Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ЭЛЕМЕНТАХ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СКАЗАНИЯХ НАРТОВСКОГО ЭПОСА

Бесолова Е.Б. 1 Моргоева Л.Б. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А
В статье рассматриваются элементы народной медицины, разбросанные по сказаниям Нартовского эпоса осетин. Три фактора, обладающих лечебным действием, нашли отражение в традиционной медицине, представленной в эпосе. Встречаются примеры употребления магии – вредоносной и лечебной. В народной медицине осетин существовало два направления. Одно занималось лечением болезней, «возникших вследствие наваждения злого духа или посланных богами в наказание людям», и сводилось оно к заклинаниям, причитаниям и жертвоприношению животного во имя какого-либо божества. Второе направление находилось в основном в ведении народных лекарей, и здесь, в качестве лечебных средств, преобладали травы – съедобные и лекарственные; деревья, кустарники; использовалось всё – от корней до плодов.
скифская медицина
лечебная магия
вредоносная магия
кесарево сечение
трепанация черепа
1. Абаев В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990.
2. Аликова З.Р. Народная медицина Северного Кавказа. Владикавказ: Проект-Пресс , 2000.
3. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Владикавказ, 1994.
4. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881-1887. В 3 частях (репринтное издание 3 частей в одной кн.). Владикавказ, 1992.
5. Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. Владикавказ: арвАсин, 2011.
6. Нарты. Осетинский героический эпос в трёх книгах. Кн.2. М.:Главная редакция восточной литературы, 1989.
7. Олисаев В.Г., Олисаев Р.В. Нартовский эпос осетин и традиционная медицина. Ритмы истории. Вып. 2,1. Сб. научн. тр. История, археология, фольклор. Владикавказ, 2004.
8. Сказания о нартах // Пер. с осет. Ю. Либединского. М.: Советская Россия, 1978.
9. Тменова Дж.М. О некоторых заболеваниях людей в древности и средневековье, известных по фольклорным и историко-археологическим источникам //Ритмы истории. Сб.науч. тр. Вып.2.1. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2004.
10. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1984.
Древность и оригинальность Нартовского эпоса осетин подтверждается и элементами народной медицины, разбросанными по его сказаниям. В них встречаются примеры употребления и вредоносной магии  и лечебной. Три фактора, обладающих лечебным действием,  - нож, трава и слово - нашли отражение в традиционной медицине эпоса, свидетельством чему являются работы В.И. Абаева [1], З.Р. Аликовой  [2], В.Г. Олисаева [7] и др. Ещё древние греки писали о «скифской траве»; значительная часть лекарств готовилась народными врачевателями из растений: деревьев, кустарников и особенно трав, причём использовалось всё - от корней до плодов. В народной медицине осетин  широко применялись съедобные травы; ср. «Обращает на себя внимание обилие названий для всевозможных съедобных трав, но лишь немногие из них могут быть возведены к древнеиранскому. Большинство их относится к альпийской флоре Кавказа» [1, с.48].

Целью нашего исследования является выявление  элементов реальной и фантастической медицины на  материале текстов нартовских сказаний осетин. Методом контекстуального анализа выявляются особенности трёх факторов,  нашедших  отражение  в традиционной медицине, представленной в  эпосе. 

Основная часть.  Известный учёный-медик Магомет Асланикоевич Мисиков, антрополог и этнограф, писал о существовании в народной медицине осетин двух отделов: «Один  отдел <...>  занимается лечением болезней, возникших вследствие наваждения злого духа или посланных богами в наказание людям; сюда относятся все острые инфекционные болезни, как-то: скарлатина, корь, оспа, дифтерит, краснуха, тифы: брюшной, сыпной и возвратный <...>

Борьба c перечисленными болезнями, или лечение их сводится, главным образом, к заклинанию, причитаниям и жертвоприношению животного во имя  какого-либо божества»  [5, с. 112].

Второй отдел «почти исключительно находится в ведении знахарей и лекарей, и здесь, в качестве лечебных средств, преобладают травы над всеми другими методами лечения» [5, с. 120].

Думаем, даже сейчас, не то что в древности,  отделить подлинную историю медицины осетин от мифов, таурæгъ'ов (легенд) не представляется возможным. Этим обстоятельством  и вызвана статья: на материале Нартовских сказаний выявить устойчивые элементы традиционной медицины, и через их освещение попытаться проникнуть в тайны её зарождения.

