Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА

Давыборец Е.Н. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
Имидж государства является одним из факторов его благополучия. От того как воспринимается государство своими и иностранными гражданами зависит его порядок и стабильность, инвестиционная привлекательность, поддержка и во многом успех проводимых реформ внутри государства, желание сотрудничества среди иностранных государств и мн. др. Вот почему на сегодняшний день формированием привлекательного имиджа государства обеспокоены политические власти всех цивилизованных стран. Также различные аспекты имиджа привлекают внимание исследователей различных областей. Одной из острых проблем исследуемой сферы являются способы и приемы, используемые для формирования благоприятного имиджа государства. Управление массовым сознанием по созданию имиджа может осуществляться как на основе рациональных информационных технологий, так и путем навязывания искаженной, обработанной под определенные цели информации при помощи специальных манипулятивных приемов, что ставит под угрозу информационно-психологическую безопасность личности. В статье исследуются факторы, влияющие на информационно-психологическую безопасность личности при формировании имиджа государства. Среди важных факторов автор выделяет правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности, гражданскую политическую культуру общества, уровень его интеллектуального развития, уровень стабильности, развитость информационной среды общества, наличие реальной конкуренции в политической сфере и др.
имидж государства
информационно-психологическая безопасность
управление массовым сознанием
политические технологии.
1. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (дата обращения 20.06.2015).
2. Железняк А.В. Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через средства массовой информации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - № 2(6). - С.39-42.
3. Фадеев В.В. Психологическая безопасность как компонент политического имиджа / Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 400 с.
4. Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. - 2009. - №2 (7). - С.21-34.
5. Davyborets E.N. Creating Images of American Presidents / - Germany: LAMBERT. 2014. – 177 p.

В современном информационном обществе роль знаний и информации имеет особое значение в жизнедеятельности социума. С одной стороны, их развитие существенно оптимизировало жизнь человека, позволив решить его насущные проблемы. С другой, с современным уровнем развития информационной среды, средств распространения и преобразования информации, появились широкие возможности управления массовым сознанием в угоду чьим-то интересам, обусловив угрозу информационно-психологической безопасности личности. В том числе, политический имидж, как результат управления массовым сознанием, может, как способствовать благополучию общества и государства, так и стать инструментом обмана граждан. Именно поэтому, изучение различных аспектов имиджа, способов и приемов его создания, непосредственно влияющих на информационно-психологическую безопасность личности, является чрезвычайно актуальным. Под информационно-психологической безопасностью личности понимают состояние защищенности психики индивида от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, и способные причинить вред личности [3, С. 49].

Целью исследования является выявление факторов информационно-психологической безопасности личности при создании имиджа государства. Объект исследования – политический имидж. Предмет – условия информационно-психологической безопасности личности в процессе имиджмейкинга.

Управление массовым сознанием, в зависимости от применяемых информационных технологий, а также целей акторов политического процесса, может, как выполнять позитивные функции для общества и государства, так и использоваться в негативном «ключе». Так, на основе управления массовым сознанием обеспечивается лояльность существующему режиму, поддержка гражданами власти на время проводимых в обществе реформ, что способствует порядку и стабильности в обществе. Посредством управления массовым сознанием, возможно привить важные ценности гражданам – любовь к природе, спорту, уважение к закону, лояльное отношение к представителям других обществ и пр. Также возможно обеспечить благоприятное восприятие и отношение к своему государству, что является фактором стабильности и благополучия общества, обусловливающим проявление патриотизма, и желания действовать во благо родины.

С другой стороны, посредством управления массовым сознанием можно нанести вред обществу, обеспечивая лояльность власти, действующей вразрез с интересами общественными, например, разжигающей межнациональную рознь, оправдывающей губительную, либо агрессивную политику в отношении своего и других государств и т.д. Так, посредством формирования имиджа «врага» другому государству, возможно обеспечить широкую поддержку общественности военных действий с ним. Созданием положительного инвестиционного имиджа своему государству, не имеющего под собой реальных оснований, также можно дезинформировать и дезориентировать общественность, подталкивая к инвестиционной активности в ущерб собственным интересам.

