Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Фомина Н.В. 1 Пепеляева С.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
В статье обсуждается вопрос, связанный с развитием учебной и профессиональной мотивации студентов гуманитарных вузов - педагогов и врачей в процессе их профессиональной подготовке с позиций ресурсного подхода. Рассматривается такой важный в образовательном процессе высшей школы конструкт как увлеченность и его роль в профессиональном становлении студента гуманитарного вуза. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненные на группах студентов-выпускников педагогического и медицинского вузов, показывающие его связь с внутренней мотивацией, отношением к профессии, ценностно-смысловой погруженностью в нее. Доказывается, что данный конструкт способен влиять на отношение студента к учебной деятельности, профессии, работе в целом и является важнейшим личностным ресурсом в профессиональном обучении будущего специалиста. Развитие подобного качества будет выступать позитивным и продуктивным способом формирования мотивационной готовности студентов вуза к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ресурсный подход
Мотивация студентов
отношение к профессии
увлеченность трудом
профессиональное самосознание
профессиональное развитие
1. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда. Автореф. дисс. … докт. псих.н. – СПб.: 2014. – 49 с.
2. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 84-87.
3. Кочнева Е.М. Структура мотивационной готовности к профессиональной деятельности
студентов // Психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всерос. науч.- практ. конф. «Психология образования», г. Москва, 27-29 января 2010 г. - М.: Общерос. обществ. организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 278-279
4. Ларина Е.А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (5), 2009. Электронный ресурс. Дата обращения 01.06.2015
5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65
6. Мандрикова Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований. // Психология в вузе, 2012, №6, с. 53 – 64
7. Маркин В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Автореф. дисс. … докт. псих.н. – М.: 2004. – 45 с.
8. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 320с.
9. Трифонова А.В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса. Дисс. … канд. Псих.н. – М.: 2015 – 145 с.
10. Maslach C., Leiter M. The truth about burnout: How organization cause
personal stress and what to do about it. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 186 p.
11. Seligman M., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction //
American Psychologist. 2000. V. 55. Р. 5-14
12. Schaufeli W., Martinez I., Marques Pinto A., Salanova M., Bakker A. Burnout and engagement in university students: A cross-national study // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002. V. 33 (5). Р. 464-481.

В период реформирования структуры высшей школы и ее смысловых приоритетов особый акцент делается на развитии личностного потенциала будущего специалиста, его способность и готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации. В исследованиях последних лет доказывается, что обновление образования связано, прежде всего, с признанием ведущей роли внутренней активности личности. Главный акцент во ФГОС ВПО нового поколения сделан на формирование у студента высшей школы адекватного понимания сущности профессионального самоопределения, мотивации профессиональной деятельности, т.е. формирование полноценного профессионального самосознания личности, находящейся в самом начале своего трудового пути.

В этой связи актуальной задачей является поиск ресурсов, обеспечивающих профессиональное развитие личности, и закономерным фактом будет использование ресурсного подхода в изучении поступательного профессионального становления субъекта труда. Основное понимание развития личности с позиции ресурсного подхода заключается в динамическом взаимодействии ресурсов субъекта, вовлекаемых и используемых им для достижения целей различных видов деятельности и требований с их стороны [1].

В современной психолого-педагогической литературе накоплен значительный опыт трактовки понятия «ресурсы личности» [1, 2, 9]. Так, В.А. Толочек трактует ресурсы как «наиболее целостное понятие, интегрирующее в себе множество потенциальных качеств (свойств) субъекта и со-субъектов, состояний и условий среды» [8]. По мнению Д.А. Леонтьева, ресурсы выступают как составляющие системы потенциалов личности и отражают возможные перспективы ее развития [5].  Важно подчеркнуть, что они выступают не просто в качестве потенциала личности, но прежде всего, ее источника развития. Следовательно, целенаправленное развитие личности будущего специалиста состоит в формировании или активизации ресурсов личности, способствующих успешной деятельности. В.Н. Марков, рассматривая ресурсы как составляющую часть системы потенциала личности профессионала, направленную на достижение социально значимых результатов деятельности, выделяет внутренние актуальные ресурсы (способности) и потенциальные ресурсы (мотивация). По мнению ученого, именно мотивация определяет перспективы развития личности [7].

Мотивация является той движущей силой, которая формирует личность профессионала, определяет ее отношение к выбранной профессии, своему труду, достижениям в трудовой и учебной деятельности. Она пронизывает все структурные образования личности: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы, состояния и т.д. [4].