Как явствует из сказаний, народные знахари и костоправы умели лечить и воскрешать умерших, латать черепа. Известно, что отец медицины Гиппократ был очень высокого мнения о скифской медицине, которая по уровню оказания медицинской помощи стояла намного выше кобанской, чему способствовали тесные контакты скифов с центрами античной цивилизации. Высоко ценилось греками знание целебных трав скифами. Как видим, данное взаимопроникновение оказалось взаимополезным.

Учёные единодушно отмечают сверхъестественные способности главной героини эпоса - Сатаны: лечила раны, использовала травы, принимала роды, ухаживала за больными. В большей мере ей удавалась лечебная магия, которая была более эффективна как в силу мифологического мышления, так и при неразвитых в то время рациональных способах лечения. Сатану считают «кæлæнгæнæг» - «белым магом», представлявшим лечебную магию [3, с.73]. Она как искусный костоправ умела оказать первую медицинскую помощь: «Не стерпел Саууай обиды... толкнул его  (Урузмага) и сломал ему девять ребер. Подбежала тут Сатана к Урузмагу, платком обвязала его, на руках принесла его домой, на кровать из слоновой кости уложила и неотступно выхаживала его» [8, с. 399]. Зная целебные свойства трав, она не могла не использовать их для лечения своего мужа. Известно, что алкалоид конопли обладает эйфорическим, снотворным и болеутоляющим свойствами [7, с.312].

Вещая Сатана прекрасно справляется и с ролью повитухи, принимая «роды» - Сослана из камня и Батрадза из «опухоли» на спине его отца, Хамыца.

В. Ф. Миллер во «Введении» к «Осетинским этюдам» (часть первая. Осетинские тексты) пишет о том, что Ш.-Б. Ногмов «в нарте Сослане усматривает имя кесаря,  и в черкесском предании о чудесном рождении Сосруко из камня - отголоски римского предания о рождении Юлия Цезаря (цезарское сечение), будто бы занесённого некогда к черкесам» [4, с.11]. Эта  информация  о фантастическом рождении    Сослана, а также Батрадза, содержит, допускаем,  свидетельство о кесаревом  сечении  как  способе разрешения тяжёлых родов.

Лечебная магия содержится и в следующем сюжете: вернулся Субалци. Он побывал во многих схватках и   весь изранен. Но это его не беспокоило;   его  замечательная  жена, обладала  чудесным способом  заживлять самые тяжёлые раны: она пролезала у мужа между кожей и мясом, и раны мгновенно заживали [6, с.424].

Думаем, что в сказании речь идёт о каком-то магическом действии при  вполне реальном  способе извлечения инородных тел.

Мы не будем останавливаться на существовании обычая скальпирования врагов у аланов, об этом много написано. Но заметим, что, по мифопоэтическому мышлению, голова считалась вместилищем души или одной из важнейших жизненных энергий человека, поэтому из  скальпов шили плащи, а из  черепов убиенных делали ритуальные сосуды - чаши.

В сказании о том, как Сослан добывает себе жену, повествуется: Сослан ударом меча отсекает убегающему врагу, сыну Хиза, Челахсартагу (или Сайнаг-Алдару), половину черепа. Небесный кузнец Курдалагон накладывает ему на череп заплату из медной пластины. Здесь, на наш взгляд, приводится свидетельство «трепанации» черепа в древности.

Эпоха бронзы и раннего железа обогатила человечество, подарив медицине металлические инструменты,  обстоятельно описанные известным археологом  Б.В. Теховым; это бронзовые медицинские инструменты - ножи и пинцеты - эпохи бронзы и раннего железа в центральном локальном варианте кобанской археологической культуры на территории Осетии. Проф. М.А. Мисиков в 1936 г. вручил череп из Кобанского некрополя М. Г. Домбе, который смог описать его лишь  через тридцать лет - в 1966 г.

Знаменит этот череп был тем, что его держали в руках такие корифеи науки, как директор Лионского музея Эмиль Шантр, великий врач Рудольф Вирхов и патриарх кавказской археологии, графиня Прасковья Сергеевна Уварова. К удивлению Эмиля Шантра, имеющееся на темени отверстие оказалось результатом хирургического вмешательства.

В цикле сказаний об Уархаге и его сыновьях (тотемический миф) речь идёт о чудесной яблоне, плоды которой обладали свойством исцелять от всех болезней. Яблоко с дерева Нартов излечивало от болезней и залечивало любые раны.

