Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Дудник В.Ю. 1
1 Больница Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан
Одним из приоритетных направлений государственной политики является охрана здоровья нации и развитие передовых медицинских технологий. Важным этапом при этом - совершенствование системы медицинского обслуживания населения. Важным моментом при проведении механизмов совершенствования отрасли должен быть учет специфики различных социальных и профессиональных групп населении. Одной из таких целевых групп являются государственные служащие. Целью настоящего исследования явилась разработка организационно – функциональной технологии совершенствования основной деятельности современной клинической больницы. Нами проведено социологическое исследование, путем опроса 56 ведущих организаторов здравоохранения, руководителей подразделений больницы, а также 112 врачей и 148 пациентов больницы. Анализ результатов анкетирования позволил оценить фактическое состояние уровня медицинской помощи в больнице; вскрыть имеющиеся проблемы и определить наиболее актуальные приоритеты модернизации; обобщить мнение участников о ее необходимости
организация здравоохранения
передовые технологии
1. Бенберин В.В., Искаков А.З., Куанышкалиева А.Н., Каиргельдина С.А., Ахметова К.М. Инновационная деятельность в системе Медицинского центра Управления делами Президента // Вестник Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан. - 2015. №2. -С. 17-22.
2. Куралбаев Б.С. Теоретические и методологические основы улучшения медицинской помощи государственным служащим. Дисс... доктора медицинских наук. - Алматы, 1999.
3. Послание Президента народу Казахстана «Казахстан - 2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее». - Астана, 2014.
4. Солодянкина Т.М., Апанасевич В.И., Елисеева Е.В., Колдаев В.М., Шаназаров Н.А. Инфляционный анализ экономической эффективности лечения онкологических заболеваний. Тихоокеанский медицинский журнал, 2010 № 2. - с. 94-97.
5. Указ Президента РК «О государственной службе», имеющий силу Закона. -Алматы, 1995.
6. Чесноков Е.В., Машкин А.М., Шаназаров Н.А., Волчкова И.С., Сагандыков Ж.К., Батырбеков К.У., Преферансов А.Б., Хойрыш А.А. Организация массовых эндоскопических обследований как функция крупных диагностических центров. Материалы Международной научно-практическойконференции в честь юбилейного празднования 5-летия Клинико-Диагностического центра: «Инновации в оказании скорой медицинской помощи и актуальные вопросы медицины». Туркестан.2014г. С. 101-104.
7. Шаназаров Н.А. Щербаков В.М., Волчкова В.Л. Обзор приказов и нормативных актов по организации хирургической и травматологическо - ортопедической помощи в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации. // - Челябинск. Научно-практический журнал «Иероглиф» -2003. -Том 6 №22. - с. 797-799.

Актуальность. В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050; Единая цель, единые интересы, единое будущее" [1,3] одним из приоритетных направлений государственной политики является охрана здоровья нации и развитие передовых медицинских технологий. Важным направлением при этом является совершенствование системы медицинского обслуживания населения.

При этом исключительно важно, чтобы при проведении механизмов совершенствования отрасли была учтена специфика различных социальных и профессиональных групп населении. Одной из таких целевых групп являются государственные служащие [2,4].

В настоящее время система оказания медицинской помощи государственным служащим требует детального научного исследования и обоснования перспектив совершенствования и развития. Обладая высоким потенциалом и уровнем материального обеспечения, эта система вынуждена искать адекватные пути их решения, основным вектором которых является повышение эффективности медицинской помощи, интенсификация и модернизация используемых технологий, повышение ответственности за конечный результат - состояние здоровья обслуживаемого контингента[2,5].

В связи с этим система оказания медицинской помощи государственным служащим может рассматриваться как уникальный полигон для отработки важнейших идей и механизмов реформы и модернизации здравоохранения. Не будучи изначально разбалансированной, система позволит более надежно оценить преимущества и недостатки тех или иных технологий реформирования [3,5,6].

