Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПОКАЗАТЕЛЯХ АДАПТИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Богданова В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
Учитывая сложившиеся в стране социально-политические, экономические и экологические условия требуют обновления не только структуры общества, но и изменения самих россиян и, прежде всего, входящих в самостоятельную жизнь. Им предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними проблемы не только правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Именно поэтому вступающая в жизнь молодежь должна быть социально мобильна, инициативна, умеющая легко и пластично реагировать на постоянно изменяющийся социум и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. При этом, с одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой — уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. В этих образовательные учреждения должны гибко, оперативно и упреждающе реагировать на происходящие перемены, организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом общего усложнения внешних обстоятельств и повышения требований к своим воспитанникам. Сегодня на образовательные учреждения возложена функция передачи учащимся нормативных образцов и социокультурных стандартов, обеспечивающих сохранение целостности и самобытности социума. Одновременно научить выпускников тому, как безболезненно и с меньшими потерями войти в социум, как в контексте социальных требований и норм самостоятельно следовать своим интересам и убеждениям, как, не теряя индивидуального своеобразия, выработать рациональное отношение к изменяющимся условиям жизни и социальной среды.
нормативные образцы
социальные функции
индивидуальность
социокультурные стандарты
1. Гуревич К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой деятельности. М.: //Вопросы психологии. - 2005.-№1.-С.15-17.
2. Даринский А.В. Региональный компонент образования. М.:// Педагогика.-2007.-№1 .-С.18-20.
3. Дахин А. Экология в дидактике и дидактика в экологии. М.: // Народное образование.-2009. - №9.-С.70-73.
4. Рябова И.Г. Формирование эколого-экономической культуры учащихся как социально-педагогическая проблема. М.: //Педагогическое образование и наука. - 2012. - №8.-С.58-63.
5. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин). Автореф. дис.док. пед. наук.- М., 1995.- 40с.
Определённые ценностные ориентации учащихся, их целевые и ситуационные установки раскрываются через: реализацию активной жизненной позиции и стремление самой личности и всего общества к устойчивому развитию; стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта; установление коммуникативных отношений.

На основе проявления у выпускников этих качеств можно говорить о различном уровне адаптированности учащихся. Проявлениями адаптированности при этом будут:

  • умения общаться и налаживать контакты с другими людьми;
  • умения сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • умения оперативно анализировать ситуации и принимать решения;
  • навыки эмоциональной саморегуляции;
  • умения выстраивать модель будущей профессиональной деятельности;
  • объективные представления о реалиях предпочитаемой специальности;
  • мотивы самоактуализации, желание проявить себя в предпочитаемой области.

На основе выделенных адаптационных проявлений личности к изменяющейся социальной среде, в качестве критериев и показателей эффективности работы по их успешной адаптации были определены основные: социальная активность; творческая инициативность; социальная ответственность; коммуникативность; способность к саморегуляции, личностная рефлексия. Дополнительные: успешность учебной деятельности: степень психологического комфорта и эмоционального самочувствия [3].

Социальная активность характеризуется осознанием учащимися социальных требований и их, их способностью проводить общественно значимые преобразования, творческой деятельностью. Интегральной характеристикой критерия является активная жизненная позиция, выражающаяся в идейной принципиальности, последовательности в отстаивании взглядов, единстве слова и дела.

Творческая инициативность характеризуется предприимчивостью, способностью к самостоятельным творческим и активным действиям.

Социальная ответственность включает показатели соответствия поведения личности социально-нормативным требованиям, её долгу и обязанностям, подчинённости поведения личности социальному контролю.

Коммуникабельность - характеризуется умением вступать в общение и налаживать контакты с другими людьми, умением сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других людей, умением оперативно анализировать ситуации и принимать решения.

В критерий способность к саморегуляции и рефлексии включены показатели: умение анализировать поступки, условия и средства достижения цели, умение осмысленно подходить к решению поставленных задач, осознавать свои мотивы и переживания и потребность в сохранении своего здоровья, умение выстраивать модель будущей профессиональной деятельности, умение проявлять себя в предпочитаемой области.