Современный уровень развития информационных технологий открыл «просторы» для манипуляции массовым сознанием. «В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» [4; С. 22]. Причем использование манипулятивных методов воздействия на людей возможно, в том числе, при демократическом политическом режиме, который также на сегодняшний день не имеет эффективных механизмов защиты от манипуляций. Так, ряд исследователей полагает, что «плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель – изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям» [2; С. 40]. В то же время существуют определенные условия, минимизирующие степень манипулятивного влияния на людей, а также возможности для манипуляции массовым сознанием.

Для создания имиджа государства используются те же политические технологии, что и для формирования общественного мнения, разновидностью которого и является имиджмейкинг. Используются и специальные приемы и методы для создания имиджа государства. Политические, в том числе имиджевые технологии можно подразделить на  рациональные и манипулятивные. Первые обращены к разуму граждан и не искажают существующее положение дел, но информируют с целью  популяризации сильных сторон государства, для формирования положительного отношения к нему. Манипулятивные технологии в своей основе имеют различного рода искажения информации (эмоционализация информации, «усиление» некоторых сторон информации посредством проставления акцентов на ней, использование психологических закономерностей восприятия, технических особенностей информации и т.д.), включая прямой обман граждан, и психологические приемы давления на них. При этом манипулируемый не догадывается о том, что подвергается психологическому воздействию, как и о намерениях манипулятора.

Нужно отметить, что зачастую, политические технологии сложно однозначно отнести к манипулятивным или рациональным в силу того, что они могут взаимодействовать и пересекаться, а также в зависимости от целей имиджмейкеров. Так, в ту  или иную рациональную технологию могут внедряться манипулятивные приемы и техники, либо информационные искажения, в результате чего она приобретает манипулятивный характер. Большинство современных информационных технологий можно отнести к манипулятивным (манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на индивида с целью подчинения его сознания, воли, поведения [1]).

Манипулятивные информационные технологии не есть всецело отрицательное явление, напротив, они являются эффективным и действенным механизмом формирования яркого привлекательного имиджа политическому объекту. С их помощью можно усилить имеющиеся характеристики объекта, что необходимо для создания сильного целостного образа государству. Но также на их основе можно сформировать имидж не соответствующий своему «прототипу», то есть обмануть граждан [5; C. 43]. Имидж государства, сформированный на манипулятивный технологиях и психологических приемах имеет не меньшую силу воздействия, чем основанный на рациональных. «Дутый» имидж также воспринимается общественностью, как реальность, и он является весьма стойким стереотипизированным образованием, которое не просто разрушить. «Прочность» имиджа, вне зависимости от степени его истинности, основана на психологических закономерностях восприятия: людям свойственно культивировать информацию, совпадающую с собственными знаниями, убеждениями, представлениями, что еще больше их подкрепляет. Напротив, то, что не совпадает с уже сформированными представлениями, воспринимается как ложное, некритически отвергается человеком, не подвергаясь логическому анализу.

Минимизации манипулятивных информационных технологий способствует широкое использование рациональных, которые оказываются эффективными не в любой социальной среде. Попытаемся ответить на вопрос о том, что влияет на выбор методов воздействия на граждан при формировании имиджа государства? Какие условия делают эффективными манипулятивные информационные технологии, обусловливая угрозу информационно-психологической безопасности личности?

Так, манипулятивному воздействию более подвержено недостаточно интеллектуально развитое и образованное население. Одновременно оно меньше поддается логическим аргументам, что затрудняет использование рациональных политических технологий. Людьми также легче манипулировать, навязывая определенные идеологические позиции и стереотипы, в нестабильные и кризисные времена, когда в обществе актуализированы различного рода страхи, существует физиологизация потребностей. Эффективны манипулятивные информационные технологии в отношении маргинализованных групп населения, то есть высокий уровень нищеты и алкоголизации общества есть благоприятная среда для манипуляций.

Политическая социализация, приобщение граждан к политическому участию – фактор эффективности рациональных политических технологий, так как опыт политического участия формирует готовность индивидов вникать в политические процессы, воспринимать информацию не легковерно, но подвергая логическому анализу. Тоже можно сказать и о преобладающем типе модальной личности в обществе. Конформистам, с пассивной гражданской позицией легче внедрять подготовленную, обработанную под определенные цели информацию, и сложнее доказывать, что-либо аргументами и фактами, так как они не готовы слушать. Напротив, люди с активной гражданской позицией, склонные к критическому анализу, более восприимчивы к рациональным политическим технологиям, основанным на политическом диалоге, а также на аргументах и доказательствах. Данные типы личностей соответствуют двум типам политических культур – патриархальной и гражданской. Для патриархальной культуры более характерна конформная личность, политически активные граждане преобладают в гражданской политической культуре. Поэтому, демократия все же, влияя на политическую социализацию масс, и развивая активную гражданскую позицию, - это фактор информационно-психологической безопасности личности.

