Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ» В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Каримова М.И. 1, 1
1 Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики
В статье, исследуется проблема конкурентоспособности в национальной экономики. Анализируя дифиниции понятия конкурентоспособности в экономической науке, учеными сфокусирированно внимание на инновации, инновационную деятельность, а также экологическую безопасность. Первостепенная задача государства, посредством конкурентноспособности обеспечивать высокие темпы экономического роста и растущий уровень жизни в стране, а также поддерживать спрос на отечественные товары и услуги на международных рынках, тем самым достигать высокой эффективности использования производственных ресурсов. Определена иерархия конкурентоспособности в национальном хозяйстве. Это позволила выявить концепция конкурентоспособности, которая применяется к огромному количеству объектов не только принадлежащих к экономической системе, но и стране, региону, отрасли и т.д. Выявлено, что национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Сущность понятия конкурентоспособности проявляется такими его детерминантами как: лидерство, превосходство, преобладание, преимущество и т.д.
конкурентоспособность
национальная экономика
уровень жизни
конкурентный товар
экономический рост.
1. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. -2014-№12 –С.232-235.
2. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. № 1. - С. 39
3. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции конкурентоспособности в научных исследованиях // Теоретическая конкуренция. –2013. – № 6. – С. 72.
4. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент.- М.: Изд-во «Эксмо», 2006 - С.10
5. Малкина М.Ю. Особенности измерения и способы повышения конкурентоспособности российской экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010,№3 – С.529.
6. Мерзлов Ю.В. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность» // Искусство управления-М.:2012, №3 –С.6.
7. Рахимов А.М. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан – Худжанд, 2004 – С.11
8. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм // Под ред. К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики.- М.:Вершина, 2008 – С.39.
9. Фатхутдинов Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2009.№ 4 (16). С. 135.
10. Фатхуддинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. – М.: «Экономика», 2003- С.33.
11. Улмасов Ф.М. Повышение конкурентоспособности национальной экономики – Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. –М.:2009-С.18.
12. Хакимов А. Иктисоди милли: асосхои бехатари ва ракобатпазири.-Душанбе:Ирфон, 2007. –С.437.
13. Benchmarking the Competitiveness of European Industry. Communication from the Commission // Commission of the European Communities. Brussels, 1996. P. 10
14. Handbook on Constructing Composite Indicators: Methodology and User Guide. Meeting of the Industry Committee at Ministerial Level. Organization for Economic Co-operation and Development. Paris, 1998. P. 85
15. The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. New York, Oxford University Press, 2002. P. 3-4

Вопрос конкурентоспособности становиться актуальным среди политиков, экономистов и ученых. Особенно в современных кризисных условиях главы государств активно начали дискуссировать этот вопрос и разрабатывать специальные программы нацеленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

В настоящее время существуют множество определений о конкурентоспособности и её сущностных чертах.

«Конкурентоспособность национальной экономики есть способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по политике конкурентоспособности (США, 1992г.). В данном определении сущность конкурентоспособности сводиться к производству товаров и услуг способствующих удовлетворению спроса на международных рынках. То есть акцентируется внимание на то, что если страна может производить определенные блага, имеющие спрос на мировом рынке и соответствующим международным стандартам, то это может способствовать повышению благосостояния населения.

В докладе «Глобальная конкурентоспособность» Всемирного экономического форума (1996г.), конкурентоспособность национальной экономики понимается способностью страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП.[15]. В этом определении, на наш взгляд, сущность конкурентоспособности национальной экономики сводится к повышению показателя среднедушевого прироста ВВП. Думается, увеличение среднедушевого прироста является, скорее всего, последствием повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Согласно утверждению группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group) и доклад для председателя Европейской комиссии (1995г.): конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности[3]. Однако сами по себе они не являются исчерпывающими и не задают конечной цели. Это – мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе, основываясь на увеличении производительности и эффективности, в контексте международной специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем»[13].