Представляется чрезвычайно важным в связи с этим разработать модель совершенствования системы оказания медицинской помощи государственным служащим в современных условиях. Представляется особенно актуальным рассмотрение и обоснование эффективности механизма практических действий по переходу к этим новым медико-организационным принципам и их реализации в практике[2,3,7].

      Цель - разработать организационно - функциональную технологию совершенствования основной деятельности современной клинической больницы.

       Базой исследования явилась Центральная клиническая больница Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан - которая является самой крупной многопрофильной клиникой в системе, где имелись все условия, ресурсы и возможности для научной разработки поставленной задачи.

      Результаты и их обсуждение. На этапе подготовки к модернизации и формирования программы ее инвестиционно-инновационного обеспечения, было проведено социологическое исследование, путем опроса 56 ведущих организаторов здравоохранения, руководителей подразделений больницы, а также 112 врачей и 148 пациентов больницы.

            Анализ результатов анкетирования позволил оценить фактическое состояние уровня медицинской помощи в больнице; вскрыть имеющиеся проблемы и определить наиболее актуальные приоритеты модернизации; обобщить мнение участников о ее необходимости.

            Исследование-опрос показал, что понимание необходимости перемен в больнице выразили почти 95% опрошенных, причем около половины из них - придали им крайнюю степень важности. При этом оказалось, что в преобразовании деятельности больницы в большей степени заинтересованы медработники, чем пациенты. В таблице 1 представлена оценка направлений инновационной деятельности в больнице.

 

Таблица 1

Оценка направлений инновационной деятельности в больнице (в баллах)

Направления модернизации

Медработники

Пациенты

Совершенствование клинических

технологий

2,75

3,05

Сохранение или наращивание использующихся клинических технологий

2,95

3,63

Тиражирование чужих разработок

2,7

2,37

 

         Оценивая эффективность инновационной деятельности в больнице, респонденты отметили ее недостаточную организацию, определяемую тем, что полностью в больнице реализуется только 7% новшеств, остальные - лишь частично (64%), или в минимальной степени (21,3%).

            Вместе с тем, результаты опроса показали, что 40,8% опрошенных считают, что осуществляемая инновационная деятельность больницы имела позитивные результаты, связанные с повышением качества медицинской помощи (64,5% ответов), улучшением материально-технической базы больницы (19,4%) и ростом заработной платы (22,6%).

            По мнению большинства экспертов, среди инноваций, реализуемых в больнице, приоритет отдан внедрению нового медицинского оборудования (70,9% ответов) и, соответственно, техническим и медицинским технологиям (54,2%), а также организационным преобразованиям (15,1%). Меньшая часть респондентов указала на внедрение новых экономических форм управления больницей (5,6%).

        В предложенной анкете по степени влияния на деятельность больницы необходимые для внедрения новшества были разделены на 2 группы - требующие существенных изменений и не требующие. Большинство новшеств, по мнению преимущественного большинства экспертов, требовало достаточно глубоких преобразований, в то время как остальная, существенно меньшая часть экспертов, была склонна считать, что не обязательно затрагивать базовые основы деятельности больницы и необходимо вносить изменения в организационную структуру и медико-технологические процессы в больнице (таблица 2).

Таблица 2

Мнение респондентов о преобразованиях, необходимых в больнице

Требуемые изменения

% ответов

Не обязательны базовые организационные изменения

10,5

Целесообразны существенные изменения

89,5

В том числе:

 

- материально-технической базы

71,9

- медико-технологической базы

80,3

- кадрового потенциала

59,4

- методов работы персонала

27,5

 

         В качестве основных критериев эффективности инновационной деятельности больницы респондентами предложено: повысить качество, расширить перечень оказываемых медицинских услуг и интенсифицировать медицинскую помощь за счет переоснащения больницы современным медицинским оборудованием; внедрить новые методы диагностики (76,9%); улучшить отношение медицинского персонала к работе (11,5%), а также достичь лучшей конкурентоспособности больницы на рынке медицинских услуг (13,4%).

