.
2. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления [Текст] / Н.Г. Алексеев // Шахматы: наука, опыт, мастерство. – 1990. – №5. – С. 41– 53. Бабаева Ю. Д. Современные тенденции в исследовании одаренности [Текст] / Ю.Д. Бабаева // Вестник МГУ. Психология. – 2008. – № 2. – С. 155–168.
3. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] / Ж. Брюно // Психологический журнал. – 1995. – № 4. — С. 68–75.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю. З. Гильбух. – М.: Знание, 1991. – 83 с.
5. Гребенкина Н.А. Проблемы развития детской одаренности в дополнительном образовании [Текст] / Н. А. Гребенкина // Дети, техника, творчество. – 2012. – № 4 (74). – С. 48–50.
6. Дворецкий М.И. Развитие творческого мышления шахматиста [Текст] / М.И. Дворецкий. – Харьков: ФОЛИО, 1997. – 232 с.
7. Жукова Г.С. Теоретико-методические основы разработки и реализации вариативных модулей программы дистанционного обучения одаренных в области математики детей [Текст] / Г.С. Жукова, Е.В. Комарова, Н.И. Никитина, М.И. Подзорова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 7-2. – С. 25–29.
8. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Завуч. Управление современной школой. – 2009. – № 8. – С. 11–16.
9. Никитина Н.И. Методика работы социального педагога с одаренными детьми [Текст] / Н.И. Никитина // Никитина Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Владос, 2007. – С. 113–121.
10. Панов, В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа, 2000. – № 3. – С. 28–32.
11. Савенков А.И. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития [Текст] / А.И. Савенков // Школьный психолог. – 2004. – № 30. – С. 11–22.

На современном этапе развития российского общества одной из приоритетных социально-педагогических, социокультурных задач является задача создания в системе отечественного школьного и дополнительного образования учащейся молодежи условий, обеспечивающих выявление одаренных детей, их личностное развитие, а также максимальную реализацию их способностей. Одаренные дети – это особая категория детей, проявляющих себя в том или ином виде деятельности (интеллектуальной, художественной, спортивной, технической и др.) по сравнению со сверстниками в большей мере. По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых-исследователей [3; 4; 5 и др.], одаренные дети видят и воспроизводят реальность в иной, непривычной форме, за что нередко получают неодобрение и от ровесников, и от учителей, и даже от родителей.

По данным Ю.Д. Бабаевой, Н.С. Лейтес, В.И. Панова, А.И. Савенкова, В.С. Юркевич, к 11 классу (к окончанию общеобразовательной школы) сохраняют свою одаренность лишь от 8% до 15% учеников, которые проявляли признаки одаренности в начальных классах, и то лишь при условии, что с ними систематически проводились дополнительные занятия высококвалифицированными педагогами в той сфере деятельности, в которой они проявляли признаки одаренности. Вследствие этого все чаще в научной литературе и педагогической практике ставится вопрос о необходимости осуществления психологического, социально-педагогического, специально-методического сопровождения личностного развития младшего школьника с признаками одаренности, как в период обучения в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования детей [3; 6; 9; 11; 12 и др.]. Наряду с этим следует отметить, что стимулирование развития способностей ребенка с признаками одаренности представляет собой целенаправленный и длительный процесс, особенностью которого является создание условий для максимально возможного самопроявления одаренного ребенка в предпочитаемом им виде деятельности в сочетании с предоставлением ребенку возможностей приобрести практические навыки, развить уверенность в себе и своих силах, что определяет наиболее благоприятные перспективы личностного роста одаренных детей.

Для стимулирования развития способностей одаренных детей в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования необходим комплекс средств, условий, которые могли бы наиболее плодотворно инициировать проявление способностей детей в тех или иных сферах деятельности. Одним из таких средств выступают занятия шахматами. Данный факт требует разработки теоретических и методических основ реализации социально-педагогического сопровождения развития способностей одаренных детей младшего школьного возраста средствами шахматной деятельности (в частности, в условиях детского образовательно-оздоровительного центра – далее ДООЦ).

Цель исследования

Определить теоретико-методические основы процесса реализации технологии социально-педагогического сопровождения личностного развития младших школьников с признаками одаренности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра.

Методологическую основу исследования составили: методологические положения гуманистической психологии и педагогики, базовые положения методологии социальной философии, диалектические положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе развития личности; идеи индивидуально-ориентированного, субъектно-деятельностного, системного подходов к процессу личностного развития молодых людей (в том числе и с признаками одаренности).

