Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ И ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стафеева А.В. 1 Реутова О.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический эксперимент им. Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия, (603007, ул. Ульянова, 1) .
2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический эксперимент им. Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Россия, (603007, ул. Ульянова, 1
Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольников экспериментальная методика на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол – гимнастики, направленная на повышение показателей физического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста, а также показатели физической подготовленности. Для экспресс-оценки соматического здоровья старших дошкольников использовался комплекс, состоящий из морфологических и функциональных показателей. По общепризнанным методикам мы измерили длину, массу тела детей, жизненную емкость легких, артериальное давление, ЧСС, максимальную силу правой и левой кисти. Для оценки физической подготовленности использовался комплекс педагогических тестов. В результате внедрения в учебно-воспитательный процессв ДОУ экспериментального содержания с оздоровительной направленностью в конце эксперимента были выявлены достоверные различия в показателях физического развития и физической подготовленности между контрольной и экспериментальной группами детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует об эффективности предлагаемых средств, а также возможности их использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ, в общеобразовательных учреждениях и специальных школах с целью оптимизации процесса физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
учебно-воспитательный процесс дошкольников
физическое развитие
функциональные возможности организма
физическая подготовленность
нетрадиционные формы и средства физической культуры
1. Бабенкова Е.А. Функциональная готовность детей к школе// Инструктор по физической культуре: научно-практический журнал. М.: ТЦ Сфера, 2009, С. 9 – 14.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.: ил.
3. Заболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2008. – № 1(178). – С. 50.
4. Каминский О.А. К вопросу о совершенствовании учебного материла для специалистов по физической культуре дошкольников// Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Мастер. всероссийской науч.- практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2011. – 47 с.
5. Мусанова И.М. Технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субектов образовательного процесса дошкольного учреждения. автореферат, дис. . канд. пед. наук: Белгород. 2012. – 24 с.
6. Соколова С.Б. Гигиеническая оценка технологий воспитания и оздоровления часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях. Автореф. дисс.канд.мед.наук, Москва. 2008. – 25 с.
Актуальность. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достижением государства, оно - бесспорный приоритет, залог его жизнестойкости и прогресса. Между тем Всемирная  организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим (Бобер Т.Ф., 2004; Кожухова Н.Н.,2012).

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников  [6]. В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания  [2]. Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые инфекции верхних дыхательных путей. Причем патологическая пораженность у мальчиков 6 - 7 лет выше, чем у девочек (457,1% против 379,3%) [3]. Наблюдения специалистов показывают, что у 12- 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30 - 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений  [4].

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития [1]. 

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется несоответствием между необходимостью повышения качества и результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и недостаточной разработанностью научно-теоретической базы имеющихся технологий физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании.

Как свидетельствуют научные данные, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый. Недостаточная сформированность интегративных качеств личности ребёнка, связанных с охраной и укреплением здоровья также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Возникает необходимость организовать физкультурно-оздоровительную деятельность таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать педагога, родителей и ребёнка как субъектов образовательного процесса на постоянное физическое совершенствование.

В качестве рабочей гипотезы  исследования, предполагалось, что использование в образовательном процессе дошкольников программы по физической культуре с оздоровительной направленностью, на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола позволит повысить уровень здоровья детей старшего дошкольного возраста, а также будет способствовать повышению уровня физического развития и физической   подготовленности.

Для достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи: разработать  и экспериментально обосновать эффективность содержания процесса физического воспитания с оздоровительной направленностью детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, а также определить влияние на повышение показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья старших дошкольников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры.

Поскольку известно, что для высокого уровня физического здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают  старшие дошкольники в процессе учебной деятельности.

Для экспресс-оценки соматического здоровья старших дошкольников мы использовали комплекс, состоящий из морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. По общепризнанным методикам мы измерили длину, массу тела детей, жизненную емкость легких, артериальное давление, ЧСС, максимальную силу правой и левой кисти. Оценка состояния здоровья старших дошкольников проводилась медсестрой детского сада.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности содержания образовательного процесса по физическому оспитанию  с оздоровительной направленностью на основе использования  нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола и влияния на повышение уровня  здоровья детей старшего дошкольного возраста, физического развития и физической подготовленности.

