Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ

Еремеева Е.А. 1 Зверкова А.Ю. 2
1 Детский сад № 2 город Новосибирск
2 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Рассмотрены проблемы, с которым сталкивается дошкольная образовательная организация при реализации педагогики здоровья. Представлены направления организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования, внедрения стандарта образования. Характеризуется система организации физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья, которая предполагает интеграцию содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и модели жизнедеятельности детей в группе. Описана модель системы образовательно-оздоровительного процесса, технологически реализуемая через недельные здоровьеориентированные проекты физического развития дошкольников. Основными формами выступает организация самостоятельной деятельности детей, через использование потенциала здоровьесберегающих подвижных игр как средство повышения двигательной активности. Представленные еженедельные проекты воспитателя являются механизмом реализации и управления системой физического развития дошкольников в условиях реформирования. Недельный здоровьеориентированный проект, являясь частью программы, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивает создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольников по физическому развитию.
педагогика здоровья
ФГОС дошкольного образования
ключевая компетенция «быть здоровым»
дошкольная образовательная организация
1. Абаскалова, Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 182-187.
2. Еремеева, Е. А. Еженедельные проекты воспитателя как система физического развития дошкольников в условиях реформирования // Инновации в науке и образовании: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 30 сентября 2015 г.). – Новосибирск: ООО ЦСРНИ, 2015. – С 26 – 32.
3. Еремеева, Е. А. Здоровьесберегающие подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Инновации в науке и образовании: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 30 сентября 2015 г.). – Новосибирск: ООО ЦСРНИ, 2015. – С. 32 – 38.
4. Еремеева, Е. А., Зверкова, А. Ю. Здоровьесберегающее образование: обеспечиваем физическое развитие при реализации ФГОС ДО // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 августа 2014 г.). – СПб.: Астерион, 2014. – С. 13 – 23.
5. Зверкова, А. Ю. Актуальные проблемы конструирования программы «здоровье» в образовательных организациях // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века: материалы III Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 июля 2015 г.). – СПб.: Астерион, 2015. – С. 78 – 85.
6. Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения: 12.08.2015).
7. Зверкова, А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом – 2015. – № 2 (18); – С.103 – 108
8. Зверкова, А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2; – С. 34 – 42
9. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / [Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др.]. – 3-е изд., перераб. – М. : Издательство «Омега-Л», 2013. – 443 с. : ил., табл. – (Университетский учебник).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [Электронный ресурс] Российская газета http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения 31.07.2013).

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе здоровьеориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и дошкольниками отношений сотрудничества и партнерства в области формирования ключевой компетенции «быть здоровым». Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, реализуя задачи обеспечения здоровья детей и их эмоционального благополучия, внедряет актуальные педагогические технологии. Педагогика здоровья, вместе с другими отраслями педагогического знания переживает тотальную трансформацию в настоящее время. Проблемы и перспективы организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников требуют как анализа накопленного опыта, так и внедрения новых подходов.

Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации содержит много аспектов. Поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи физического развития предполагают организацию возможности для саморазвития двигательной деятельности. Система организации физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья предполагает интеграцию содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и модели жизнедеятельности детей в группе. Организация физического развития и воспитания дошкольников опирается на методологию педагогики здоровья и предполагает реализацию здоровьеориентированных педагогических технологий. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья приведены в соответствие с действующими федеральными государственными образовательными стандартами [8]. Организация физического развития и воспитания дошкольников успешно может быть реализована с позиций системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования [1].

Проблемы организации физического развития и воспитания дошкольников находятся внутри каждой из подсистем образовательной системы. Рассмотрим проблемные области организации физического развития и воспитания дошкольников в современном детском саду. Материально-технические, финансовые ресурсы дошкольной образовательной организации позволяют обеспечить либо базовый, либо повышенный уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым». Так как освоение компетенции происходит в деятельности, то необходимо обеспечить процесс образовательного взаимодействия воспитателей и детей по образовательной области «физическое развитие» инвентарем. Минимальный уровень ресурсного обеспечения, используемый для организации физического развития и воспитания дошкольников, будет обеспечивать базовый уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым».

Другая проблема организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования - научно-методическое обеспечение образовательного взаимодействия. Выбор примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лимитирует модель физического развития детей, реализуемую в организации. Различные подходы к организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформы демонстрируют программы «От рождения до школы» и «Детство». Вместе с тем, следует отметить существующее многообразие подходов к организации здоровьесберегающей деятельности в системе образования: теория и практика [9].