Организация экономического сотрудничества и развития: «Конкурентоспособность – поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения»[14]. В данном случае, сущность определения конкурентоспособность сводится к получению высоких доходов и обеспечения занятости в условиях открытой экономики.

По мнению экспертов ООН, Европейской экономической комиссии, конкурентоспособной экономикой считается та экономика, в которой экспортеры сохраняют и увеличивают свою долю на внешних рынках, и постоянно растущая доля экспорта приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью и современные технологии. Главными индикаторами конкурентоспособности считаются доля высокотехнологичной продукции в экспорте.

Ученые Международного Института Развития Менеджмента (International Institute for Management Development) рассматривают конкурентоспособность страны как способность создавать добавленную стоимость и национальное богатство, управляя активами и процессами, своей привлекательностью и агрессивностью, глобальным и локальным, а также интегрируя все эти отношения в экономические и социальные модели[9].

В последнее время в определении конкурентоспособность национальной экономики ученые и экономисты фокусируют внимание на инновации, инновационную деятельность, экологическую безопасность.

В докладе о глобальной конкурентоспособности в 2000 г. (The Global Competitiveness Report-2000) эксперты Всемирного экономического форума сделали выбор в пользу инновационной экономики как главного фактора роста конкурентоспособности страны при использовании конкурентных, построенных на инновациях, преимуществе. При этом все страны были разделены на инновационно активные (24 страны) и инновационно пассивные. К числу инновационно пассивных государств относится и Республика Таджикистан.

Например, по мнению М.Ю. Малкина, под конкурентоспособностью национальной экономики понимается её способность[3]:

1) обеспечивать высокие темпы экономического роста и растущий уровень жизни в стране;

2) поддерживать спрос на отечественные товары и услуги на международных рынках;

3) достигать высокой эффективности использования производственных ресурсов;

4) обеспечивать экологическую безопасность производимой продукции.

Далее, Малкин М.Ю. подчеркивает, что конкурентоспособность национальной экономики является результатом разных слагаемых, некоторые из которых к тому же взаимно усиливают друг друга, порождая синергетический эффект.

Достаточно простое определение конкурентоспособности дает профессор Фатхуддинов Р.А, который является автором многочисленных работ в области конкурентоспособности. Он считает, что конкурентоспособность это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке[12].

Профессор Рахимов А. рассматривает сущность определения конкурентоспособности экономики от способности обеспечить достойный уровень жизни населению[7]. По его мнению, все теории, раскрывающие механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения её богатства, достижения стабильного экономического роста можно отнести к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики.

В своей диссертации Улмасов Ф. показывает, что конкурентоспособность рассматривается комплексно как пронизывающее все структурные уровни национальной экономики: микро (уровень предприятия), мезо и макро[11]. Таким образом, национальная конкурентоспособность в свою очередь зависит от  следующей иерархии(Схема 1.):

  

Схема 1.Иерархия конкурентоспособности

В данном положении есть определенное рациональное зерно, так как конкурентоспособность национальной экономики определяется её способностью производить конкурентоспособную продукцию или услугу. Отсюда справедливо возникает вопрос: что такое конкурентоспособность товара?

Касательно конкурентоспособности товара также существуют множество трактовок, однако многие из этих определений сфокусированы на способности товара конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Ниже рассмотрим некоторые их этих определений.

Автор монографии «Конкурентоспособный менеджмент» Качалина Л.И. рассматривает  понятие конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам[4]. Качалина считает, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, являются качество и цена.

По мнению Гуляева Г.Ю. конкурентоспособность товара представляет собой экономическую категорию, которая означает способность товара (услуги) наравне с другими аналогичными товарами (услугами) конкурировать на рынке[1]. В данном определении суть конкурентоспособности товара сводится к способности конкурировать на рынке.

