Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Иванова А.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Знания по педагогике и психологии играют важную роль в жизни человека, именно в этой связи в учебный план магистров технических вузов введен курс «Психология и педагогика высшей школы». Психолого-педагогическое образование магистранта технического направления должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию, развивать компетенции, прописанные в ФГОС ВО, учитывать специфику технических специальностей и иметь характерную прикладную направленность. Работа по формированию и повышению мотивации - одно из важных условий достижения поставленных целей. Психолого-педагогическая подготовка магистров должна учитывать потребности и интересы личности, помощь в профессиональной, социальной и семейной адаптации. Детально рассматриваются темы авторского экспериментального курса «Педагогика и психология высшей школы», который читается в Уфимском государственном авиационном техническом университете.
профессиональная подготовка.
проектирование учебного курса
мотивация
компетенции
«Психология и педагогика»
высшее техническое образование
магистры
1. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В. Г. Кинелева. М. : НИИ высшего образования. – Москва, 1995 . – 352 с.
2. Горбушина С.Н., Сафина А.Ф., Ильясова А.Х. Структурирование функции качества образовательных услуг // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - С. 21-23.
3. Иванов A.E. Высшая школа в России в конце XIX-начале XX века. М. : Академия наук СССР, Институт истории СССР, 1991. 392 с.
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. М. : Логос, 2012. 488 с.
5. Психология и педагогика высшей школы (магистры) : Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» / А.Д. Иванова, Д.Ф. Шамсутдинова и др. Уфа: УГАТУ; 2014. 22 с.
6. Психолого-педагогические и методические аспекты преподавания математики на гуманитарных специальностях технических вузов / Иванова А.Д. // Сборник тезисов международной конференции, Пущино, 28 янв. - 2 февр. 2013. М., 2013. Режим доступа к журн. URL : http://www.mce.su/eng/archive/mce20/sect57225/doc175033/ (дата обращения: 04.10.2015)
7. ФГОС ВО. Уровень высшего образования магистратура. Направление подготовки 27.04.04 Управление в технических системах. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site124/html/media92537/mag_27_04_04_UTS.pdf (дата обращения: 04.10.2015)
8. ФГОС ВО. Уровень высшего образования магистратура. Направление подготовки 13.04.03 Энергетическое машиностроение. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site124/html/media92537/mag_13_04_03.pdf (дата обращения: 04.10.2015)

Тенденции развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования - не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности.

В настоящее время магистратура стала вторым уровнем высшего образования. 12 сентября 2013 г. приказом № 1061 Минобрнауки утвержден новый перечень направлений магистратуры по техническим специальностям. Преподавание любого предмета в вузе обязано формировать компетентностную модель знаний выпускников и положительно влиять на их качество. По ФГОС ВО для направлений подготовки магистров технических специальностей определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники магистратуры могут выполнять научно-педагогическую [7] и педагогическую [8] профессиональную деятельность.

Поскольку педагогика и психология всегда играли и продолжают играть огромную роль в бытовой и профессиональной жизни человека, то в этой связи в учебный план магистров технических вузов и введен курс «Психология и педагогика высшей школы».  Еще в 90-х годах в учебные планы технических вузов ввели «непрофильные» гуманитарные предметы - в частности, «Педагогику и психологию». Эти дисциплины начали читать преподаватели, которые раньше в основном работали со студентами-гуманитариями. И зачастую получалось, что единственное отличие «технической» педагогики и психологии от «гуманитарной» - это лишь формальное сокращение количества учебных часов. Поэтому неудивительно, что с этим связаны многие проблемы восприятия предмета у студентов-технарей: непонимания места и важности дисциплины в учебном процессе, «невидимость» практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое образование будущего технаря, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, имеет ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность. Очень важно в ходе учебного процесса создать комфортную атмосферу для обучаемых, заинтересовать их, показать необходимость новых знаний для использования в жизни и будущей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое образование в техническом вузе не может, да и, в общем, не должно давать всеобъемлющего знания, его цель - дать представление об основах педагогики и психологии и содействовать общему развитию личности. Учебный процесс - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания обучения на определенном уровне в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, приобретение личностью системы профессиональных умений и навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Повышение требований к содержанию образования означает повышение требований ко всей деятельности высшей школы, а, значит, и к психолого-педагогической подготовке магистров. При этом психолого-педагогическая подготовка должна давать необходимые знания и умения, которые формируют мировоззрение и профессионально-значащие черты личности. Важность этого подхода обусловлена и тем, что в современном мире педагогические и психологические знания актуальны, востребованы и являются неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры.