Результаты исследования и их обсуждение

Социально-педагогическое сопровождение одаренных шахматистов младшего школьного возраста в условиях детского оздоровительно-образовательного центра представляет собой целенаправленный, поэтапный процесс, который осуществляется полидисциплинарной командой специалистов ДООЦ, базируется на объективной системе знаний об индивидуальных особенностях ребенка, осуществляется согласно определенным принципам и на основе соответствующих технологий. Основными сущностными характеристиками социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов младшего школьного возраста в условиях ДООЦ являются: а) гибкость, вариативность, динамичность, т.е. содержательный и технологический базисы социально-педагогического сопровождения изменяются (варьируются) в зависимости от индивидуальных психовозрастных особенностей, возможностей ребенка, от возникновения незапланированных ситуаций в части проявления его самоактивности в различных видах деятельности и др.; б) этапность и непрерывность, т.е. социально-педагогическое сопровождение осуществляется постадийно (поэтапно) на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДООЦ, зависит от конкретных целей и задач, которые решаются на каждом из этапов; в) результативность, т.е. заранее четко определен диагностируемый результат данного социально-педагогического сопровождения.

Основными принципами реализации социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов младшего школьного возраста в условиях ДООЦ являются: принцип гуманистического характера взаимоотношений специалистов ДООЦ с одаренными шахматистами младшего школьного возраста; принцип индивидуального подхода; принцип вариативности и комплексности форм, методов, средств сопровождения; принцип дифференцированности, опоры на положительный потенциал личности ребенка; принцип последовательности, преемственности социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов в различных возрастных группах.

Этапами реализации технологии социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов младшего школьного возраста в условиях ДООЦ являются: диагностико-прогнозный этап (или аналитико-проектировочный этап), на котором осуществляются диагностика индивидуально-личностных психовозрастных особенностей ребенка; выявление (определение, установление) начального уровня проявления его способностей в той или иной деятельности; выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на поведении и самопроявлении младшего школьника в различных ситуациях жизнедеятельности, в которых он проявляет признаки одаренности; проектирование путей и перспектив преодоления возможных проблем в сфере развития у ученика начальных классов социально значимых навыков и умений, способов преодоления трудностей; определение индивидуально-ориентированного содержания, совокупности методов сопровождения); проблемно-деятельностный этап (на данном этапе осуществляются реализация конкретных техник, методов социально-педагогического сопровождения с учетом специфики самопроявления одаренного младшего школьника в различных сферах его жизнедеятельности; расширение индивидуальных возможностей ученика начальных классов (в коммуникативной, творческой, интеллектуальной, учебно-познавательной, спортивной и иных областях), приобретение навыков социально-позитивного поведения и решения частных проблем в социуме; развитие навыков уверенного поведения, воспитание чувства успешности при решении частных проблем; и др.); результативно-оценочный этап, на котором осуществляется оценка эффективности социально-педагогического сопровождения.

Технология психолого-педагогического сопровождения младших школьников обеспечивается созданием свободной и непринужденной атмосферы (во внеурочной деятельности), стимулирующей младших школьников к выполнению заданий; посредством сформированности у начинающих шахматистов интереса к шахматной игре, способствовавшего освоению шахматных понятий, стимулированию творческой активности детей; проведением совместно с родителями и другими организациями мероприятий.

Многие исследователи отмечают, что угасание детской одаренности (или, другими словами, исчезновение с возрастом признаков одаренности, которые демонстрировал, проявлял ребенок в младшем школьном возрасте) является не просто тревожным фактом, но и достаточно серьезной и сложной для разрешения социально-педагогической проблемой, нуждающейся в конкретном решении. Проведенное авторами статьи исследование показало, что в условиях как общеобразовательной организации (школы), так в условиях учреждения дополнительного образования детей (в частности, ДООЦ) необходимо проводить работу по стимулированию развития способностей одаренных детей младшего школьного возраста.

Стимулирование развития способностей одаренных детей школьного возраста в условиях ДООЦ – это коллективная слаженная высокопрофессиональная деятельность всего педагогического коллектива, во время которой специалисты центра (педагоги дополнительного образования, психологи, специалисты по ЛФК, социальный педагог и др.) умело, корректно и тактично стимулируют активность одаренных детей к дальнейшему самопроявлению в интересующих их видах деятельности. Соответственно, возникает необходимость в разработке и реализации в условиях ДООЦ технологии социально-педагогического сопровождения одаренных детей [10].

Результаты трехлетней опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ ДООЦ «Парк Пресненский» (г. Москва) показали, что, чем больше ребенок школьного возраста приобретает знаний, умений и опыта в области шахматной игры, тем выше становится его общекультурный уровень развития, а также улучшаются (совершенствуются) его интеллектуальные способности, логическое мышление; у значительной части детей развиваются и творческие составляющие мышления, креативные способности. Общение и совместная спортивная деятельность младших школьников в составе шахматной команды активизируют их социальное становление, личностное развитие, а также совершенствование коммуникативных навыков, способностей. В шахматной команде осуществляется процесс личностно-спортивного обогащения жизненного опыта ребенка. Каждый игрок команды, с одной стороны, привносит в нее свой индивидуальный игровой опыт, свои способности, интересы, с другой стороны — активно впитывает в себя то новое, что несут (проявляют в личностно-деловом общении) другие. В результате происходит расширение кругозора каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление индивидуальности (спортивного опыта) других членов команды.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их разносторонне-гармоничного развития и активизации процесса саморазвития. Воспитательное воздействие шахмат признано многими учеными-исследователями, тренерами-преподавателями, учителями, педагогами дополнительного образования. Действительно, при методически правильной организации обучающего процесса шахматной игре происходит развитие самостоятельного, логического, нестандартного мышления ребенка, постепенно развивается и чувство времени (столь важное для современного человека). Занятия шахматной игрой оказывают влияние и на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, терпение, уважительное отношение к сопернику, ибо недооценивать его нельзя; способность к самооценке и самоанализу, способность мужественно переносить неудачи и поражения; бесспорно, шахматная игра способствует развитию силы воли, логического и комбинаторного мышления. Многие решения в шахматной партии принимаются в условиях неопределенности и требуют творческого подхода. В большинстве шахматных позиций (особенно в середине игры) не представляется возможным установить оптимальную стратегию, которая содержала бы безапелляционный ответ на вопрос, какая из сторон выигрывает или партия должна окончиться вничью. Необходимость действий на неполной ориентировочной основе активизирует творческое мышление. По-видимому, по сравнению с рядом других видов творческой практики в шахматах имеется более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, что требует определенного уровня развитости дивергентного мышления [1; 2; 7; 8 и др.].