В мифопоэтической традиции дерево олицетворяет космос, а также символическое представление человека (по внешнему подобию) и по сходству жизненных циклов: прорастает из семени, взрослеет, обретает зрелость, увядает и умирает); оно - символ  жизни и смерти;  фрукты и плоды - знак  плодородия, изобилия, земных радостей  и желаний,   золотого века человечества, вечной  юности, бессмертия и красоты.

По поверью древних, яблоко обеспечивало бессмертие, являясь   плодом древа жизни, символизировало саму жизнь, зачатие и рождение. Шарообразная форма и красный либо золотистый цвет яблока отражали два понятия: совершенство и обладание.

В действительности символическое значение яблока имеет более древнее происхождение; яблоня считалась символом материнства, плодородия.

Исцеление смертельно раненной птицы, похитительницы чудесных яблок Нартов, наступает с помощью кусочков её печени (вариант: капель крови), которые Ахсартаг предусмотрительно захватил с собой.

Животный мир в природе олицетворяется кровью, которая является носителем «тёплой жизни», т.е. души. Кровь, в мифопоэтической традиции, божественный элемент жизни в телах людей; во многих культурах табуирована. Пролитая кровь - символ жертвоприношения, самая драгоценная жертва.

Совсем современны, казалось бы, советы хитроумного Сырдона сварливой жене, всё делавшей наперекор ему: Тёплую шубу не носи на холоде, хлеба горячего не ешь на холоде, холодной водой не запивай его...

В одном из сказаний  красавица-Акула говорит Батразу о том, что спляшет с ним, если тот устранит свой единственный недостаток: «Крылатый семиголовый  уаиг  Кандзаргас унёс твоего дедушку Уона за горы; сделал его своим табунщиком; шуба его из жеребячьей кожи вся покрылась на нём вшами и гнидами - в солнечный день она съёживается на нём, а в дождливый день растягивается на нём. Так он живёт. Если ты его вывезешь оттуда, то мне (и) плясать с тобой» [6, с. 265]. Из приведённого отрывка исходит, что Нарты понимали, как важно соблюдение личной гигиены;  ещё пример: «Если уж ты такой хороший мальчик, зачем же твоего отца вши съели? - упрекнули Безану из рода Сануасовых» [6, с. 265].

Встречается в одном из сказаний «нарт Магуыйраг (букв.нищий) гнойноглазый», а в балкаро-карачаевском варианте рассказывается о слепом старце, об эмегенах, «гноящиеся глаза» которых плохо видели нартов. Дж. Тменова ссылается на свидетельство И.Ф. Бларамберга, который писал, что «основные болезни <...> среди горных народов - это офтальмия и катаракты, которые ведут к слепоте» [9, с. 292].

В сказании встречается также название чудодейственного средства против мора - авдадз-лекарство, æвдадзы хос, переводимое как чудесное лекарство, быстро исцеляющее лекарство, рецепт которого  потеряно со временем. Во всех словарях осетинского языка приводятся его значения (чудесное лекарство, быстро исцеляющее лекарство), но лишь в словаре З. Дзабиева, кроме семантики «æвдадзыхос» - 1. «магическое лекарство», мы обратили внимание на второе значение: «прополис» [3, с.157].

Но вот внезапно мор напал свирепый,

Не успевали нарты строить склепы,

Бродила смерть опять средь нартских   сел.

Тогда Сырдон лекарство изобрёл:

Он крикнул громко жителям селений

-Ко мне спешите все на излечение!

Авдадз- лекарство вмиг излечит вас.

То средство я испытывал не раз.

Лекарства нет целебней и дороже,

Оно с постели встать больным поможет.

Народу помогло оно, и скоро

Все нарты спасены были от мора...

Интересен тот факт, что «секрет» этого исцеляющего лекарства обнаруживает именно колдун и оборотень Сырдон, выступающий в данном случае как лекарь-практик; он же и призывает Нартов лечиться, а не покорно умирать.

О магическом действии чудодейственного снадобья говорится и в сказании «Меч Ахсара»: «Смажь лезвие своего меча æвдадз мазью и сразу осилишь врага» [8, с. 49].

Зная ранозаживляющее и противовоспалительное действие прополиса, нет ничего необычного в том, что при инфекционных эпидемиях  больным с легко протекающими формами он, действительно, мог быть полезен.