В педагогическом эксперименте приняли участие воспитанники двух старших групп в количестве 37 человек МБДОУ г.Нижнего Новгорода (дети 5-6 лет): I старшая группа - экспериментальная группа, II старшая группа - контрольная группа. В содержание программы экспериментальной группы вошли следующие  оздоровительные средства и формы физического воспитания: 1) нетрадиционные виды закаливания, как элемент оздоровления детского организма: ходьба и бег босиком; ходьба босиком по разным рельефным и уровневым поверхностям -«Дорожка Здоровья»; 2)  дыхательная гимнастика; 3)  пальчиковая и суставная гимнастика; 4)  фитбол - гимнастика; 5)  хоп - бол.

Кроме того были проведены тематические занятия, такие как  «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,  беседы:  «Закаливание», «У природы нет плохой погоды», «Здоровье в наших руках», «Вырасти здоровым», «Страна Здоровья».

Занятия проводились в соответствии с расписанием групп - 3 раза в неделю по 25 минут. Общий объём занятий, проведённых в рамках лабораторного эксперимента, в каждой группе составил 45 часов. Занятия  в группах планировались теоретических, практических, комбинированных видов. Комбинированная форма занятий использовалась чаще всего, которая включала  в себя теоретическую часть (беседа, просмотр иллюстраций, фильмов) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты).

В начале педагогического эксперимента нами  не были выявлены достоверные различия в показателях физической подготовленности и функционального состояния организма детей 5 - 6 лет  между контрольной и экспериментальной группами. Показатели длины тела детей контрольной группы - 116,3±1,9 см., экспериментальной - 114,9±1,36 см. (t= 0,58; p>0,05). Показатели веса тела детей контрольной группы -20,06 ± 1 кг, экспериментальной -20,23±1кг. (t=0,11; p>0,05). Показатели максимальной силы левой кисти в  контрольной группе - 2,57±0,20 кг., в экспериментальной - 2,68±0,17 кг. (t=1,16; p>0,05). Показатели максимальной силы правой кисти в  контрольной группе - 3,21±0,23 кг., в экспериментальной - 3,83±0,31 кг. (t = 1,6; p>0,05). При измерении ЖЕЛ мы получили следующие показатели: в контрольной группе ЖЕЛ составила 771±22,06 мл., в экспериментальной - 755,5±23,18 мл. (t=0,48; p>0,05). При измерении  АД (систолическое) показатели в контрольной группе составили -78,68±2,53 мм\рт\ст., в экспериментальной - 75,83±2,36 мм\рт\ст. (t=0,82;p>0,05).

При измерении  АД (диастолическое) показатели в контрольной группе составили - 51,05± 1,30 мм\рт\ст., в экспериментальной группе - 49 ± 1,42 мм\рт\ст. (t= 0,68; p > 0,05). Показатели ЧСС в контрольной группе -95,21±3,43 уд\мин, в экспериментальной группе -93,5±2,7 уд\мин (t=0,34; p>0,05). Группа здоровья детей в контрольной группе - 2,0±0,14, в экспериментальной группе - 2,22 ± 0,12 (t =1,16, p >0,05).

 В результате внедрения в учебно-воспитательный процессв ДОУ экспериментального содержания с оздоровительной направленностью в конце эксперимента нами были выявлены достоверные различия  в показателях физического развития и физической подготовленности между контрольной и экспериментальной группами детей старшего дошкольного возраста.

Динамика  изменения показателей функционального состояния детей в экспериментальной группе свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств  в течение эксперимента.