Проблема мотивации студентов в процессе овладения профессией является одной из фундаментальных для современной педагогики и психологии, Ее развитию в процессе обучения студентов посвящено большое количество исследований в современной педагогике и психологии (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Н.М. Зверева, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, B.C. Мерлин и др.). Однако еще недостаточно раскрыта связь между особенностями мотивационной сферы студентов, выбранной ими специальностью, а также направленностью на профессию и процессом обучения в вузе. Большую проблему сегодня представляет вопрос о мотивационной готовности студента стать профессионалом в выбранной сфере деятельности [3]. Данная проблема решается сегодня не всегда однозначно, тем более ее отягощает противоречивый характер современного рынка труда, а также невысокий уровень заработной платы работников бюджетной сферы. Пожалуй, особенно остро данный вопрос стоит в сфере деятельности специалистов-гуманитариев (врачей, работников культуры, учителей и т.п.).

В современной науке одним из обсуждаемых сегодня является понятие «увлеченность» [3]. Оно появилось в рамках позитивной психологии [11] и активно утвердилось в разных научных аспектах, связанных с трудовой деятельностью, а также системой подготовки к ней - образовании. В теории голландского исследователя W. Schaufeli и его коллег данный термин определяется как позитивное, приносящее удовлетворение и связанное с работой явление, которое характеризуется энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью [12]. Он не рассматривается в контексте с выгоранием личности, и, следовательно, имеет широкие перспективы для изучения. В своем обзоре зарубежных исследований Е.Ю. Мандрикова показывает, что увлеченные работой сотрудники имеют высокую личную эффективность, верят в то, что способны справиться с любыми сложностями, оптимистичны относительно своей работы и жизни [6]. По нашему мнению, данный конструкт можно изучать уже на фазе подготовки профессионала как определяющий его включенность образовательно-профессиональный процесс, что будет актуальным с позиции его оптимизации, развития личностных качеств и ценностно-смыслового структурирования его субъекта. Увлеченное, положительное отношение студента к избранной специальности, его осмысленная направленность на будущую профессию, по нашему мнению, может рассматриваться как ресурс в профессиональном развитии.

Целью нашего исследования было эмпирическое изучение взаимосвязи увлеченности работой и особенностей учебной и профессиональной мотивации студентов гуманитарных вузов, будущих педагогов и врачей в аспекте развития профессионального самосознания.

Материалы и методы исследования. Выборку респондентов для нашего исследования составили студенты выпускных курсов гуманитарных вузов. Это студенты исторического факультета НГПУ им. К. Минина (40 человек) и студенты педиатрического факультета НижГМА (63 человека). Все они ко времени проведения исследования неоднократно проходили практику в лечебных и педагогических учреждениях, следовательно, были знакомы с основами профессиональной деятельности. Большое количество студентов уже работают по выбранной специальности. Обе выбранные для исследования специальности относятся к социономической сфере, работа специалистов обеих групп связана с детьми, данные профессии имеют много схожих аспектов, как в социальном (например, отношение к врачу и учителю в обществе, уровень заработной платы и т.п.), так и в психологическом планах (обе профессии требуют определенных качеств от своих специалистов, находятся в высокой зоне риска по уровню выгорания и т.п.).

В работе были использованы следующие методики исследования: «Утрехтская шкала увлеченности работой» (авторы У. Схауфели и коллеги, адаптация Д.А. Кутузовой), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), методика определения общего уровня удовлетворенности профессией (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана и дополненная нами). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS-12, достоверность различий определялась по коэффициентам Стьюдента – для шкал отношений и по коэффициенту Смирнова-Колмагорова для долей выборки (выбор мотивов). Показатели связи параметров выявлялись с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение. Было выявлено, что показатели увлеченности студентов находятся в зоне средних оценок, что в целом характеризует удовлетворенность своим профессиональным выбором и учебой в вузе, понимание профессиональных задач. Из всех показателей увлечённости деятельностью и в той, и в другой группе студентов выше показатели энергичности, т.е. студенты чувствуют прилив сил и энергию в процессе профессиональной деятельности, упорство в достижении ее целей. Несколько ниже показатели по шкале «энтузиазм», что в большей степени выявляет мотивационные характеристики, которые находятся в зоне средних значений. Показатели по шкале «поглощенность» также находятся в зоне средних значений и говорят о вхождении студентов в профессиональную деятельность, вовлеченности в нее, и могут констатировать достаточно благоприятный профессиональный настрой. Данный показатель авторами методики расценивается как переживание радости от работы, ощущение того, что время протекает незаметно, Тем не менее, высоко увлеченных работой студентов немного. Однако наши респонденты только еще начинают свою профессиональную деятельность, и в литературе имеются данные, что чем моложе работники, тем ниже уровень их увлеченности [3]. В таблице 1 приведены средние значения и стандартные отклонения показателей увлечённости студентов-педагогов и студентов-медиков.