В комплекс дополнительных критериев были включены такие показатели, как отношение к учёбе, количественным показателем которой является успеваемость, а качественными - 1) осознание необходимости исполнения требований учебного заведения, 2) принятие ответственности за их соблюдение и 3) эффективный самоконтроль, который проявляется в дисциплинарной оценке поступков учащегося; участие в научно-исследовательской работе, практической деятельности, навыки эмоциональной регуляции, уровень мотивации и эмоциональной напряжённости, адекватность реакции на стрессовые ситуации, сформированность чувства ответственности, эффективное взаимодействие со средой.

В нашем исследовании использовались разнообразные диагностические методы, что обусловлено кругом критериев и показателей адаптированности личности обучаемого. Широко использовался метол включенного и невключенного наблюдения, с помощью которого получены данные о дисциплинированности обучаемых, их участии в общественной жизни, проявлениях неконструктивных реакций приспособления и невротических реакций.

Наблюдения проводились с помощью преподавателей, результаты фиксировались в балльных оценках. Для оценки степени выраженности широких социальных и личностных мотивов, мотивации учебной деятельности использовался метод экспертных оценок.

Некоторые показатели выявлялись с помощью психологических тестов - теста структуры интеллекта Амтхауэра, 16 - факторного опросника Кеттела, теста самооценки Ч.Д. Спилбергера (адаптированного Ю.Л. Ханиным), теста "Q- сортировка" В. Стефансона, методики "Личностный дифференциал", опросника "Карта интересов" (адаптация методики А.Е. Голомштока) и "ДДО" Климова, метода социометрии. Тест структуры интеллекта Амтхауэра позволил получить представления об общем интеллекте обучаемых, их лексическом запасе, способности к абстрагированию и обобщению, формированию суждений, счетно-математических способностях, комбинаторном мышлении и пространственном воображении, способности к концентрации внимания и сохранению в памяти усвоенного материала. Тест 16-ФПО (Кэттелл, 1964) отечественными авторами повсеместно применялся для исследования индивидуально-типологических особенностей личности (Магун В.С., Е.С. Кузьмин, А.А. Вихторов, Э.С. Чугунова, В.А. Пинчук, Л.. Фаустова и др). Нами использовалась интерпретация первичных факторов 16-ФПО по Э.Р. Ахмеджанову (1997). В его версии: фактор А - "замкнутость -общительность", В - ''интеллект", С - ''эммоциональная неустойчивость эммоциональная устойчивость", Е - ''подчиненность - доминантность", F- ''сдержанность - экспрессивность", G- "подверженность чувствам - высокая нормативность поведения", Н - ''робость - смелость", 1 - "жестокость - чувствительность", L - ''доверчивость - подозрительность", М -практичность - развитое воображение", N- ''прямолинейность дипломатичность", О-''уверенность в себе - тревожность", Qi -''консерватизм - радикализм", Q:- ''конформизм - нонконформизм", СЬ "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль", Q4- "раслабленность - напряженность", MD- "адекватность самооценки"[2].

Для оценки реального социометрического статуса использовался вариант методики Дж. Морено. Данный метод базируется на гипотетическом эмоциональном выборе, который в рамках заданного критерия осуществляется всеми членами группы. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений автор рассматривает как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Измерение самооценки выраженности определенных мотивов и мотивации учебной деятельности учащихся, а также значимости для личности социальных ценностей, осуществлялось с помощью методики "личностный дифференциал". Она основана на идее использования современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика позволяет изучить определенные свойства личности, ее самосознание, межличностные отношения. Предъявлением обследуемому его собственного словесного портрета, полученного на основе данных при предварительном обследовании по 16-ФЛО, достигается результат данной методики.

Тональность индивидуального и группового настроения оценивалась с помощью диагностики эмоционального состояния Ч.Д. Спилбергера. адаптированного Ю.Л. Ханиным. Этот тест дает возможность самооценивания уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) [1].

