Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зверкова А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет"
особенности общекультурного аспекта овладения ключевой компетенции «быть здоровым». Базовый уровень формирования ключевой компетенции «быть здоровым» как общекультурной компетенции формируется как ведение здорового образа жизни, принятого в референтной группе сверстников. В статье рассматривается цель и задачи учебной дисциплины «Здоровьеориентированные технологии в дошкольном образовании», а так же результаты освоения ключевой компетенции «быть здоровым» как профессиональной компетенции. Базовый уровень ключевой компетенции «быть здоровым» как профессиональной компетенции связан со стратегиями ориентированного на сохранение и укрепление личного здоровья поведения при столкновении с неблагоприятными факторами во время трудовой деятельности. Вопрос о владении ключевой компетенцией «быть здоровым» в статье представлен как актуальное содержание профессиональной деятельности воспитателя, бакалавра дошкольного образования.
ключевая компетенция «быть здоровым»
студенты педагогического вуза
здоровьеориентированный проект
здоровьеориентированные педагогические технологии
1. Абаскалова, Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 182-187.
2. Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4; URL: www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения: 12.08.2015).
3. Зверкова, А. Ю. Здоровьесберегающая деятельность воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом // Зверкова А. Ю. Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VI международной научно-практической конференции (Челябинск, 23 февраля 2015 г.). – Челябинск: Сити-Принт, 2015. – С. 32-42.
4. Зверкова, А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С.103-108.
5. Зверкова, А. Ю. Ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве // Зверкова А. Ю. Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 170–175.
6. Зверкова, А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – С. 25-29.
7. Зверкова, А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34–42.
8. Зверкова, А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20822 (дата обращения: 26.07.2015).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [Электронный ресурс] Российская газета http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения 31.07.2013).
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». – [Электронный ресурс] Российская газета № 6261 от 18 декабря 2013 г., http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения 21.12.2013).

Подготовка бакалавров педагогического образования поставила интересные задачи перед профессорско-преподавательскими коллективами вузов. Повсеместный одномоментный переход от подготовки специалистов к бакалаврам актуализировал потребность в рефлексии имеющегося опыта организации учебной работы преподавателей. Современные студенты вуза интегрируют в собственной учебной деятельности опыт обучения в школе. Современный дошкольник, школьник и студент вбирают в себя особенности переживаемой социально-экономической ситуации, политических установок и ценностей, актуальных в их детстве, приходя в вуз. Сделав профессиональный выбор, студент погружается во время обучения в квази-профессиональную деятельность. Заинтересовать студента будущей профессиональной деятельностью возможно через использование кейсов из реальной педагогической практики. Активные и интерактивные методы позволяют студенту проявлять самостоятельность, инициативность, готовность к деятельности. Профессиональная подготовка бакалавров все больше сдвигается к процессу освоения различных компетенций во время аудиторной и самостоятельной работы. Педагогическая деятельность требует от студента проявления индивидуальности, социальной позиции, готовности к самообразованию как способу самореализации личностного потенциала.

Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения имеет ряд отличительных особенностей, связанных с лимитирующим воздействием макросистемы государства [6]. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» у студентов педагогического вуза может осуществляться в двух плоскостях. Исходя из того, что ключевая компетенция «быть здоровым» является общекультурной компетенцией, свойственной любому человеку в той или иной мере, следует отметить, что процесс освоения происходит в естественной социально-культурной среде. Базовый уровень формирования ключевой компетенции «быть здоровым» как общекультурной компетенции формируется как ведение здорового образа жизни, принятого в референтной группе сверстников. Повышенный уровень владения ключевой компетенции «быть здоровым» как общекультурной компетенцией требует привлечения дополнительных ресурсов, уводя личность к активным, специализированным действиям по ведению здорового образа жизни.

Вторая плоскость владенияключевой компетенцией «быть здоровым» как профессиональной компетенцией. Взаимосвязь имеющегося здоровья, навыков его сохранения в неблагоприятных психофизиологических и социально-экономических условиях актуально для любой профессии, реализуемой человеком. Базовый уровень ключевой компетенции «быть здоровым» как профессиональной компетенции связан со стратегиями ориентированного на сохранение и укрепление личного здоровья поведения при столкновении с неблагоприятными факторами во время трудовой деятельности.

Педагогическая профессия требует особых знаний из области педагогики здоровья. Здоровьеориентированные педагогические технологии являются неотъемлемой частью профессиональных умений. Например, деятельность ресурсных центров, содействующих укреплению здоровья, поддерживающих реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве [5]. Освоение базового уровня владения ключевой компетенцией «быть здоровым» происходит в процессе овладения основными педагогическими дисциплинами. В основе профессиональной подготовки бакалавров лежит системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования [1].