Таблица 1

Сравние показателей увлеченности работой студентов-педагогов и студентов-медиков

Измеряемый показатель

Студенты-педагоги

Студенты-медики

коэфф Стьюдента

Ур.зн-ти

 

Среднее

знач.

Станд.

отклон.

Среднее

знач.

Станд.

отклон.

Энергичность

3,5

1,16

4,5

0,7

2,18

0,03*

Энтузиазм

3.4

1.2

4,2

0,9

1,90

0,05*

Поглощенность

3,5

1,3

3,8

1,03

1,08

0,28

Примечание: * - значимые различия

Тем не менее, нужно заметить, что все показатели по шкале увлечённости у студентов-медиков выше, чем у будущих педагогов. Особенно заметна разница по показателям энергичности и энтузиазма. Возможно, это связано с тем, что конкурс при поступлении в медицинский вуз выше, соответственно, выше характер требований к абитуриентам, и свидетельствует о том, что поступающие идут туда более осознанно и целенаправленно, чем поступающие в педагогический вуз, дающий базовые знания, применимые в разных сферах деятельности. Нельзя не отметить и то, что профессия врача традиционно более престижна в современном обществе, чем профессия педагога, что, по всей вероятности, проявляется в отношении к учению и будущей профессии у студентов. Студенты-медики для овладения будущей профессией прикладывают больше усилий, чем будущие педагоги, что говорит и о более высокой мотивации.

Удовлетворенность выбранной профессией у студентов-педагогов и студентов-врачей достоверно различается по ряду параметров. Студенты-педиатры выше оценивают значимость своей профессии в обществе, тогда как студенты-педагоги значимо выше воспринимают ее как творческую профессию, дающую возможность саморазвития. В обеих группах значимым фактором удовлетворенности для студентов является умение и возможность работать с людьми, соотносить данную профессию со своими способностями. Неудовлетворительным показателем считается заработная плата, а также высокий уровень энергетических затрат, связанных с профессией. В целом, в обеих группах респондентов удовлетворенность профессией как показатель отношения к ней, включенный в структуру профессиональной мотивации, находится в зоне средних и высоких значений. В группе врачей он несколько выше.

Изучение мотивов учения студентов показало, что в целом мотивационный профиль студентов обоих вузов имеет много общего по приоритетным и неприоритетным мотивам. Однако у студентов педагогического вуза он более «сглажен» и менее дифференцирован, максимальные показатели значительно меньше отличаются от минимальных, по сравнению со студентами медицинского вуза (см. рис. 1).

Рис.1. Структура мотивов учебной деятельности студентов медиков и педагогов

Мотивы: 1.Стать высококвалифицированным специалистом. 2.Получить диплом. 3.Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 4.Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». 5. Постоянно получать стипендию. 6. Приобрести глубокие и прочные знания. 7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 8. Не запускать изучение предметов учебного цикла. 9. Не отставать от сокурсников. 10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 11. Выполнять педагогические требования. 12.Достичь уважения преподавателей. 13. Быть примером для сокурсников. 14. Добиться одобрения родителей и окружающих. 15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 16.Получить интеллектуальное удовлетворение.

 

Еще одно отличие заключается в том, что у студентов-медиков все пиковые (максимальные) показатели соответствуют внутренним мотивам: стать высококвалифицированным специалистом (5,51, p<0,00), приобрести глубокие и прочные знания (3,53, p<0,00); обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (1,91, p<0,01); получить интеллектуальное удовлетворение. Это показывает значимость для них профессиональной деятельности и обучения в рамках выбранной специальности, вовлеченность в профессию. Как видим, наиболее важные в профессиональном развитии мотивы значимо выше у студентов-медиков.