По мнению таджикского ученого Хакимова А. конкурентоспособность товара состоит из таких детерминантов как совокупность потребительских свойств, цены, качества товара, согласно которым товар сравнивается, представляется и приобретается на внутреннем и внешнем рынках[10]. Профессор Хакимов А. отмечает, что важным критерием оценки конкурентоспособности товара выступает её стоимость. Однако в своем исследовании подчёркивает, что в последнее время в современных условиях мировой конкуренции неценовые факторы конкурентоспособности товара становятся ключевыми детерминантами. К важным аспектам неценовых факторов конкурентоспособности товара профессор Хакимов А. относит инновационность и наукоемкость товара[11].

Доцент кафедры теории и практики Московского финансово-промышленного университета «Синергия», к.э.н. Коваленко А.И. утверждает, что следует различать понятия «конкурентный товар» и «конкурентоспособный товар»[3]. Проанализируем позицию доцента Коваленко А.И. относительно значения этих парных определений.

Конкурентные товары — это товары, потребление которых одним потребителем сокращает их доступность для других потребителей, т. е. блага, за потребление которых потребители конкурируют[3].

Конкурентоспособные товары — это товары, потребление которых растет, товары одного производителя, выигрывающие конкуренцию у товаров другого производителя[3].

По мнению доцента Коваленко А.И. конкурентность и конкурентоспособность взаимосвязаны. Дело в том, что если в отрасли или на рынке с помощью государственного регулирования повысить  уровень конкуренции, то есть конкурентность, это способствует к  усилению конкурентной борьбы между фирмами и приведет к повышению эффективности использования ресурсов, внедрению инноваций, повышению производительности и качества товаров, работ, услуг, что в свою очередь скажется на росте общеотраслевых показателей[8]. Улучшение общеотраслевых показателей по сравнению с другими отраслями повышает его конкурентоспособность. Таким образом, выходит простая логика: повышение конкурентности рынка способствует повышению его конкурентоспособности. Однако, чрезмерно высокий уровень конкуренции в отрасли может привести к снижению рентабельности фирм, снижению инвестиционной и кадровой привлекательности в отрасли в целом. Ухудшение инвестиционных параметров и показателей занятости в отрасли делает его менее конкурентоспособным.

Резюмируя вышесказанное необходимо сделать следующие выводы:

  • Концепция конкурентоспособности применяется к огромному количеству объектов (не только принадлежащих к экономической системе): стране, региону, отрасли, фирме, рынкам, населению и т.д.
  • Сущность понятия конкурентоспособность проявляется такими его детерминантами как: лидерство, превосходство, преобладание, преимущество
  • Национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Носителями конкурентоспособности являются на микроуровне относятся: организации (любых форм собственности), персонал, технологии, инновации, средства производства[ К носителями мезоконкурентности относят регионы и отрасли[9];
  • Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится[10].Наиболее общее определение конкурентоспособности можно изложить следующим образом: конкурентоспособность — способность субъекта конкуренции в определенной сфере деятельности совершать конкурентные действия сравнительно лучше конкурирующих субъектов[10]. При определении понятия «конкурентоспособность» важное значение имеет наличие конкурентного контекста;
  • Во многих определениях о национальной конкурентоспособности акцент делается  на способность страны экспортировать ту или иную продукцию, то есть на международную торговлю. Думается, что такой акцент заведомо занижает оценку конкурентоспособности стран с крупным внутренним рынком и относительно низким объемом экспорта, и завышает позиции небольших экономик с высокой долей экспорта и иностранного капитала;
  • Успехи на международном рынке товаров и услуг зависят  от справедливости мировой торговой системы и установленных правил игры[8].  Международная торговля сильно зависит от влияния некоторых государств, торговых барьеров, инструментов протекционизма и субсидирования, что можно говорить об отсутствии принципов справедливости в получении выгод от международной торговли.
  • Экспорт и уровень жизни большинства населения далеко не всегда связаны положительно. Шансы сильной корреляция этих двух показателей в большей части возможны от аллокативного эффекта публичных финансов, что представляется достаточно трудным процессом особенно в странах с переходной экономикой, куда и входит Республика Таджикистан.

Библиографическая ссылка

Каримова М.И., Каримова М.И. К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ» В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23605 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674