Анализ данных рисунков 1 и 2 позволяет утверждать, что технология социально-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста в условиях ДООЦ показала положительные изменения в развитии их интеллектуальных и творческих способностей (причем показатели увеличились и в контрольной группе, так как дети этой группы также проходили обучение по образовательной программе «Шахматы»).

Рис. 1. Сравнительный анализ динамики уровней развития творческой одаренности у младших школьников в КГ и ЭГ (в %)

Рис. 2. Сравнительный анализ динамики уровней развития интеллектуальной одаренности у младших школьников в КГ и ЭГ (в %)

Условиями, обеспечивающими эффективность социально-педагогического сопровождения одаренных шахматистов младшего школьного возраста в условиях ДООЦ, являются: учет индивидуального своеобразия каждого ребенка; вовлечение, по возможности, родителей (родственников, членов семьи) детей в их социально-педагогическое сопровождение; продуктивное социальное партнерство специалистов ДООЦ с различными социальными институтами (учреждениями спорта, культуры, общественными организациями и др.); высокий уровень профессионализма специалистов ДООЦ в сфере разработки индивидуализированных программ социально-педагогического сопровождения одаренных детей, а также высокий уровень профессионализма специалистов ДООЦ в части реализации вариативных методов и технологий социально-педагогического сопровождения (в частности, использование технологий игротерапии, арттерапии и др.); совместная слаженная деятельность полифункциональной команды специалистов ДООЦ (педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога, тренеров-преподавателей по шахматам, медиков, юриста и др.) при взаимодействии в процессе реализации индивидуализированных программ социально-педагогического сопровождения одаренного ребенка; систематический мониторинг (на основе валидных диагностических методик, экспертных оценок) динамики изменения уровня проявления способностей, признаков одаренности ребенка в конкретном виде деятельности.

Выводы

Одаренные дети требуют целенаправленной, длительной, поэтапной работы по укреплению и стимулированию развития их способностей в том или ином виде деятельности, к которому они проявляют особую склонность. Одаренность младшего школьника в интеллектуальной сфере проявляется в неординарности решения познавательных задач, в легкости усвоения разнообразной и достаточно большой по объему информации, в нестандартных способах решения информационно-поисковых и логических задач, в умении устанавливать межпредметные связи и использовать их при решении различных классов задач, в независимости суждений, в высокой изобретательности различных способов решений предлагаемых задач. Одаренность младшего школьника в творческой сфере проявляется в оригинальности, неповторимости, самобытности, индивидуальном своеобразии при создании новых видов каких-либо объектов. Особую роль в развитии интеллектуальной и творческой одаренности младшего школьника играют занятия шахматами. Эффективность реализации социально-педагогического сопровождения одаренных младших школьников в условиях детского оздоровительно-образовательного центра может быть обеспечена, если: а) занятия с одаренными детьми носят индивидуально-ориентированный характер, способствуют овладению игрой в шахматы и создают предпосылки для наиболее полного самовыражения каждого ребенка; б) внеурочная шахматно-игровая деятельность по стимулированию развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных младших школьников выступает частью всей воспитательно-развивающей работы с ними в условиях дополнительного образования и ориентирована на тех одаренных детей, которые склонны к этому проявлению; в) результат шахматно-игровой деятельности каждого ребенка (а также проявлений его интеллектуальных и творческих способностей) оценивается по отношению к предыдущему результату, и он (ребенок) видит, понимает перспективу своего личностного (в том числе интеллектуального, творческого развития), замотивирован на дальнейшее творческое самопроявление как в шахматно-игровой деятельности, так и в других видах жизнедеятельности; г) в группе (детском коллективе ДООЦ) создана и поддерживается благоприятная среда уважительного отношения к индивидуальным достижениям каждого ребенка, стимулирующая наиболее полное его проявление.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 3307.

Рецензенты:

Худик В.А., д.псх.н., профессор кафедры дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Кочетова Н.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Вартанян Я.О. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23412 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674