Однако создание целостного завершенного и внедренного в практику исследования по преподаванию педагогики и психологии технарям обусловлено следующими сложностями:

  • не завершенность методической системы преподавания педагогики и психологии для студентов технических специальностей;
  • ограниченное число часов, отводимых на изучение педагогики и психологии в технических вузах;
  • существующее мнение о неавторитетности роли педагогики и психологии в вырабатывании профилирующих технических знаний.

Механизм модернизации психолого-педагогического образования технарей требует педагогического мышления нового типа и новых способов преобразования действительности. Это новый класс задач, встающий перед вузовскими преподавателями. Для их решения необходима практико-ориентированная методология, которая дает эффективные средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа педагогических явлений и событий, поиска и выбора моделей и вариантов собственной образовательной деятельности.

Важными целями психолого-педагогического образования должно стать развитие у магистров компетенций, прописанных в ФГОС ВО:

  • способность и готовность к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-11) [8];
  • способность проводить лабораторные и практические занятия с обучающимися, руководить курсовым проектированием и выполнением выпускных квалификационных работ бакалавров (ПК-20) [7];
  • способность разрабатывать учебно-методические материалы для обучающихся по отдельным видам учебных занятий (ПК-21) [7].

Необходимо учитывать специфику технических специальностей, для которых читается курс педагогики и психологии, а также накопленный (как положительный, так и отрицательный) педагогический опыт. В процессе преподавательской деятельности автором выявлено, что для достижения хорошего результата при проектировании курса следует:

1)      тщательно отбирать учебный материал - избегать прямого повтора тем, изучаемых бакалаврами;

2)      отказываться от малозначимых и невостребованных тем;

3)      уметь заинтересовать магистров и показать им новые горизонты знаний;

4)      ориентироваться на усвоение всеми обучаемыми тех знаний и умений, которые имеют значение для профессионального образования;

5)      формировать и усиливать мотивацию магистров-технарей в получении психолого-педагогического образования.

Ни для кого не секрет, что психолого-педагогические знания студентов-технарей зачастую представляют собой «лоскутное одеяло» и их «прохладное» отношение к предмету вызвано непониманием его роли в профессиональной деятельности. Нежелание изучать психологию и педагогику весьма прискорбно. К сожалению, нередко пропасть между «гуманитарной» и «естественнонаучной» культурами достаточно глубока, и это пагубно сказывается на развитии как гуманитарных, так и естественных наук, а также на образовании и воспитании. Получается, что у этих проблем - давние корни. Вот основные из них:

1.                  Отсутствие, зачастую, контакта со школьными учителями гуманитарного цикла и отсюда поверхностное, «несерьезное» отношение ко всему гуманитарному циклу.

2.                  Непонимание общекультурной ценности гуманитарных дисциплин и их роли в жизни человечества.

3.                  Отношение к психологии зачастую связано с внутренним неприятием «копания в голове» - негативные ассоциации с деятельностью психоаналитиков, психотерапевтов, психиатров.

4.                  Педагогику многие воспринимают как сугубо «детскую» науку, ненужную и невостребованную в вузе, на производстве, в офисе.

5.                  Не всегда востребованный подбор тем, изучаемых в курсе «Педагогики и психологии» на бакалавриате, их избыточная «научность» и отрыв от реальной жизни.

Поэтому преподаватель, входя в аудиторию к технарям, должен полностью изменить свою точку зрения на психологию и педагогику. Он должен осознавать, что зачастую перед ним сидят не его единомышленники, а скептики, не видящие необходимости в изучении предмета. Работать в такой «агрессивной среде» одновременно и трудно, и интересно. И для педагога очень важно наладить контакт с аудиторией и расположить слушателей к себе и к учебному материалу.

Мотивация является пусковым механизмом к успешности любой деятельности и одно из условий достижения поставленных целей. В её основе - потребности и интересы личности. Формирование мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла для технарей можно считать достаточно новым направлением в сфере высшего образования. Актуальность этой проблемы обусловлена новыми ФГОС ВО.

В нашем случае, мотивация доступна непосредственному наблюдению: по отношению студента к учебе, активности на занятиях и т.п. можно судить о наличии или отсутствии интереса к предмету. Анатоль Франс писал, что лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом. Значит, необходимо сделать учебный курс по психологии и педагогике для магистров-технарей нужным и увлекательным. В Уфимском государственном авиационно-техническом университете уже несколько лет читается авторский экспериментальный курс «Педагогика и психология высшей школы», спроектированный так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление:

1)      об истории становления и моделях высшего образования в мире;

2)      о психологии личности с точки зрения индивидуальности и члена социума.