Фактором риска информационно-психологической безопасности личности при применении манипулятивных имиджевых технологий является политическая апатия граждан. Отсутствие интереса к политической сфере, самоотстранение от нее – эффективная среда для манипулятивного воздействия на граждан. Также имеет значение наличие, либо отсутствие традиций диалога в политике. Политические технологии, основанные на политическом диалоге – эффективный способ развенчания манипуляций, разрушения навязанных мифов и стереотипов. Но для этого граждане должны быть подготовлены к восприятию подобного рода информации. Появлению диалога в политике способствует наличие реальной конкуренции или оппозиции, препятствующие монополизации власти, и формированию общественного мнения в одном направлении. Политическая конкуренция способствует, в том числе развитию информационной среды, разноплановому освещению событий, что снижает возможности одностороннего навязывания определенных точек зрения, позиций.

Имеет значение в данной области политическая система общества, выбранный курс политической власти: проводится ли честная и «прозрачная» информационная политика, либо происходит тотальная государственная идеологизация массового сознания, обусловливая эффективность манипулятивных методов воздействия на граждан. Государство задает правила «игры», которые в дальнейшем распространяются на всю сферу политической жизни. Также, развитая информационная среда, наличие многообразных альтернативных источников информации, есть фактор информационно-психологической безопасности личности. Свободные альтернативные источники информации – необходимое условие минимизации манипулятивного воздействия на граждан.

Воспрепятствовать обману граждан посредством манипуляции их сознанием может также развитое в данной сфере законодательство и эффективные механизмы его реализации, которые в настоящее время имеют пробелы во многих странах.  Дело в том, что на практике выявить и доказать манипуляции достаточно сложно, в результате чего существует проблема законодательного закрепления не дозволенных информационных методов воздействия на граждан. Проблема еще видится в том, что законодатель, являясь заинтересованным лицом в управлении массовым сознанием, сам не хочет браться за решение данного вопроса. Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства представлены на Рисунке.

Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства

 

Таким образом, имидж государства, формируемый на сегодняшний день правительствами всех цивилизованных стран, а также другими субъектами политических процессов, играет существенную роль в политической жизни обществ и государств. Если имидж государства существенно не совпадает с существующим положением дел, он способен нанести вред обществу, внедрив искаженную, обработанную под определенные цели картину мира в сознание масс, заставляя их действовать так, как выгодно тем или иным лицам. Формирование имиджа государства возможно посредством различных методов и технологий, предпочтительными среди которых,  с точки зрения гуманности и функциональности для общества и граждан, являются рациональные.

Существуют определенные условия социальной среды и политической системы общества, делающие рациональные технологии важным фактором политической жизни общества, и способствующие обеспечению информационно-психологической безопасности людей. Среди таковых важнейшими являются опыт политического участия граждан, интеллектуальный и образовательный уровень населения, уровень стабильности общества, развитость и прозрачность информационной среды, выбранный курс государства по управлению массовым сознанием, наличие реальных конкурентов и оппозиции в политической сфере, а также законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности личности. Напротив, факторами информационно-психологической угрозы общества являются отсутствие опыта политического участия, конформизм и легковерность граждан, ангажированность СМИ, политическая монополия внутри государства, отсутствие законодательной защиты населения в исследуемой сфере, кризисные периоды развития общества и др. Оптимальным для общества и личности является минимизация манипулятивного воздействия на граждан при широкой их социализации и просвещении, обусловливающем популяризацию и применение рациональных политических технологий имиджконструирования.

 

 

Рецензенты:

Белоус В.Г., д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политологии СПбГУ, г.Санкт-Петербург.

Радиков И.В., д.пол.н., профессор, профессор кафедры теории и философии политики СПбГУ, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Давыборец Е.Н. ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23662 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674