Определяя степень сформированное адаптированности учащихся 10- х классов, показателями успешности которой являются: проявления социальной активности, инициативы, самостоятельности, направленных на преобразование окружающей действительности и социальной среды, способность выстраивать реальную модель жизненного пути и карьеры с учетом своих личностных качеств, интересов и способностей, мы учитываем конкретную направленность их профессиональных интересов.

В процессе профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно и активно осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Иначе говоря, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности; эта активность выступает прежде всего как "самоориентирование" учащегося, выступающего в качестве субъекта самоопределения. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения и важно оценить сформированность субъектной позиции учащегося.

Ряд существенных показателей сформированности субъектного отношения к собственным действиям мы получили с помощью дифференциально - диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО) [4].

Степень интеграции личности с макро - и микросредой мы определяли с помощью методики "Q- сортировка", разработанной В. Стефансоном. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе, что может свидетельствовать о контактности (или неконтактности), стремлении образовать (или не образовать) эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Все данные, полученные при исследовании, были необходимы не только для характеристики адаптированности личности, но и в целом для комплексной характеристики личности обучаемых, что впоследствии позволило провести анализ личностных особенностей адаптантов разных уровней адаптированности [2].

Для количественной оценки адаптированности принято употреблять термин «уровень адаптированности», под которым понимается наиболее обобщенный показатель адаптации личности, отражающий степень психологической включенности индивида в деятельность и общение.

В большинстве работ отечественных авторов, стоящих на различных позициях и подходах, рассматривающих адаптацию, использовались лишь два критерия адаптированности и выделялись два критерия адаптации и выделялись два уровня адаптированности. Невозможность классифицировать жизненные явления по признаку полярности - как адаптированность и дезадаптированность, позволила нам выделить три уровня адаптированности личности: высокий - педагогически целесообразный; средний - допустимый: низкий - тревожный, критический, способный перейти в дезадаптированность.

Высокий - педагогически целесообразный уровень характеризуется высокими адаптационными результатами при адекватных им усилиях. Этому уровню соответствует высокий социометрический статус личности. Доминирование социальных мотивов, высокая способность к саморегуляции и рефлексии, коммуникабельность и высокая социальная активность личности, положительная тональность индивидуального настроения, низкие показатели тревожности и эмоциональной лабильности, высокая творческая инициативность и социальная ответственность.

Средний - допустимый характеризуется удовлетворительным результатом социальной адаптации по большинству критериев. Этому уровню соответствуют высокие показатели реального социометрического статуса, доминирование социальных мотивов, высокая способность к саморегуляции и рефлексии, выраженные коммуникативные способности и социальной активности, колебания тональности индивидуального настроения, средние оценки показателей тревожности и эмоциональной лабильности, средние показатели творческой инициативности, высокая социальная ответственность.

Низкий- тревожный, критический, способный перейти в дезадаптированность характеризуется успешной социальной адаптацией по некоторым критериям и, как правило, в конкретных социальных ситуациях. Предполагает низкие оценки реального социометрического статуса, низкую степень выраженности социальных мотивов, достаточно высокую оценку социальной активности, среднюю способность к саморегуляции и рефлексии, ситуативное проявление коммуникабельности, значительные колебания тональности индивидуального настроения, снижение показателей тревожности и эмоциональной лабильности.

Высокого уровня адаптированности можно достичь и при стихийном её формировании, однако более значительных результатов можно добиться при направленном развитии этого качества в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, построенного на основе сочетания, а позднее и постепенного перехода педагогического руководства формированием этого качества в его самовоспитание учащимися.

Учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию, особенности современного этапа развития в России рыночных отношений и повсеместно резкого ухудшения экологической обстановки, что привело к значительным изменениям жизни и социокультурной среды, особое

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор кафедры Маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор кафедры Тюменской государственной академии искусств, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Богданова В.П. К ВОПРОСУ О ПОКАЗАТЕЛЯХ АДАПТИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23505 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674