Значительное изменение нормативно-правовой базы за последние пять лет трансформировало структуру методов и форм педагогики здоровья. Первым элементом стало утверждение федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [9]. Наиболее глобальной трансформацией для профессиональной подготовки педагогов стало внедрение перовой версии профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [10]. Необходимо сформулировать подходы  к здоровьесберегающей деятельности воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом [3].

Метод проектов представляет наибольший простор для самореализации студентов при освоении ключевой компетенцией «быть здоровым»  как профессиональной компетенции. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов является эффективным способом интеграции самостоятельной работы студентов [4]. Разработка здоровьеориентированного проекта позволяет студенту проявить себя [7]. Реализация здоровьеориентированного образования будущими педагогами позволяет проявить как личное, так и квази-профессиональное самовыражение [8]. Например, при конструировании здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [2].

Повышенный базовый уровень овладения ключевой компетенцией «быть здоровым» как профессиональной компетенцией рассмотрим на примере подготовки бакалавров. Учебные планы направлений педагогическое образование «44.03.01» и «44.03.05». Цель учебной дисциплины (курса по выбору) «Здоровьеориентированные технологии в дошкольной образовательной организации» заключается в подготовке бакалавров к решению следующих задач профессиональной деятельности: сформировать умения по реализации в дошкольной образовательной организации здоровьеориентированных технологий в условиях реформирования нормативно-правовой базы российского образования. Раскрыть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации с учетом возрастных и психофизиологических особенностей. Рассмотреть основные принципы педагогики здоровья применительно к дошкольному образованию и функциональным обязанностям воспитателя.

Организация педагогики здоровья применительно к дошкольному образованию, (здоровьеориентированных проектов в условиях современного социума, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования). Проектирование здоровьесберегающих технологий в соответствии ФГОС дошкольного образования, как в основном содержании общеобразовательной программы дошкольного образования, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Результаты обучения бакалавров (федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, бакалавриат третьего поколения) можно сформулировать по модулям.

Первый учебный модуль, компетенция «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного взаимодействия». Бакалавр должен знать: философско-психологические, системотехнические науковедческие основания педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Иметь представление об этических и эстетических основаниях формирования здорового образа жизни у дошкольников. Основные методические разработки отечественных и зарубежных ученых для дошкольного образования в области здоровье сберегающих технологий. Характеристики игровой деятельности дошкольника как формирования ЗОЖ в детском саду. Уметь: подбирать соответствующие целям и задачам дошкольного образования основания реализации педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Характеризовать практическую деятельность. Организовывать в детском саду проекты и научные исследования по здоровью. Владеть: методологией практической педагогической (образовательной) деятельности педагогики здоровья и здоровьеориентированных технологий. Приемами обобщения, анализа, восприятия информации. Средствами и методами практической деятельности для дошкольного образования по формированию здорового образа жизни. Проектировать педагогические (образовательные) систему ООП ДО с приоритетным направлением сохранения здоровья.

Второй учебный модуль, компетенция «готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ». Бакалавр должен знать: теоретические основы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности в дошкольном учреждении. Уметь: подбирать анализировать средства и методы обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, особенности организации процесса здоровье охранения в детском саду. Разрабатывать под конкретную тему проект психолого-педагогического исследования по педагогике здоровья. Использовать особенности, логическую структуру и принципы игровой деятельности дошкольников при освоении ключевой компетенции «быть здоровым» в своей профессиональной деятельности. Владеть: технологией организации исследования в детском саду формирования культуры здоровья, особенности проектирования здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольном образовании с использованием информационных технологий.

Третий учебный модуль, компетенция, «способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности». Бакалавр должен знать: Особенности конструирования содержания образования по ЗОЖ для дошкольников. Теоретические особенности понятия «культура здоровья», «ЗОЖ», «ключевая компетенция «быть здоровым»» и д.р. Характеристики деятельности по здоровьесбережению, её особенности применительно к дошкольному образованию.Уметь: использовать опыт отечественных и зарубежных педагогов здоровья в своей профессиональной деятельности. Организовывать процесс здоровьесбережения в детском саду. Конструировать задачи по освоению культуры здоровья для дошкольного образования. Организовывать контроль, оценку, рефлексию эффективности проведенного формирования ЗОЖ. Владеть: методами проектной деятельности для дошкольного образования, используя принципы, логическую структуру, формы, методы, средства учебной деятельности в детском саду, реализующем ФГОС ДО формами, методами, средствами игровой деятельности ЗОЖ у дошкольников. Организацией процесса игровой деятельности дошкольников как части ООП ДО в разных примерных программах и как части авторской программы.

Формирование ключевой компетенцией «быть здоровым»  возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения, конструирования здоровьеориентированных проектов.


Библиографическая ссылка

Зверкова А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23695 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674