Показатели длины тела детей экспериментальной группы в начале года составили - 114,9±1,36 см, в конце года -122±1,1 см (t=0,44, p<0,05). Показатели веса тела детей в начале года составили -20,23±1 кг, в конце года - 21,41 ± 1,01 кг (t=0,1, p>0,05). Показатели максимальной силы левой кисти в  начале года составили - 2,68 ± 0,17 кг, в конце года - 3,8 ± 0,15 кг (t = 2,9, p < 0,05). Показатели максимальной силы правой кисти в  начале года у детей экспериментальной группы составили - 3,83 ± 0,31 кг, в конце года - 4,59 ± 0,25 кг (t=1,8, p<0,05).

При измерении ЖЕЛ мы получили следующие показатели: в начале года - 755,5 ± 23,18 мл, в конце года - 858,8 ± 21,1 мл. (t = 3,28, p<0,05). При измерении  АД (систолическое) показатели в начале года составили - 75,83 ± 2,36 мм\рт\ст., в конце года - 75,2 ± 2,37 мм\рт\ст. (t = 0,16, p>0,05). При измерении  АД (диастолическое) показатели в начале года составили - 49±1,42 мм\рт\ст., в конце - 48,05±1,6 мм\рт\ст. (t=0,75, p>0,05). Показатели ЧСС в начале года - 93,5±2,7 уд\мин, в конце - 99,5±1,2 уд\мин (t =2,62, p<0,05).

Группа здоровья детей в начале года - 2,22±0,12, в конце - 1,94 ± 0,12 (t =3,62, p<0,05) (табл.1).

Таблица 1

Динамика показателей функционального состояния  детей      

       (5 -6 лет) экспериментальной группы

Показатели

Экспериментальная группа

Экспериментальная группа

Достоверность различий

Начало года

Конец года

1

Длина тела (см.)

114,9±1,36

122±1,1

p < 0,05

2

Масса тела (кг.)

20,23±1

21,41±1,01

p > 0,05

3

Максимальная сила левой кисти (кг.)

2,68 ± 0,17

3,8 ± 0,15

p < 0,05

4

Максимальная сила правой кисти (кг.)

3,83 ± 0,31

4,59 ± 0,25

p < 0,05

5

ЖЕЛ (мл.)

755,5 ± 23,18

858,8 ± 21,1

p < 0,05

6

АД систолическое

75,83 ± 2,36

75,2 ± 2,37

p > 0,05

7

АД диастолическое

49 ± 1,42

48,05 ± 1,6

p > 0,05

8

ЧСС

93,5 ± 2,7

99,5 ± 1,2

p < 0,05

9

Группа здоровья

2,22 ± 0,12

1,94 ± 0,12

p < 0,05

Полученные показатели свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемых средств на дыхательную и сердечно-сосудистую системы дошкольников,  а также по показатели здоровья, что отразилось в переходе детей из одной  группы здоровья в другую.

 В показателях  физической подготовленности в конце эксперимента нами также  обнаружены  достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами  (табл.2).

Таблица 2

Показатели физической подготовленности детей 5 - 6 лет экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Контрольные испытания

Контрольная группа

M ± m

Экспериментальная группа

M ± m

Достоверность различий

1

Челночный бег 3×10 м.

10,07±0,52

10,17±0,14

p>0,05

2

Прыжок в длину с места (см.)

100,52±3,6

118,8±3,70

p<0,05

3

Бег 300 м. (сек.)

99,2±2,0

97,4±0,7

p<0,05

4

Бег 30 м.   (сек.)

8,11±0,14

7,55±0,15

p< 0,05

Таким образом, разработанное  содержание образовательного процесса по физическому оспитанию  с оздоровительной направленностью,  на основе использования  нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола  положительно повлияло на показатели физического развития и физической подготовленности,  а также способствовало повышению уровня  здоровья детей старшего дошкольного возраста.  

Разработанная программа по физической культуре с оздоровительной направленностью на основе использования  нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп- бола может применяться в учебно-воспитательном процессе ДОУ, а также в общеобразовательных учреждениях и специальных школах с целью оптимизации процесса физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.


Библиографическая ссылка

Стафеева А.В., Реутова О.В. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ И ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23675 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674