О древней традиции лечения продуктами пчеловодства свидетельствует наличие в пантеоне алан божества пчёл Анигола. Он обеспечивал обильный сбор мёда и сохранность пчёл. После первого медосбора пчеловоды жертвовали покровителю пчеловодства Аниголу определённую часть мёда [3, с.15]. По мнению В. Г. Олисаева, по всей видимости, божество имело гораздо больше функций, нежели только патронаж над  пчелами: ведь, настолько скудны были в древности средства лечения, что нельзя допускать сомнения в том, что люди не использовали для этой цели хорошо знакомые и доступные продукты пчеловодства - мёд и прополис. По всей видимости, аланы, оказавшись в результате татаро-монгольского нашествия в горах, забросили пчеловодство, что  могло привести к тому, что древнее название прополиса со временем оказалось забытым, а фольклорное слово «авдадз» со временем стало обозначать безымянное чудодейственное лекарство [7, с.310].

С безымянным зельем мы встречаемся и в сказании «Шуба Сослана»: Сослан содрал с головы Мукары скальп, а череп вылечил зельем. На голове Мукары  со временем появилась «новая» кожа с волосами, а из его скальпа вышел роскошный воротник, для шубы Сослана [4, с.:41].

В сказаниях удивительным образом смешиваются фантастическое и действительное. К примеру, Ахсартаг случайно попадает стрелой в зрячий глаз старухи, которая крива на другой глаз, и она слепнет.

 «- А  разве нет средства, чтобы ты прозрела хотя бы на один глаз? - спросил Ахсартаг.

- Если бы кто  собрал капли утренней росы, смешал бы с оленьим молоком и капнул на мою рану, тогда бы я стала видеть опять» [8, с.47].

Можно представить, как давно знали люди о целебных свойствах утренней росы, а также молока, если сказания изобилуют примерами его использования: Ахсар искупал своего погибшего брата Ахсартага в молочном озере, и тот ожил; отравленный змеиным ядом ронг Батрадз запивает овечьим молоком и др.

Из приведённых примеров вытекает, что уже тогда Нарты знали, что ранним утром растения выделяют много целебных веществ, что травы и натуральные природные средства - панацея от многих недугов, что молоко нужно применять для очищения и быстрого заживления ранений глаз.

Рациональные методы лечения народных целителей часто сопровождались религиозно-магическими атрибутами, чему способствовало наделение представителей животного мира (в частности змей) сверхъестественными свойствами. Народными целителями использовались змеиная шкурка и кожа  для лечения разных заболеваний. Их сушили, растирали в порошок, и из этого порошка, смешанного с бараньим жиром, приготовляли мазь для лечения нарывов.

У всех народов Кавказа имелось поверье о «змеином камне», разновидностях бус, вера в их магические свойства. К примеру, осетины вынимали волшебную бусинку «цыкурайы фæрдыг» из ларца, если кто-нибудь из членов семьи тяжело заболевал; если она «потела», то это означало, что больной обречён. Больному привязывали на шею в одном узелке бусину «цыкурайы фæрдыг», "чертовы когти" и клочок чёрной бязевой материи для того, чтобы исцелить от недуга.   Эти же предметы знахари рекомендовали носить и здоровым людям - на всякий случай [10, с.48].

Из текста сказания «Как Батрадз закалился у небесного кузнеца Курдалагона» узнаём, что Курдалагон забросал сына Хамыца древесным углём, сложил на него кварц, угли от сожжённых ядовитых змей, а потом для закалки закинул его  в море. И стал Батрадз иссиня стальным, лишь одна кишка (вариант: темя) осталась незакалённой, от воспаления которой он и умирает (сказание «Смерть Батрадза»).

Известно также, что лекари древности с успехом использовали минералы в лечении самых разнообразных заболеваний, а шаманы, колдуны и жрецы подпитывали камень своей волей, закладывая нужную им информацию, и здесь основную роль играла несомненная  вера.

Не представляется возможным привести все факты реальной и фантастической медицины в одной статье, наше изыскание - свидетельство неиссякаемости эпоса как источника.

Рецензенты:

Фидарова Р.Я., д.фил.н.,  профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания,  г. Владикавказ.

Хугаев И.С.,  д.фил.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Владикавказского научного центра Российской академии наук, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Бесолова Е.Б., Моргоева Л.Б. ОБ ЭЛЕМЕНТАХ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СКАЗАНИЯХ НАРТОВСКОГО ЭПОСА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23706 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674