            При выборе направлений модернизации больницы подавляющее число респондентов отдали предпочтение достижению больницей международных стандартов деятельности. При этом, по мнению 57,7% опрошенных, основной подход к выбору направлений модернизации больницы должен быть ориентирован на внедрение новшеств лучшей клинической практики, использующихся в западных странах (опережающий подход). Каждый третий респондент (34,6. %) отдал приоритет подходу, предусматривающему адаптацию больницы к лучшей отечественной клинической практике (поддерживающий подход). И только 7,7% опрошенных считают, что целесообразнее всего осуществлять модернизацию больницы на основе технического перевооружения больницы (догоняющий подход).

            Как показали результаты проведенного социологического исследования, перспективы развития инновационной деятельности больницы, опрошенные респонденты видят в:

  • соответствии основных направлений модернизации больницы приоритетам развития здравоохранения страны;
  • соответствии модернизации назначению и миссии больницы;
  • финансовых возможностях и эффективности больничного менеджмента.

Результаты проведенных социологических исследований стали доказательной базой и явились основной для разработки оригинальной модели модернизации больницы, основной целью которой является достижение большей интеллектуализации медицинской деятельности, высокой технологичности и безопасности медицинских услуг.

При этом основными структурно-функциональными элементами этой модели являются:

            1. Повышение уровня профессиональной компетентности медицинского персонала.

            2. Модернизация материально-технической и медико-технологической базы.

            3. Внедрение современных клинических технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

            4. Обеспечение высокого качества и безопасности медицинских услуг, оказываемых прикрепленному контингенту и населению.

Таблица 3

Функциональные элементы развития инновационной инфраструктуры больницы

Сегмент

Деятельность

Системообразующие элементы

Мероприятия

Кадровый

Система подготовки квалифицированных кадров

Обучение в ближнем и дальнем зарубежье.

Обеспечение непрерывного обучения специалистов, создание комплексов, обеспечивающих связь науки и практике, привлечение молодых специалистов к инновациям

 

Организационный

Система управления, система экспертизы программ м проектов

Ведущие профильные организации, главные специалисты, эксперты

Организация и совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности

 

 

Информационный

Система информационного обеспечения

Библиотека,

информационно-аналитический центр, консалтинговые центры

Создание банка данных, сотрудничество с информационными фондами, библиотеками

 

 

Финансовый

Система финансово-экономического обеспечения

Уполномоченный орган, МЗ РК, территориальные и региональные медицинские организации

Развитие и подготовка программ развития, привлечение инвестиций, софинансирование совместных проектов

Технологический (производственный)

Система создания новых технологий

Организации здравоохранения, научные центры, отдельные новаторы

Инициация и апробирование идей

Внедренческий

 Система продвижения и распространения инноваций

Научные центры, ВУЗы, инновационно-заинтересованные бизнес-структуры

 Сопровождение и распространение инноваций, создание благоприятной  инновационной среды, поиск рынков наукоемкой продукции, бенчмаркинг и изучение лучшей практики медицинской деятельности

Таким образом, реализации основных направлений данной модели и развитие больницы по инновационному пути позволило за короткое время приблизить качественный уровень медицинской помощи к общемировым стандартам, переориентировать больницу на достижение общественно значимых результатов деятельности, внедрить рыночные механизмы в степени, необходимой для эффективной работы и обеспечения высокой конкурентоспособности больницы. Основным результатом данной модернизации явилось повышение качества медицинских услуг, а также достижение высокой конкурентоспособности больницы на рынке соответствующих услуг.

Рецензенты:

Сарсебаков Е.К., д.м.н., профессор, главный научный консультант Национального научного центра онкологии и трансплантологии, г.Астана;

Шаназаров Н.А., д.м.н., главный онколог БМЦ УДП РК, г.Астана.


Библиографическая ссылка

Дудник В.Ю. ОРГАНИЗАЦИОННО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23587 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674