Первый блок курса посвящен педагогике. Предлагается ретроспективный взгляд на высшее образование, на его возникновение, становление и развитие. В блоке рассматриваются следующие темы:

  • История возникновения и становления высшего образования в мире. Отличия общего и высшего образования.
  • История и принципы обучения в знаменитых школах древности: Музейон (Александрия), Аудиториум (Константинополь), Аль-Карауин (Фес) и др.
  • История развития педагогической науки и роль выдающихся личностей в становлении высшего образования.
  • Создание первого университета в Болонье и университетское движение в Западной Европе. Папские Привилегии университетов, особенности и принципы обучения.
  • Преемственность в образовательных системах СССР и современной России. Проблемы и перспективы развития образования в России.
  • Болонский процесс: его плюсы и минусы для устоявшихся традиционных национальных образовательных систем.
  • Введение многоуровневого высшего образования в России, позитивные и негативные последствия для российских вузов и предприятий.
  • Особенности получения высшего образования и принципы обучения в развитых странах мира.
  • Методические аспекты психолого-педагогического взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый». Анализ распространенных педагогических ошибок.

Эти темы не только расширяют кругозор и обогащают культуру магистров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего образования - со своей историей, закономерностями, преемственностью, традициями. Такой подход помогает лучше понять современную образовательную систему, увидеть, незаметные на первый взгляд, нюансы, разобраться во многих учебных аспектах.

История мирового высшего образования - недостающее звено в картине единого образовательного пространства. Нашим студентам необходимо знать и понимать собственные образовательные традиции, формировавшиеся на протяжении трех веков в оси «Российская империя - СССР - Российская Федерация». Знакомство с особенностями высшего (тем более, технического) образования в развитых странах мира поможет понять систему подготовки специалистов в зарубежных университетах.

Анализ методических подходов и распространенных педагогических ошибок преподавателей раскрывает особенности психолого-педагогического взаимодействия в вузе в системе «обучающий-обучаемый». Рассмотрение этих вопросов актуально, поскольку прохождение педагогической практики входит в обучение на многих специальностях магистратуры.

Вторая часть курса - психология. Поскольку на бакалавриате в базовом курсе изучается тема «Психология личности», то у магистров есть возможность более глубокого погружения в отдельные темы:

  • Психологическая теория поколений и личностные особенности современной молодежи.
  • Развитие психики в процессе филогенеза и глубинные различия в психологии мужчин и женщин.
  • Мозг и психика личности. Функции больших полушарий. Гендерные аспекты и их связь с мозгом человека.
  • Психология группы. Политические и бытовые психологические манипуляции и методы защиты от них. Психология толпы и методика подготовки «цветных» революций.

Подобранные темы актуальны и востребованы в личной и профессиональной жизни. Рассмотрение современной теории психологии поколений поможет в будущем лучше ориентироваться в рабочей атмосфере и понимать, как правильно работать с представителями разных возрастов.

Неуклонный рост количества разводов и кризис семейно-брачных отношений в молодежной среде не может не вызывать тревогу. Изучение эволюционных предпосылок и этапов развития психики личности, влияния гормонов на формирование и работу мозга человека, межполовых отличий в психике и поведении людей поможет молодым людям лучше разобраться в себе и в своей «половинке».

Психология группы - важнейшая учебная тема, разработанная на «злобу дня». В современном мире стремительно развиваются и отрабатываются технологии психологических и политических манипуляций. «Цветные» революции возникают в разных уголках мира, и у всех наблюдаются схожие сценарии, лозунги и атрибуты. Движущей силой всех этих «мирных протестов» обязательно является молодежь. Именно юношеский максимализм со своей честностью, бескомпромиссностью, внушаемостью, отрицанием авторитетов и недостатком жизненного опыта является послушным орудием в руках политических «кукловодов». Умение распознавать стандартные манипулятивные подходы и обладание знаниями по психологии толпы - это тот минимальный базис, который сегодня необходим каждому. «Предупрежден - значит, вооружен» - в этом состоит учебная задача преподавателей психологии и педагогики.

Очевидно, что у преподавателей «Педагогики и психологии высшей школы» - широкий фронт работы. Перед ними стоит непростая и важная задача - повышение уровня психолого-педагогической подготовки магистров и помощь в профессиональной, социальной и семейной адаптации. Выполнение этих условий и учет особенностей восприятия технарями предметов психолого-педагогического цикла в комплексе должны обеспечить качественную профессиональную подготовку специалистов и включение этих дисциплин в сферу их интересов.

Рецензенты:

Горбушина С.Н., д.п.н., профессор кафедры стандартизации и метрологии УГАТУ, г. Уфа;

Шарипов Ф.В., д.п.н., профессор кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ,       г. Уфа.

 

Библиографическая ссылка

Иванова А.Д. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674