У студентов-педагогов наиболее высокие баллы получили как внешние (получить диплом (2,58, p<0,01); сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию (1,93, при p<0,05), достичь уважения преподавателей (2,09, при p<0,04)), так и внутренние мотивы (обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить интеллектуальное удовлетворение), что с одной стороны, показывает широкий мотивационный выбор студентов-педагогов, а с другой свидетельствует о противоречивой смысловой картине погружения в профессию. Направленность на внешние мотивы снижает общий мотивационный настрой и включенность в деятельность.

Результаты корреляционного анализа выявили достоверные связи показателей увлеченности работой с мотивами учебной деятельности студентов и показателями удовлетворенности профессиональным выбором.

Так, энергичность, выражающаяся в эмоционально-энергетических ресурсах личности студента, имеет связь с мотивами: стать высококвалифицированным специалистом (0,44, p<0,02), приобрести глубокие и прочные знания (0,41, p<0,03) и отрицательно связана с мотивом получить диплом (-0, 46, p<0,01). Таким образом, внутренние мотивы в большей степени, чем внешние, придают силы, жизненный тонус в учебно-профессиональном процессе, помогают справиться с напряжением и трудностями.

Показатель по шкале энтузиазма имеет положительную корреляционную связь с показателем удовлетворенности профессией (0,40, p<0,04), а также внутренними мотивами, связанными с удовлетворением от процесса учебы (0,44, p<0,01), желанием стать высококвалифицированным специалистом (0,33, p<0,05). Отрицательная связь обнаружена с внешними мотивами: мотивом «получить диплом» (-0,41, p<0,04), а также мотивами «добиться одобрения родителей и окружающих» (-0,41, p<0,03), «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (-0,43, p<0,02). Таким образом, осмысленность учения сопряжена с большим мотивационным подъемом, выражающимся в энергичности.

Показатели поглощенности работой положительно связаны с мотивом получения интеллектуального удовлетворения (0,33, p<0,05) и отрицательно с внешним мотивом «получить диплом» (-0,44, p<0,02). Таким образом, можно утверждать, что увлеченность выступает в качестве значимого личностного образования, имеющего связи с профессиональной и учебной мотивацией студента гуманитарного вуза как будущего профессионала.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.  Увлеченность работой выступает значимым личностным образованием, которое существенным образом влияет на развитие профессионального самосознания студента-выпускника гуманитарного вуза и связано, прежде всего с его мотивационными компонентами. Данный конструкт способен влиять на отношение студента к учебной деятельности, профессии, работе в целом и является важнейшим личностным ресурсом в профессиональном обучении будущего специалиста

2.  Увлечённость работой, выражающаяся в энергичности, приливе сил в процессе этой деятельности связана, прежде всего, с внутренними мотивами, а именно с желанием стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, и обратно связана с внешними мотивами. Увлеченные своей работой студенты больше включены в учебный процесс, активнее развиваются как профессионалы, больше времени и сил тратят на подготовку и часто уже работают по выбранной специальности.

3.  Увлечённость деятельностью, выражающаяся в энтузиазме, с которым студент учится, положительно связана с удовлетворённостью будущей профессией, получением интеллектуального удовольствия и обратно связана с внешними мотивами, что говорит о значительно большей мотивационной готовности увлеченных работой студентов, приверженности к профессии, понимании ее ценности и значимости. Поглощённость работой прямо связана с мотивом получения интеллектуального удовольствия в процессе обучения в вузе и обратно с внешним мотивом, констатирующим получение диплома.

Обнаруженные закономерности могут служить основой развивающих программ в контексте формирования мотивационной готовности студентов вуза к профессиональной деятельности и развития профессионального самосознания. Действительно, стоит согласиться с учеными, что профилактика неблагоприятных факторов и формирование мотивационной активности может в большей степени оптимизировать профессионально-образовательный процесс. Для этого нужно систематически создавать условия для развития сильных сторон личности студента. Большое значение в этой связи, по нашему мнению, будет иметь погружение студентов уже с младших курсов в практику профессиональной деятельности с целью более осознанного овладения ее смыслами и ценностями. Осуществление самостоятельной работы студента по составлению плана своего профессионального пути, по формированию собственного стиля деятельности крайне важно для полноценного осмысления им общественных задач профессионального развития и саморазвития, понимания своей собственной субъектной профессиональной позиции.


Библиографическая ссылка

Фомина Н.В., Пепеляева С.В. РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23774 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674