Актуальные в настоящее время федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников не подходят в полной мере к деятельности дошкольной образовательной организации [10]. На наш взгляд, необходимо пересмотреть и систематизировать группы требований в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников для дошкольных образовательных организаций, которые стали первым уровнем основного общего образования.

Все дошкольные образовательные организации, разрабатывая образовательные программы дошкольного образования, столкнулись с неоднородной профессиональной компетентностью воспитателей и специалистов. Переподготовка, повышение квалификации педагогического коллектива, способность эффективно организовывать свое самообразование тормозит внедрение реформ. Организации физического развития и воспитания дошкольников на современном уровне требует изменений в подготовке педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Особенно актуальным на наш взгляд, является профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов [7].

Таким образом, злободневные проблемы дошкольной образовательной организации, стремящейся к организации физического развития и воспитания дошкольников связаны не только с низким исходным уровнем здоровья воспитанников, поступающих в детский сад. Реализации эффективной модели физического развития дошкольников препятствуют так же малое количество высококвалифицированных, заинтересованных и инициативных воспитателей, способных реализовывать инновации в области педагогики здоровья. Не достаточная связь с объектами социальной значимости, поддерживающими инициативы детей в области спорта. Недостаточное количество разработок воспитателями инновационных здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном взаимодействии своей группы. Малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе связанная с дефицитом времени и невозможностью участвовать в мероприятиях.

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации (МКДОУ д/сад № 2 г. Новосибирск) апробирует в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования модель физического развития и воспитания в контексте педагогики здоровья. При первичной разработке образовательной программы дошкольного образования с учетом методологии педагогики здоровья (2014/2015 уч.г.), была создана модель системы образовательно-оздоровительного процесса, технологически реализуемые через недельные здоровьеориентированные проекты физического развития.

Перспективы организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования дошкольного образования связаны с внедрением идей педагогики здоровья.  Игра, как естественная и ведущая деятельность дошкольников традиционная форма организации физического развития и воспитания дошкольников. Вместе с тем, систематизация видов детской деятельности и деятельности воспитателя как непрерывного образовательного взаимодействия в течение всего времени реализации образовательной программы дошкольного образования требует новых подходов.

Основной структурной единицей реализации педагогики здоровья выступает здоровьеориентированный проект [8]. Так как наибольшей проблемой для воспитателя при взаимодействии с многочисленной группой дошкольников является организация самостоятельной деятельности детей, необходимо использовать потенциал здоровьесберегающих подвижных игры как средство повышения двигательной активности детей [3]. Здоровьесберегающее образование, сконструированное на основе методологии педагогики здоровья позволяет обеспечить эффективное физическое развитие при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].

Стратегической целью организации физического развития и воспитания дошкольников является разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию двигательной деятельности развития для всех детей дошкольного возраста в группе. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольников. Еженедельные проекты воспитателя являются механизмом реализации и управления системой физического развития дошкольников в условиях реформирования [2].

Достижение высокого качества дошкольного образования в контексте педагогики здоровья происходит за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса по физическому развитию дошкольников. Повышение профессиональной компетентности в области ключевой компетенции «быть здоровым» сотрудников дошкольной образовательной организации происходит через освоение технологии реализации здоровьеориентированных проектов применительно к организации физического развития и воспитания. Не менее важной проблемой является адекватное конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [6]. Управление всеми аспектами организации физического развития и воспитания дошкольников и формирования ключевой компетенции «быть здоровым» происходит через конструирование и реализацию программы «здоровье» [5].

Наиболее эффективными для организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья является системный подход. Дошкольная образовательная организация, непрерывно внедряя инновации в области организации физического развития и воспитания дошкольников, создает свою индивидуальную модель педагогической деятельности в области здоровьесбережения. Перспективным является осуществление системного подхода в воспитании здорового ребёнка посредством физической культуры, закаливающих и оздоровительных мероприятий и приобщения к образовательной области «физическое развитие» в содержании образовательной программы дошкольного образования. Здоровьеориентированные проекты позволяют интегрировать умения дошкольников самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), что позволяет конструировать индивидуальную траекторию развития в области ключевой компетенции «быть здоровым».   Обогащение ресурсов детского сада за счет сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей позволяет дошкольникам осваивать ключевую компетенцию «быть здоровым» на повышенном уровне. Расширение возможностей обеспечения физического и эмоционального благополучия дошкольников приводит к максимальному удовлетворению потребностей заинтересованного населения в новых формах организации дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Еремеева Е.А., Зверкова А.Ю. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23694 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674